Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:18, реферат
Информатика - это комплексная, техническая наука, которая систематизирует приемы создания, сохранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними. Термин "информатика" происходит от французского слова Informatique и образован из двух слов: информация и автоматика.
Информатика - это комплексная, техническая наука, которая систематизирует приемы создания, сохранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними. Термин "информатика" происходит от французского слова Informatique и образован из двух слов: информация и автоматика.
Информация - это совокупность сведений (данных), которая воспринимается из окружающей среды (входная информация), выдается в окружающую среду (исходная информация) или сохраняется внутри определенной системы.
Информация существует в виде документов, чертежей, рисунков, текстов, звуковых и световых сигналов, электрических и нервных импульсов и т.п
Важнейшие свойства информации:объективность и субъективность; полнота; достоверность; адекватность; доступность; актуальность.
Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для сохранения, обработки и выдачи информации с целью решения конкретной задачи.
Наиболее удачным определением понятия информационной технологии дано академиком Глушковым В.М., который трактовал ее как человеко-машинную технологию сбора, обработки и передачи информации, которая грунтується на использовании вычислительной техники.
2 кодирование информации
Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.
Кодирование текстовой инфо: начиная с 60х 20в компы все чаще стали использоваться для обработки текстовой информации, но человек различает символы по начертанию, а комп по коду. Традиционно 1 символ=8 бит. Восьмиразрядный код закодирует 256 символов. Соответствие байтов и символов с помощью табл кодировки, в кот. устанавливается связь между символами и их порядковым номером в компьютерном алфавите(0..255) Для разных типов ЭВМ разные алфавиты, но с распространением ПК типа IBM международн стандартом стала таблица кодировки ASCII. Первые 128 симб-стандартные. Хранологически одним из первых сиандартов кодиров-я латинских букв- КОИ8. В кон.90х 20в-новый международный стандарт Unicod,отводящий под 1 симбол 2 байта,поэтому с его помощью можно закодировать 65536 символов .
Графической
инфо: графич изображ, хранящиеся
в аналоговой(непрерывной) форме на бумаге,
фото и кинопленке,м.б. преобразованы в
цифровой компьютерный формат путем пространственной
дискретизации. То реализуется путем сканирования,результат-
Звуковая инфо: в аналоговой форме звук- волна с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой. При преобразовании звука в цифровую дискретную форму производится временная дискретизация,.при которой в определенные моменты времени амплитуда звук волны измеряется и квантуется,т.е. ей присваивается определен значение из некоторого фиксируемого набора. Данный метод-импульсивно-кодовая модуляция. Преобразование звук волны в последовательность звук импульсов различной апмлитуды производится с помощью аналога цифрового преобразования размещенного на звуковой плате. Качество кодирования звука зависит от частоты дискретизации,т.е. количества изменений уровня сигнала в единицу времени(величина может принимать значения от 8 до 48 килогерц.
3.Основы защиты информации
Виды компьютерных преступлений чрезвычайно многообразны. Это и несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютере, и ввод в программное обеспечение "логических бомб", которые срабатывают при выполнении определенных условий и частично или полностью выводят из строя компьютерную систему, и разработка и распространение компьютерных вирусов, и хищение компьютерной информации. Компьютерное преступление может произойти также из-за небрежности в разработке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов или из-за подделки компьютерной информации. Вся инфо делится на 2 больших класса- публичная(открытая) преднахначена для всех без исключения,публикуется в открытых источниках(СМИ и интернет) и коденфициальная(секретная) для ограниченного круга легальных пользователей(врачебная тайна.военная) Для секретной инфо должна обеспечиватьься безопасность в рамках которой различают:угрозы безопасности инфо;методы и средства ее защиты.
Угрозы безопасности инфо-действие или событие,кот может привести к искажению,разрушению или несанкционир использованию инфо. Угрозы делят на:1 случайные(сбои в програмн обеспеч) 2умышленны(преследуют цель нанесения ущерба,подразделяются на: пассивные(нессанкционир использование,кот не оказывает влияние на саму инфу) и активные(целенаправленное воздействие на инфо,програмные и аппаратные ресурсы)
5 криптографический заключается в том,что инфо преобраз-ся(шифруется) в новый формат,причем обратные преобразования может выполнить тот,кто знает некоторый ключ
4. Методы защиты информации. 1) Юридические – в любом государстве есть свод законов, который предусматривает наказание за несанкционированный доступ информации. Авторские права на программу возникают автоматически при ее создании. В 2002 году был принят закон РФ об электронной подписи. Этот закон регулирует электронный документ. При регистрации электронно-цифровой подписи пользователь получает 2 ключа: а) секретный (хранится на диске и д.б. известен только пользователю); б) открытый (д.б. у всех потенциальных получателей документов и обычно посылается по электронной почте). 2) Организационный – во всяком учебном заведении д.б. разработана система мер по защите информации, т.е. структура, отвечающая за безопасность информации: должностные инструкции, обязывающие сотрудников соблюдать определенные правила; мероприятия по подбору персонала; организация надежного пропускного режима; организация паролей и полномочий доступа; учет, хранение, использование и уничтожение хранителей информации. 3) Технический – заключается в использовании технических средств для защиты информации (сигнализации, двери, системы слежения и т.д.). 4) Стенографический – заключается в том, что конфиденциальная информация прячется в большом объеме публичной, тем самым скрывается факт ее существования. 5) Криптографический – заключается в том, что информация преобразовывается в новый формат, и обратное преобразование может выполнить только тот, кто знает определенный ключ.
5. Архивация данных. Архиватор – программа, которая сжимает файл или группу файлов в один архивный файл с целью уменьшения их размеров, при этом не теряется информация и любой файл можно извлечь из архива. Упаковка в один архивный файл другой файл существенно упрощает их перенос с одного комп-а на другой, сокращает время копирования файла на диске, позволяет защитить информацию от несанкционированного доступа. Расширение архива соответствует названию архиватора. Упаковка и распаковка файлов может выполняться одной или разными программами. Важной функцией архиваторов является создание многотомных и самораспаковывающихся архивов. Многотомные архивы – это архивы, разбитые на несколько отдельных файлов (томов). Они применяются когда необходимо перенести большой объем информации на дискетах. При работе с такими архивами, распаковку следует начинать с самого 1 тома. Самораспаковывающиеся архивы – используются только тогда, когда необходимо перенести информацию на другой комп-р. Эти архивы представляют собой исполняемый файл с расширением exe, который включает в себя заархивированные данные и программу для их распаковки.
6.Архитектура ПК.
Под архитектурой ЭВМ понимают весь комплекс програмных и аппаратн.средств и их харк-к, определяющие функциональные возможности ЭВМ при решение соответствующих классах задач.
Архитектура ЭВМ охватывает
широкий круг проблем, связанных
с построением комплекса
Архитектура ЭВМ.
Вычислительные возможности:
Аппаратные средства:структура ЭВМ; организация памяти;организация ввода, вывода;принципы управления
Программные обеспечения:операционные системы; языки программирования; прикладн. ПО
Архитектуру ПК следует отличать от его структуры.
Структура опред. его кон-ный состав на некотором уровне детализации и описывает связи внутри ПК.
Архитектура ПК определяет правила взаимодействия составных частей и отражает круг проблем соотносящихся к общему проектированию и построению вычислительных машин их ПО.
Большинство современных машин строится на базе принципов сформулиров. Джон фон Нейман, эти принципы были опубликованы в 1945 г. И заключаются в следующем :
1. Основные блоки ПК это- блок управления , арифмет.логич.устройство, память, устройство ввода, вывода.
2. Информация кодируется в двоичной форме . Информация сохраняется, а не считывается каждый раз заново.
3. Алгоритм представляет собой послед.управл.слов или команд, совокупность которых, образует программу.
В основу архитектуры современных
ПК положен магистрально-
Модульный принцип орган. ПК опирается на магистральный метод обмена информации между устройствами.
Все блоки компьютера связаны
между собой с помощью
Шина-коммуникационная линия, предназначенная для передачи данных между блоками ПК. Она позволяет различным частям системы совместно использовать данные.
К сист.шине подкл.процес.и операт.память,а также устройства ввода, вывода.
Системная шина состоит из 3х частей:(шина адреса,предназначена для передачи адреса ячейки или порта ввода, вывода; Шина данных
Предназначена для передачи команд и данных , ее ширина во многом определяет информационную пропускную способ.общей шине;
Шина управления-Включает в себя все линии, которые обеспечивают работу общ.шины. Ее ширина зависит от типа шины и опред.алгоритмом ее работы (протоколом).
Каждая шина характеризуется шириной т.е. числом параллельных проводников для передачи информации.
Типы шин
1. ISA-является практически стандартной шиной для ПК типа ЭВМ.
2. PSI-шина взаимодействия периферийных устройств, обеспечивающих обмен информацией с контр. Периферийных устройств.
3. EISA-использов.рядом фирм для выпуска ПК, но уступила шине PSI и в настоящее время используется редко.
ПК-это универсально техническая система, его конфиг.можно изменять по мере необходимости. Сущность понятия базовой конфигурации, которую считают типовой. Понятие базовой конфигурации может меняться.
В настоящее вермя в базовой конфигурации рассматриваются 4 основных элемента:
-системный блок
-монитор
-клавиатура
-мышь
Устройство ПК делятся на 2 группы:
1.Группа:
Центральные устройства(ЦУ) процессор, оперативная запоминающее устройство (ОЗУ),
Постоянное запоминающее устройство(ПЗУ).
2.Группа:
Периферийные устройства
Предназначены для ввода, вывода данных.
Материнская(системная) плата- это основная плата ПК на ней размещаются:
1.Процессор( основная микросхема, выполняющая большинство мат.и логич.операций)
2. Микропроцессорный комплект:
Набор микросхем, управляющих работой внутренних устройств ПК ,и определяет основные функциональные возможности материнской платы.
3.Шины:
Наборы проводников, по которым происходит обмен информации между внутренними устройствами ПК.
4.Оперативная память:
Набор микросхем, предназначенный для временного хранения данных, когда комп.включен.
5.ПЗУ:
Набор микросхем, предназначенный для длительного хранения данных, в том числе когда компьютер выключен.
6.Разъемы для подключения дополнительных устройств
Центральный процессор-функционально законченное , программно-управляемое устройство, выполненное на 1ом или нескольких сверхбольших интерактивных схемах.
1.Полная система командования перемен.длины(CISC) данную архитектуру имеет весь ряд проц.установ.в ПК типа ЭВМ . Такие проц.имеют обширный набор команд из которых програм. Может выбрать команду наиболее подходящую. Недостатком этой архитектуры является то, что большой набор команд усложняет управление проц. И увеличивает время управления команд.
2.Сокращенный набор команд (фиксирования) PISC
-данную архитектуру имеют процессоры моторолла, использ.фирмой Apple.
Процессоры такой архитектуры имеют ограниченный набор команд и каждая команда выполняется за 1 такт.
Наибольшее число команд упрощают обращение.
К недостатком этой архитектуры можно отнести то, что если требуемая команды нет, то праграм. Вынужден реализовать ее с помощью нескольких команд из имеющегося набора. Что ведет к увеличению программного хода.
Наиболее сложным функц.
Оно содержит:
1.Буфер команд;
Хранит 1 или несколько очередных комаед,читает следующие команды из запомин.устройства пока выполняется очередная команда, что сокращает время выборки.
2.Демивратор:
Расшифровывает код операции
очередной команды и
3.Управление выборкой
очередной команды
4. ПЗУ микрокоманд.
Это запоминающее устройство, в которое информация записывается однократно. Не требует постоянного питан.напряжения.