Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 11:59, реферат
Целью настоящего исследования выступает разработка знаний, касающихся применения и функционирования информационных систем в юридической деятельности.
Для достижения заявленной цели решаются следующие частные задачи:
1. Разработка понятия информационных систем,
2. Анализ классификации информационных систем,
3. Оценка содержания информационно-справочных правовых систем,
4. Определение функции информационно-справочных правовых систем.
Тема: «Понятие информационных систем, их классификация и применение в юридической деятельности»
Содержание
На сегодняшний день профессия юриста характеризуется мобильностью в получении информации. Хороший специалист обязан осуществлять мониторинг законодательных изменений, чтобы быть в курсе последних событий. Среди огромного потока информации бывает сложно сориентироваться и выделить главное. Для этого существуют специализированные информационные системы.
Помимо справочно-информационных систем, содержащих тексты нормативно-правовых актов, юристу часто приходится применять системы, упрощающие бизнес-процессы на предприятии (электронный документооборот, согласование договоров и другие). Такие системы помогают сохранить время и упростить некоторые профессиональные обязанности. Изучение таких систем является актуальным.
Предмет настоящего исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе применения информационных систем.
Объектом исследования являются информационные системы, их классификация.
Целью настоящего исследования выступает разработка знаний, касающихся применения и функционирования информационных систем в юридической деятельности.
Для достижения заявленной цели решаются следующие частные задачи:
1. Разработка понятия информационных систем,
2. Анализ классификации информационных систем,
3. Оценка содержания информационно-справочных правовых систем,
4. Определение функции информационно-справочных правовых систем.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, разделенной на два раздела, заключения и списка использованной литературы.
Информационная система представляет собой совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств1.
Можно выделить АИС, основанные на системе нормативных правовых актов. Например, информационно-поисковые по законодательству и справочные правовые системы. Для этих систем проблемы систематизации информации связаны с вопросами классификации и систематизации нормативных правовых актов.
С другой стороны, можно выделить системы, аккумулирующие и обрабатывающие разнообразную социально-правовую информацию ненормативного характера: криминологическую, криминалистическую, судебно-экспертную, оперативно-розыскную, научную правовую и др.
Автоматизированные информационные системы принято также подразделять на полнотекстовые и фактографические2.
В полнотекстовых АИС собираются и систематизируются тексты документов или их библиографическое описание. Поскольку документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель, то указанные реквизиты являются основанием для классификации обрабатываемой информации.
Фактографическая информация - это описание выбранных характеристик, свойств объектов, информация о которых собирается, систематизируется и обрабатывается в данной информационной системе. Для каждой характеристики должна быть точно определена форма ее представления в системе (текстовая, графическая, звуковая и т.д.). Вид хранимой и обрабатываемой автоматизированной системой информации во многом определяет ее программно-техническое решение.
Всю документированную правовую информацию можно разбить на официальную и неофициальную. К официальной правовой информации относятся сведения и данные о праве или о законодательстве в широком смысле слова, т.е. обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах. В автоматизированных системах, основанных на официальной правовой информации, большую роль играет ее классификация по источникам права: законы Российской Федерации, нормативные акты правительства страны и правительств республик, министерств и ведомств страны и республик и местных органов государственной власти и государственного управления, общественных организаций и др.
Большое значение, с точки зрения создания и функционирования АИС, имеет классификация информации по степени доступа на общедоступную и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в автоматизированных системах требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа. Существуют классификации АИС по виду используемых технических (на каком классе вычислительных машин функционируют), программных (под управлением какой операционной системы работают, с помощью каких программных средств созданы), лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации. Кроме того, автоматизированные системы правовой информации можно классифицировать по требованию к уровню подготовки пользователей (для специалистов, для широкого круга пользователей)3.
Классификация ИС по выполняемым функциям и решаемым задачам:
- справочные информационные системы, которые предоставляют пользователям получать определенные классы объектов (телефоны, адреса, литературу и пр.) – электронные справочники, картотеки, программные или аппаратные электронные записные книжки и т. д.;
- информационно-поисковые информационные системы, которые дают пользователям возможность поиска и получения сведений по различным поисковым образам на неком информационном пространстве;
- расчетные информационные системы, которые производят обработку информации по определенным расчетным алгоритмам, например, вычисление определенных статистических характеристик;
- технологические информационные системы, функции таких систем заключаются в автоматизации всего технологического цикла или отдельных его компонент производственной или организационной структуры, например, автоматизированные системы управления, системы автоматизации документооборота и пр.
По характеру обработки информации на различных уровнях управления предприятием:
- системы обработки данных (EDP – Electronic data processing) - предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (отчетов, накладных, платежных поручений).
- информационные системы управления (MIS – Management Information System) - ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких месяцев (недель), например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ4.
- системы поддержки принятия решений (DSS – Decision Support System) -используются на верхнем уровне управления и предназначены для решения задач по формированию стратегических целей, задач планирования, задач привлечения ресурсов и источников финансирования и пр. Задачи ориентированы на реализацию сложных бизнес-процессов, требующих аналитической обработки информации и имеют, как правило, нерегулярный характер.
Классификация ИС по функциональному признаку:
- производственные системы, связанные с выпуском продукции и направленные на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств;
- системы маркетинга, направленные на анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж, организацию рекламной кампании по продвижению продукции и рациональную организацию материально-технического снабжения;
- финансовые и учетные системы, направленные на организацию контроля и анализа финансовых ресурсов на основе бухгалтерской, статистической и оперативной информации;
- системы кадров по подбору и расстановке специалистов и ведению служебной документации по различным аспектам предназначены для реализации функций оперативного планирования и учета личного состава;
- системы управления вспомогательным производством предназначены для автоматизации оперативного управления инструментальным производством, ремонтным и транспортным хозяйством и энергетическим обеспечением5.
По сфере применения:
- информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого и оперативного контроля и регулирования, оперативного учета и анализа, перспективного и оперативного планирования, бухгалтерского учета, управления сбытом и снабжением и пр.;
- информационные системы управления технологическими процессами предназначены для автоматизации функций производственного персонала: организации поточных линий, изготовления микросхем, поддержания технологического процесса и пр.;
- информационные системы автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов дизайнеров для проведения инженерных расчетов, создания графической документации (чертежей, схем, планов), создания проектной документации, моделирования проектируемых объектов;
- корпоративные информационные системы используются для автоматизации всех функций организации и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции.
В юридической деятельности, как и во многих других видах деятельности, огромную роль играет совершенствование методов передачи, получения, хранения и переработки информации. Важным элементом в юридической деятельности является сбор статистической информации. Обработка этой информации связана с объединением данных, их группировкой, сортировкой и анализом полученных денных. Статистический анализ включает в себя определение средних значений, построение графиков и гистограмм, нахождение функциональных зависимостей и т.п. В качестве примеров можно привести расчеты, связанные с обработкой анкет при проведении социально-правовых исследований6.
Огромную роль в юридической деятельности играет создание баз данных. База данных представляет собой определенное количество сведений. Для того, чтобы этими сведениями воспользоваться необходима система управления базами данных – СУБД. На сегодняшний день существует довольно много различных СУБД. Их использование определяется прежде всего наличием удобного интерфейса и легкого ориентирования в том или ином массиве данных.
Оригинальным примером информационных систем в юридической деятельности являются так называемые консультационные системы. Они предназначены для моделирования правовых рассуждений на основе введенных данных7.
Таким образом, в хозяйственной деятельности применяются различные информационные системы, организующие производственные процессы. Их можно классифицировать по различным основаниям: по функциям и решаемым задачам, по характеру обработки информации на различных уровнях управления предприятием, по функциональному признаку, по сфере применения. Некоторые информационные системы упрощают бизнес-процессы, согласование и визирование договоров и различных сделок. Юристу необходимо уметь грамотно или пользоваться.
Правовые информационные системы являются одной из разновидностей информационных систем (ИС). Поэтому все признаки, характерные для понятия информационная система, присущи в равной степени и понятию правовая информационная система.
Следовательно, содержанием правовой информации является не просто набор сведений о тех или иных общественных отношениях и их анализ. Отражая волю законодателя, правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества.
Таким образом, правовая ИС включает в себя информацию, содержащуюся:
а) в правовых актах высших и местных органов власти и управления;
б) в ведомственных правовых актах, судебных, арбитражных и других правоприменительных документах;
в) в различного рода справочных материалах о юридических документах;
г) в статистических сведениях о праве;
д) в научно-правовых исследованиях, проведенных на основе анализа правовых актов;
е) в приказах и распоряжениях должностных лиц учреждении, предприятий и организации, актах нотариальных органов8.
Функции:
–доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией;
–обеспечение свободного доступа к правовой информации;
–экономия времени;
–формирование информационной основы для принятия управленческих решений;
–обеспечение хозяйствующих субъектов достоверной и полной нормативной и иной информацией.
Информационные системы, связаны с юридической поддержкой бизнеса и конкретной производственной деятельностью предприятия, помогают разобраться в потоке информации. К ним, в частности, относятся: