Основные составляющие интеллектуального капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:48, реферат

Краткое описание

Одной из важнейших задач, практически всегда стоявших перед
человечеством, является сохранение информации во времени и/или
пространстве. После возникновения книгопечатания основной формой
фиксации распространения информации являются печатные издания, а
главными средствами хранения и доступа к информации стали
библиотеки. Сохранение и использование рукописных и печатных документов
достаточно хорошо освоено, здесь имеются богатый опыт и результаты
исследовательской и практи- ческой работы многих поколений
специалистов. Но очевид- но, что объёмы информации, хранящейся в
традиционной форме, делают всё более затруднительной работу с ней :
хранение, распространение, поиски, учет и т. п.

Оглавление

Введение______________________________________ - 3

Глава 1. Электронные библиотеки________________ - 7

1.1. Электронная библиотека как информационный

ресурс_________________________________ - 7

1.2. Обобщённая схема электронной библиотеки и


организация доступа___________________ - 15

1.3. Особенности представления информации и

её поиска_____________________________ - 19

1.4. Роль электронных библиотек в передаче тех-


нологий_______________________________ - 25


Глава 2. Концепции развития библиотечной автомати-


зации_________________________________ - 31




2.1. Развитие электронных библиотек_________ - 31

2.2. Национальная электронная библиотека____ - 37

Заключение____________________________________ - 43

Список использованных источников_____________ - 44

Файлы: 1 файл

андреева рефер.docx

— 556.78 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет информационных технологий

Кафедра социальной и педагогической информатики

 

Реферат

на тему: Основные составляющие интеллектуального капитала

 

 

 

 

Выполнила: студентка ПОИ-Д-Б-3

Сонгулия Т.Г.

  Проверила: к.э.н Мудракова О .А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014г 
Содержание

 

Введение______________________________________ - 3

 

Глава 1. Электронные библиотеки________________ - 7

 

1.1. Электронная библиотека как информационный

 

ресурс_________________________________ - 7

 

1.2. Обобщённая схема электронной библиотеки и

 

 

организация доступа___________________ - 15

 

1.3. Особенности представления информации и

 

её поиска_____________________________ - 19

 

1.4. Роль электронных библиотек в передаче тех-

 

 

нологий_______________________________ - 25

 

 

Глава 2. Концепции развития библиотечной автомати-

 

 

зации_________________________________ - 31

 

 

 

 

2.1. Развитие электронных библиотек_________ - 31

 

2.2. Национальная электронная библиотека____ - 37

 

Заключение____________________________________ - 43

 

Список использованных источников_____________ - 44

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из важнейших задач, практически всегда стоявших перед

человечеством, является сохранение информации во времени и/или

пространстве. После возникновения книгопечатания основной формой

фиксации распространения информации являются печатные издания, а

главными средствами хранения и доступа к информации стали

библиотеки. Сохранение и использование рукописных и печатных документов

достаточно хорошо освоено, здесь имеются богатый опыт и результаты

исследовательской и практи- ческой работы многих поколений

специалистов. Но очевид- но, что объёмы информации, хранящейся в

традиционной форме, делают всё более затруднительной работу с ней :

хранение, распространение, поиски, учет и т. п.Развитие

вычислительной техники позволило сохранять и распространять 

информацию в электронной форме , что играет революционную роль в

истории человечества , ана- логичную изобретению

книгопечатания. Электронная форма позволяет на сегодня хранить

наиболее надежно и компактно,распространять ее намного оперативнее и

шире и,кроме того, предоставляет возможности манипулирования с ней,

которых не могло быть при иныхформах. В связи с этим за

последние годы во всем мире интенсивно увеличивается 

количество электронных публикаций . Значительное количество

различных документов уже сейчас существует в электронной форме.

По ряду оценок, на середину 1998 г. в Интернете их было

около 300 млн., и это число постоянно растет. В больших

масштабах ведется преобразование в электронную форму печатных 

документов.Так, в США осуществляется проект Пентагона по

преобразованию в электронную форму 20 млн. докумен- тов. В Японии в

рамках проекта по созданию Националь- ной электронной библиотеки

переведено в электронную форму около 10 млн. страниц текстовой

информации. Подготовка традиционных печатных

изданий всё чаще осуществляется в электронной форме. Аналогичные

тен- денции, правда, в меньших масштабах, имеют место и в России.

Так, в информационных системах ряда организаций формируются

электронные массивы, например по полным текстам российских газет (

АДН, Интегрум-Техно ), по справочно - энциклопедической информации

(R-Style), по музейным энциклопедиям (ЗАО Интернет) и др. В российской

государственной библиотеке в рамках программы “Память России” 

осуществляется преобразование в электронную форму первопечатных

русских книг. С 1997г. Институтом мировой литературы А. М.

Горького РАН и НТЦ «Информрегистр» при участии ряда других

организаций ведется создание электронного фонда «А. С. Пушкин и

классическая русская литература». В настоящее время этот

фонд уже включает в себя в электронной форме значительные 

объёмы информации, посвященной жизни творчеству Пушкина,

Есенина, Лермонтова, Грибоедова. В России существует целый ряд

электронных журналов, доступных через Интернет: «Русский журнал»,

«Вечерний Интернет», «Zhurnal», «Исследовано в России» и др. Всё

большее число отечественных традиционных издательств 

выполняет подготовку оригинал - макетов в электронной форме.

Стремительное развитие электронной издательской деятельности и 

рост количества электронных публикаций приводит к весьма серьёзным

проблемам. Перечислим четыре наиболее важные. 1. При подготовке

электронной информации, прежде всего полнотекстовой, очень часто

игнорируются или учитываются не в полной мере опыт, правила и

нормы, существующие в сфере производства и распространения печатной

информации, что приводит не только к нарушению сложившихся традиций,

но и усложняет коммуникативные процессы, в которых участвует и будет

участвовать как электронная, так и печатная информация. Это относится

к шрифтовому оформлению, к организации и структурированию

информации, к атрибутированию произведений и т.п. 2. Современные

информационные технологии предоставляют эффективные средства 

надёжного сохранения электронной информации. Однако на практике

процесс накопления и сохранения электронной информации носит

случайный характер. Например, создаваемые в рамках традиционной

издательской деятельности электронные оригинал - макеты часто

уничтожаются. Известны случаи, когда выполнялись

дорогостоящие операции преобразования в электронную форму книг,

электронные оригинал-макеты которых были уничтожены. Другой

пример дают некоторые телеконференции: их материалы

выставляются для доступа в Интернет, а по истечении некоторого

времени уничтожаются. Число таких примеров можно значительно

увеличить. Решение проблемы сохранения электронной информации

нуждается в организационных, методических и технологических

проработках. 3. Особую проблему представляет инвентаризация

электронной информации, включающая в себя определение

самостоятельных единиц электронной информации, их адекватное и

унифицированное описание. Сюда же входят вопросы учёта и

каталогизации. 4. Сохраняемая электронная информация должна

эффективно использоваться. Здесь сразу же встают вопросы совместимости

программного обеспечения и форматов, вопросы реализации разнообразных

функциональных воз-можностей, предусматриваемых создателями электронных

документов. На решение указанных и ряда других проблем направлена

деятельность по созданию электронных библиотек. Область деятельности

связанная с электронными библиотеками, является достаточно новой

и поэтому ещё не имеет устойчивой терминологии. Кажется,

впервые этот вопрос подробно рассматривал Ф. Ланкастер в начале

80-х годов. Однако его работы имели в определённой степени

футурологический характер. Существенное развитие

работы по электронным библиотекам получили на рубеже 90-х годов, когда

появились адекватные средства вычислительной техники и информационные 

технологии, обеспечивающие надёжное сохранение, оперативную

обработку и эффективное использование больших массивов 

разнородной информации, прежде всего текстовой. Именно в это

время в ряде стран стали подготавливаться проекты электронных 

библиотек. Некоторые из них легли в основы соответствующих националь-

ных и международных программ. В процессе этих работ стало

конкретизироваться понятие «электронная библиотека», стали

определяться и уточняться её цели, задачи и функции, что, однако,

не привело ещё к однозначной трактовке проблемы. Так, в

качестве синонимов для понятия «электронная библиотека» можно 

встретить такие словосочетания, как «цифровая библиотека» (digital

library) и «виртуальная библиотека» (virtual library). Сложность

определений в этой области и разнообразие мнений показал и 

Российско-американский семинар «Электронные библиотеки», прошедший

16-17 апреля 1998г. в Москве. Остановимся на следующем

определении, основанном на анализе отечественного и зарубежного

опыта работы в данной области.

 

Электронная библиотека – это информационная система, позволяющая

надёжно сохранять и эффективно использовать разнообразные 

коллекции эллектронных документов (текстовых, изобразительных,

звуковых видео и др.), локализованных в самой системе, а также

доступ- ных ей через телекоммуникационные сети. Основные задачи ЭБ -

интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них.

Под интеграцией информационных ресурсов понимается их объединение с 

целью использования (с помощью удобных и унифицированных

пользовательских интерфейсов, желательно одного) различной ин-

формации с сохранением её свойств, особенностей представления и

пользовательских возможностей манипулирования с ней. При этом

объединение ресурсов не обязательно должно осуществляться 

физически, оно может быть виртуальным, главное - оно должно

обеспечивать пользователю восприятие доступной информации как единого 

информационного пространства. В частности предполагается, что ЭБ

должны обеспечивать работу с гетерогенными БД, обеспечивая

пользователю эффективность информационных поисков, независимо от

особенностей конкретных информационных систем, к которым осуществляется

доступ. Эффективная навигация в ЭБ понимается как возможность

пользователя находить интересующую его информацию с наибольшей полнотой 

и точностью при наименьших затратах усилий во всём доступном

информационном пространстве. При таком подходе хорошо известные

информационные поиски, используемые в информацион- ных системах и

базах данных, являются частными случаями навигационных средств.

Практически вся накопленная человечеством информация зафиксирована

сегодня в печатной форме. Поэтому сейчас в ближайшем будущем печатная

информация будет являться основным источником формирования

электронных библиотек.

 

Глава 1. Электронные библиотеки

 

Электронная библиотека как информационный ресурс

 

Основные задачи электронной библиотеки – интеграция 

информационных ресурсов и обеспечение эффективной навигации в них.

Причем под интеграцией понимается объединение электронных 

документов и справочников различного вида с целью их широкого

использования для предоставления пользователю возможностей 

манипулирования данными предпочтительно в функционально однородной 

среде. Само же объединение ресурсов не обязательно должно быть

физическим – оно может быть виртуальным, но восприниматься

пользователем как единое информационное пространство. Если рассматривать

ныне создаваемые электронные библиотеки с точки зрения состава и

характера информационных ресурсов, то можно заметить, что в

качестве компонентов здесь выступают электронные каталоги,

библиографические и реферативные базы данных, полнотекстовые массивы

(электронные журналы, фактографические базы данных, хранилища

электронных копий статей и других публикаций ), справочно-нормативные

файлы (рубрикаторы, тезаурусы, авторские, предметные,

географические и другие метаинформационные продукты ). Записи этих

массивов могут быть взаи- мосвязаны между собой ссылками,

указателями хранения или условиями отыскания.

 

И даже если такие ссылки в явном виде не существуют, то уже по

всей сути эти компоненты всегда были и будут связаны, по крайней

мере, на концептуальном уров- не. Например, записи электронных

каталогов содержат указания местоположения книг, а

справочно-нормативные файлы традиционно используются в качестве “точек

входа” в библиографические и реферативные базы данных.С появлением

полнотекстовых баз данных справочно - поисковый аппарат и массив

собственно информации технологически становятся единым целым, и

на первый план выхо- дит задача организации таких взаимосвязей,

чтобы переход по ссылке внутри электронной библиотеки воспринимался

пользователем как простейший одномоментный процесс, подобно

перевороту страницы книги.

 

 

Таким образом, в общем случае информационные компоненты

электронной библиотеки образуют трёхуровневую структуру, включающую: 1.-

Информация о работе Основные составляющие интеллектуального капитала