Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:09, лекция
Информатика как наука сформировалась в середине 90-х годов прошлого столетия. Именно в эти годы в школах и вузах стали изучать дисциплину "Информатика". Сейчас она претендует на звание базовой дисциплины в системе высшего образования и в комплексе с другими классическими дисциплинами (математикой, физикой, химией, естествознанием, биологией, историей) призвана создавать фундамент профессионального образования в вузе.
Клавиатура - устройство ввода, на которой располагаются следующие группы клавиш:
В последнее время клавиатура стандартизована, она содержит по 101-103 клавиши по стандарту QWERTY и различается расположением служебных клавиш.
Принтер - устройство вывода на печать. Основу принтера составляет сложный электромеханический агрегат, обеспечивающий формирование изображения, продвижение бумаги, подачу красителя и др. Кроме того, в состав принтера входит электронная схема управления и буферное запоминающее устройство, где хранится очередная порция информации для вывода.
Виды принтеров отличаются способами нанесения красителя на бумагу:
Манипулятор "Мышь" - устройство ввода для управления курсором на экране монитора. Наиболее распространены механические мыши с шариком в основании, однако самые точные и надежные, но дорогие - оптические мыши. Разные модели манипуляторов типа "Мышь" для IBM PС могут иметь две или три кнопки. Но большинство программ поддерживает стандарт Microsoft Mouse - работу с двумя кнопками. Как правило, активно используется левая кнопка "мыши", правая - вспомогательная.
Внешние устройства на современном уровне развития техники
Устройства ввода |
Устройства вывода |
Клавиатура Мышь Джойстик Трекбол, Трекпоинт Микрофон Сканер
Дигитайзер
-планшет для |
Дисплей (Монитор) Принтер Плоттер (графопостроитель) Колонки Наушники |
Устройства ввода-вывода | |
Программное
обеспечение играет очень важную
роль в широком распространении
и использовании компьютеров, причем
спектр пользователей достаточно широк
от домохозяйки до ученого.
Без программных
средств компьютер просто невозможно
было бы использовать.
Классификация программных средств
Свойства программных продуктов
Правовые аспекты, связанные с использованием программных продуктов
Пользовательский
интерфейс программных
Определения
Пользовательский
интерфейс - это совокупность
программных средств для взаимодействия
пользователя с компьютером
и периферийными устройствами.
Программные средства интерфейса:
Подсказка -это средство для организации внимания пользователя различными способами: текстом, звуком, графикой.
Помощь - описание способов взаимодействия с программами.
Меню - перечень возможных действий или программ, бывают текстовые (горизонтальные, вертикальные) и графические (пиктограммы или иконки).
Окно - это весь экран или часть экрана, на которой размещается информация. Окна бывают различных типов (диалоговые, сообщений, приложений, документов) и содержат средства общения с пользователем (кнопки для ответов, линейки прокрутки, поля для ввода, кнопки изменения размеров и др.)
Элементы навигации - это средства перемещения по некоторой информационной среде. Они включают гипертекст, кнопки перехода, горячие слова.
Разновидности курсора - это своеобразный язык общения пользователя с программой, например, - режим ожидания, - обычный режим, - режим растяжки, - режим увеличения, - режим набора текста и т.д.
Понятие о моделях и моделировании
Современный компьютер способен действовать только по формальным схемам, заготовленным для него человеком.
Поэтому, чтобы привлечь компьютер к исследованию объекта, процесса, явления или к “рутинной” обработке информации, прежде всего надо:
Возникает классическая для информатики триада: модель — алгоритм — программа. Во многих случаях этапы моделирования и алгоритмизации неотделимы друг от друга (например, при разработке модели производственного процесса).
Общие сведения
Начиная с древнейших времен, становление человеческой цивилизации неразрывно связано с моделированием, т. е. с построением, изучением и использованием моделей различных объектов, процессов и явлений.
В общей формулировке модель — это некий объект, система объектов, процесс или явление, которые в том или ином смысле подобны другим объектам, системам объектов, процессам или явлениям. Не бывает модели как таковой, — этот термин обязательно требует уточняющего слова или словосочетания, например: модель шахматной игры, модель токарного станка, модель атома, модель данных, модель Вселенной и т. п.
Моделью можно считать
физическую установку, имитирующую
какую-либо другую установку или
процесс, юридический кодекс (уголовный,
гражданский и т. д.), моделирующий
правовые отношения в обществе, сборник
должностных инструкций фирмы и
т. п. Даже картину художника или
театральный спектакль в
В информатике рассматривают частные (но наиболее распространенные) случаи моделирования, и определение модели можно уточнить следующим образом.
Модель — это формализованное описание объекта, системы объектов, процесса или явления, выраженное математическими соотношениями, набором чисел и (или) текстов, графиками, таблицами, словесными формулами и т. п.
Процесс создания (а иногда и исследования) модели называют моделированием. Модели широко используются в научных исследованиях (с целью приобретения новых знаний об окружающем мире), в технике и практической деятельности людей. Никакая модель не может с абсолютной точностью воспроизвести все свойства и поведение своего прототипа, и поэтому получаемые на основе модели числовые или иные результаты соответствуют реальности лишь приближенно, с определенной степенью точности. Иногда точность модели можно выразить в каких-то единицах (например, в процентах), иногда приходится ограничиваться “качественными” оценками или просто здравым смыслом.
Например, математические модели физических процессов, основанные на законах Ньютона, применимы лишь в определенном диапазоне плотностей, скоростей, температур. Создавая модель, человек, прежде всего, старается отобрать наиболее важные, существенные для объекта моделирования черты и свойства, пренебрегая при этом теми характеристиками объекта, которые не оказывают заметного влияния на поведение объекта в рамках поставленной задачи. Например, в геометрических моделях пространственных отношений пренебрегают площадью поверхности точки и толщиной прямой (кривой) линии, хотя в природе не существует точек с нулевой поверхностью и прямых без толщины. Точно так же при изучении многих физических процессов пренебрегают конечными размерами молекул, отражением “абсолютно верного тела” и т. п.
В зависимости от поставленной задачи, один и тот же объект (процесс, явление) можно описать разными моделями (иногда — даже в рамках одного и того же типа модели).
Например, при описании баз данных, различают концептуальную, логическую, физическую модели данных.
Далеко не всегда созданные исследователем модели хорошо описывают реальность: бывают грубые, плохие и никуда не годные модели. Иногда изучаемый объект крайне сложен, иногда объект и сложен, и недоступен для наблюдения (например, Вселенная с ее экстремальными условиями, которые невозможно воспроизвести в лаборатории). Однако бывают и вообще ложные модели, создатели которых, пользуясь для прикрытия “ученой” математикой, выдумывают всевозможные “формулы” предсказаний будущего, истолкования исторических процессов и т. п.
В зависимости от поставленной задачи, способа создания модели и предметной области различают множество типов моделей.
Существуют общепринятые и широко используемые типы:
В технике и быту термином “модель” обозначают некий эталон, образец, например: модель автомобиля или утюга, фотомодель, модель художника и т. д.
Компьютер и моделирование
Таким образом, из сказанного
следует, что создание, исследование
и использование моделей имеет
универсальный характер и не является
“привилегией” фундаментальной
информатики и тем более
Математические модели
Компьютерная технология играет решающую роль в численном исследовании различных математических моделей, которые разрабатываются, например, в экономике.
Математической моделью называют систему математических соотношений, описывающих процесс или явление, а операции по составлению и изучению таких моделей называют математическим моделированием.
Экономико-математическое моделирование, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, а также делает возможным прогнозирование экономических процессов.
Экономико-математическая модель (ЭММ) - это описание, отображающее экономический процесс или явление с помощью одного или нескольких математических выражений (уравнений, функций, неравенств, тождеств), имитирующих (отображающих) поведение моделируемого объекта в заданных или возможных условиях его реального существования.
Применение ЭВМ позволяет
имитировать многовариантные
В нашем курсе при изучении электронных таблиц рассматриваются задачи математического исследования экономических процессов, а также в области правовой и таможенной практики.