Разработка пользовательского интерфейса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:18, реферат

Краткое описание

Как известно, процесс проникновения информационных технологий практически во все сферы человеческой деятельности продолжает развиваться и углубляться. Помимо уже привычных и широко распространенных персональных компьютеров, общее число которых достигло многих сотен миллионов, становится все больше и встроенных средств вычислительной техники.

Файлы: 1 файл

Разработка пользовательского интерфейса.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     Как известно, процесс проникновения  информационных технологий практически  во все сферы человеческой деятельности продолжает развиваться и углубляться. Помимо уже привычных и широко распространенных персональных компьютеров, общее число которых достигло многих сотен миллионов, становится все больше и встроенных средств вычислительной техники. Пользователей всей этой разнообразной вычислительной техники становится все больше, причем наблюдается развитие двух вроде бы противоположных тенденций. С одной стороны, информационные технологии все усложняются, и для их применения, и тем более дальнейшего развития, требуется иметь очень глубокие познания. С другой стороны, упрощаются интерфейсы взаимодействия пользователей с компьютерами. Компьютеры и информационные системы становятся все более дружественными и понятными даже для человека, не являющегося специалистом в области информатики и вычислительной техники. Это стало возможным прежде всего потому, что пользователи и их программы взаимодействуют с вычислительной техникой посредством специального (системного) программного обеспечения - через операционную систему. Операционная система предоставляет интерфейсы и для выполняющихся приложений, и для пользователей.  
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава I. Понятие интерфейса 

    1. Понятие интерфейса пользователя.
 

     Интерфейс - совокупность технических, программных  и методических (протоколов, правил, соглашений) средств сопряжения в  вычислительной системе пользователей  с устройствами и программами, а  также устройств с другими  устройствами и программами.

     Интерфейс - в широком смысле слова, это способ (стандарт) взаимодействия между объектами. Интерфейс в техническом смысле слова задаёт параметры, процедуры  и характеристики взаимодействия объектов. Различают:

     Интерфейс пользователя - набор методов взаимодействия компьютерной программы и пользователя этой программы.

     Программный интерфейс - набор методов для  взаимодействия между программами.

     Физический  интерфейс - способ взаимодействия физических устройств. Чаще всего речь идёт о  компьютерных портах.

     Пользовательский  интерфейс - это совокупность программных  и аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером. Основу такого взаимодействия составляют диалоги. Под диалогом в данном случае понимают регламентированный обмен информацией между человеком и компьютером, осуществляемый в реальном масштабе времени и направленный на совместное решение конкретной задачи. Каждый диалог состоит из отдельных процессов ввода / вывода, которые физически обеспечивают связь пользователя и компьютера. Обмен информацией осуществляется передачей сообщения.  
 

     Рис.1. Взаимодействие пользователя с компьютером 

     В основном пользователь генерирует сообщения  следующих типов:

    1. запрос информации
    2. запрос помощи
    3. запрос операции или функции
    4. ввод или изменение информации

     В ответ пользователь получает подсказки  или справки; информационные сообщения, требующие ответа; приказы, требующие  действия; сообщения об ошибках и  другую информацию.

     Интерфейс пользователя компьютерного приложения включает:

    • средства отображения информации, отображаемую информацию, форматы и коды;
    • командные режимы, язык "пользователь - интерфейс";
    • устройства и технологии ввода данных;
    • диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером, обратную связь с пользователем;
    • поддержку принятия решений в конкретной предметной области;
    • порядок использования программы и документацию на неё.

     Пользовательский  интерфейс (ПИ) часто понимают только как внешний вид программы. Однако на деле пользователь воспринимает через  него всю программу в целом, а значит, такое понимание является слишком узким. В действительности ПИ объединяет в себе все элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением (ПО).

     Это не только экран, который видит пользователь. К этим элементам относятся:

    • набор задач пользователя, которые он решает при помощи системы;
    • используемая системой метафора (например, рабочий стол в MS Windows®);
    • элементы управления системой;
    • навигация между блоками системы;
    • визуальный (и не только) дизайн экранов программы;
    • средства отображения информации, отображаемая информация и форматы;
    • устройства и технологии ввода данных;
    • диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером;
    • обратная связь с пользователем;
    • поддержка принятия решений в конкретной предметной области;
    • порядок использования программы и документация на нее. [1]
 
 
    1. Виды интерфейсов.
 

      Интерфейсы  различают по таким характеристикам, как структура связей, способ подключения и передачи данных, принципы управления и синхронизации.

  1. Внутримашинный интерфейс— система связи и средств сопряжения узлов и блоков ЭВМ между собой. Внутримашинный интерфейс представляет собой совокупность электрических линий связи (проводов), схем сопряжения с компонентами компьютера, протоколов (алгоритмов) передачи и преобразования сигналов.

      Различают два варианта организации внутри машинного интерфейса:

      - многосвязный интерфейс, при котором  каждый блок ПК связан с  другими блоками своими локальными  проводами;

      - односвязный интерфейс, в результате  которого все блоки ПК связаны  друг с другом через общую  или системную шину.

      2. Внешний интерфейс— система связи системного блока с периферийными устройствами ЭВМ или с другими ЭВМ

      Здесь можно выделить также несколько типов внешнего интерфейса:

      - интерфейс периферийных устройств,  подключаемых с помощью шин  ввода-вывода (ISA, EISA, VLB, PCI, AGP, USB IEEE 1384 SCSI и др.);

      - сетевой интерфейс, типа одноранговой  сети или сети клиент-сервер  с топологиями типа звезда, кольцевая или шинная.

      3. Интерфейс «человек-машина» или интерфейс «человек-компьютер» или пользовательский интерфейс— это способ, которым вы выполняете какую-либо задачу с помощью каких-либо средств (какой-либо программы), а именно совершаемые вами действия и то, что вы получаете в ответ.

      Интерфейс является ориентированным на человека, если он отвечает нуждам человека и  учитывает его слабости.

      Машинная  часть интерфейса— часть интерфейса, реализованная в машине (аппаратно-программной ее части) с использованием возможностей вычислительной техники.

      Человеческая  часть интерфейса— это часть интерфейса, реализуемая человеком с учетом его возможностей, слабостей, привычек, способности к обучению и других факторов.

      Наиболее  распространенные интерфейсы определены государственными и международными стандартами.

      В дальнейшем изложении будет рассматриваться  только интерфейс пользователя.

      Классификация интерфейсов пользователя

      Как было указано выше интерфейс —  это, прежде всего набор правил, которые  можно объединить по схожести способов взаимодействия человека с компьютером.

      Различают три вида интерфейсов пользователя: командный, WIMP и SILK — интерфейсы.

    1. Командный интерфейс, при котором взаимодействие человека с компьютером осуществляется путем подачи компьютеру команд, которые он выполняет и выдает результат пользователю. Командный интерфейс может быть реализован в виде пакетной технологии и технологии командной строки. В настоящее время пакетная технология практически не используется, а технология командной строки можно встретить в виде резервного способа общения человека с компьютером.

      Пакетная  технология.

      Исторически этот вид технологии появился первым на электромеханических вычислительных машинах К. Цюзе, Г. Айкина, а затем  на электронных вычислительных машинах  Эккерта и Моучли, на отечественных ЭВМ Лебедева, Брусенцова, на ЭВМ IBM-360, на ЕС ЭВМ и так далее. Идея его проста и состоит в том, что на вход компьютера подается последовательность программ, набитых, например, на перфокартах и последовательность символов, определяющих порядок выполнения этих программ. Человек здесь имеет малое влияние на работу машины. Он может лишь приостановить работу машины, сменить программу и снова запустить ЭВМ.

      Технология  командной строки.

      При этой технологии в качестве способа  ввода информации оператором в ЭВМ служит клавиатура, а компьютер выводит информацию человеку с помощью алфавитно-цифрового дисплея (монитора). Комбинацию монитор-клавиатура стали называть терминалом или консолью. Команды набираются в командной строке, представляющей собой символ приглашения и мигающий курсор, при этом набранные символы можно стирать и редактировать. По нажатию клавиши «Enter» («Ввод») ЭВМ принимает команду и начинает ее выполнять. После перехода в начало следующей строки компьютер выдает на монитор результаты своей работы. Наиболее распространенным командный интерфейс был в операционной системе MS DOS.

      2. ООМУ (окно, образ,  меню, указатель) WIMP (window, image, menu, pointer) — интерфейс.  Характерной чертой этого интерфейса является то, что диалог пользователя с компьютером ведется не с помощью командной строки, а с помощью окон, графических образов меню, курсора и других элементов. Хотя в этом интерфейсе подаются команды машине, но это делается через графические образы.

      Идея  графического интерфейса зародилась в средине 70-х годов в исследовательском центре фирмы Xerox Palo Alto Research Center (PARC). Предпосылкой графического интерфейса явилось уменьшение времени реакции компьютера на команду, увеличение объема оперативной памяти, а также развитие элементной базы, технических характеристик ЭВМ и в частности мониторов. После появления графических дисплеев с возможностью вывода любых графических изображений различного цвета графический интерфейс стал неотъемлемой частью всех компьютеров. Постепенно проходил процесс унификации в использовании клавиатуры и мыши прикладными программами. Слияние этих двух тенденций привело к созданию такого пользовательского интерфейса, с помощью которого при минимальных затратах времени и средств на переучивание персонала можно работать с любыми программными приложениями

      Этот  вид интерфейса реализован в виде двух уровней:

      - простой графический интерфейс;

      - полный WINP — интерфейс.

      Простой графический интерфейс, который на первом этапе очень походил на технологию командной строки со следующими отличиями:

      - при отображении символов с  целью повышения выразительности  изображения допускалось выделение  части символов цветом, инверсным  изображением, подчеркиванием и  мерцанием;

      - курсор мог быть представлен  некоторой областью, выделенной цветом и охватывающей несколько символов и даже часть экрана;

      - реакция на нажатие любой клавиши  во многом стало зависеть от  того, в какой части находится  курсор.

      - кроме часто используемых клавиш  управлением курсором стали использоваться  манипуляторы типа мыши, трекбола и т.п., которые позволяли быстро выделять нужную область экрана и перемещать курсор;

      - широкое использование цветных  мониторов.

      Появление простого графического интерфейса совпадает  с широким распространением операционной системы MS DOS. Типичным примером его использования является файловая оболочка Norton Commander и текстовые редакторы MaltiEdit, ChiWriter, Microsoft Word для DOS, Лексикон и др.

      Полный WIMP-интерфейс, явился вторым этапом развития графического интерфейса, который характеризуется следующими особенностями:

Информация о работе Разработка пользовательского интерфейса