Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:09, реферат
Цель этой работы заключается в рассмотрении задач:
1) Изучить нормативные акты регулирующие защиту персональных данных.
2) Дать основные определения и понятия.
3) Описать методы работы с персональными данными.
4) Рассмотреть ответственность, которая может наступить в случае нарушения правил работы с персональными данными.
5) Выявить проблемы и способы их решения по защите персональных данных.
Введение
1. Нормативная база 4
2. Основные определения и понятия 5
3. Методы работы с информацией содержащей персональные данные 6
3.1. Общие требования при обработке персональных данных на предприятии и гарантии их защиты 6
3.2. Передача информации содержащей персональные данные 10
3.3. Хранение информации содержащей персональные данные 11
4. Ответственность за нарушение правил работы с персональными данными 12
4.1. Уголовная ответственность 12
4.2. Административная ответственность 13
4.3. Дисциплинарная ответственность 14
5. Защита персональных данных 16
5.1. Проблемы комплексной защиты персональных данных 16
5.2. Базовые инструменты защиты персональных данных для автоматизированных систем 18
Заключение
Библиографический список
Главным здесь является четкая
регламентация функций
Для
этого первый руководитель предприятия
должен издать приказ о закреплении
за работниками отдела кадров определенных
массивов документов, необходимого для
информационного обеспечения
Не
допускается, чтобы работник отдела
кадров мог знакомиться с любыми
документами и материалами
В
случае необходимости
Следует
соблюдать следующие
Приказы по личному составу составляются, оформляются и хранятся в отделе кадров, а не в делопроизводственной службе.
Операции по оформлению, формированию, ведению и хранению личных дел выполняются одним работником отдела кадров, который несет личную ответственность за сохранность документов в делах и доступ к делам других работников.
Материалы, связанные с анкетированием, тестированием, проведением собеседований с кандидатами на должность, помещаются не в личное дело сотрудника, а в специальное дело с грифом «Строго конфиденциально». Объясняется это тем, что подобные материалы раскрывают личные и моральные качества сотрудника и могут при разглашении содержащихся в них сведений стать полезными злоумышленнику.
Материалы тестирования работающих сотрудников, их аттестации формируются в отдельное дело также с грифом строгой конфиденциальности. В случае изъятия из личного дела документа в описи дела производится запись с указанием основания для его изъятия и нового местонахождения. С документа, подлежащего изъятию, снимается копия, которая подшивается на место изъятого документа. Отметка в описи и копия заверяются начальником и работником отдела кадров. Замена документов в личном деле кем бы то ни было запрещена. Новые исправленные документы помещаются с ранее подшитыми.
Приказом
первого руководителя предприятия
должен быть установлен порядок выдачи
и ознакомления руководящего состава
с личными делами сотрудников. Личные
дела могут выдаваться только на рабочие
места первого руководителя предприятия,
его заместителя по кадрам и начальника
отдела (управления) кадров. Дела выдаются
(в том числе начальнику отдела
кадров или при наличии письменного
разрешения – работнику отдела)
под роспись в контрольной
карточке. При возврате дела тщательно
проверяется сохранность
Другие
руководители предприятия могут
знакомиться с личными делами
только непосредственно подчиненных
им сотрудников; к справочно-информационному
банку данных и другой документации
отдела кадров они не допускаются. Ознакомление
с делами осуществляется в помещении
отдела кадров под наблюдением работника,
ответственного за сохранность и
ведение личных дел. Факт ознакомления
фиксируется контрольной
Не
менее строгого контроля требует
работа со справочно-информационным банком
данных по персоналу предприятия (карточками,
журналами и книгами
Отчетная и справочная работа отдела формирует каналы несанкционированного получения и незаконного использования персональных данных. В связи с этим первым руководителем устанавливается: кто, когда, какие сведения и с какой целью может запрашивать в отделе кадров. И, что особенно важно – определяется порядок дальнейшего хранения сведений, работа с которыми закончена: где эти сведения будут находиться, кто несет ответственность за их сохранность и конфиденциальность.
На документах, выходящих за пределы отдела кадров, может ставиться гриф «конфиденциально» или «для служебного пользования». В отделе кадров обязательно остаются копии всех отчетных и справочных документов. Целесообразно, чтобы подлинники этих документов после минования в них надобности возвращались в отдел кадров для включения в дело вместо хранящейся там копии.
В структурных подразделениях предприятия могут быть следующие документы, содержащие персональные данные:
Руководитель
подразделения может иметь
В
отделе кадров дела, картотеки, учетные
журналы и книги учета хранятся
в рабочее и нерабочее время
в металлических запирающихся и
опечатываемых шкафах. Работникам не
разрешается при любом по продолжительности
выходе из помещения оставлять какие-либо
документы на рабочем столе или
оставлять шкафы незапертыми. У
каждого работника должен быть свой
шкаф для хранения закрепленных за
ним дел и картотек. Трудовые книжки
хранятся в сейфе. Оставлять на рабочем
столе в нерабочее время
Помимо операций с документами работники отдела кадров значительную часть времени тратят на прием посетителей. Этот вид работы также должен быть строго регламентирован, т.к. посетители могут представлять определенную угрозу информационной безопасности отдела кадров и физической безопасности работников отдела. Приемные часы должны быть разными для сотрудников предприятия и лиц, не входящих в эту категорию. В часы приема посетителей работники отдела не должны выполнять функции, не связанные с приемом, вести служебные и личные переговоры по телефону.
На столе работника, ведущего прием, не должно быть никаких документов, кроме тех, которые касаются данного посетителя. Ответы на вопросы даются только лично тому лицу, которого они касаются. Не допускается отвечать на вопросы, связанные с передачей персональной информации, по телефону или факсу. Ответы на правомерные письменные запросы других учреждений и организаций даются в письменной форме и в том объеме, который позволяет не разглашать излишний объем персональных сведений.
Подбор персонала для работы с персональными данными ведется с учетом требований, которые разработаны для должностей, связанных с владением и обработкой конфиденциальных сведений и документов. Здесь: анализ личностных и моральных качеств претендентов на должность; подписание обязательства о неразглашении защищаемых сведений; оформление приказом первого руководителя предприятия допуска к конфиденциальной информации; обучение правилам защиты конфиденциальной информации и регулярное инструктирование по отдельным вопросам защиты; контроль соблюдения действующих инструкций по работе с конфиденциальными документами.
Иными словами, порядок функционирования отдела кадров должен быть подчинен решению задач обеспечения безопасности персональных сведений, их защиты от разного рода злоумышленников.
Информация,
относящаяся к персональным данным
работника, может быть предоставлена
государственным органам в
Работодатель не вправе предоставлять персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом.
В случае если лицо, обратившееся с запросом, не уполномочено федеральным законом на получение персональных данных работника либо отсутствует письменное согласие работника на предоставление его персональных сведений, работодатель обязан отказать в предоставлении персональных данных. Лицу, обратившемуся с запросом, выдается письменное уведомление об отказе в предоставлении персональных данных.
Персональные данные работника могут быть переданы представителям работников в порядке, установленном Трудовым кодексом, в том объеме, в каком это необходимо для выполнения указанными представителями их функций.
Работодатель обеспечивает ведение журнала учета выданных персональных данных работников, в котором регистрируются запросы, фиксируются сведения о лице, направившем запрос, дата передачи персональных данных или дата уведомления об отказе в предоставлении персональных данных, а также отмечается, какая именно информация была передана.
В случае если лицо, обратившееся с запросом, не уполномочено федеральным законом или настоящим Положением на получение информации, относящейся к персональным данным работника, работодатель обязан отказать лицу в выдаче информации. Лицу, обратившемуся с запросом, выдается уведомление об отказе в выдаче информации, копия уведомления подшивается в личное дело работника.
Хранение персональных данных требует особого режима, так как информация, содержащаяся в данных документах, является объектом защиты. Режим хранения персональных данных предусматривает соблюдение следующих правил: