Разработка автоматизированного рабочего места менеджера по информационным технологиям

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования в данной работе – закрепление теоретического материала и умения использовать практические навыки по дисциплине «Разработка корпоративных информационных систем» посредством разработки приложения баз данных и различных моделей, описывающих процесс функционирования АРМ.
Задачи исследования:
выделить основные этапы разработки АРМ менеджера по ИТ;
установить необходимую степень детализации описания для данной модели;
изобразить предметную область с помощью некоторого количества диаграмм IDEF03 (контекстной, декомпозиции, дерева узлов), учитывая на них все стадии разработки; прекратить процесс проектирования при достижении заданной степени детализации модели;
разработать приложение БД.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..с.2-4
Глава 1. Методика расчета экономического эффекта от внедрения информационных технологий…………………………………………………….….с.5-11
Технология информационной деятельности.…..……………с.5-7
Программное обеспечение автоматизированного рабочего места (АРМ) менеджера.…………………………………………………..с.7-9
Аппаратное обеспечение автоматизированного рабочего места менеджера по информационным технологиям…………………...с.9-11
Глава 2. Разработка информационной системы расчета экономического эффекта от внедрения информационных технологий.……………………...с.12-21
2.1. Создание модели расчета экономического эффекта от внедрения информационных технологий с помощью средства моделирования ERWin Process Modeler……………………………………….....…с.12-14
2.2. Создание модели расчета экономического эффекта от внедрения информационных технологий с помощью средства IBM Rational Rose……...….……………………………………………………….с.15-19
2.3. Создание баз данных, включающих необходимые для расчета эффекта показатели……………………………..…………………….с.19-21
Заключение……………...………………………………………………....с.22-23
Список литературы…………………………………………………….…с.24-25
Приложения………………………………………………………………..с.26-30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по разработке КИС, Патрикеев Антон, 08-И, 5-й курс.docx

— 701.88 Кб (Скачать)

Автоматизированное рабочее  место менеджера, снабженное ПК и являющееся по сути комплексом программных и аппаратных средств обеспечения, предназначенных для использования одним сотрудником или их групой, позволяющих в диалоге или пакетном режиме обрабатывать входные данные и получать выходные данные с помощью вывода на экран или на печать. На ИТ, включаемые в АРМ, влияют иерархия управления, особенности предметной области, механизм распределения обязанностей и целей между работниками компании. Таким образом, номенклатура АРМ зависит от управленческой структуры, а содержание - от целей, реализуемых сотрудниками. АРМ состоит из трех основных частей: системы помощи и обучения работе с ПП, комплекса программных средств, обрабатывающих информацию и средств сервисного обслуживания.

ИС, осуществляющая процесс поддержки принятия решения менеджерами, поможет осуществить цели их деятельности. Одной из наиболее распространенных форм реализации является система взаимосвязанных и взаимодействующих АРМ, в том числе руководителя и исполнителя. Менеджеру, при этом, нужна обобщенная, достоверная и полная информация, позволяющая принимать правильные решения, а также средства анализа и планирования различных сфер деятельности предприятия.

К этим средствам относятся  методы: экономико-математические, моделирования, анализа различных сфер деятельности, статистические, прогнозирования, а также обеспечивающие технологии - табличные, графические и текстовые процессоры, электронная почта, СУБД.

Специалисту необходимы удобные инструменты для его профессиональной деятельности в конкретной области, что определяется применяемыми в данной сфере предметными технологиями и разделением обязанностей между менеджерами. АРМ данного уровня характеризуется жестким включением в ПП различных технологий, что позволяет использовать работника невысокой квалификации, поскольку глубоких знаний предметных технологий от него не требуется, так как они заложены в АРМ разработчиками ПО.7

    1. Аппаратное обеспечение автоматизированного рабочего места.

При выборе аппаратного обеспечения для проектирования и создания АРМ должны учитываться следующие факторы: 

- примерный объем обрабатываемой информации; 

- необходимая надежность, требуемая от аппаратного обеспечения; 

- необходимая точность расчетов; 

- требуемый объем оперативной памяти аппаратного обеспечения, нужный для нормальной работы оперативной системы (ОС);

- необходимый объем внешней памяти для аппаратного обеспечения, позволяющий работать с большими объемами данных, которые могут понадобиться менеджеру в любой момент. 

В общем случае на выбор аппаратно-технического обеспечения влияют  количество и сложность алгоритмов решения задач, структура и состав БД, требования к объему, времени и достоверности преобразования информации.

Сегодня пользователь и ПК должны рассматриваться как одно целое. АРМ должно рассматриваться как основной элемент автоматизированной системы управления, причем его нужно сделать так, чтобы его можно было настроить на конкретного пользователя. Важнейшей чертой АРМ менеджера должно быть обеспечение возможности пользователя самому вносить изменения в систему или менять ее так, как он захочет.

Следует отметить функционал АРМ, который необходим менеджеру:

· анализ и описание данных и фактов из предметной области для установления связей между ними и их системами;

· поиск, определение и описание состояния объекта управления;

· постоянный мониторинг деятельности АРМ и фиксирования результатов;

· обеспечение заданной последовательности действий;

· наличие интерфейса пользователя.

Выводы: АРМ менеджера сегодня должно быть спроектировано таким образом, чтобы имелась возможность его настройки на конкретного пользователя. Причем АРМ будут настраиваться, и изменяться самим пользователем. 

В настоящее время в  теории и практике менеджмента возрастает интерес к информации как объекту  и ресурсу управления. Это объясняется  последовательным расширением информационного  воздействия на управленческие решения. Спектр воздействий информационных технологий на менеджмент чрезвычайно широк. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.

 

 

 

 

Глава 2. Разработка информационной системы расчета экономического эффекта от внедрения информационных технологий.

2.1. Создание модели расчета экономического эффекта от внедрения информационных технологий с помощью средства ERWin Process Modeler.

Данная модель разработана  посредством ERwin Process Modeler для создания общего представления о процессе расчета экономического эффекта от внедрения информационных технологий (ИТ). Более конкретное его описание производится с учетом большего количества факторов, особенностей и подробностей процесса разработки.

Рис.1. Контекстная диаграмма «АРМ менеджера по ИТ».

Поэтому, основная идея здесь  – это спроектировать модель процесса разработки и отобразить его структуру в виде подпроцессов. Сначала составляется контекстная диаграмма (рис. 1), которая описывает процесс в целом, без подробностей.

 Взаимодействие с внешней  средой описывается с помощью  следующих терминов:

  • Входы – данные или объекты, изменяющиеся в процессе разработки (входные экономические показатели);
  • Выходы – конечный результат процесса разработки (отчетность);
  • Управляющие воздействия – стратегии, требования, приказы, которые руководят процессом разработки (администрация, устав, законы);
  • Механизмы – различные ресурсы, которые непосредственно участвуют в процессе разработки (оборудование и ИТ, персонал и менеджер по ИТ).

                

Рис 2. Диаграмма дерева узлов «Расчет эффекта от внедрения ИТ».

Главный процесс разделяется  на некоторое количество подпроцессов, которые, в свою очередь, тоже делятся на составляющие до тех пор, пока не достигается необходимая детализация описания. Все уровни и элементы данного разбиения можно увидеть на диаграмме дерева узлов (рис. 2).

Каждый узел является диаграммой, описывающей какой-либо процесс. Диаграмма дерева узлов является их иерархически устроенной совокупностью. (Последний уровень диаграммы изображен в виде маркированных списков из-за громоздкости ее отображения в виде прямоугольников).

Рис 3. Диаграмма декомпозиции «Расчет эффекта от внедрения ИТ».

Данная диаграмма (рис. 3) представляет собой декомпозицию основной диаграммы (рис.1). Здесь процесс разработки изображен уже более подробно в виде последовательно следующих друг за другом подпроцессов.

    1. Создание модели расчета экономического эффекта от внедрения информационных технологий с помощью средства IBM Rational Rose.

При проектировании любых  систем учитывается то, что в процессе функционирования их будут использовать люди или они будут взаимодействовать с другими системами. Модели, которые спроектировали посредством IBM Rational Rose, самым полным и точным образом показывают как объекты взаимодействуют между собой как во времени и описывают структуру связей между ними.

 

Рис. 4. Диаграмма вариантов  использования «Расчет эффекта от внедрения ИТ».

Объекты, взаимодействующие с системой в процессе ее функционирования, называют акторами или экторами (в пер. с англ. actor), и каждый из них ждет от системы строго регламентированного образа действий.

Диаграмма вариантов  использования (Use case diagram) – это диаграмма, изображающая связи между акторами и вариантами использования.

Главная ее цель – давать возможность клиенту и исполнителю вести диалог о процессе функционирования системы и ее особенностях.

Диаграмма классов (Static Structure diagram) — статическая структурная диаграмма, отображающая структуру системы и показывающая классы, которые есть в системе, их атрибуты, методы и связи между ними.

Рис. 5. Диаграмма классов «Расчет эффекта от внедрения ИТ».

Построить диаграммы классов можно различными способами в зависимости от целей их применения:

  • концептуальная точка зрения — диаграмма описывает модель предметной области, в которой имеются только классы прикладных объектов;
  • точка зрения спецификации — диаграмму применяют при проектировании ИС;
  • точка зрения реализации — в диаграмме есть классы, которые используют прямо в программном коде (при использовании языков ООП).

Диаграмма последовательности (Sequence diagram) — это диаграмма, изображающая связи между объектами, расположенных по порядку во времени. Также, она отображает объекты, которые взаимодействуют друг с другом, и последовательность сообщений, которыми они обмениваются. Диаграмма последовательностей отображает взаимодействие объектов в динамике.

Рис. 6. Диаграмма последовательности «Расчет эффекта от внедрения ИТ».

В UML10 взаимодействие объектов понимается как обмен информацией между ними. При этом информация принимает вид сообщений. Кроме того, что сообщение несет какую-то информацию, оно некоторым образом также влияет на получателя. Как видим, в этом плане UML полностью соответствует основным принципам ООП, в соответствии с которыми информационное взаимодействие между объектами сводится к отправке и приему сообщений.

Диаграмма последовательностей  относится к диаграммам взаимодействия UML, описывающим поведенческие аспекты системы, но рассматривает взаимодействие объектов во времени. Другими словами, диаграмма последовательностей отображает временные особенности передачи и приема сообщений объектами.

Диаграммы последовательности - это хороший способ документирования функционирования системы, детализации логики сценариев использования; но есть еще один способ - использовать диаграммы взаимодействия.

Рис. 7. Диаграмма сотрудничества «Расчет эффекта от внедрения ИТ».

Диаграмма сотрудничества — этот тип диаграмм позволяет описать взаимодействия объектов, абстрагируясь от последовательности передачи сообщений. На этом типе диаграмм в компактном виде отражаются все принимаемые и передаваемые сообщения конкретного объекта и типы этих сообщений.

Диаграмма сотрудничества показывает поток сообщений между объектами системы и основные ассоциации между ними и по сути является альтернативой диаграммы последовательности. Следует отметить, что использование диаграммы последовательности или диаграммы взаимодействия - личный выбор каждого проектировщика и зависит от индивидуального стиля проектирования.11 

    1. Создание приложения баз данных, рассчитывающего экономический эффект от внедрения ИТ.

В данной базе данных содержатся: исходные данные, необходимые для  расчета экономического эффекта  от внедрения информационных технологий; конечная таблица, куда включены все начальные и конечные расчетные показатели.

На схеме данных (рис. 8) показаны связи исходных данных с конечной таблицей.

На рис. 9 изображена форма приложения БД, с помощью которой можно рассчитать экономический эффект от внедрения ИТ, а также срок его окупаемости. Причем, вводимые данные выводятся в отдельную таблицу MS Access, что позволяет видеть эффект от внедрения нескольких программных продуктов по годам или одновременно.

Выводы: В результате данной работы была разработана модель процесса расчета экономического эффекта от внедрения для АРМ менеджера по ИТ с помощью различных диаграмм, разработанных с помощью CASE – средств (ERwin (All Fusion Process Modeler 7) и IBM Rational Rose), а также разработано приложение баз данных, вычисляющее экономический эффект от внедрения ИТ.

Рис. 8. Схема данных «Расчет эффекта от внедрения ИТ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9. Приложение БД «Расчет эффекта от внедрения ИТ». 

Заключение

Конечным результатом  данной курсовой работы является разработанное приложение баз данных «АРМ менеджера по ИТ», рассчитывающее экономический эффект от внедрения ИТ и созданное при помощи MS Access, а также модель, описывающая данный процесс расчета с помощью CASE – средств моделирования бизнес – процессов ERwin (All Fusion Process Modeler 7) и IBM Rational Rose.

Во время проектирования данной модели были определены основные требования, предъявляемые к процессу расчета эффекта от внедрения ИТ; факторы, управляющие им и оказывающие на него влияние, а также все необходимое для его непосредственного осуществления; входные и выходные данные.

Информация о работе Разработка автоматизированного рабочего места менеджера по информационным технологиям