Мультимедиа (multimedia) - это
современная компьютерная информационная
технология, позволяющая объединить
в компьютерной системе текст, звук,
видеоизображение, графическое изображение
и анимацию(мультипликацию).Мультимедиа-это
сумма технологий, позволяющих компьютеру
вводить, обрабатывать, хранить, передавать
и отображать (выводить) такие типы
данных, как текст, графика, анимация,
оцифрованные неподвижные изображения,
видео, звук, речь.
30 лет назад мультимедиа
ограничивалась пишущей машинкой
" Консул ", которая не только
печатала но и могла привлечь
внимание заснувшего оператора
мелодичным треском. Чуть позже
компьютеры уменьшились до бытовой
аппаратуры, что позволило собирать
их в гаражах и комнатах. Нашествие
любителей дало новый толчок
развития мультимедии( компьютерный
гороскоп 1980 года который при
помощи динамика и программируемого
таймера синтезировал расплывчатые
устные угрозы на каждый день
да еще перемещал по экрану
звезды(зачатки анимации)). Примерно
в это время появился и сам
термин мультимедиа. Скорее всего,
он служил ширмой, отгораживавшей
лаборатории от взглядов непосвященных
("А что это у тебя там
звинит"."Да это мультимедиа").
Критическая масса
технологий накапливается . Появляются
бластеры, "сидиромы" и другие
плоды эволюции, появляется интернет,
WWW, микроэлектроника. Человечество
переживает информационную революцию.
И вот мы становимся свидетелями
того как общественная потребность
в средствах передачи и отображения
информации вызывает к жизни
новую технологию, за неимением
более коректного термина называя
ее мультимедиа. В наши дни
это понятие может полностью
заменить компьютер практически
в любом контексте.
В английском языке
уже приживается новый термин
information appliance - " информационное приспособление.
Появление систем мультимедиа,
безусловно, производит революционные
изменения в таких областях, как
образование, компьютерный тренинг,
во многих сферах профессиональной
деятельности, науки, искусства,
в компьютерных играх и т.д.
Появление систем мультимедиа
подготовлено как с требованиями
практики, так и с развитием
теории. Однако, резкий рывок в
этом направлении, произошедший
в этом направлении за последние
несколько лет, обеспечен прежде
всего развитием технических
и системных средств. Это и
прогресс в развитии ПЭВМ: резко
возросшие объем памяти, быстродействие,
графические возможности, характеристики
внешней памяти, и достижения
в области видеотехники, лазерных
дисков - аналоговых и CD-ROM, а также
их массовое внедрение. Важную
роль сыграла так же разработка
методов быстрого и эффективного
сжатия / развертки данных.
Современный мультимедиа-ПК
в полном "вооружении" напоминает
домашний стереофонический Hi-Fi комплекс,
объединенный с дисплеем-телевизором.
Он укомплектован активными стереофоническими
колонками, микрофоном и дисководом
для оптических компакт-дисков CD-ROM
(CD - Compact Disc, компакт-диск; ROM - Read only Memory,
память только для считывания).
Кроме того, внутри компьютера
укрыто новое для ПК устройство
- аудиоадаптер, позволивший перейти
к прослушиванию чистых стереофонических
звуков через акустические колонки
с встроенными усилителями.Мультимедиa-технологии
являются одним из наиболее
перспективных и популярных направлений
информатики. Они имеют целью
создание продукта, содержащего
"коллекции изображений, текстов
и данных, сопровождающихся звуком,
видео, анимацией и другими
визуальными эффектами (Simulation), включающего
интерактивный интерфейс и другие механизмы
управления". Данное определение сформулировано
в 1988 году крупнейшей Европейской Комиссией,
занимающейся проблемами внедрения и
использования новых технологий. Идейной
предпосылкой возникновения технологии
мультимедиа считают концепцию организации
памяти "MEMEX", предложенную еще в 1945
году американским ученым Ваннивером
Бушем. Она предусматривала поиск информации
в соответствии с ее смысловым содержанием,
а не по формальным признакам (по порядку
номеров, индексов или по алфавиту и т.п.)
Эта идея нашла свое выражение и компьютерную
реализацию сначала в виде системы гипертекста
(система работы с комбинациями текстовых
материалов), а затем и гипермедиа (система,
работающая с комбинацией графики, звука,
видео и анимации), и наконец, в мультимедиа,
соединившей в себе обе эти системы.Однако
всплеск интереса в конце 80-х годов к применению
мультимедиа-технологии в гуманитарной
областях (и, в частности, в историко-культурной)
связан несомненно с именем выдающегося
американского компьютерщика-бизнесмена
Билла Гейтса, которому принадлежит идея
создания и успешной реализации на практике
мультимедийного (коммерческого) продукта
на основе служебной (!) музейной инвентарной
базы данных с использованием в нем всех
возможных "сред": изображений, звука,
анимации, гипертекстовой системы ("National
Art Gallery. London")
Именно этот продукт
аккумулировал в себе три основные
принципа мультимедиа:
1. Представление информации
с помощью комбинации множества
воспринимаемых человеком сред (собственно
термин происходит от англ. multi
- много, и media - среда);
2. Наличие нескольких сюжетных
линий в содержании продукта (в
том числе и выстраиваемых
самим пользователем на основе
"свободного поиска" в рамках
предложенной в содержании продукта
информации);
3. Художественный дизайн
интерфейса и средств навигации.
Несомненным достоинством
и особенностью технологии являются
следующие возможности мультимедиа,
которые активно используются
в представлении информации:
* возможность хранения
большого объема самой разной
информации на одном носителе
(до 20 томов авторского текста, около
2000 и более высококачественных
изображений, 30-45 минут видеозаписи,
до 7 часов звука);
* возможность увеличения
(детализации) на экране изображения
или его наиболее интересных
фрагментов, иногда в двадцатикратном
увеличении (режим "лупа") при
сохранении качества изображения.
Это особенно важно для презентации
произведений искусства и уникальных
исторических документов;
* возможность сравнения
изображения и обработки его
разнообразными программными средствами
с научно- исследовательскими или
познавательными целями;
* возможность выделения
в сопровождающем изображение
текстовом или другом визуальном
материале "горячих слов (областей)",
по которым осуществляется немедленное
получение справочной или любой
другой пояснительной (в том
числе визуальной) информации (технологии
гипертекста и гипермедиа);
* возможность осуществления
непрерывного музыкального или
любого другого аудиосопровождения,
соответствующего статичному или
динамичному визуальному ряду;
* возможность использования
видеофрагментов из фильмов, видеозаписей
и т.д., функции "стоп-кадра",
покадрового "пролистывания"
видеозаписи;
* возможность включения
в содержание диска баз данных,
методик обработки образов, анимации
(к примеру, сопровождение рассказа
о композиции картины графической
анимационной демонстрацией геометрических
построений ее композиции) и т.д.;
* возможность подключения
к глобальной сети Internet;
* возможность работы с
различными приложениями (текстовыми,
графическими и звуковыми редакторами,
картографической информацией);
* возможность создания
собственных "галерей" (выборок)
из представляемой в продукте
информации (режим "карман" или
"мои пометки");
* возможность "запоминания
пройденного пути" и создания
"закладок" на заинтересовавшей
экранной "странице";
* возможность автоматического
просмотра всего содержания продукта
("слайд-шоу") или создания анимированного
и озвученного "путеводителя-гида"
по продукту ("говорящей и показывающей
инструкции пользователя"); включение
в состав продукта игровых
компонентов с информационными
составляющими;
* возможность "свободной"
навигации по информации и
выхода в основное меню (укрупненное
содержание), на полное оглавление
или вовсе из программы в
любой точке продукта.
Основные
носители.
В качестве носителей
мультимедийных продуктов используются
средства, способные хранить огромное
количество самой разнообразной
информации. Как правило, мультимедийные
продукты ориентированы либо
на компьютерные носители и
средства воспроизведения (CD-ROM),
либо на специальные телевизионные
приставки (СD-i), либо на телекоммуникационные
сети и их системы.
* CD-ROM (CD - Read Only Memory) - оптический
диск, предназначенный для компьютерных
систем. Среди его достоинств - многофункциональность,
свойственная компьютеру, среди
недостатков - отсутствие возможности
пополнения информации - ее "дозаписи"
на диск, не всегда удовлетворительное
воспроизведение видео и аудио
информации.
* CD-i (СD - Interactive) - специальный
формат компакт-дисков, разработанный
фирмой Philips для TV приставок. Среди
его достоинств - высокое качество
воспроизведения динамичной видеоинформации
и звука. Среди недостатков
- отсутствие многофункциональности,
неудовлетворительное качество
воспроизведения статичной визуальной
информации, связанное с качеством
TV мониторов.
* Video-CD (TV формат компакт-дисков)
- замена видеокассет с гораздо
более высоким качеством изображения.
Среди недостатков - отсутствие
многофункциональности и интерактивности
(на которые он при создании
и не был рассчитан).
DVD-i (Digital Video Disk Interactive) - формат
недалекого будущего, представляющий
" интерактивное TV" или кино.
В общем -то DVD представляет собой
не что иное, как компакт-диск
(СD), только более скоростной и много большей
ёмкости. Кроме того, применён новый формат
секторов, более надёжный код коррекции
ошибок, улучшена модуляция каналов. Видеосигнал,
хранящийся на DVD-видеодиске получается
сжатием студийного видеосигнала CCIR-601по
алгоритму MPEG-2 (60 полей в секунду с разрешением
720x480). Если изображение сложное или быстро
изменяется, возможны заметные на глаз
дефекты сжатия вроде дробления или размытость
изображения. Заметность дефектов зависит
от правильности сжатия и его величины
(скорости потока данных). При скорости
3,5 Мб/с дефекты сжатия иногда бывают заметны.
При скорости 6 Мб/с сжатый сигнал почти
не отличается от оригинала. Основным
недостатком DVD-видео как формата является
наличие сложной схемы защиты от копирования
и региональной блокировки (диск, купленный
в одной части мира, может не воспроизводиться
на устройстве DVD, приобретённом в другой
части мира.
Другая проблема - не
все существующие сегодня на
рынке приводы DVD-ROM читают диски
с фильмами, записанными для бытовых
грывателей.
Цели применения продуктов,
созданных в мультимедиа-технологиях.
Основными целями применения
продуктов, созданных в мультимедиа
технологиях (CD-ROM с записанной
на них информацией), являются:
1. Популяризаторская и
развлекательная (CD используются
в качестве домашних библиотек
по искусству или литературе).
2. Научно-просветительская
или образовательная (используются
в качестве методических пособий).
3. Научно-исследовательская
- в музеях и архивах и т.д.
(используются в качестве одного
из наиболее совершенных носителей
и "хранилищ" информации).
Популяризаторская
цель.
Пожалуй, широчайшее
использование мультимедиа продуктов
с этой целью не подвергается
сомнению, тем более, что популяризаторство
стало ныне некоторым эквивалентом
рекламы. К сожалению, многие
разработчики подчас не понимают,
что простое использование широко
известного носителя (CD-ROMa) и программного
обеспечения еще не обеспечивают
действительно мультимедийный характер
продукта. Тем не менее, приходится
признать, что "разноцветье"
представленных работ является
отражением существующего общественного
сознания в гуманитарных областях.
Научно-просветительская
или образовательная цель
Использование мультимедиа
продуктов с этой целью идет
по двум направлениям:
1. Отбор путем чрезвычайно
строгого анализа из уже имеющихся
рыночных продуктов тех, которые
могут быть использованы в
рамках соответствующих курсов.
Как показывает практика, задача
отбора чрезвычайно сложна, поскольку
лишь немногие готовые продукты
могут соответствовать тематике
преподаваемых курсов и тем
высоким требованиям к достоверности,
репрезентативности и полноте
материала, которые, как правило,
предъявляются преподавателями.
Это связано с тем, что в
создании продуктов не принимают
участие специалисты-"предметники",
обладающие необходимыми знаниями
в представляемой области. А те
немногие авторы, которые пытаются работать
совместно с техническим персоналом над
созданием подобных мультимедийных продуктов,
плохо знают специфику этого компьютерного
жанра и психологию восприятия информации,
представленной на экране компьютера.
2. Разработка мультимедийного
продукта преподавателями в соответствии
с целями и задачами учебных
курсов и дисциплин.