Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:38, реферат
Вычислительная техника, компьютерные системы прочно вошли в деловую жизнь фармпредприятий и составляют одну из важнейших ее частей. Бизнес-процессы большинства оптовых фирм-поставщиков, производителей ЛС, многих аптек организованы с использованием комплексных информационных систем, которые автоматизируют бухгалтерский и кадровый учет, контроль за движением товара, процессы оперативного и стратегического управления, формируя деловую информацию предприятия в электронном виде.
Региональная компьютерная сеть фармации
Вычислительная
техника, компьютерные системы прочно
вошли в деловую жизнь
Потребность в
автоматизации процессов
Современное состояние фармрынка крупных городов и регионов характеризуется тем, что сотни аптек, обслуживающих население города, снабжаются несколькими сотнями поставщиков медикаментов (например, в Санкт-Петербурге на 400 аптек приходится около 600 поставщиков ЛС). Разброс оптовых цен на некоторые препараты составляет 200% и более. В таких условиях у аптек возникает проблема оптимального выбора товара по приемлемым ценам и эффективного исполнения заказа, у поставщиков — проблема оптимизации предложения в соответствии с реальным спросом на ЛС. Решению проблем лекарственного обеспечения регионов, выбора и поставки лекарств способствует создание нового рыночного механизма, который, по сути, автоматизирует функции спроса и предложения и является электронным оптовым рынком лекарств, реализующимся посредством региональных информационных сетей.
В С.-Петербурге создана и уже около пяти лет функционирует региональная информационная компьютерная сеть фармации, которая объединяет 360 аптек и более 100 поставщиков ЛС. Создатели проекта — специалисты предприятия “Росби Информ Ко” — использовали богатый опыт, накопленный при проектировании и внедрении других проектов, в т. ч. крупных корпоративных систем фармации, которые и сегодня работают, например, на аптечном складе № 1, ГУП “Фармакоптево” в Москве, ОАО “Московская фармацевтическая фабрика”.
Оптовые фирмы передают свои прайс-листы на так называемый центральный узел, где осуществляется программное приведение прайс-листов, которые ведутся фирмами в самых разнообразных форматах, к единому нормализованному (стандартному для данной сети) виду и создается сводный прайс-лист. Аптеки просматривают сводный прайс-лист и формируют заказы на медикаменты, причем за один сеанс связи может быть реализован заказ сразу нескольким поставщикам. Центральный узел разбирает заказы и направляет их поставщикам ЛС, которые, в свою очередь, имеют возможность направлять аптекам через сеть счета-подтверждения исполнения заказа. Активно работающие поставщики, желающие отразить оперативные изменения в своих прайс-листах, могут неоднократно в течение рабочего дня передавать эти изменения, которые незамедлительно доводятся до покупателей. Сеть работает круглосуточно и предоставляет его участникам информационный сервис, обеспечивая доступ к аналитико-статистическим данным, накопленным в процессе функционирования сети. Так, можно получить информацию о рейтинге медпрепаратов в форме регламентированных запросов “О 1000 наиболее популярных препаратов по стоимости продаж”, “О препаратах, отсутствующих в сети последние 45 дней”, “О новых поступлениях”, “О разбросе оптовых цен” и т.д. Также имеется возможность составления нерегламентированных запросов. Совокупность информационных ресурсов сети и программно-интеллектуального обеспечения образует информационный банк данных — “ФармИнформБанк”, доступ к которому осуществляется по Inetrnet/Intranet-технологиям и открыт для всех участников сети (www.aptekamarket.com). Эти страницы активно посещаются, организован коммерческий доступ удаленных пользователей через Интернет к базам данных web-узла сети, что позволяет удовлетворить информационные потребности пользователей не только в Санкт-Петербурге, но и далеко за его пределами, специалистов других регионов, что, в свою очередь, косвенно влияет на формирование отечественного цивилизованного лекарственного рынка.
Общий результат работы сети — предоставление участникам фармрынка региона режима эффективного автоматизированного взаимодействия между собой, а для различных групп участников есть и дополнительные преимущества перед обычными телефонно-бумажными технологиями.
Работа в сети позволяет аптеке следить за состоянием оптового рынка ЛС, проводить сравнительный анализ, мониторинг цен с учетом огромной номенклатуры препаратов, принимать обоснованные решения при заказе медикаментов. За период работы сети известен случай, когда аптека уволила менеджера за то, что он делал заказы в пользу не самого дешевого поставщика. По мнению многих специалистов аптек, телефонные заказы содержат значительное количество ошибок из-за того, что поставщик и аптека недопоняли, недослышали друг друга, в то время как электронный заказ практически не содержит ошибок, т.к. специалист аптеки видит предложение поставщика на экране.
Фирмы-поставщики получают информацию о реальном спросе на медикаменты. Медицинским работникам, врачам предоставляется полная и оперативная информация о наличии медикаментов и разбросе цен. На основании этой информации врач может выбрать оптимальную схему лечения с учетом наличия необходимых лекарственных препаратов в сети региона и исходя из финансовых возможностей пациента. В условиях стационара это поможет подобрать схему лечения, которую пациент будет использовать в амбулаторных условиях, а не ограничиваться наличием препаратов в данном медицинском учреждении.
Руководящие органы
здравоохранения могут получать
оперативную и достоверную
Обращаясь к данным “ФармИнформБанка”, пользователи легко найдут нужный препарат среди имеющихся в оптовой сети, смогут определить, в какую аптеку и когда препарат поступал и т.д. При очевидных преимуществах работы в региональных компьютерных сетях общего пользования отдельные крупные оптовые фирмы организуют электронную связь с аптеками только для себя, обеспечивая индивидуальную работу с покупателями, решая, таким образом, собственные бизнес-проблемы. По опыту работы сети Санкт-Петербурга не редки случаи, когда менеджеры среднего звена фирм-поставщиков стараются “увести” аптеки от работы в сети, активно навязывая заказы по телефону, т.к. электронный заказ отнимает у них процент, который они получают с телефонного заказа. Такие менеджеры предлагают аптеке разного рода льготы, например срочную доставку и проч. Однако в тех фирмах, где заботятся об экономической эффективности работы в целом и зарплата сотрудников зависит от общего успеха фирмы, прекрасно понимают, что работа в сети ускоряет продвижение товара, увеличивает обороты и сокращает издержки.
Программное и техническое обеспечение сети регулярно, через каждые 2-3 месяца, обновляется. В фармацевтическую сеть Санкт-Петербурга подключаются аптеки Ленинградской области, для которых электронный оптовый рынок лекарств — наиболее эффективная и перспективная форма делового общения, когда сокращаются большие расстояния и удаленный пользователь сети чувствует себя полноправным ее участником. Хотя недостаточное компьютерное оснащение на селе и порой низкое качество телефонных линий мешает активному взаимодействию.
Информационная компьютерная сеть фармации создана и успешно эксплуатируется с 1995 г. дочерней компанией “Росби Информ Ко” — “Бюро РКМ” в Москве. До недавнего времени она включала ограниченное число поставщиков, а теперь расширяется с учетом опыта, полученного в ходе реализации других проектов, и достигнутых технологических результатов. Развитие коммуникационных и информационных технологий, включая цифровые методы передачи данных и изображений, мобильную связь, открывает новые возможности и перспективы электронного рынка, маркетинга. Серьезной проблемой, препятствующей свободному информационному обмену, является отсутствие стандартных единых по стране классификаторов в области фармации. Однако, не теряя оптимизма, надеемся, что такие классификаторы появятся. Будущее информационных сетевых технологий — в расширении зоны охвата фармацевтических сетей, объединении сетей различных регионов и формировании прозрачного, цивилизованного рынка лекарств. Региональные сети Санкт-Петербурга и Москвы готовы включить абонентов других регионов. Хочется обратить внимание руководителей управления здравоохранения регионов на широкие возможности региональных информационных компьютерных сетей фармации при организации снабжения населения лекарственными средствами.
Автор: Алексей КОЛЬЧУГИН, Марина МУЗЫЛЕВА
В СООТВЕТСТВИИ С РАЗВИТИЕМ
Наличие положительного эффекта от грамотного применения автоматизированных систем управления в аптечных организациях доказано уже не раз, в условиях же нарастающего экономического кризиса информационные технологии могут стать серьезным инструментом для оптимизации управления и сокращения расходов в секторе фармацевтического ритейла. Вопросам автоматизации аптечного бизнеса мы планируем посвятить серию специализированных публикаций. В данной статье рассматривается историческая ретроспектива развития АСУ в фармацевтической деятельности, а также основные аспекты автоматизации, напрямую влияющие на благосостояние и развитие аптечных учреждений в современных условиях.
Информационные технологии (ИТ) на сегодняшний день являются неотъемлемой частью нашей жизни. Автоматизация процессов аптечной деятельности и использование ИТ в последние годы явились одним из рычагов для активного развития фармацевтической отрасли. Современные тенденции увеличения коммерческого сегмента в аптечном бизнесе, усиление конкуренции, рост количества аптечных сетей приводят к тому, что нормальное функционирование и развитие аптеки уже не эффективно без использования такого инструмента, как ИТ. Их внедрение способствует обеспечению высокой скорости и оперативности работы и, что особенно важно, повышению прибыли, что позволяет аптекам выживать в условиях постоянной конкуренции. Кроме того, достаточно большая часть информации в настоящее время появляется в электронном виде, что в сегодняшних условиях развития коммуникаций обеспечивает ей более высокую мобильность, доступность и массовость.
Сегодня пользователям предлагается большое количество автоматизированных систем управления (АСУ), и по этой причине руководитель аптеки, аптечной сети или оптового фармацевтического склада должен самостоятельно принять обоснованное решение по выбору той или иной АСУ. На рынке представлено внушительное количество как отечественных, так и русифицированных зарубежных разработок. Речь может идти как о системах, которые автоматизируют отдельный участок работы (например, бухгалтерский учет), так и о профессионально ориентированных базах данных по ЛС. Однако наиболее перспективными с точки зрения дальнейшего развития аптечного бизнеса являются комплексные решения, рассчитанные на охват всех сторон деятельности аптек или аптечных сетей – интегрированные программно-аппаратные комплексы, или АСУ - совокупность математических методов, технических средств (связи компьютеров, средств связи, устройств отображения информации и т.д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложными объектами или процессами в соответствии с заданной целью.
Как все начиналось
В целях создания
организационных условий для ускоренного
внедрения вычислительной техники и математических
методов в деятельность учреждений здравоохранения
при оказании населению санитарно-
В 90-х годах в аптечной службе России наметилась тенденция перехода на персональные компьютеры, что обеспечило снижение производственных затрат в 20-40 раз. Вместе с тем исследования эффективности процессов автоматизации показали высокие результаты и необходимость применения ИТ в аптечной службе. С появлением высокопроизводительных персональных компьютеров и развитием сетевых технологий возникла потребность обмена информацией между удаленными объектами (например, аптеками одной аптечной сети), что определило возможность разработки и внедрения АСУ, объединяющих множество территориально отдаленных объектов. В середине 80-х годов были разработаны системы связи отдельных программных комплексов на основе двусторонних протоколов, которые могли обеспечить устойчивую работу двух систем, но при соединении трех и более объектов возникали сложности в создании единого информационного пространства. Эта проблема была решена несколькими годами позднее.