Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:32, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является разработка базы данных для работы типовой кафедры ВУЗа средствами СУБД Access.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
освоение технологии создания базы данных;
освоение технологии создания таблиц и установки связи между таблицами;
изучение технологии;
Введение
3
1 Аналитическая часть
4
1.1 Описание предметной области
4
1.2 Концептуальная модель
6
1.3 Логическая модель БД.
9
1.4 Нормализация
10
1.5 ERD-диаграмма
13
1.6 Физическая модель проектируемой базы данных в методологии
15
2 Практическая часть
19
2.1 Обоснование выбора СУБД
19
2.2 Краткая характеристика возможностей языка SQL
22
2.3 Разработка запросов на языке SQL
24
2.4 Разработка отчетов.
28
Заключение
30
Библиографический список
31
Приложения
32
Приложение А Структура БД (Схема данных)
33
Приложение Б Структуры таблиц БД
34
Приложение В Содержание таблиц БД
37
Приложение Г Результаты работы запросов
39
Приложение Д Формы
41
Приложение Е Выходные документы (Отчеты)
42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
КАФЕДРА Экономической информатики и автоматизации управления
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине: «Базы данных»
На тему: «Кафедра»
Автор проекта:
студентка гр. 321-ПИ Мусаева Э.А.
Руководитель проекта:
доцент
Ростов-на-Дону
2013г.
Содержание
Введение |
3 |
1 Аналитическая часть |
4 |
1.1 Описание предметной области |
4 |
1.2 Концептуальная модель |
6 |
1.3 Логическая модель БД. |
9 |
1.4 Нормализация |
10 |
1.5 ERD-диаграмма |
13 |
1.6 Физическая модель |
15 |
2 Практическая часть |
19 |
2.1 Обоснование выбора СУБД |
19 |
2.2 Краткая характеристика возможностей языка SQL |
22 |
2.3 Разработка запросов на языке SQL |
24 |
2.4 Разработка отчетов. |
28 |
Заключение |
30 |
Библиографический список |
31 |
Приложения |
32 |
Приложение А Структура БД (Схема данных) |
33 |
Приложение Б Структуры таблиц БД |
34 |
Приложение В Содержание таблиц БД |
37 |
Приложение Г Результаты работы запросов |
39 |
Приложение Д Формы |
41 |
Приложение Е Выходные документы (Отчеты) |
42 |
Введение
Базы данных - важнейшая составная часть информационных систем.
В настоящее время в современном мире электронных технологий практически невозможно представить компанию (фирму или организацию), в которой не требуется обработка некоторого объёма информации. Информацию требуется, где-то хранить. Информация может динамически изменяться. Регулярно требуется выборка данных по определённым критериям из всего массива.
При автоматизации бизнес
процессов очень часто
Базы данных создаются специально для хранения, обработки, проведения расчётов, сортировки, выборки и представления любых массивов данных по любым критериям.
Целью данного курсового проекта является разработка базы данных для работы типовой кафедры ВУЗа средствами СУБД Access.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Разработка базы данных и приложения для работы с ней будет осуществляться с применением СУБД Access.
Для проектирования базы данных нужно:
1 Аналитическая часть.
Требуется создать БД для кафедры университета.
База данных должна обеспечивать:
Кафедра - это подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов в рамках определённой специализации.
На кафедре трудятся профессора, доценты, ассистенты, старшие преподаватели, старшие и младшие научные сотрудники, аспиранты и т.д.
Преподаватели кафедры читают лекции, проводят лабораторные и практические занятия, семинары. Преподаватель имеет табельный номер, стаж работы, номер телефона, должность и ученую степень. Он может проводит занятия по одной дисциплине по разным видам занятий в разных группах, то есть это лекции, практические занятия, лабораторные.
Группа имеет свой номер и направление, по которому будут специализироваться студенты.
По одной дисциплине проводятся разные виды занятий, которые могут проводить разные преподаватели.
Дисциплина включает в себя: код дисциплины, наименование дисциплины, количество семестров, часы лекций, часы практических и лабораторных занятий.
Нагрузка включает в себя: табельный номер преподавателя, шифр дисциплины, вид занятий, номер группы, количество часов.
Расписание занятий составляют, учитываю четную н нечетную неделю. Расписание включает в себя: четная или нечетная неделя, день недели, табельный номер преподавателя, номер группы, шифр дисциплины, вид занятия, номер аудитории.
Данная база данных позволяет систематизировать работу кафедры ВУЗа, упростить составление расписания занятий, учитывать нагрузку преподавателей.
Из выше сказанного формируются сущности:
Сущность – объект, который можно будет идентифицировать некоторым способом, отличающим его то других объектов, и о котором в системе будет накапливаться информация.
Сущности бывают как физически существующие, так и абстрактные. Набор сущностей – множество сущностей одного типа. Для сущностей различают тип и экземпляр. Тип сущности характеризуется именем и списком свойств, а экземпляр – конкретными значениями свойств.
Исходя из описания предметной области, можно выделить 9 сущностей:
Развёрнутая информация обо
всех сущностях, с указанием имени,
описанием имени и особенности
использования приведены в
Таблица 1. Сведения о типах сущности
Имя сущности |
Описание |
Особенности использования |
Группа |
Список групп |
Одна группа изучает несколько дисциплин |
Дисциплина |
Информация о дисциплинах, изучаемых группами |
По одной дисциплине разные виды занятий могут проводить разные преподаватели |
Нагрузка |
Количество часов по дисциплинам |
У каждого преподавателя |
Преподаватель |
Информация о преподавателях |
Каждый преподаватель может вести все виды занятий |
Расписание |
Информация о проведении преподавателем дисциплины |
Существует различие между четной и нечетной неделей |
Связь – средство, с помощью которого представляются отношения между сущностями, имеющимися в предметной области.
Одна из участвующих в связи сущностей является независимой и называется родительской. Другая сущность – зависимая и называется дочерней.
На следующем шаге необходимо определить типы связей, существующие между отдельными сущностями (табл .2).
Таблица 2. Основные типы связи.
Тип сущности |
Тип связи |
Тип сущности |
1. Преподаватель |
проводит |
Дисциплина |
2. Дисциплина |
изучают |
Группа |
3. Преподаватель |
ведет занятия по |
Расписание занятий |
4. Группа |
обращается к |
Расписание занятий |
5. Преподаватель |
закреплена |
Нагрузка |
Атрибут - это поименованная характеристика сущности, которая принимает значения из некоторого допустимого множества.
Различают следующие виды атрибутов:
- идентифицирующие и описательные;
- простые и составные;
- основные и производные.
Выделяют следующие типы связей:
- 1:1 (один-к-одному) – такой тип связи между сущностями A и B, когда одному экземпляру сущности A соответствует только один экземпляр сущности B, и наоборот;
- 1:М (один-ко-многим) – такой тип связи между сущностями A и B, когда одному экземпляру сущности A соответствует один или несколько экземпляров сущности B.
- М:М (многие-ко-многим) – такой тип связи между сущностями A и B, когда каждому экземпляру сущности A соответствует один или несколько экземпляров сущности B, и наоборот.
Между атрибутами вышеперечисленных объектов существует 2 типа отношений:
Связь «проводит» является связью «один-ко-многим», так как один преподаватель может вести все виды занятий.
Связь «изучают» является связью «один-ко-многим», так как одна дисциплина может проводиться в нескольких группах.
Связь «ведет занятий по» является связью «один – ко-многим», так как один преподаватель обращается к расписанию, где указаны все группы.
Связь «обращается к» является связью «один-ко-многим», так как в расписании указаны все группы.
Связь «закреплена» является связью «один-к-одному», так как за одним преподавателем может быть закреплена одна нагрузка.
Логическая структура
реляционной базы данных Access является
адекватным отображением полученной информационно
– логической модели, не требующим
дополнительных преобразований. Каждый
информационный объект модели данных
отображается соответствующей реляционной
таблицей. Структура реляционной
таблицы определяется реквизитным
составом соответствующего информационного
объекта, где каждый столбец (поле) соответствует
одному из реквизитов объекта. Ключевые
реквизиты объекта образуют уникальный
ключ реляционной таблицы. Для каждого
столбца задается тип, размер данных
и другие свойства. Строки (записи) таблицы
соответствуют экземплярам
Логическая структура
реляционной базы данных определяется
совокупностью логически
Логические связи
Связи между таблицами осуществляются посредством общих атрибутов.
При проектировании логической модели базы данных необходимо ориентироваться на конкретную СУБД. На этом этапе нужно определить состав и структуру базы данных, назначить имена файлов и отдельных полей, а также определить реквизиты каждого поля.