Разработка системы защиты информации на рабочих станциях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработать систему для защиты информации на рабочих станциях на основе современных информационных технологий.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- анализ современного состояния защиты рабочих станций;
- выбрать методы защиты информации рабочих станций для обеспечения бесперебойного функционирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..8
1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ…11
Сущность проблемы и задачи защиты информации в
информационных и телекоммуникационных сетях………………..11
Классификация угроз безопасности информации…………………14
Классификация наиболее распространенных угроз………………19
Программные атаки………………………………………………….21
Вредоносное программное обеспечение……………………………22
2 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ…………………24
2.1 Традиционные меры и методы защиты информации…………….24
2.2 Аппаратные средства защиты информации……………………….28
2.3 Программные средства защиты информации…………………….30
2.4 Криптографические методы и средства защиты информации…..43
3 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ НА РАБОЧИХ
СТАНЦИЯХ.............................................................................................56
3.1 Постановка задачи……………………………………………………56
3.2 Техническое задание на разработку проекта системы по защите
информации на рабочих станциях………………………………….56
3.3 Создание системы защиты информации на рабочих станциях…..61
3.3.1 Назначение системы…………………………………………….61
3.3.2 Возможности системы…………………………………………..62
3.4 Рекомендации по защите информации……………………………..65
4 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПРИ РАЗРАБОТКЕ
СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ НА РАБОЧИХ СТАНЦИЯХ..67
4.1 Определение трудоемкости выполнения НИР……………………..67
4.2 Определение плановой себестоимости проведения НИР…………70

4.3 Оценка научно-технической результативности и экономической
эффективности НИР………………………………………………….74
5 ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………80
5.1 Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением
трудового договора…………………………………………………..80
5.2 Обеспечение электробезопасности рабочих мест с ПЭВМ……….83
5.3 Законодательные основы обеспечения безопасности населения и
территории в ЧС.................................................................................90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….........94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

Гудырев_Диплом.doc

— 579.00 Кб (Скачать)

- злоумышленный вывод  из строя средств защиты информации.

Пассивное подключение нарушителя к устройствам или линиям связи легко предотвратить (например, с помощью шифрования передаваемой информации), но невозможно обнаружить. Активное подключение, напротив, легко обнаружить (например, с помощью хеширования и шифрования передаваемой информации), но невозможно предотвратить.

Помимо утечки информации в КС возможны также ее несанкционированное уничтожение или искажение (например, заражение компьютерными вирусами), а также несанкционированное использование информации при санкционированном доступе к ней (например, нарушение авторских прав владельцев или собственников программного обеспечения или баз данных).

Наличие в КС значительного числа потенциальных каналов утечки информации является объективным фактором и обусловливает уязвимость информации в подобных системах с точки зрения ее несанкционированного использования.

Поскольку наиболее опасные угрозы информационной безопасности вызваны преднамеренными действиями нарушителя, которые в общем случае являются неформальными, проблема защиты информации относится к формально не определенным проблемам. Отсюда следуют два основных вывода:

- надежная защита информации в КС не может быть обеспечена только формальными методами (например, только программными и аппаратными средствами);

- защита информации в  КС не может быть абсолютной.

При решении задачи защиты информации в КС необходимо применять так называемый системно-концептуальный подход. В соответствии с ним решение задачи должно подразумевать:

- системность целевую, при  которой защищенность информации  рассматривается как составная  неотъемлемая часть ее качества;

- системность пространственную, предполагающую взаимосвязанность защиты информации во всех элементах КС;

- системность временную, предполагающую непрерывность защиты  информации;

- системность организационную, предполагающую единство организации  всех работ по защите информации  в КС и управления ими.

Концептуальность подхода к решению задачи защиты информации в КС предусматривает ее решение на основе единой концепции (совокупности научно обоснованных решений, необходимых и достаточных для оптимальной организации защиты информации в КС).

Обеспечение информационной безопасности КС является непрерывным процессом, целенаправленно проводимым на всех этапах ее жизненного цикла с комплексным применением всех имеющихся методов и средств.

Существующие методы и средства защиты информации можно подразделить на четыре основные группы:

- методы и средства  организационно-правовой защиты  информации;

- методы и средства  инженерно-технической защиты информации;

- криптографические методы  и средства защиты информации;

- программно-аппаратные  методы и средства защиты информации.

 

1.3 Классификация наиболее распространенных угроз

 

Самыми частыми и самыми опасными (с точки зрения размера ущерба) являются непреднамеренные ошибки штатных пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц, обслуживающих компьютерную сеть [18].

Иногда такие ошибки и являются собственно угрозами (неправильно введенные данные или ошибка в программе, вызвавшая крах системы), иногда они создают уязвимые места, которыми могут воспользоваться злоумышленники (таковы обычно ошибки администрирования). По некоторым данным, до 65% потерь - следствие непреднамеренных ошибок.

Пожары и наводнения не приносят столько бед, сколько безграмотность и небрежность в работе.

Очевидно, самый радикальный способ борьбы с непреднамеренными ошибками - максимальная автоматизация и строгий контроль.

Другие угрозы доступности можно классифицировать по компонентам КС, на которые нацелены угрозы:

- отказ пользователей;

- внутренний отказ сети;

- отказ поддерживающей  инфраструктуры.

Обычно применительно к пользователям рассматриваются следующие угрозы:

- нежелание работать с  информационной системой (чаще всего  проявляется при необходимости  осваивать новые возможности  и при расхождении между запросами  пользователей и фактическими  возможностями и техническими  характеристиками);

- невозможность работать  с системой в силу отсутствия  соответствующей подготовки (недостаток  общей компьютерной грамотности, неумение интерпретировать диагностические  сообщения, неумение работать с  документацией и т.п.);

- невозможность работать  с системой в силу отсутствия технической поддержки (неполнота документации, недостаток справочной информации и т.п.).

Основными источниками внутренних отказов являются:

- отступление (случайное  или умышленное) от установленных  правил эксплуатации;

- выход системы из штатного режима эксплуатации в силу случайных или преднамеренных действий пользователей или обслуживающего персонала (превышение расчетного числа запросов, чрезмерный объем обрабатываемой информации и т.п.);

- ошибки при (пере)конфигурировании  системы;

- отказы программного  и аппаратного обеспечения;

- разрушение данных;

- разрушение или повреждение аппаратуры.

По отношению к поддерживающей инфраструктуре рекомендуется рассматривать следующие угрозы [4]:

- нарушение работы (случайное  или умышленное) систем связи, электропитания, водо- и/или теплоснабжения, кондиционирования;

- разрушение или повреждение  помещений;

- невозможность или нежелание обслуживающего персонала и/или пользователей выполнять свои обязанности (гражданские беспорядки, аварии на транспорте, террористический акт или его угроза, забастовка и т.п.).

Весьма опасны так называемые "обиженные" сотрудники - нынешние и бывшие. Как правило, они стремятся нанести вред организации - "обидчику", например:

- испортить оборудование;

- встроить логическую бомбу, которая со временем разрушит программы и/или данные;

- удалить данные.

Обиженные сотрудники, даже бывшие, знакомы с порядками в организации и способны нанести немалый ущерб. Необходимо следить за тем, чтобы при увольнении сотрудника его права доступа (логического и физического) к информационным ресурсам аннулировались.

 

    1. Программные атаки

 

В качестве средства вывода сети из штатного режима эксплуатации может использоваться агрессивное потребление ресурсов (обычно - полосы пропускания сетей, вычислительных возможностей процессоров или оперативной памяти). По расположению источника угрозы такое потребление подразделяется на локальное и удаленное. При просчетах в конфигурации системы локальная программа способна практически монополизировать процессор и/или физическую память, сведя скорость выполнения других программ к нулю.

Простейший пример удаленного потребления ресурсов - атака, получившая наименование "SYN-наводнение" [5]. Она представляет собой попытку переполнить таблицу "полуоткрытых" TCP-соединений сервера (установление соединений начинается, но не заканчивается). Такая атака по меньшей мере затрудняет установление новых соединений со стороны легальных пользователей, то есть сервер выглядит как недоступный.

По отношению к атаке "Papa Smurf" уязвимы сети, воспринимающие ping-пакеты с широковещательными адресами. Ответы на такие пакеты "съедают" полосу пропускания.

Удаленное потребление ресурсов в последнее время проявляется в особенно опасной форме - как скоординированные распределенные атаки, когда на сервер с множества разных адресов с максимальной скоростью направляются вполне легальные запросы на соединение и/или обслуживание. Временем начала "моды" на подобные атаки можно считать февраль 2000 года, когда жертвами оказались несколько крупнейших систем электронной коммерции (точнее - владельцы и пользователи систем). Если имеет место архитектурный просчет в виде разбалансированности между пропускной способностью сети и производительностью сервера, то защититься от распределенных атак на доступность крайне трудно.

Для выведения систем из штатного режима эксплуатации могут использоваться уязвимые места в виде программных и аппаратных ошибок. Например, известная ошибка в процессоре Pentium I давала возможность локальному пользователю путем выполнения определенной команды "подвесить" компьютер, так что помогает только аппаратный RESET [9].

Программа "Teardrop" удаленно "подвешивает" компьютеры, эксплуатируя ошибку в сборке фрагментированных IP-пакетов.

 

    1. Вредоносное программное обеспечение

 

Одним из опаснейших способов проведения атак является внедрение в атакуемые системы вредоносного программного обеспечения.

Выделяют следующие аспекты вредоносного ПО:

- вредоносная функция;

- способ распространения;

- внешнее представление.

Часть, осуществляющая разрушительную функцию, предназначается для:

- внедрения другого вредоносного ПО;

- получения контроля над атакуемой системой;

- агрессивного  потребления ресурсов;

- изменения или разрушения  программ и/или данных.

По механизму распространения различают:

- вирусы - код, обладающий способностью к распространению (возможно, с изменениями) путем внедрения в другие программы;

- "черви" - код, способный самостоятельно, то есть без внедрения в другие программы, вызывать распространение своих копий по сети и их выполнение (для активизации вируса требуется запуск зараженной программы).

Вирусы обычно распространяются локально, в пределах узла сети; для передачи по сети им требуется внешняя помощь, такая как пересылка зараженного файла. "Черви", напротив, ориентированы в первую очередь на путешествия по сети.

Иногда само распространение вредоносного ПО вызывает агрессивное потребление ресурсов и, следовательно, является вредоносной функцией. Например, "черви" "съедают" полосу пропускания сети и ресурсы почтовых систем.

Вредоносный код, который выглядит как функционально полезная программа, называется троянским. Например, обычная программа, будучи пораженной вирусом, становится троянской; порой троянские программы изготавливают вручную и подсовывают доверчивым пользователям в какой-либо привлекательной упаковке (обычно при посещении файлообменных сетей или игровых и развлекательных сайтов).

 

  1. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

 

2.1 Традиционные  меры и методы защиты информации

 

Для обеспечения безопасности информации в офисных сетях проводятся различные мероприятия, объединяемые понятием «система защиты информации». Система защиты информации – это совокупность мер, программно-технических средств, правовых и морально-этических норм, направленных на противодействие угрозам нарушителей с целью сведения до минимума возможного ущерба пользователям и владельцам системы.

Традиционные меры для противодействия утечкам информации подразделяются на технические и организационные [8].

К техническим мерам можно отнести защиту от несанкционированного доступа к системе, резервирование особо важных компьютерных подсистем, организацию вычислительных сетей с возможностью перераспределения ресурсов в случае нарушения работоспособности отдельных звеньев, установку оборудования обнаружения и тушения пожара, оборудования обнаружения воды, принятие конструкционных мер защиты от хищений, саботажа, диверсий, взрывов, установку резервных систем электропитания, оснащение помещений замками, установку сигнализации и многое другое.

К организационным мерам можно отнести охрану серверов, тщательный подбор персонала, исключение случаев ведения особо важных работ только одним человеком, наличие плана восстановления работоспособности сервера после выхода его из строя, универсальность средств защиты от всех пользователей (включая высшее руководство).

Несанкционированный доступ к информации может происходить во время профилактики или ремонта компьютеров за счет прочтения остаточной информации на носителях, несмотря на ее удаление пользователем обычными методами. Другой способ – прочтение информации с носителя во время его транспортировки без охраны внутри объекта или региона.

Современные компьютерные средства построены на интегральных схемах.

При работе таких схем происходят высокочастотные изменения уровней напряжения и токов, что приводит к возникновению в цепях питания, в эфире, в близко расположенной аппаратуре и т.п. электромагнитных полей и наводок, которые с помощью специальных средств (условно назовем их "шпионскими") можно трансформировать в обрабатываемую информацию. С уменьшением расстояния между приемником нарушителя и аппаратными средствами вероятность такого рода съема и расшифровки информации увеличивается.

Несанкционированное ознакомление с информацией возможно также путем непосредственного подключения нарушителем «шпионских» средств к каналам связи и сетевым аппаратным средствам.

Информация о работе Разработка системы защиты информации на рабочих станциях