Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:53, курсовая работа
Системой массового обслуживания (далее - СМО) называется любая система, предназначенная для обслуживания каких-либо заявок (требований), поступающих на нее в случайные моменты времени. Примеры СМО: телефонная станция; бюро ремонта; билетная касса; парикмахерская; ЭВМ. Теория массового обслуживания изучает случайные процессы протекающие в системах массового обслуживания. Любое устройство, непосредственно занимающееся обслуживанием заявок, называется каналом обслуживания (или «прибором»). СМО бывают как одно-, так и многоканальными.
БОУ ОО СПО “Омский промышленно-экономический колледж”
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине “Математические методы”
Тема: Система с отказами
Выполнил:
Коротков С.О.
3 курс, гр. БП-110
Руководитель:
Лалаян А.М.
Омск 2013
Оглавление
Введение
Системой массового обслуживания (далее - СМО) называется любая система, предназначенная для обслуживания каких-либо заявок (требований), поступающих на нее в случайные моменты времени. Примеры СМО: телефонная станция; бюро ремонта; билетная касса; парикмахерская; ЭВМ. Теория массового обслуживания изучает случайные процессы протекающие в системах массового обслуживания. Любое устройство, непосредственно занимающееся обслуживанием заявок, называется каналом обслуживания (или «прибором»). СМО бывают как одно-, так и многоканальными. Пример одноканальной СМО - билетная касса с одним кассиром; пример многоканальной - та же касса с несколькими кассирами. Модели систем массового обслуживания – это случайные процессы специального вида, которые иногда называют процессами обслуживания. Основные задачи теории массового обслуживания обычно состоят в том – что бы на основании локальных свойств рассматриваемых случайных процессов изучить их стационарные характеристики (если такие существуют) или поведение этих характеристик за большой промежуток времени. Одна из главных конечных целей исследований в этой области состоит в выборе наиболее разумной организации тех или иных систем массового обслуживания.
Обзор литературы
В ней было хорошо расписано СМО с отказами и формула для нахождения экономической оценки вариантов. Которая была применена в примерах. Вся используемая информация была разбита по пунктам, материал для восприятия изложен достаточно просто.
Было взято “Простейший поток событий и его свойства” достаточно коротко и ясно изложена информация.
Была исследована и сравнена “Простейший поток событий и его свойства” с другим источником.
Была исследована и сравнена “Система массового обслуживания” с другим источником. Введение было взято с этого источника.
Также были использованы лекции по дисциплине “Математические методы”
В каждую систему массового обслуживания (СМО) поступает входящий
поток заявок на обслуживание. Результатом работы СМО является выходящий поток обслуженных заявок.
1.Потоком событий называется последовательность однородных событий, происходящих в какие-то, вообще говоря, случайные моменты времени.
2.Если в СМО одновременно
может обслуживаться несколько
заявок, то СМО называется
3.Как одноканальные СМО, так и многоканальные СМО делятся на СМО с отказами и СМО с очередью (ожиданием).
4.В СМО с отказами
заявка, поступившая в момент, когда
все каналы обслуживания
5.В СМО с очередью заявка, поступившая в момент, когда все каналы обслуживания заняты, ожидающих обслуживания. Как только один из каналов обслуживания освобождается, к обслуживанию принимается одна из заявок, стоящих в очереди.
6.СМО с очередью
различаются по принципу
7.Принципом построения очереди называется схема, в соответствии с которой заявки из очереди выбираются на обслуживание. Чаще всего при этом используется:
В третьем случае заявки из очереди могут обслуживаться, как по схеме:”Первый пришел - первым обслуживаешься”, так и по схеме: “Последним пришел – первым обслуживаешься”.
Поток событий называется простейшим потоком событий, если он обладает следующими свойствами стационарности, отсутствия последействия и ординарности:
Замечание: Поток, в котором события происходят через равные промежутки времени, не являются простейшим потоком событий.
Интенсивностью(плотностью) потока событий называется среднее число событий, происходящих в единицу времени.
Замечание: Простейший поток событий обладает постоянной интенсивностью.
Замечание: В дальнейшем изложении будем предполагать, что все потоки событий являются простейшими потоками, не оговаривая этого особо. Простейший поток событий близко связан с распределением Пуассона. Действительно, справедливо следующее
Утверждение 1. Вероятность того, что на отрезке времени длины Т произойдет ровно к событий из простейшего потока с интенсивностью лямбда, выражается формулой Пуассона.
Утверждение 2. Длина отрезка
времени между последовательными событиями из простейшего
потока событий с интенсивностью лямбда
является случайной величиной, распределенной
по показательному(
Замечание. Плотность показательного распределения определяется по формуле.
Ожидание является следствием вероятностного характера возникновения потребностей в обслуживании и разброса показателей обслуживающих систем, которые называют системами массового обслуживания (СМО).
Основными элементами СМО являются источники заявок, их входящих поток, каналы обслуживания и выходящий поток.
Основные элементы СМО.
Входящий поток: на практике наиболее распространенным является простейший поток заявок, обладающий свойствами стационарности, ординарности и отсутствия последействия.
Стационарность
Ординарность потока определяется невозможностью одновременного появления двух или более заявок.
Отсутствие последействия характеризуется тем, что поступление заявки не зависит от того, когда и сколько заявок поступило до этого момента.
В этом случае вероятность того, что число заявок, поступивших на обслуживание за промежуток времени t, равно k, определяется по закону Пуассона.
,
где – интенсивность потока заявок, т.е. среднее число заявок в единицу времени:
(чел./мин, р/ч, автом. дн.,кВт/ч),
где – среднее значение интервала времени между двумя соседними заявками.
Случайное время ожидания в очереди начала обслуживания находится по формуле:
,
где – интенсивность движения очереди, т.е. среднее число заявок, приходящих на обслуживание в единицу времени:
,
где – среднее значение времени ожидания в очереди.
Выходящий поток заявок связан с потоком обслуживания в канале, где длительность обслуживания является случайной величиной и вычисляется по формуле
,
где – интенсивность
потока обслуживания, т.е. среднее число
заявок, обслуживаемых в единицу времен
(чел. мин, р/дн.,кг/ч, докум./дн.),
где – среднее время обслуживания.
Важной характеристикой СМО, объединяющей и, является интенсивность нагрузки.
4.Система с отказами
Система массового обслуживания с отказами не допускает образования очереди поступающих работ. Если в момент поступления очередного требования в системе все каналы заняты, то требование покидает систему.
Если имеется свободный канал, то он немедленно приступает к обслуживанию поступившего требования.
Каждый из n каналов может одновременно обслуживать только одно требование и все каналы функционируют независимо.
В систему поступает простейший (пуассоновский) поток требований с параметром. Время обслуживания каждого требования является случайной величиной, которая подчиняется экспоненциальному закону распределения с параметром. Состояние такой системы описывается системой дифференциальных уравнений:
где – вероятность того, что в системе в момент времени t занято k каналов обслуживания.
Интенсивность нагрузки:
где – интенсивность потока заявок, - интенсивность потока обслуживания;
где n число каналов обслуживания;
- параметры системы.
2. Вероятность того, что
все обслуживающие каналы
где – интенсивность нагрузки;
n – число каналов обслуживания;
- вероятность того, что
все обслуживающие каналы
3. Вероятность обслуживания;
4. Среднее число каналов занятых обслуживанием каналов;
n – число каналов обслуживания.
6. Абсолютная пропускная способность:
где – интенсивность потока заявок.
Для систем массового обслуживания решаются задачи выбора оптимального количества аппаратов, подборка параметров обслуживающего комплекса, расчета пропускной способности систем и др.
Экономическая оценка вариантов систем имеет вид:
где а – норма амортизации;
- цена каналов обслуживания;
и – текущие затраты на обслуживание работающего и простаивающего канала;
- потери производства от невыполнения работы (потери одного отказа);
- годовой фонд рабочего времени системы.
Задание 1. Фирма имеет n=4 телефонных диспетчеров. Среднее число вызовов в течении часа составляет = 96. Среднее время телефонного разговора = 2 минуты. Определить степень загрузки диспетчеров вероятность отказа в обслуживании.
Решение: Определим интенсивность потока обслуживания:
(мин)
где – среднее время обслуживания.
Определим интенсивность потока обслуживания в час.
Определим интенсивность нагрузки:
где - интенсивность потока заявок,
- интенсивность потока
Вероятность того, что все обслуживающие каналы свободны:
где n - число заявок;
- параметр системы.
Вероятность того что, все обслуживающие каналы заняты:
где - интенсивность нагрузки;
n - число каналов;
- вероятность того, что все обслуживающие каналы свободны.
Вероятность обслуживания:
Среднее число каналов занятых
где - интенсивность нагрузки.
Коэффициент загрузки каналов:
где - Среднее число каналов занятых обслуживанием каналов;
n - число каналов обслуживания.
Вывод: Степень загрузки каналов = 0.11, вероятность отказа в обслуживании = 0,00009.
Задание 2. Определить оптимальное
число аппаратов
Решение.
Возьмем один аппарата автоматического контроля.
Определим параметр системы
1)Вероятность простоя каналов
2) Вероятность отказа в обслуживании
3)Вероятность обслуживания
4) Среднее число каналов занятых обслуживанием
5) Доля каналов занятых обслуживанием
6) Абсолютная пропускная
7) Экономическая оценка вариантов
Возьмем 300 рабочих дней в году, рабочий день = 10 часов.
7.1) Определим годовой фонд работы машины