Перспективы развития средств информационных и коммуникационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:30, реферат

Краткое описание

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Оглавление

Введение…....................................................................................................3
Глава 1. Перспективы использования средств новых информационных технологий в образования…………………………………………………….. 5
Информационная среда……………………………………………….5
Система средств обучения на базе новых информационных технологий……………………………………………………………………….8
Глава 2. Перспективы развития информационно-коммуникационных технологий в России…………………………………………………………….16
Темпы развития ИКТ в России………………………………………16
Цели государственной политики развития информационно-коммуникационных технологий в России……………………………………17
Темпы роста в секторе информационно-коммуникационных технологий в России……………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………23
Список литературы ……………………………………………………25

Файлы: 1 файл

реферат инф-ка.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

       Подытоживая вышеизложенное, можно  предложить следующий состав системы средств обучения нового поколения, и которую входят средства обучения, функционирующие на базе НИТ, отметив при этом назначение составляющих:

  • средства обучения, предназначенные для поддержки процесса преподавания учебного предмета (курса), включающие программные средства;
  • объектно-ориентированные программные системы, предназначенные для формирования информационной культуры и, в частности, культуры учебной деятельности;
  • учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ЭВМ, предназначенное для самостоятельного изучения учебного материала при обеспечении предметности деятельности, ее практической направленности и, кроме того, позволяющее обучаемому реализовывать спектр возможностей СНИТ (управлять реальными объектами, осуществлять ввод и манипулирование текстовой и графической информацией, получать и использовать в учебных целях информацию о регулируемом физическом параметре или процессе);
  • системы искусственного интеллекта, предназначенные для организации процесса самообучения;
  • предметно - ориентированные среды обучающего и развивающего назначения, в том числе одна из возможных реализаций - информационно - предметная среда со встроенными элементами технологии обучения. Средства обучения, в том числе функционирующие на базе НИТ, в совокупности с учебно - методическими материалами (учебники, учебные пособия для учащихся, методические пособия, рекомендации для учителя) образуют некую целостность, представленную определенным составом и структурой, - Учебно - методический комплекс (УМК) на базе СНИТ. Под структурой УМК на базе СНИТ будем понимать определенную взаимосвязь, взаиморасположение его составных частей.

     В связи с внедрением СНИТ в образовательный  процесс значительное место среди  средств обучения как в отечественной, так и в зарубежной школе стали занимать принципиально новые (как по формам организации учебной деятельности, так и по своим возможностям) средства и устройства. К ним можно отнести программные средства различных типов, предназначенные для поддержки процесса преподавания; объектно - ориентированные программные системы, предназначенные для формирования информационной; учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ЭВМ, предназначенное для организации учебной деятельности с реальными объектами, управляемыми ЭВМ, или с источниками информации об изменяющемся, регулируемом физическом параметре. Используются также, пока на экспериментальном уровне, предметно - ориентированные среды обучающего и развивающего назначения, системы искусственного интеллекта, реализованные в виде учебных баз данных, экспертных обучающих систем, учебных баз знаний, ориентированные на организацию процесса самообучения.

     Таким образом, следует констатировать факт возникновения нового поколения  средств обучения реализующих возможности СНИТ цели использования которых помимо традиционно - образовательных определяются задачами информатизации современного общества, а также необходимостью интенсификации процессов интеллектуального развития обучаемых.

     Рассмотрение  состава и структуры УМК на базе СНИТ позволяет сформулировать некоторые выводы. Представим их.

  • Применение ССО, в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе НИТ, позволяет расширить спектр видов учебной деятельности и организовать:
  • информационно - учебную деятельность, например, используя объектно - ориентированные программные системы для формирования информационной культуры или ПС, предназначенные для обучения взаимодействию с ЭВМ;
  • экспериментально - исследовательскую деятельность, например, используя учебное  демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ЭВМ различного типа ПС для поддержки процесса преподавания, модели, электронные конструкторы, учебные роботы, имитирующие технические устройства и механизмы, управляемые ЭВМ;
  • разнообразные виды самостоятельной учебной деятельности, например, используя программно - методическое обеспечение процесса преподавания, предметно - ориентированные среды обучающего и развивающего назначения, различные виды графических, музыкальных редакторов, электронные таблицы, комплект датчиков и устройств, обеспечивающих получение информации о регулируемом физическом параметре или процессе;
  • деятельность по обработке информации, например, с объектно-ориентированной программной системой, со средствами пространственного ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, с учебными базами данных, с экспертными обучающими системами или с комплектом датчиков и устройств, обеспечивающих получение информации о регулируемом физическом параметре или;
  • деятельность по представлению и извлечению. Знаний, например, используя предметно - ориентированные среды обучающего и развивающего назначения или системы искусственного интеллекта;
  • деятельность по созданию прикладных программных средств, например, реализуя возможности инструментальных программных средств.
  • По количественному составу и разнообразию видов новое поколение средств обучения, функционирующих на базе НИТ, по сравнению с традиционными средствами обучения, несоизмеримо богаче: из Структуры Учебно - методического комплекса видно, что подавляющее большинство средств обучения являются представителями нового поколения.
  • Возможности нового поколения средств обучения, функционирующих на базе НИТ, позволяют разнообразить виды Учебной деятельности, направленной на развитие творческого потенциала индивида, на формирование информационной культуры - необходимой составляющей культуры члена современного информационного общества.

     Уместным  будет также отметить необыкновенно  высокие темпы развития нового поколения  средств обучения, наблюдаемого в  последние десятилетия. Эти темпы, несомненно, являются отражением процессов научно - технического прогресса вообще и информатизации современного общества и образования в частности.

     «Применение УМК, охарактеризованного выше, возможно в условиях работы специализированного кабинета информатики и вычислительной техники (КИВТ), оснащенного комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), который соответствует психолого - педагогическим и технико - эргономическим требованиям»4 [4]. Кроме того, КИВТ должен быть оснащен и соответствующим периферийным оборудованием, а также учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе СНИТ, учебно - наглядными пособиями, специализированной мебелью. Таким образом, КИВТ выполняется как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная таким образом, чтобы максимально содействовать успешному преподаванию, умственному развитию учащихся, приобретению ими знаний, умений и навыков учебной и практической деятельности со СНИТ. В КИВТ должны быть созданы условия для проведения теоретических и практических классных, внеклассных занятий по курсу информатики и других общеобразовательных предметов. КИВТ может быть использован также в целях автоматизации процессов информационно - методического обеспечения и управления учебно - воспитательным процессом.

     Занятия в КИВТ должны формировать у учащихся общие представления: об использовании  СНИТ на производстве, в проектно - конструкторских  организациях, в научных учреждениях, в учебном процессе, управлении; о возможностях интенсификации учебного процесса; о средствах автоматизации информационно - методического обеспечения и управления учебно - воспитательным процессом. По этой причине оборудование КИВТ должно обеспечивать осуществление деятельности по информационному взаимодействию между обучаемым и программно - техническими средствами сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации обучаемыми и преподавателем; обучаемыми, преподавателем и средствами обучения, включая и средства обучения, функционирующие на базе НИТ.

     Реализация  вышеперечисленных требований определяет возможность использования КИВТ в процессе преподавания не только курса информатики, но и других общеобразовательных предметов. В связи с этим оборудование КИВТ целесообразно формировать в виде блочной структуры, которая допускает перекомплектацию отдельных блоков оборудования (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ЭВМ, или определенные устройства и СНИТ) и "наращивание" других блоков к основному блоку - КУВТ.

 

      Глава 2.

     Темпы развития ИКТ в России.

     «Российская сфера ИКТ в последние годы остается среди лидеров по темпам развития. Спрос на услуги неуклонно растет, а их возможности стремительно расширяются. В 2001 – 2006 годы темпы роста сектора ИКТ превышали 20 процентов, что намного выше темпов роста ВВП.

     Тем не менее, Россия пока не является крупным  участником глобального рынка ИКТ  и не входит в число 15-20 крупнейших его субъектов. В России на долю рынка  ИКТ приходится 4,9 процента от ВВП, в  контексте ОЭСР страна опережает только одну страну - Мексику. В 1999 году доля сектора составляла лишь 2,0 процента от ВВП (13 млрд. долларов),  в 2006 году. – 3,5 процента от ВВП»5.

     Развитие  сектора информационных технологий проходит на фоне:

     недостаточного  распространения информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении;

     диспропорций  в уровне доступности информационных технологий;

     слабого развития национального производства телекоммуникационного, компьютерного оборудования и базового программного обеспечения, отвечающих современным мировым стандартам;

     структурно-технологической  отсталости электронной промышленности;

     несоответствия  системы подготовки специалистов в  сфере ИКТ международным стандартам.

     Россия  занимает третье место в мире по проникновению мобильной связи (после Китая и США) и по созданию ПО (после Индии и Китая) по экспортным заказам. Несмотря на это наблюдаются низкие по сравнению с ведущими странами объемы распространения услуг широкополосного доступа, особенно беспроводного и мобильного, неразвитость сферы платных услуг в Интернете.

     В общем объеме сектора информационно-коммуникационных технологий в период 2003-2007 годов  на услуги связи приходилось 65-70 %. Среднегодовой темп роста объема услуг связи в этот период приближался к 123%. Наблюдаются тенденции увеличения в общем объеме услуг связи доли услуг подвижной, документальной связи при снижении доли услуг междугородной, внутризоновой, международной и местной телефонной связи.

     Среди факторов, сдерживающих дальнейшее развитие сектора связи:

     неравномерность развития инфраструктуры связи;

     нехватка  радиочастотного ресурса, необходимого для внедрения новых технологий;

     работа  части космических аппаратов  за сроком активного существования;

     недостаточное развитие технологий цифрового телерадиовещания;

     первичное насыщение рынка подвижной связи  и сокращение резерва для дальнейшего  расширения абонентской базы;

     отсталость  инфраструктуры почтовой связи, препятствующей внедрению современных услуг. 
 

     Цели  государственной политики развития информационно-коммуникационных технологий в России. 
 

     Целями  государственной политики развития информационно-коммуникационных технологий, согласно «Концепции долгосрочного  социально-экономического развития….», являются: создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер

жизни общества, совершенствование системы  государственного управления на основе использования информационных и  телекоммуникационных технологий, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг отрасли информационных и телекоммуникационных технологий.

     Предполагается  достижение следующих целевых ориентиров:

     сохранение  темпов роста рынка информационно-коммуникационных технологий, превышающих среднегодовые показатели роста экономики в  2-3 раза;

     превращение ИКТ в одну из ведущих отраслей экономики с долей в ВВП  более 10 процентов;

     превращение России в нетто-экспортера информационных технологий.

     Факторами (и условиями), обеспечивающими успешное развития сектора в среднесрочной перспективе, должны стать:

     рост  спроса со стороны промышленных потребителей на услуги по передаче информации как  за счет роста в самих отраслях-потребителях, так и повышения значимости данного  сектора в технологиях управления компаниями и роста объема передаваемой информации;

     рост  спроса со стороны населения на услуги по передаче голоса и данных по мере увеличения доходов населения (особенно в регионах), прежде всего, за счет:  

Информация о работе Перспективы развития средств информационных и коммуникационных технологий