Основы технологии разработки программ. Этапы разработки программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:18, реферат

Краткое описание

Для подготовки информации к обработке на ПЭВМ необходимо выполнить следующие этапы:
Постановка задачи.
Формализация поставленной задачи.
Выбор численного метода и представление решения в виде структурной схемы(блок-схемы) (алгоритмизация).
Оформление задачи на входном языке ПЭВМ (программирование).
Ввод и отладка программы.
Выполнение программы и анализ полученных результатов.

Файлы: 1 файл

БИЛЕТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ.docx

— 297.06 Кб (Скачать)

       Вызов подпрограммы происходит при каждом употреблении ее имени в основной (или вызывающей) программе. При вызове подпрограммы выполнение основной программы  приостанавливается, и управление передается в подпрограмму, где выполняются  команды, заданные в ней. Подпрограмма завершается, если выполнены все  ее процедуры до завершающего слова End или по специальной команде  выхода из подпрограммы Exit. По окончании  работы подпрограммы управление возвращается основной программе, иначе говоря, к  первой команде, следующей за обращением к этой подпрограмме.

       В языке Паскаль выделяют два вида подпрограмм: процедуры (Procedure) и функции (Function). Любая программа может  содержать несколько процедур и  функций. Структура любой подпрограммы аналогична структуре всей программы. Подпрограмма должна быть описана до того, как будет использована в  программе или другой подпрограмме.

       Процедуры и функции объявляются в разделе  описания вслед за разделом переменных.Тогда  общая структура программы выглядит так:

       Рrogram hh; 
  
Label; {описание меток} 
 
Const; {описание констант} 
 
Type; {описание типов} 
 
Var; {описание переменных} 
 
Procedure; {описание процедур} 
 
Function; {описание функций} 
Begin 
 
. . . 
 
. . . 
end.

       Выполнение  программы начинается с операторов основной программы. При необходимости  вызывается подпрограмма и начинают действовать её операторы. Затем  управление передаётся в основную программу, которая продолжает выполняться.

       Обращение к подпрограмме - переход к выполнению подпрограммы с заданием информации, необходимой для ее выполнения и  возврата.

       Подпрограмма  вызывается по своему имени с указанием  необходимых параметров.

       Если  говорить о плюсах использования  в программировании подпрограмм, то можно назвать следующие:

  1. Программы с использованием подпрограмм позволяют реализовать один из самых прогрессивных методов программирования - структурное программирование.
  2. Программа становится более читаемой.
  3. Экономия памяти, которая получается из-за того, что память для хранения переменных, используемых в подпрограммах, выделяется только на время работы подпрограммы.
 

      Подпрограмма - функция

      Подпрограммы - функции описываются вслед за разделом описания глобальных переменных и располагаются перед группой  операторов основной программы. Функция  состоит из заголовка, описания локальных  переменных и тела (группы операторов). Общий вид подпрограммы - функции  таков:

   Function имя (а1;...;аn): тип результата;

     

    Begin 

     

     End;,

где а1;...;an - список формальных параметров с указанием типа.

      Функция передает в вызывающую программу  единственное значение (результат) через  свое имя. Тип передаваемого значения результата определяется в заголовке  функции. В тексте подпрограммы - функции  имени функции обязательно должно быть присвоено рассчитанное значение результата, т.е. имя функции должно хотя бы один раз присутствовать в левой части оператора присваивания.

      Список  формальных параметров и раздел описания локальных меток и переменных могут отсутствовать. В этом случае в тексте подпрограммы -функции используются глобальные параметры, описанные в  основной программе. При наличии формальных параметров и локальных переменных их тип должен быть определен.

      Пример  А. Оформить в виде подпрограммы - функции алгоритм возведения в целочисленную степень у=хn.

      Function rez1 (n:integer; x:real) : real;

      var i:integer;

      begin

         rez1:=1;

         for i:=1 to n do

            rez1:=rez1*x;

      end;  

      Пример  Б. Оформить в виде подпрограммы - функции алгоритм возведения вещественного числа в вещественную степень y=ax.

      Function rez2(x:real; a:real) : real;

          begin

             Rez2:=exp(x*ln(a));

               end;  

   В примере Б подстепенное выражение не может принимать отрицательное значение или быть равным нулю. В примере А может быть и отрицательным.

   Переменные  n, x, i примера A определены только в теле подпрограммы -функции. Вне тела функции они не определены, т.е. не существуют. Аналогичными переменными являются параметры а, х в примере Б.

   Обращение к подпрограмме-функции осуществляется по имени функции с указанием в скобках вместо формальных параметров фактических. Причем имена формальных и фактических параметров могут и не совпадать, но их последовательность, количество и тип должны обязательно соответствовать друг другу. Так, обращение к функции rez2 примера Б может быть таким:                                                    

     у:=а*rez2(n,х);,

что соответствует  решению задачи у=а*хn. Здесь переменная n обязательно должна быть описана как переменная вещественного типа.

   В примере Б переменные х и а являются формальными параметрами - переменные, формально присутствующие в подпрограмме и определяющие тип и место подстановки фактических значений, передаваемых из вызывающей программы. Конкретные (фактические) значения передают фактические параметры  при обращении в вызывающей программе. Так, при рассмотренном выше обращении к функции rez2 фактическими параметрами являются переменные n и x.

   Описание  функции служит для определения  той части программы, которая  выполняет определенные вычисления и передает полученный результат. Функция  выполняется сразу, как только имя  функции встречается как часть  предложения программы. 

       При обращении к подпрограмме формальные параметры заменяют на соответствующие  фактические вызывающей программой или подпрограммы.

       Список  формальных параметров содержит входные (которые должны быть известны для  этой задачи – заменяются по значению) и выходные (заменяются по наименованию) результаты подпрограммы.

       В качестве формальных типов могут  быть простые переменные и имена  массивов, в теле программы –  это может быть обращение к  процедуре, осуществляемый следующим  образом:

       - записывается имя процедуры, указывается  список фактических параметров.

       Фактические параметры – простые переменные, числовые константы, арифметические выражения, логические выражения, переменные с  индексами, элементы массивов. Основные требования: 1) количество формальных и  фактических параметров в программе  должно быть одинаково; 2) должен соблюдаться  порядок следования параметров; 3) должны соблюдаться типы формальных и фактических  величин.

       Имена формальных и фактических параметров могут совпадать, могут и не совпадать. 

       В Паскаль-программе областью действия переменной является весь блок, в котором  объявлена данная переменная, за исключением  тех внутренних блоков, в которых  эта же переменная объявлена повторно.

           35. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ: АЛФАВИТ, КОНСТАНТЫ, ПЕРЕМЕННЫЕ, СТАНДАРТНАЯ ФУНКЦИЯ, ВЫРАЖЕНИЯ, ПРАВИЛА ИХ ЗАПИСИ.

       Язык  ПАСКАЛЬ удовлетворяет требованиям  всех категорий пользователей: язык предоставляет возможность работать в режиме диалога, что может быть весьма полезно при обучении студентов.

       Основными понятиями любого алгоритмического языка в том числе и Паскаль  являются:

  • Алфавит (символы).
  • Имена (идентификаторы).
  • Операции (арифметические, логические).
  • Данные (константы, переменные и массивы).
  • Выражения.
  • Операторы (команды).

           Алфавит — это фиксированный  для данного языка  набор основных символов, т.е. "букв алфавита", из которых должен состоять любой текст на этом языке — никакие другие символы в тексте не допускаются.

           Алфавит стандартного языка Паскаль содержит следующие  символы:

  • - 26 букв латинского алфавита
  • - арабские цифры
  • - 32 буквы русского алфавита
  • - специальные символы + – * / : , < > = . ‘ ; () [] {}

       Русскими  буквами поясняется текст в какой-либо конструкции языка Паскаль.

       Функция        Назначение
 abs (x)  абсолютное  значение аргумента
 sqr (x)  квадрат аргумента
 sqrt (x)  квадратный  корень аргумента
 cos (x)  косинус аргумента
 sin (x)  синус аргумента
 arctan (x)  арктангенс  аргумента
 exp (x)  ex
 ln (x)  натуральный логарифм
 int (x)  целая часть  числа
 frac (x)  дробная часть  числа
 

         К о н с т  а н т ы

          Тип констант  в  языке ПАСКАЛЬ  определяется по их виду:  константы  целого типа - это целые числа,  не содержащие десятичной точки,  константы действительного  типа - действительные числа,  логические  константы - логические значения TRUE и FALSE, символьные константы  – либо строки длиной в один  символ, либо конструкции вида #K или ^K.

          Язык ПАСКАЛЬ допускает использовать  синонимы для обозначения констант, в    этом  случае  текст   программы  содержит  раздел  описания

       констант, например: {}

       Пpимеpы  констант:

      • числовые 7.5 , 12 ;
      • логические True (истина), False (ложь);
      • символьные (содержат ровно один символ) "А" , "+" ;
      • литеpные (содержат произвольное количество символов) "a0", "Мир", "" (пустая строка).

        Пеpеменные  обозначаются именами и могут изменять свои значения в ходе выполнения пpогpаммы. Пеpеменные бывают целые, вещественные, логические, символьные и литерные и другие. Переменные бывают простые и с индексами (элемент массива).

       Массивы — последовательности однотипных элементов, число которых фиксировано и которым присвоено одно имя. Положение элемента в массиве однозначно определяется его индексами (одним, в случае одномерного массива, или несколькими, если массив многомерный). Иногда массивы называют таблицами.

        Выpажения — пpедназначаются для выполнения необходимых вычислений, состоят из констант, пеpеменных, указателей функций (напpимеp, exp(x)), объединенных знаками опеpаций.

       Выражения записываются в виде линейных последовательностей  символов (без подстрочных и надстрочных  символов, "многоэтажных" дробей и т.д.), что позволяет вводить  их в компьютер, последовательно  нажимая на соответствующие клавиши  клавиатуры.

       Различают выражения арифметические, логические и строковые.

       Арифметические  выражения служат для определения одного числового значения. Например, (1+sin(x))/2. Значение этого выражения при x=0 равно 0.5, а при x=p/2 — единице.

       Логические  выражения описывают некоторые условия, которые могут удовлетворяться или не удовлетворяться. Таким образом, логическое выражение может принимать только два значения — "истина" или "ложь" (да или нет). Рассмотрим в качестве примера логическое выражение x*x + y*y < r*r , определяющее принадлежность точки с координатами (x, y) внутренней области круга радиусом r c центром в начале координат. При x=1, y=1, r=2 значение этого выражения — "истина", а при x=2, y=2, r=1 — "ложь".

Информация о работе Основы технологии разработки программ. Этапы разработки программ