13. Тем не менее не стоит недооценивать
проблему мирового масштаба, связанную
с преодолением существующих различий
в области информации и знаний. Мы отдаем
должное тому вниманию, которое уделяют
этой проблеме многие развивающиеся страны.
В действительности, все те развивающиеся
страны, которые не успевают за все более
высокими темпами развития ИТ, оказываются
лишенными возможности в полной мере участвовать
в жизни информационного общества и экономике.
Этот вопрос особенно остро стоит в тех
странах, где распространению ИТ препятствует
отставание в развитии основных экономических
и социальных инфраструктур, в частности
энергетического сектора, телекоммуникаций
и образования.
14. Мы признаем, что при решении
этой проблемы следует учитывать
разнообразие условий и потребностей,
которое сложилось в развивающихся странах.
Здесь не может быть "уравнительного"
решения. И это в свою очередь говорит
о той важной роли, которую должны сыграть
развивающиеся страны, выдвигая собственные
инициативы о принятии последовательных
национальных программ с целью осуществления
политических мер, направленных на поддержку
развития ИТ и конкуренции в этой сфере,
а также создания нормативной базы, использование
ИТ в интересах решения задач в области
развития и в социальной сфере, развитие
людских ресурсов, имеющих навыки работы
с ИТ, а также с целью поощрения выдвигаемых
на локальном уровне инициатив и местного
предпринимательства.
Дальнейшее развитие
15. Усилия по преодолению международной
разобщенности в решающей степени
зависят от эффективного сотрудничества
между всеми участниками. Для создания
рамочных условий для развития ИТ важную
роль и в дальнейшем будет играть двустороннее
и многостороннее сотрудничество. Международные
финансовые институты, включая многосторонние
банки развития (МБР), особенно Всемирный
банк, весьма пригодны для этой цели и
могут разрабатывать и осуществлять программы,
которые будут способствовать росту и
борьбе с бедностью, а также расширять
связи, доступ и обучение. Международная
сеть телекоммуникаций, ЮНКТАД и ЮНДП
и другие соответствующие международные
фонды также могут сыграть важную роль.
Центральной остается роль частного сектора
в продвижении ИТ в развивающихся странах.
Он может также существенно способствовать
международным усилиям по преодолению
цифрового разрыва. НПО, обладающие уникальными
возможностями донести идеи до общественности,
также могут способствовать развитию
человеческих и общественных ресурсов.
ИТ глобальна по своей сути и требует глобального
подхода.
16. Мы приветствуем уже предпринимаемые
усилия по преодолению международного
электронно-цифрового разрыва посредством
двусторонней помощи в области развития
и по линии международных организаций
и частных групп. Мы также приветствуем
вклад частного сектора в лице таких организаций,
как Глобальная инициатива по ликвидации
электронно-цифрового разрыва Всемирного
экономического форума (ВЭФ) и Глобальный
диалог бизнеса по вопросам электронной
торговли (ГДБ), а также Глобальный форум.
17. Как отмечается в Декларации
о роли информационных технологий
в контексте основанной на знаниях
глобальной экономики, которая была принята
Экономическим и Социальным Советом ООН
(ЭКОСОС) на уровне министров, существует
необходимость расширения международного
диалога и сотрудничества в целях повышения
эффективности программ и проектов в области
информационных технологий совместно
с развивающимися странами и сведения
воедино "наилучшего опыта", а также
мобилизации ресурсов всех участников
для того, чтобы способствовать ликвидации
электронно-цифрового разрыва. "Восьмерка"
будет и далее содействовать укреплению
партнерства между развитыми и развивающимися
странами, гражданским обществом, включая
частные фирмы и НПО, фонды и учебные заведения,
а также международные организации. Мы
будем также работать над тем, чтобы развивающиеся
страны в партнерстве с другими участниками
могли получать финансовое, техническое
и политическое обеспечение в целях создания
благоприятного климата для использования
информационных технологий.
18. Мы договорились об учреждении
Группы по возможностям информационной
технологии (Группа ДОТ), чтобы объединить
наши усилия в целях формирования широкого
международного подхода. Группа ДОТ будет
созвана в кратчайшие сроки для изучения
наилучших возможностей подключения к
работе всех участников. Эта группа высокого
уровня в режиме тесных консультаций с
другими партнерами и воспринимая потребности
развивающихся стран будет:
- активно содействовать диалогу
с развивающимися странами, международными
организациями и другими участниками
для продвижения международного
сотрудничества с целью формирования
политического, нормативного и сетевого
обеспечения, а также улучшения технической
совместимости, расширения доступа, снижения
затрат, укрепления человеческого потенциала,
а также поощрения участия в глобальных
сетях электронной торговли;
- поощрять собственные усилия "восьмерки"
в целях сотрудничества в осуществлении
экспериментальных программ и
проектов в области информационных
технологий;
- содействовать более тесному
политическому диалогу между
партнерами и работать над
тем, чтобы мировая общественность
больше знала о стоящих перед ней вызовах
и имеющихся возможностях;
- изучит вопрос о том, какой
вклад вносит частный сектор
и другие заинтересованные группы,
например Глобальная инициатива
по ликвидации электронно-цифрового
разрыва;
- представит доклад по итогам
работы нашим личным представителям
до следующей встречи в Генуе.
19. Для выполнения этих задач
группа будет изыскивать пути
к принятию конкретных мер
в указанных ниже приоритетных
областях:
формирование политического, нормативного
и сетевого обеспечения:
- поддержка политического консультирования
и укрепление местного потенциала,
с тем чтобы способствовать
проведению направленной на создание
конкуренции гибкой и учитывающей
социальные аспекты политики, а
также нормативному обеспечению;
- содействие обмену опытом между
развивающимися странами и другими
партнерами;
- содействие более эффективному
и широкому использованию информационных
технологий в области развития,
включая такие широкие направления,
как сокращение бедности, образование,
здравоохранение и культура;
- совершенствование системы управления,
включая изучение новых методов
комплексной разработки политики;
- поддержка усилий МБР и других
международных организаций в
целях объединения интеллектуальных
и финансовых ресурсов в контексте
программ сотрудничества, таких как программа
"InfoDev".
улучшение технической совместимости,
расширение доступа и снижение затрат:
- мобилизация ресурсов в целях
улучшения информационной и коммуникационной
инфраструктуры, уделение особого
внимания "партнерскому" подходу
со стороны правительств, международных
организаций, частного сектора и НПО;
- поиск путей снижения затрат
для развивающихся стран в
обеспечении технической совместимости;
- поддержка программ доступа
на местном уровне;
- поощрение технологических исследований
и прикладных разработок в соответствии
с конкретными потребностями развивающихся
стран;
- улучшение взаимодействия между
сетями, службами и прикладными
системами;
- поощрение производства современной
информационно - содержательной
продукции, включая расширение объема
информации на родных языках.
укрепление человеческого потенциала:
- уделение повышенного внимания
базовому образованию, а также
расширению возможностей пожизненного
обучения с упором на развитие
навыков использования информационных
технологий;
- содействие подготовке специалистов
в сфере информационных технологий
и других актуальных областях,
а также в нормативной сфере;
- разработка инновационных подходов
в целях расширения традиционной
технической помощи, включая дистанционное
обучение и подготовку на местном уровне;
- создание сети государственных
учреждений и институтов, включая
школы, научно-исследовательские
центры и университеты.
поощрение участия в работе глобальных
сетей электронной торговли:
- оценка и расширение возможностей
использования электронной торговли посредством
консультирования при открытии бизнеса
в развивающихся странах, а также путем
мобилизации ресурсов в целях содействия
предпринимателям в использовании информационных
технологий для повышения эффективности
их деятельности и расширения доступа
к новым рынкам;
- обеспечение соответствия возникающих
"правил игры" усилиям в сфере
развития и укрепление способности
развивающихся стран играть конструктивную
роль в определении этих правил.
Источник публикации
Дипломатический вестник. 2000. N 8. С. 51 -
56.
Примечание к документу
Название документа
"Окинавская хартия глобального
информационного общества"
(Принята на о. Окинава 22.07.2000)
Договаривающиеся стороны
Великобритания
Германия (ФРГ)
Италия
Канада
Россия
США
Франция
Япония