Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:09, лекция
Информатика как наука сформировалась в середине 90-х годов прошлого столетия. Именно в эти годы в школах и вузах стали изучать дисциплину "Информатика". Сейчас она претендует на звание базовой дисциплины в системе высшего образования и в комплексе с другими классическими дисциплинами (математикой, физикой, химией, естествознанием, биологией, историей) призвана создавать фундамент профессионального образования в вузе.
Основной стандарт | |
0 Цифры, знаки |
Буквы латинского алфавита 127 |
Расширенный стандарт DOS |
Расширенный стандарт WIN | ||
128 Буквы национальных алфавитов |
Символы
псевдографики |
128 Символы псевдографики |
Буквы национальных
алфавитов |
Например,
"0" - соответветствует десятичному
коду 00, "." - соответветствует десятичному
коду 46, латинская буква "А" - соответствует
десятичному коду 65, строчная буква
"q" - соответствует десятичному
коду 113.
Основной
стандарт является общепринятым
в мире, а расширенный в зависимости от
операционной системы может меняться,
поэтому для кодирования русских букв
существуют и другие кодовые таблицы,
например КОИ - 8 (код для обмена информацией).
В настоящее ведущими
фирмами предложена новая система кодировки
символов Unicode (Universal Code),
в которой каждый символ кодируется не
одним, а двумя байтами, один из которых
содержит сведения о языке принадлежности
символа. Правда, объем информации увеличивается
вдвое, но зато можно избавиться от множества
перекодировщиков.
Из истории развития ЭВМ
Начало развития вычислительной техники можно отнести к периоду, когда были созданы первое счетное устройство, так называемый абак. Оно представляло собой ящик со струнами, по которым передвигались кости. Прошло несколько тысяч лет, прежде чем были созданы новые счетные устройства.
Вот несколько фактов:
Одновременно дочь Джорджа Гордона Байрона Леди Ада Лавлейс разрабатывает программы для этой машины (первая в мире женщина-программист, именем которой назван один из языков программирования Ада, созданный по заказу Пентагона). В развитие ЭВМ внесли свой вклад многие выдающиеся ученые, в частности английские математики Джордж Буль и Тьюринг, и, наконец, американский ученый Джон фон Нейман разработал концепцию ЭВМ и завершил ее разработку к 1950 году.
Главные
элементы концепции:
1. Двоичное представление
информации и команд (взято из идей предшественников).
2. Принцип хранимой
программы (данные и программа хранятся
в оперативной памяти).
3. Прямой доступ к
памяти по адресу (организация вычислений
сразу по всем разрядам данного).
Cтруктура ЭВМ, предложенная Джоном фон Нейманом.
С этого
момента начинается развитие и совершенствование
ЭВМ. Ее структура уточняется и становится
основой любой ЭВМ, независимо от
дизайна и архитектуры. Устройство
управления и арифметико-логическое
устройство соединяются в единый
блок, который называется процессор.
Большой вклад в развитие отечественных
ЭВМ и программных средств для ЭВМ внесли:
русский математик и механик П. Л. Чебышев,
советские ученые - академик С. А. Лебедев,
академик В. М. Глушков, А. А. Ляпунов, М.
Р. Шура-Бура, А. П. Ершов и многие другие.
К техническим
средствам информатики относят
электронно-вычислительные машины с
периферийными устройствами и вычислительные
сети.
В структуре любой ЭВМ можно выделить
следующие компоненты:
Определения
Память - запоминающее устройство для хранения информации. Память делится на два основных вида - оперативную и внешнюю.
Оперативная память предназначена для временного хранения информации. Она состоит из ячеек, которые имеют адрес и содержимое. Ячейки состоят из более мелких элементов памяти - байтов, их может быть от 1 до 8.
Адрес ячейки - номер левого байта ячейки.
Содержимое - это данное, находящееся в ячейке и закодированное в двоичном виде.
Внешняя память предназначена для длительного хранения информации и обмена с оперативной памятью. К внешней памяти относят накопители (устройства для работы с носителями на дисках и лентах) на жестких и гибких дисках, магнитных лентах (стример), в последние годы оптические (лазерные диски).
Единицами измерения памяти
являются байты, килобайты, мегабайты,
гигабайты, терабайты, петабайты….
Процессор - устройство для
выполнения арифметических, логических
операций и контроля над работой всей
ЭВМ.
Процессоры характеризуются
своей архитектурой
(набором команд и др.), разрядностью, скоростью выполнения операций.
Как правило, компьютеры
имеют один процессор, однако существуют
многопроцессорные ЭВМ, тогда каждый процессор
выполняет параллельно команды программы
или одну команду по тактам.
УВВ - внешние устройства,
предназначенные для общения пользователя
с компьютером.
Особенности, классы современных ЭВМ
От момента создания первой ЭВМ прошло много времени, и архитектура ЭВМ претерпела большие изменения. Из больших громоздких - ЭВМ превратились в малогабаритные, но еще более мощные, чем прежде. Элементная база компьютеров за довольно большой период времени видоизменилась от электронных ламп до СБИС (сверх большие интегральные схемы).
Особенности современных ЭВМ
Несмотря на то, что современные ЭВМ сильно отличаются от старых, они по-прежнему строятся по принципам, изложенным фон Нейманом. Однако есть принципы, отличающие их от первых ЭВМ, вот некоторые из них:
Классы современных ЭВМ (по размерам и функциональным возможностям)
Супер-ЭВМ |
Для выполнения сложных научных расчетов |
До 1000 (и даже более) параллельно работающих процессоров |
CRAY VAX-1000 nCube (64) |
Большие ЭВМ (Mainframe) |
Для обработки больших массивов информации (банки, крупные предприятия) |
Мультипроцессорная архитектура (1 -10). Подключение до 200 рабочих мест. |
Tandem ЕС-1066 |
Супермини-ЭВМ (Устаревший класс) |
Для управления предприятиями, много пультовыми вычислительными системами |
Мультипроцессорная архитектура. Подключение до 200 терминалов. |
Семейство VAX Sparc |
Мини-ЭВМ (Устаревший класс) |
Для управления предприятиями среднего размера |
Однопроцессорная архитектура |
ES/9000 |
Микро-ЭВМ:
|
Для индивидуального обслуживания пользователей, автоматизации проектирования и эксперимента, работы в вычислительных сетях |
Однопроцессорная архитектура, высокое быстродействие, гибкость конфигурации |
IBM, APPLE и др. |
Типы персональных компьютеров
Настольные (Desktop)
Портативные (Laptop)
Блокнотные (Notebook)
Мультимедиа (MPC)
Плоско панельные (Panel PC, в отличие от других есть сенсорный экран с "дружественным интерфейсом", но возможно подключение клавиатуры и "мыши", в одном корпусе совмещены системный блок и дисплей жидкокристаллический цветной).
Состав персональных компьютеров
Стандартный набор персонального компьютера содержит:
В состав системного блока входит:
Основные характеристики микропроцессоров: тактовая частота, разрядность и архитектура.
Тактовая частота - это скорость выполнения элементарных операций в секунду (тактов одной операции).
Разрядность - количество разрядов одновременно участвующих в выполнении операции, т.е. разрядность ячеек памяти - 8-разрядные, 16-разрядные, 32-разрядные, 64-разрядные. В связи с этим существуют 8-разрядные, 16-разрядные, 32-разрядные, 64-разрядные микропроцессоры.
Микропроцессоры (МП), используемые в IBM-совместимых ЭВМ от первых до Pentium Pro, имеют CISC-архитектуру (Complex Instruction Set Computing - полный набор команд), однако на современном этапе существует уже RISC-архитектура (Reduced Instruction Set Computing - уменьшенный набор команд) и создается MISC-архитектура (Minimum Instruction Set Computing - минимальный набор команд).
Отличие
их состоит в том, что первая архитектура
содержит полный набор команд, а
микропроцессор типа RISC содержит набор
простых команд чаще всего встречающихся
в программах. При необходимости
выполнения более сложных команд
в МП производится их автоматическая
сборка из простых. В этих МП на выполнение
каждой простой команды за счет их
параллельного выполнения тратится
один такт (на выполнение самой короткой
команды CISC - архитектуры обычно тратится
4 такта). МП типа RISC не совместимы с CISC
МП программно.
Две архитектуры
- RISC (уменьшенный набор) и MISC (минимальный
набор), позволяют существенно увеличить
скорость выполнения команд. Микропроцессоры
RISC-архитектуры широко используются для
создания суперЭВМ.
Монитор (дисплей) - устройство для вывода на экран текстовой и графической информации. Дисплей настольного компьютера выполнен на основе электронно-лучевой трубки, дисплей переносного компьютера - на основе жидкокристаллической технологии.
Монитор может работать в двух режимах: текстовом и графическом.
В текстовом режиме экран разбивается на знакоместа, (чаще всего на 25 строк по 80 символов в строке) на каждое из которых выводится один из 256 символов таблицы стандарта ASCII.
В графическом режиме на экран выводятся изображения по пикселям (picture element). Важными параметрами видеосистемы являются: разрешающая способность, палитра и размер видеопамяти.
Разрешающая способность выражается количеством пикселей по горизонтали и вертикали.
Палитра - это множество цветов, которые способна отображать видеосистема.
Видеосистема компьютера содержит, кроме монитора, видеоадаптер, содержащий собственную память (видеопамять). Изображение на экране формируется в видеопамяти процессором. Для черно-белых мониторов 1 пикселю соответствует 1 бит видеопамяти. Для цветных - 1 пикселю может соответствовать от 0,5 до 3-х байтов. В соответствии с этим количество воспроизводимых цветов меняется от 16 (24) - 256 (28) - 65000 (216) - 16,7 млн. (224).
Размер видеопамяти компьютера зависит от требований к разрешающей способности и палитре. Формула для подсчета видеопамяти (кол. пиксель по гор. * кол. пиксель по вертикали)*кол. байт.
Разные типы мониторов имеют различные возможности для показа изображений.
Тип монитора |
Разрешение |
Количество цветов |
Размер видеопамяти |
MDA - Monochrome Display Adapter |
720*360 |
2 |
|
CGA - Color Graphics Adapter |
640*200 |
4 |
|
EGA - Enhanced Graphics Adapter |
640*350 |
16 |
128 Кб |
VGA - Video Graphics Adapter |
640*480 320*200 |
16 256 |
256 Кб |
SVGA - Super Video Graphics Adapter |
640*480 800*600 1024*768 1600*1200 |
256 |
512 Кб |
PGA - Professional Graphics Adapter |
Свыше 16 млн. |
Важными характеристиками монитора являются также размер зерна и частота кадровой развертки (количество кадров в единицу времени). Если частота кадровой развертки >= 25, то человеческий глаз не воспринимает смену кадров.