Лекции по "Комплексной системе защиты информации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 16:25, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Комплексная система защиты информации".

Файлы: 15 файлов

11.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 101.50 Кб (Открыть, Скачать)

14_15_16.doc

— 112.00 Кб (Открыть, Скачать)

8.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

9_10.doc

— 94.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекци1.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекци2.doc

— 55.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекци3.doc

— 69.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекци6.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекции 4_5.doc

— 81.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 1.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 55.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.doc

— 69.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Ш.doc

— 202.50 Кб (Скачать)
 
1, 4 Комплексная система  защиты информации (КСЗИ) является совокупностью  методов и средств,  объединенных единым  целевым назначением  и обеспечивающих  необходимую эффективность  защиты  информации  в АСОД.

 Комплексность  системы защиты информации достигается охватом всех возможных угроз и согласованием между  собой разнородных методов и средств, обеспечивающих защиту всех элементов АСОД.

     Основными требованиями  к комплексной  системе защиты   информации являются:

-     система защиты информации должна  обеспечивать  выполнение АС своих основных функций без существенного ухудшения характеристик последней;

-    она должна быть экономически  целесообразной, так как стоимость  системы защиты информации включается  в стоимость АС;

-     защита информации  в  АС  должна обеспечиваться на всех этапах жизненного цикла,  при всех технологических режимах обработки  информации,  в  том  числе при проведении ремонтных и регламентных работ;

-     в систему  защиты информации  должны быть заложены возможности  ее совершенствования и развития в соответствии с условиями эксплуатации и конфигурации АС;

-     она в  соответствии  с   установленными  правилами  должна  обеспечивать разграничение доступа  к конфиденциальной информации  с отвлечением нарушителя на  ложную информацию,  т.е. обладать свойствами активной и пассивной защиты;

-     при взаимодействии защищаемой  АС с  незащищенными  АС  система  защиты  должна  обеспечивать  соблюдение установленных правил  разграничения доступа;

-     система защиты  должна позволять  проводить учет и расследование случаев нарушения безопасности информации в АС;

-     применение системы  защиты  не должно ухудшать экологическую  обстановку,  не быть сложной  для пользователя, не вызывать  психологического противодействия  и желания обойтись без нее. 
 
 

2., 3 Информационной безопасностью называют меры по защите информации от неавторизованного доступа, разрушения, модификации, раскрытия и задержек в доступе.

Информационная  безопасность включает в себя меры по защите процессов создания данных, их ввода, обработки и вывода. Целью информационной безопасности является обезопасить ценности системы, защитить и гарантировать точность и целостность информации, и минимизировать разрушения, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена. Информационная безопасность требует учета всех событий, в ходе которых информация создается, модифицируется, к ней обеспечивается доступ или она распространяется.

      Информационная  безопасность дает гарантию того, что  достигаются следующие цели:

  • конфиденциальность критической информации
  • целостность информации и связанных с ней процессов( создания, ввода, обработки и вывода)
  • доступность информации, когда она нужна
  • учет всех процессов, связанных с информацией.
 

5. Задачи системы компьютерной безопасности

    Перечень основных задач, которые должны решаться комплексной системой защиты информации:

  • управление доступом пользователей к ресурсам АС с целью ее защиты от неправомерного случайного или умышленного вмешательства в работу системы и несанкционированного (с превышением предоставленных полномочий) доступа к ее информационным, программным и аппаратным ресурсам со стороны посторонних лиц, а также лиц из числа персонала организации и пользователей;
  • защита данных, передаваемых по каналам связи;
  • регистрация, сбор, хранение, обработка и выдача сведений обо всех событиях, происходящих в системе и имеющих отношение к ее безопасности;
  • контроль работы пользователей системы со стороны администрации и оперативное оповещение администратора безопасности о попытках несанкционированного доступа к ресурсам системы;
  • контроль и поддержание целостности критичных ресурсов системы защиты и среды исполнения прикладных программ;
  • обеспечение замкнутой среды проверенного программного обеспечения с целью защиты от бесконтрольного внедрения в систему потенциально опасных программ (в которых могут содержаться вредоносные закладки или опасные ошибки) и средств преодоления системы защиты, а также от внедрения и распространения компьютерных вирусов;
  • управление средствами системы защиты.
 

6. Основные принципы организации КСЗИ

    Защита  информации в АС должна основываться на следующих основных принципах:

  • системности;
  • комплексности;
  • непрерывности защиты;
  • разумной достаточности;
  • гибкости управления и применения;
  • открытости алгоритмов и механизмов защиты;
  • простоты применения защитных мер и средств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7 Принцип системности  

    Системный подход к защите компьютерных систем предполагает необходимость учета  всех взаимосвязанных, взаимодействующих  и изменяющихся во времени элементов, условий и факторов, существенно значимых для понимания и решения проблемы обеспечения безопасности АС.

    При создании системы защиты необходимо учитывать все слабые, наиболее уязвимые места системы обработки информации, а также характер, возможные объекты и направления атак на систему со стороны нарушителей (особенно высококвалифицированных злоумышленников), пути проникновения в распределенные системы и НСД к информации. Система защиты должна строиться с учетом не только всех известных каналов проникновения и НСД к информации, но и с учетом возможности появления принципиально новых путей реализации угроз безопасности.  

  8 Принцип комплексности

    В распоряжении специалистов по компьютерной безопасности имеется широкий спектр мер, методов и средств защиты компьютерных систем. Комплексное их использование предполагает согласованное применение разнородных средств при построении целостной системы защиты, перекрывающей все существенные каналы реализации угроз и не содержащей слабых мест на стыках отдельных ее компонентов. Защита должна строиться эшелонированно. Внешняя защита должна обеспечиваться физическими средствами, организационными и правовыми мерами. Одной из наиболее укрепленных линий обороны призваны быть средства защиты, реализованные на уровне операционных систем (ОС) в силу того, что ОС - это как раз та часть компьютерной системы, которая управляет использованием всех ее ресурсов. Прикладной уровень защиты, учитывающий особенности предметной области, представляет внутренний рубеж обороны.  

 
9. Принцип непрерывности защиты  

    Защита  информации - это не разовое мероприятие  и даже не определенная совокупность проведенных мероприятий и установленных средств защиты, а непрерывный целенаправленный процесс, предполагающий принятие соответствующих мер на всех этапах жизненного цикла АС, начиная с самых ранних стадий проектирования, а не только на этапе ее эксплуатации.

    Разработка  системы защиты должна вестись параллельно  с разработкой самой защищаемой системы. Это позволит учесть требования безопасности при проектировании архитектуры и, в конечном счете, позволит создать более эффективные (как по затратам ресурсов, так и по стойкости) защищенные системы.

    Большинству физических и технических средств  защиты для эффективного выполнения своих функций необходима постоянная организационная (административная) поддержка (своевременная смена и обеспечение правильного хранения и применения имен, паролей, ключей шифрования, переопределение полномочий и т.п.). Перерывы в работе средств защиты могут быть использованы злоумышленниками для анализа применяемых методов и средств защиты, для внедрения специальных программных и аппаратных "закладок" и других средств преодоления системы защиты после восстановления ее функционирования.  

  10 Разумная достаточность  

    Создать абсолютно непреодолимую систему защиты принципиально невозможно. При достаточном количестве времени и средств можно преодолеть любую защиту. Поэтому имеет смысл вести речь только о некотором приемлемом уровне безопасности. Высокоэффективная система защиты стоит дорого, использует при работе существенную часть мощности и ресурсов компьютерной системы и может создавать ощутимые дополнительные неудобства пользователям. Важно правильно выбрать тот достаточный уровень защиты, при котором затраты, риск и размер возможного ущерба были бы приемлемыми (задача анализа риска).  

11  Гибкость системы защиты  

    Часто приходится создавать систему защиты в условиях большой неопределенности. Поэтому принятые меры и установленные  средства защиты, особенно в начальный  период их эксплуатации, могут обеспечивать как чрезмерный, так и недостаточный уровень защиты. Естественно, что для обеспечения возможности варьирования уровнем защищенности, средства защиты должны обладать определенной гибкостью. Особенно важным это свойство является в тех случаях, когда установку средств защиты необходимо осуществлять на работающую систему, не нарушая процесса ее нормального функционирования. Кроме того, внешние условия и требования с течением времени меняются. В таких ситуациях свойство гибкости спасает владельцев АС от необходимости принятия кардинальных мер по полной замене средств защиты на новые.

 
12 Принцип простоты  применения средств  защиты  

    Механизмы защиты должны быть интуитивно понятны  и просты в использовании. Применение средств защиты не должно быть связано со знанием специальных языков или с выполнением действий, требующих значительных дополнительных трудозатрат при обычной работе законных пользователей, а также не должно требовать от пользователя выполнения рутинных малопонятных ему операций (ввод нескольких паролей и имен и т.д.). (18)

13, 14 Основными этапами работ по созданию КСЗИ являются:

       

  • обследование организации

       Услуги  по обследованию организации могут  достаточно сильно различаться у  разных поставщиков услуг. Это может быть анализ защищенности вычислительной системы, обследование вычислительной системы (гораздо более глубокий уровень детализации), обследование организации в целом, т.е. охват "бумажного" документооборота и бизнес процессов организации с точки зрения информационной безопасности, проверка на соответствие нормативно-правовым документам и т.п..

На стадии обследования организации:

-устанавливается  наличие секретной (конфиденциальной) информации в разрабатываемой  КСЗИ, оценивается уровень конфиденциальности  и объемы;

-определяются режимы обработки информации (диалоговый, телеобработки и режим реального времени), состав комплекса технических средств, общесистемные программные средства и т.д.;

-анализируется  возможность использования имеющихся  на рынке сертифицированных средств защиты информации;

-определяется  степень участия персонала, функциональных  служб, специалистов и вспомогательных  работников объекта автоматизации  в обработке информации, характер  взаимодействия между собой и  со службой безопасности;

    -определяются  мероприятия по обеспечению режима секретности нп стадии разработки;(59)

  • проектирование системы защиты информации

       При проектировании системы информационной безопасности могут быть охвачены как  все три уровня мер защиты - организационного, процедурного и программно-аппаратного, так и исключительно технический уровень. Это два принципиально разных типа работ и по сути, и по объемам, т.к. первый предполагает разработку концепции информационной безопасности, нормативно-распорядительных документов, различных регламентов и только потом - технического проекта;

  • внедрение системы защиты информации

Заказчику выгодно  использовать подрядную организации  и не иметь проблем с единовременным привлечением большого количества специалистов по информационной безопасности, контролем качества выполняемых работ, выработкой единой политики безопасности;

  • сопровождение системы информационной безопасности

       Оперативное реагирование на внештатные ситуации, периодическое обновление специального ПО, установка необходимых "заплат" на общесистемное ПО, отслеживание появления новых атак и уязвимостей;

  • обучение специалистов по защите информации

       Обучение  руководителей служб безопасности, руководителей IT-подразделений, пользователей средств защиты.  

16,  Защищаемая  информация - информация, являющаяся предметом 
собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.

Примечание:

Собственником информации может быть - государство, юридическое лицо, группа физических лиц, отдельное физическое лицо.(58) 

Состав защищаемой информации.  Информация подразделяется по уровням требований к ее защищенности. Развитие системы классификации  информации по уровням требований к  ее защищенности предполагает введение ряда степеней (градаций) требований по обеспечению каждого из свойств безопасности информации: доступности, целостности, конфиденциальности и защищенности от тиражирования.  

20.  Категорирование  защищаемой информации [объекта защиты] - установление градаций важности защиты защищаемой информации [объекта защиты]. (58)

Пример  градаций требований к защищенности:

нет требований;

низкие;

средние;

высокие;

очень высокие.

Количество  дискретных градаций и вкладываемый в них смысл могут различаться. Главное, чтобы требования к защищенности различных свойств информации указывались отдельно и достаточно конкретно.

В дальнейшем любой отдельный функционально  законченный документ, содержащий определенные сведения, вне зависимости от вида носителя, на котором он находится, будем называть информационным пакетом.

Информация  по уровню важности подразделяется на:

жизненно  важная незаменимая информация;

важная  информация;

полезная  информация;

несущественная  информация.

Жизненно  важная незаменимая информация, наличие  которой необходимо для функционирования организации.

Важная  информация – информация, которая  может быть заменена или восстановлена, но процесс восстановления очень  труден и связан с большими затратами.

      Полезная  информация – информация, которую  трудно восстановить, однако организация может функционировать без нее.

      Несущественная  информация – информация, которая  больше не нужна организации.(

21, 22, 23  Поскольку субъектам информационных  отношений ущерб может быть  нанесен также посредством воздействия на процессы и средства обработки критичной для них информации, то становится очевидной необходимость обеспечения защиты всей системы обработки и передачи данной информации от несанкционированного вмешательства в процесс ее функционирования, а также от попыток хищения, незаконной модификации и/или разрушения любых компонентов данной системы.

Поэтому под безопасностью автоматизированной системы обработки информации (компьютерной системы) будем понимать защищенность всех ее компонентов (технических средств, программного обеспечения, данных и персонала) от подобного рода нежелательных для соответствующих субъектов информационных отношений воздействий. (18)

Определение1. Объект защиты - информация или носитель информации или информационный процесс, в отношении которых необходимо обеспечивать защиту в соответствии с поставленной целью защиты информации. (58) 

Объекты защиты :аппаратные средства АС (серверы, рабочие  станции, периферийное оборудование и  другие технические средства);

программные средства (операционные системы, специальное  программное обеспечение, СУБД, интерфейсное и сетевое программное обеспечение);

информационное  обеспечение (базы данных, файлы пользователей, справочная информация);

системы связи;

сотрудники организации.(61) 

24 Под угрозой (вообще) обычно понимают потенциально возможное событие, действие (воздействие), процесс или явление, которое может привести к нанесению ущерба чьим-либо интересам.  

  Основные виды угроз информационной безопасности:

  • стихийные бедствия и аварии (наводнение, ураган, землетрясение, пожар и т.п.);
  • сбои и отказы оборудования (технических средств) автоматизированных систем;
  • последствия ошибок проектирования и разработки компонентов ) автоматизированных систем (аппаратных средств, технологии обработки информации, программ, структур данных и т.п.);
  • ошибки эксплуатации (пользователей, операторов и другого персонала);
  • преднамеренные действия нарушителей и злоумышленников (обиженных лиц из числа персонала, преступников, шпионов, диверсантов и т.п.).
 

25, Все  множество потенциальных угроз  по природе их возникновения разделяется на два класса: естественные (объективные) и искусственные (субъективные) (рис.1).  

    Естественные  угрозы - это угрозы, вызванные воздействиями на АС и ее элементы объективных физических процессов или стихийных природных явлений, независящих от человека.

    Искусственные угрозы - это угрозы АС, вызванные деятельностью человека. Среди них, исходя из мотивации действий, можно выделить:

  • непреднамеренные (неумышленные, случайные) угрозы, вызванные ошибками в проектировании АС и ее элементов, ошибками в программном обеспечении, ошибками в действиях персонала и т.п.;
  • преднамеренные (умышленные) угрозы, связанные с корыстными устремлениями людей (злоумышленников).

    Источники угроз по отношению к АС могут  быть внешними или внутренними (компоненты самой АС - ее аппаратура, программы, персонал).

26.  Неформальная модель нарушителя в АС

      Типичный  компьютерный преступник - это не молодой хакер, использующий телефон и домашний компьютер для получения доступа к большим компьютерам. Типичный компьютерный преступник - это служащий, которому разрешен доступ к системе, нетехническим пользователем которой он является. В США компьютерные преступления, совершенные служащими, составляют 70-80 процентов ежегодного ущерба, связанного с компьютерами. Остальные 20 процентов дают действия нечестных и недовольных сотрудников. И совершаются они по целому ряду причин.

    Нарушитель - это лицо, предпринявшее  попытку выполнения запрещенных операций (действий) по ошибке, незнанию или осознанно со злым умыслом (из корыстных интересов) или без такового (ради игры или удовольствия, с целью самоутверждения и т.п.) и использующее для этого различные возможности, методы и средства.

    Злоумышленником – это нарушитель, намеренно идущий на нарушение из корыстных побуждений.

    Неформальная  модель нарушителя отражает его практические и теоретические возможности, время и место действия и т.п. Для достижения своих целей нарушитель должен приложить некоторые усилия, затратить определенные ресурсы. Исследовав причины нарушений, можно либо повлиять на сами эти причины (конечно если это возможно), либо точнее определить требования к системе защиты от данного вида нарушений или преступлений.

    В каждом конкретном случае, исходя из конкретной технологии обработки информации, может быть определена модель нарушителя, которая должна быть адекватна реальному нарушителю для данной АС.

27.  При  разработке модели нарушителя  определяются:
  • предположения о категориях лиц, к которым может принадлежать нарушитель;
  • предположения о мотивах действий нарушителя (преследуемых нарушителем целях);
  • предположения о квалификации нарушителя и его технической оснащенности (об используемых для совершения нарушения методах и средствах);
  • ограничения и предположения о характере возможных действий нарушителей.

        По  отношению к АС нарушители могут  быть внутренними (из числа персонала  системы) или внешними (посторонними лицами). Внутренним нарушителем может быть лицо из следующих категорий персонала:

  • пользователи (операторы) системы;
  • персонал, обслуживающий технические средства (инженеры, техники);
  • сотрудники отделов разработки и сопровождения ПО (прикладные и системные программисты);
  • технический персонал, обслуживающий здания (уборщики, электрики, сантехники и другие сотрудники, имеющие доступ в здания и помещения, где расположены компоненты АС);
  • сотрудники службы безопасности АС;
  • руководители различных уровней должностной иерархии.

        Посторонние лица, которые могут быть нарушителями:

  • клиенты (представители организаций, граждане);
  • посетители (приглашенные по какому-либо поводу);
  • представители организаций, взаимодействующих по вопросам обеспечения жизнедеятельности организации (энерго-, водо-, теплоснабжения и т.п.);
  • представители конкурирующих организаций (иностранных спецслужб) или лица, действующие по их заданию;
  • лица, случайно или умышленно нарушившие пропускной режим (без цели нарушить безопасность АС);

любые лица за пределами  контролируемой территории. 
 

28, Причиной совершения компьютерных преступлений может быть: 

-личная  или финансовая выгода;

-развлечение;

-месть;

-попытка  добиться расположения кого-либо  к себе;

-самовыражение; 

-случайность;

-вандализм.

    Можно выделить три основных мотива нарушений: безответственность, самоутверждение и корыстный интерес.

    При нарушениях, вызванных безответственностью, пользователь целенаправленно или случайно производит какие-либо разрушающие действия, не связанные тем не менее со злым умыслом. В большинстве случаев это следствие некомпетентности или небрежности.

    Некоторые пользователи считают получение  доступа к системным наборам данных крупным успехом, затевая своего рода игру "пользователь - против системы" ради самоутверждения либо в собственных глазах, либо в глазах коллег.

    Нарушение безопасности АС может быть вызвано  и корыстным интересом пользователя системы. В этом случае он будет целенаправленно пытаться преодолеть систему защиты для доступа к хранимой, передаваемой и обрабатываемой в АС информации. Даже если АС имеет средства, делающие такое проникновение чрезвычайно сложным, полностью защитить ее от проникновения практически невозможно.

31. Классификация каналов проникновения в систему и утечки информации  

    Все каналы проникновения в систему  и утечки информации разделяют на прямые и косвенные. Под косвенными понимают такие каналы, использование  которых не требует проникновения в помещения, где расположены компоненты системы. Для использования прямых каналов такое проникновение необходимо. Прямые каналы могут использоваться без внесения изменений в компоненты системы или с изменениями компонентов.

    По  типу основного средства, используемого для реализации угрозы все возможные каналы можно условно разделить на три группы, где таковыми средствами являются: человек, программа или аппаратура.

    По  способу получения информации потенциальные  каналы доступа можно разделить на :

  • физический;
  • электромагнитный (перехват излучений);
  • информационный (программно-математический).

    32 Физические каналы

   Утечка  обрабатываемой  информации  возможна за счет визуального наблюдения.  Такое наблюдение может осуществляться за экранами устройств отображения информации коллективного или

индивидуального пользования,  через открытые окна и  двери,  а также  путем  фотографирования  и  применения  различных оптико-электронных устройств.

     По мере  расширения использования  удаленных друг от друга терминалов и вычислительных комплексов становятся реальными  и

другие  угрозы  безопасности обрабатываемой в АС информации. Особую опасность  могут представлять специальные  методы и  технические средства, активно воздействующие на элементы АС:

 - специально внедренные  электронные средства  (закладки), разрушающие или искажающие информацию,  а также передающие обрабатываемую  автоматизированными системами информацию или речевую информацию - переговоры людей в помещениях,  где развернуты технические средства;

- облучение  технических средств информационной  системы зондирующими сигналами  (так называемое навязывание);

    • - разрушение (искажение) технических средств автоматизированных систем путем подключения их элементов к посторонним источникам напряжения и др.
    33 Электромагнитные каналы

   Одной из  наиболее вероятных угроз  информации в АС считается возможность  ее утечки за счет перехвата побочных электромагнитных излучений (ПЭМИ),  создаваемых техническими средствами АС. ПЭМИ существуют в диапазоне частот от единиц Гц до полутора ГГц и способны переносить (распространять) сообщения, обрабатываемые в АС. Дальность распространения ПЭМИ исчисляется десятками, сотнями, а иногда и тысячами метров.

     Наиболее опасными источниками  ПЭМИ являются дисплеи, про-

водные  линии связи,  накопители на магнитных  дисках и буквопечатающие аппараты последовательного типа.

     Перехват ПЭМИ  может осуществляться  с помощью портативной аппаратуры.  Такая аппаратура может представлять  собой широко полосный автоматизированный супергетеродинный приемник.  В качестве устройств регистрации принятых сигналов (сообщений) может использоваться магнитный носитель или дисплей.

     Возможна утечка  обрабатываемой  в АС информации за счет  приема информационных сигналов,  наведенных в цепях электропитания и заземления аппаратных средств АС,  выходящих за пределы охраняемой (контролируемой) зоны - зоны безопасности.

     Вполне реальна возможность утечки  обрабатываемой  в  АС информации  за  счет приема сигналов,  наведенных  в проводах и кабелях вспомогательных технических средств АС,  находящихся в зоне воздействия ПЭМИ работающих технических средств АС. К вспомогательным техническим  средствам  относятся:  аппаратура звукоусиления,  связи, охраны и сигнализации, а также различные провода, кабели, металлические элементы зданий и сооружений,  сантехническое оборудование, металлоконструкции и др.

     Возможна утечка обрабатываемой  в АС информации за  счет  несанкционированного приема сигналов  из линий связи. Подключение  к линиям связи может быть  осуществлено  двумя  способами: пассивным  и  активным.

        При  пассивном подключении  нарушитель (злоумышленник) только  фиксирует передаваемые данные,  при активном подключении он  может изменять передаваемые  данные, либо передавать собственные  вместо них. Местами несанкционированного подключения к линиям передачи данных может являться передающее и приемное оборудование,  расположенное внутри помещений, а  также  внешние  участки линий связи,  кроссы и другие места коммутации линий связи и т.д.

     Возможна утечка обрабатываемой информации за счет  приема акустических  сигналов,  создаваемых  работающими  принтерами, подслушивания разговоров персонала АС и пользователей с  помощью направленных микрофонов, встроенных пьезодатчиков и других технических средств,  а также приема электромагнитных сигналов, промодулированных акустическими сигналами за счет паразитных акустоэлектрических преобразований в  различных  технических средствах. 
 

34 Информационные каналы 

Троянский конь. Этот метод предполагает, что пользователь не заметил, что компьютерная программа была изменена таким образом, что включает в себя дополнительные функции. Программа, выполняющая полезные функции, пишется таким образом, что содержит дополнительные скрытые функции, которые будут использовать особенности механизмов защиты системы(возможности пользователя, запустившего программу, по доступу к файлам)

Люк. Этот метод основан на использовании скрытого программного, позволяющего обойти методы защиты в системе. Этот механизм активируется некоторым неочевидным образом. Иногда программа пишется таким образом, что специфическое событие, например, число транзакций, обработанных в определенный день, вызовет запуск неавторизованного механизма.

Технология  салями Названа так из-за того, что преступление совершается понемногу, небольшими частями, настолько маленькими, что они незаметны. Обычно эта технология сопровождается изменением компьютерной программы. Например, платежи могут округляться до нескольких центов, и разница между реальной и округленной суммой поступать на специально открытый счет злоумышленника.

Суперотключение. Названа по имени программы, использовавшейся в ряде компьютерных центров, обходившей системные меры защиты и использовавшейся при аварийных ситуациях. Владение этим "мастер-ключом" дает возможность в любое время получить доступ к компьютеру и информации, находящейся в нем.(31)

Классические  программы - вирусы  (термин  применен  в 1984 году Ф. Коэном, профессором Лехайского университета). Особенностью данного класса является его ненаправленность  на конкретные программы и также  то,  что  во  главу  угла  ставится самодублирование  вируса.  Разрушение   информации   вирусом   не направлено на конкретные программы и встречается не более  чем  у 10% такого рода программ.

Программные   закладки   или   разрушающие    программные воздействия   -   класс   программ   с   потенциально    опасными последствиями.

Программные закладки  можно  классифицировать  по методу и месту их внедрения  и применения  (то  есть,  по  способу доставки в систему):

      - закладки, ассоциированные  с   программно-аппаратной  средой (BIOS);

  - закладки, ассоциированные с программами первичной загрузки (находящиеся в MASTER  BOOT  RECORD  или ВООТ-секторах  активных разделов);

      - закладки,  ассоциированные  с   загрузкой  драйверов   DOS, командного интерпретатора, сетевых драйверов, т. е.  с  загрузкой операционной среды;

      -закладки,   ассоциированные   с   прикладным   программным обеспечением  общего  назначения  (встроенные  в   клавиатурные  и экранные  драйверы,  программы  тестирования  ПЭВМ,   утилиты   и оболочки типа NORTON);

      - исполняемые модули, содержащие  только  код  закладки  (как  правило, внедряемые в пакетные  файлы типа .ВАТ);

      - модули-имитаторы,  совпадающие   с  некоторыми  программами,  требующими ввода конфиденциальной информации, по внешнему виду;

      -   закладки,   маскируемые    под    программные    средства  оптимизационного назначения (архиваторы, ускорители и т. д.);

- закладки, маскируемые  под программные средства  игрового  и развлекательного  назначения  (как  правило,   используются   для первичного внедрения закладок типа <исследователь>). 

30  Классификация  видов нарушений работоспособности  систем и несанкционированного доступа к информации по объектам воздействия и способам нанесения ущерба безопасности приведена в таблице 1.

    При контактном НСД (физическом, программно-математическом) возможные угрозы информации реализуются путем доступа к элементам АС, к носителям информации, к самой вводимой и выводимой информации (и результатам), к программному обеспечению (в том числе к операционным системам), а также путем подключения к линиям связи.

    При бесконтактном доступе (например, по электромагнитному каналу) возможные  угрозы информации реализуются перехватом излучений аппаратуры АС, в том  числе наводимых в токопроводящих коммуникациях и цепях питания, перехватом информации в линиях связи, вводом в линии связи ложной информации, визуальным наблюдением (фотографированием) устройств отображения информации, прослушиванием переговоров персонала АС и пользователей.                                                                                     Таблица 1

Способы нанесения ущерба Объекты воздействий
  Оборудование Программы Данные  Персонал
Раскрытие (утечка) информации Хищение носителей  информации, подключение к линии связи, несанкционированное использование ресурсов Несанкционированное копирование перехват Хищение, копирование,

перехват

Передача  сведений о защите, разглашение,

халатность

Потеря  целостности информации Подключение, модификация, спец.вложения, изменение режимов работы, несанкционированное использование ресурсов Внедрение “троянских коней” и “жучков” Искажение, модификация Вербовка  персонала, “маскарад”
Нарушение работоспособности автоматизированной системы Изменение режимов  функционирования, вывод из строя, хищение, разрушение Искажение, удаление, подмена Искажение, удаление, навязывание ложных данных Уход, физическое устранение
Незаконное  тиражирование (воспроизведение) информации Изготовление  аналогов без лицензий Использова-ние незаконных копий Публикация  без ведома авторов  
 
29 Все возможные угрозы несанкционированного доступа к информации можно условно разделить на три относительно самостоятельные группы:

     1. Косвенные  каналы  -  каналы  не связанные с физическим         доступом к элементам АС;

     2. Каналы,  связанные с доступом  к элементам АС,  но не         требующие изменения компонентов  системы;

     3. Каналы,  связанные с доступом  к элементам АС и изменением  структуры ее компонентов.

     К первой  группе  относятся  каналы  образующиеся за счет применения подслушивающих устройств, дистанционного наблюдения или фотографирования,  перехвата электромагнитных  излучений, наводок и т.п.

     Ко второй группе относятся:

-     наблюдение за информацией с  целью ее запоминания  в  процессе ее обработки;

-  хищение  носителей информации;

- сбор  производственных отходов,  содержащих  обрабатываемую информацию;

-   преднамеренное считывание данных  из файлов других пользователей;

-   чтение остаточной информации,  т.е. данных, остающихся на магнитных носителях после выполнения заданий;

-      копирование носителей информации;

-   преднамеренное использование   для  доступа  к  информации  терминалов зарегистрированных  пользователей;

-     маскировка под зарегистрированного  пользователя путем похищения паролей  и  других  реквизитов разграничения доступа к информации, используемой в АС;

-      использование для доступа к  информации возможностей обхода  механизма разграничения доступа,  возникающих вследствие несовершенства  общесистемных компонентов программного обеспечения (операционных систем,  систем управления базами  данных  и др.) и неоднозначностями языков программирования применяемых в АС. 

     К третьей группе относятся:

-     незаконное подключение специальной  регистрирующей аппаратуры к устройствам системы или линиям связи;

-  злоумышленное  изменение программ таким образом,  чтобы эти программы наряду  с основными  функциями   обработки  информации осуществляли  также несанкционированный сбор  и регистрацию защищаемой информации;

-     злоумышленный вывод из строя  механизмов защиты. 

     Кроме утечки, обрабатываемая в  АС информация может быть подвержена  несанкционированному  физическому   уничтожению  или искажению,  а также при санкционированном  доступе к информации она может быть несанкционированно использована - т.е. совершены противоправные несанкционированные действия непосредственно с информацией.  В этих условиях естественно возникает проблема принятия  специальных мер по защите информации от несанкционированного использования,  причем задача защиты в  самом  общем виде может быть сформулирована как введение в АСОД специальных средств и проведение мероприятий, гарантирующих достаточно надежное  и  регулярное  перекрытие потенциальных каналов утечки или несанкционированного использования информации, а также минимизации других видов угроз. Совокупность указанных средств и мероприятий образует механизм защиты 

39  Технология построения КСЗИ

      Применение  дополнительных средств защиты информации затрагивает интересы многих структурных подразделений организации. Не столько даже тех, в которых работают конечные пользователи автоматизированной системы, сколько подразделений, отвечающих за разработку, внедрение и сопровождение прикладных задач, за обслуживание и эксплуатацию средств вычислительной техники. Поэтому разрабатываемая технология обеспечения информационной безопасности должна обеспечивать:

• дифференцированный подход к защите различных АРМ  и подсистем (уровень защищенности должен определяться с позиций разумной достаточности с учетом важности обрабатываемой информации и решаемых задач);

• унификацию вариантов применения средств защиты информации на АРМ с одинаковыми  требованиями к защите;

• реализацию разрешительной системы доступа  к ресурсам АС;

• минимизацию, формализацию (в идеале автоматизацию), реальную выполнимость рутинных операций и согласованность действий различных подразделений по реализации требований разработанных положений и инструкций, не создавая больших неудобств при решении сотрудниками своих основных задач;

• учет динамики развития автоматизированной системы, регламентацию не только стационарного  процесса эксплуатации защищенных подсистем, но и процессов их модернизации, связанных с многочисленными  изменениями аппаратно-программной  конфигурации АРМ;

• минимизацию необходимого числа специалистов отдела защиты информации.

      Надо  совершенно четко понимать, что соблюдение необходимых требований по защите информации, препятствующих осуществлению несанкционированных  изменений в системе, неизбежно  приводит к усложнению процедуры правомочной модификации АС. В этом состоит одно из наиболее остро проявляющихся противоречий между обеспечением безопасности и развитием и совершенствованием автоматизированной системы. Технология обеспечения информационной безопасности должна предусматривать особые случаи экстренного внесения изменений в программно-аппаратные средства защищаемой АС.(17)

37 Типы моделей управления доступом 

    Модель  конечного автомата описывает систему как абстрактную математическую машину. В этой модели переменные состояния представляют состояния машины, а функции перехода описывают способ изменения переменных.

    Напомним, что модель управления доступом имеет  дело только с наиболее существенными переменными состояния, влияющими на безопасность, и потому намного проще, чем полная модель конечного автомата для данной системы.

    Модель  матрицы доступа (Harrison, Ruzo и Ullman 1976) это частный случай реализации модели машины состояний. Состояния безопасности системы представлены в виде таблицы, содержащей по одной строке для каждого субъекта системы и по одной колонке для каждого субъекта и объекта (таблица 1). Каждое пересечение в массиве определяет режим доступа данного субъекта к каждому объекту или другому субъекту системы.  

Таблица 1 

Субъекты Объекты      Субъекты
      1 2 3 1 2 3
1 Чтение

Запись

Чтение   --------- Запись Пересылка
2 Чтение Чтение

Исполне-ние

Чтение

Запись

Пересылка  
---------
 
3   Чтение

Запись

Исполне-ние Пересылка Запись ---------
 
 
 

    Второй  составляющей модели матрицы доступа  является набор функций перехода, описывающих способ изменения матрицы доступа.

    Более часто матрица доступа используется не как самостоятельная модель управления доступом, а в качестве одной из нескольких переменных состояния в более общей модели конечного автомата.

    Другим  способом описания управления доступом является модель, выраженная в терминах меток безопасности, приписываемых субъектам и объектам системы. Режим доступа, которым обладает субъект по отношению к объекту, определяется при сравнении их меток безопасности, вместо того, чтобы искать соответствующее пересечение строки и столбца в матрице доступа. Модель может использовать как матрицу доступа, так и атрибуты безопасности. Все подобные модели, рассматривающие доступ субъекта к объекту, могут быть названы моделями управления доступом.

    Вариантом модели управления доступом является модель информационных потоков (Denning, 1983), которая предназначена для анализа потоков информации из одного объекта в другой на основании их меток безопасности

    Еще одним типом модели является модель интерференции, в которой субъекты, работающие в различных доменах, защищены от взаимовлияния друг на друга любым способом, нарушающим свойства безопасности системы (Goguen и Meseguer, 1982).  
 

42.  Мероприятия  по созданию систем защиты  конфиденциальной информации, реализуемые вне единого комплекса мер, прописанных в рамках концепции политики безопасности, бесперспективны с точки зрения ожидаемой отдачи по решению проблем безопасности.

      Определение 2.  Под концепцией безопасности понимается взаимоувязанный комплекс организационно-технических мер, методологических указаний, регламентов, комплектов форм типовых документов и т.д., решающих задачи защиты конфиденциальной информации.

Концепция (Политика) безопасности

- документ, в котором: 

1. применяется методика определения и описания информационных потоков, описанная в методологии, представляющая собой формальное и точное описание работы с информацией в подразделениях Заказчика, с учетом их изменении со временем, определены критерии, по которым принимается решение о появлении или прекращении конкретного информационного потока;

2. анализируются,  описываются и фиксируются информационные  потоки, существующие при работе  с информацией Заказчика на  текущий момент;

3.определяются  для каждого информационного потока фазы существования информации (например, бумажный документ, электронный документ, запись в базе данных);

4.определяются  категории конфиденциальной информации  Заказчика, разрабатывается классификация  информации по категориям конфиденциальности;

5.проводится  категорирование информации по  категориям и фазам, создана  матрица конфиденциальности;

6.определяются  возможные пути разглашения конфиденциальной  информации (модель угроз);

7.для  каждой угрозы и атаки определяется  модель нарушителя, в которой определяется:

    • профессиональный круг лиц, к которому принадлежит нарушитель;
    • мотивация нарушителя (цели нарушителя);
    • предполагаемая квалификация нарушителя;
    • предполагаемые ограничения на действия и характер возможных действий нарушителя.

8.определяются уровни риска для всей матрицы конфиденциальности, вероятности реализации каждой атаки, стоимость ущерба при каждой атаке и усредненные вероятные величины убытков (риски);

9.определяются  порядок изменения Концепции  безопасности и Регламента обеспечения безопасности. (30)

38 Организационное направление работ по созданию КСЗИ

      В рамках организационного направления  работ создается организационная  компонента КСЗИ - совокупность правил (руководящих документов) и технических  средств, регламентирующих деятельность сотрудников при обращении с информацией независимо от форм ее представления.

Включает в  себя разработку регламента обеспечения  безопасности, применение методологии  при работе с персоналом Заказчика, при создании подразделения, ответственного за обеспечение безопасности информации, обучение и консультации сотрудников подразделения, работы по уточнению требований к характеристикам защищенности системы, анализ информационной структуры Заказчика, разнесение субъектов и объектов информационных отношений по категориям конфиденциальности, определение допустимых формы их взаимодействий и т.д.

   Определение 1.  Регламент обеспечения безопасности  - комплект документов, регламентирующий правила обращения с конфиденциальной информацией в зависимости от фазы ее обработки и категории конфиденциальности.

В регламенте должен быть определен комплекс методических, административных и технических  мер, включающих в себя:

  • создание подразделения, ответственного за обеспечение  информации;
  • определение порядка допуска сотрудников к конфиденциальной информации;
  • определение обязанностей, ограничений и условий, накладываемых на сотрудников, допущенных к конфиденциальной информации;
  • установление категории конфиденциальности информации; определение категории конфиденциальности работ, проводимых Заказчиком и информации, содержащейся в документах, связанных с работами; порядок изменения категории конфиденциальности работ и информации;
  • требования к помещениям, в которых проводятся конфиденциальные работы и обрабатывается конфиденциальная информация, по категориям;
  • требования к конфиденциальному делопроизводству;
  • требования к учету, хранению и обращению с конфиденциальными документами;
  • меры по контролю за обеспечением конфиденциальности работ и информации;
  • план мероприятий по противодействию атаке на конфиденциальную информацию (действия, которые надо предпринимать в случае обнаружения разглашения информации с целью пресечения процесса разглашения/утечки информации);
  • план мероприятий по восстановлению конфиденциальности информации (действия, которые надо предпринимать после пресечения процесса разглашения/утечки информации);
  • определение ответственности за разглашение конфиденциальной информации.
 

     

Документы должны определять работу комплексной  системы защиты информации:

  • в штатном режиме;
  • изменения в штатном режиме работы;
  • нештатный режим (аварийные ситуации).(30)
 

   Как показывает опыт практической работы, для эффективной защиты автоматизированной системы организации необходимо решить ряд организационных задач:

• создать  специальное подразделение, обеспечивающее разработку правил эксплуатации автоматизированной системы, определяющее полномочия пользователей по доступу к ресурсам этой системы, осуществляющее административную поддержку ТСЗИ (правильную настройку, контроль и оперативное реагирование на поступающие сигналы о нарушениях установленных правил доступа, анализ журналов регистрации событий безопасности и т.п.);

• разработать  технологию обеспечения информационной безопасности, предусматривающую порядок взаимодействия подразделений организации по вопросам обеспечения безопасности при эксплуатации автоматизированной системы и модернизации ее программных и аппаратных средств;

• внедрить данную технологию путем разработки и утверждения необходимых нормативно-методических и организационно-распорядительных документов (концепций, положений, инструкций и т.п.).

      При создании подразделения информационной безопасности надо учитывать, что для  эксплуатации средств защиты нужен  минимальный штат сотрудников, осуществляющих поддержку функционирования ТСЗИ. В то же время, разработка и внедрение технологии обеспечения информационной безопасности требует значительно большего времени, больших трудозатрат и привлечения квалифицированных специалистов, потребность в которых после ее внедрения в эксплуатацию отпадает. Кроме того, разработка и внедрение такой технологии должны проводиться в сжатые сроки, чтобы не отстать от развития самой автоматизированной системы организации.

      Поэтому, для минимизации расходов на разработку и внедрение технологии обеспечения информационной безопасности целесообразно привлекать сторонних специалистов, имеющих опыт в проведении подобного рода работ.

40 41 Организационная структура, основные функции службы компьютерной безопасности  

    Для непосредственной организации (построения) и эффективного функционирования системы защиты информации в АС может быть (а при больших объемах защищаемой информации - должна быть) создана специальная штатная служба защиты (служба компьютерной безопасности).

    Служба  компьютерной безопасности представляет собой штатное или нештатное подразделение, создаваемое для организации квалифицированной разработки системы защиты информации и обеспечения ее функционирования.

    Основные  функции службы заключаются в  следующем :

  • формирование требований к системе защиты в процессе создания АС;
  • участие в проектировании системы защиты, ее испытаниях и приемке в эксплуатацию;
  • планирование, организация и обеспечение функционирования системы защиты информации в процессе функционирования АС;
  • распределение между пользователями необходимых реквизитов защиты;
  • наблюдение за функционированием системы защиты и ее элементов;
  • организация проверок надежности функционирования системы защиты;
  • обучение пользователей и персонала АС правилам безопасной обработки информации;
  • контроль за соблюдением пользователями и персоналом АС установленных правил обращения с защищаемой информацией в процессе ее автоматизированной обработки;
  • принятие мер при попытках НСД к информации и при нарушениях правил функционирования системы защиты.

    Организационно-правовой статус службы защиты определяется следующим  образом:

  • численность службы защиты должна быть достаточной для выполнения всех перечисленных выше функций;
  • служба защиты должна подчиняться тому лицу, которое в данном учреждении несет персональную ответственность за соблюдение правил обращения с защищаемой информацией;
  • штатный состав службы защиты не должен иметь других обязанностей, связанных с функционированием АС;
  • сотрудники службы защиты должны иметь право доступа во все помещения, где установлена аппаратура АС и право прекращать автоматизированную обработку информации при наличии непосредственной угрозы для защищаемой информации;
  • руководителю службы защиты должно быть предоставлено право запрещать включение в число действующих новые элементы АС, если они не отвечают требованиям защиты информации;
  • службе защиты информации должны обеспечиваться все условия, необходимые для выполнения своих функций.

    Естественно, все эти задачи не под силу одному человеку, особенно если организация (компания, банк и др.) довольно велика. Более того, службу компьютерной безопасности могут входить сотрудники с разными функциональными обязанностями. Обычно выделяют четыре группы сотрудников (по возрастанию иерархии):

  • Сотрудник группы безопасности. В его обязанности входит обеспечение должного контроля за защитой наборов данных и программ, помощь пользователям и организация общей поддержки групп управления защитой и менеджмента в своей зоне ответственности. При децентрализованном управлении каждая подсистема АС имеет своего сотрудника группы безопасности.
  • Администратор безопасности системы. В его обязанности входит ежемесячное опубликование нововведений в области защиты, новых стандартов, а также контроль за выполнением планов непрерывной работы и восстановления (если в этом возникает необходимость) и за хранением резервных копий.
  • Администратор безопасности данных. В его обязанности входит реализация и изменение средств защиты данных, контроль за состоянием защиты наборов данных, ужесточение защиты в случае необходимости, а также координирование работы с другими администраторами.
  • Руководитель (начальник) группы по управлению обработкой информации и защитой. В его обязанности входит разработка и поддержка эффективных мер защиты при обработке информации для обеспечения сохранности данных, оборудования и программного обеспечения; контроль за выполнением плана восстановления и общее руководство административными группами в подсистемах АС (при децентрализованном управлении).

    Существуют  различные варианты детально разработанного штатного расписания такой группы, включающие перечень функциональных обязанностей, необходимых знаний и навыков, распределение времени и усилий. При организации защиты существование такой группы и детально разработанные обязанности ее сотрудников совершенно необходимы. (18)

17   Нормативное направление работ  по созданию и функционированию  КСЗИ 

Перечень  основных нормативных  и организационно-распорядительных документов, необходимых для организации комплексной системы защиты информации  

    Для организации и обеспечения эффективного функционирования комплексной системы  компьютерной безопасности должны быть разработаны следующие группы организационно-распорядительных документов:

  • документы, определяющие порядок и правила обеспечения безопасности информации при ее обработке в АС (план защиты информации в АС, план обеспечения непрерывной работы и восстановления информации);
  • документы, определяющие ответственность взаимодействующих организаций (субъектов) при обмене электронными документами (договор об организации обмена электронными документами).
 

    План  защиты информации в АС должен содержать  следующие сведения:

  • описание защищаемой системы (основные характеристики защищаемого объекта): назначение АС, перечень решаемых АС задач, конфигурация, характеристики и размещение технических средств и программного обеспечения, перечень категорий информации (пакетов, файлов, наборов и баз данных, в которых они содержатся), подлежащих защите в АС и требований по обеспечению доступности, конфиденциальности, целостности этих категорий информации, список пользователей и их полномочий по доступу к ресурсам системы и т.п.;
  • цель защиты системы и пути обеспечения безопасности АС и циркулирующей в ней информации;
  • перечень значимых угроз безопасности АС, от которых требуется защита и наиболее вероятных путей нанесения ущерба;
  • основные требования к организации процесса функционирования АС и мерам обеспечения безопасности обрабатываемой информации ;
  • требования к условиям применения и определение зон ответственности установленных в системе технических средств защиты от НСД;
  • основные правила, регламентирующие деятельность персонала по вопросам обеспечения безопасности АС (особые обязанности должностных лиц АС).

    План  обеспечения непрерывной работы и восстановления информации должен отражать следующие вопросы:

  • цель обеспечения непрерывности процесса функционирования АС, своевременность восстановления ее работоспособности и чем она достигается;
  • перечень и классификация возможных кризисных ситуаций;
  • требования, меры и средства обеспечения непрерывной работы и восстановления процесса обработки информации (порядок создания, хранения и использования резервных копий информации и дублирующих ресурсов и т.п.);
  • обязанности и порядок действий различных категорий персонала системы в кризисных ситуациях по ликвидации их последствий, минимизации наносимого ущерба и восстановлению нормального процесса функционирования системы.

    Договор о порядке организации обмена электронными документами должен включать документы, в которых отражаются следующие вопросы:

  • разграничение ответственности субъектов, участвующих в процессах обмена электронными документами;
  • определение порядка подготовки, оформления, передачи, приема, проверки подлинности и целостности электронных документов;
  • определение порядка генерации, сертификации и распространения ключевой информации (ключей, паролей и т.п.);
  • определение порядка разрешения споров в случае возникновения конфликтов.(18)
18  Растущая зависимость промышленно развитых стран от источников информации, а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации привели к формированию принципиально нового понятия - национальный информационный ресурс. В современных условиях информационный ресурс государства выступает аналогом производительных сил и включает в себя: собственно информацию в виде упорядоченных баз и банков данных; интеллектуальный потенциал людей, владеющих информацией и средствами информатизации; средства информации, в том числе математическое, программное, информационное, лингвистическое и организационное обеспечение, информационные системы, комплексы, системы передачи данных (информации).

Например, информация циркулирующая в компьютерных системах управления и связи, относит  к критическому элементу, способному вызвать крупномасштабные аварии и военные конфликты. Утечка информации может оказаться причиной негативного воздействия на все сферы государственной деятельности, отдельных юридических и физических лиц является причиной: разорения, банкротства; сокращения производства; снижения темпов экономического роста; ухудшения финансового состояния, не достижение планируемых показателей на прибыль; снижение престижа фирмы, моральный ущерб; приостановление внешнеэкономических операций, потеря рынков сбыта; снижение жизненного уровня, безработица; снижение конкурентной способности, монополизация.[34]

.  В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию и знания, а также лингвистические средства для описания конкретной предметной области и обеспечения доступа к информации и знаниям. В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, распространение, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту. По формам собственности информационные ресурсы подразделяются на государственные, межгосударственные, негосударственные (в том числе коммерческие) и смешанной собственности и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Права собственности на информационные ресурсы и отношения между их владельцами регулируются гражданским законодательством России 

19   Необходимые свойства информации 

доступность информации, то есть свойство системы (среды, средств и технологии ее обработки), в которой циркулирует информация, характеризующееся способностью обеспечивать своевременный беспрепятственный доступ субъектов к интересующей их информации и готовность соответствующих автоматизированных служб к обслуживанию поступающих от субъектов запросов всегда, когда в обращении к ним возникает необходимость;

целостность информации, то есть свойство информации, заключающееся в ее существовании  в неискаженном виде (неизменном по отношению к некоторому фиксированному ее состоянию). Точнее говоря, субъектов  интересует обеспечение более широкого свойства - достоверности информации, которое складывается из адекватности (полноты и точности) отображения состояния предметной области и непосредственно целостности информации, то есть ее неискаженности; конфиденциальность информации - субъективно определяемую (приписываемую) характеристику (свойство) информации, указывающую на необходимость введения ограничений на круг субъектов, имеющих доступ к данной информации, и обеспечиваемую способностью системы (среды) сохранять указанную информацию в тайне от субъектов, не имеющих полномочий на доступ к ней. Объективные предпосылки подобного ограничения доступности информации для одних субъектов заключены в необходимости защиты законных интересов других субъектов информационных отношений.

 

Термин "безопасность информации" нужно понимать как защищенность информации от нежелательного ее разглашения (нарушения конфиденциальности), искажения (нарушения целостности), утраты или снижения степени доступности информации, а также незаконного ее тиражирования.  

15   Исторически сложившийся подход к классификации государственной информации (данных) по уровням требований к ее защищенности основан на рассмотрении и обеспечении только одного свойства информации - ее конфиденциальности (секретности). Требования же к обеспечению целостности и доступности информации, как правило, лишь косвенно фигурируют среди общих требований к системам обработки этих данных. Считается, что раз к информации имеет доступ только узкий круг доверенных лиц, то вероятность ее искажения (несанкционированного уничтожения) незначительна. Низкий уровень доверия к АС и предпочтение к бумажной информационной технологии еще больше усугубляют ограниченность данного подхода.

Если  такой подход в какой-то степени  оправдан в силу существующей приоритетности свойств безопасности важной государственной информации, то это вовсе не означает, что его механический перенос в другую предметную область будет иметь успех.

Во многих областях деятельности (предметных областях) доля конфиденциальной информации сравнительно мала. Для коммерческой и персональной информации, равно как и для государственной информации, не подлежащей засекречиванию, приоритетность свойств безопасности информации может быть иной. Для открытой информации, ущерб от разглашения которой несущественен, важнейшими могут быть такие качества, как доступность, целостность или защищенность от неправомерного тиражирования. К примеру, для платежных (финансовых) документов самым важным является свойство их целостности (достоверности, неискаженности). Затем, по степени важности, следует свойство доступности (потеря платежного документа или задержка платежей может обходиться очень дорого). Требований к обеспечению конфиденциальности отдельных платежных документов может не предъявляется вообще.

Попытки подойти к решению вопросов защиты такой информации с позиций традиционного обеспечения только конфиденциальности, терпят провал. Основными причинами этого являются узость существующего подхода к защите информации, отсутствие опыта и соответствующих проработок в плане обеспечения целостности и доступности информации, не являющейся конфиденциальной.

    30  Классификация видов нарушений  работоспособности систем и несанкционированного доступа к информации по объектам воздействия и способам нанесения ущерба безопасности приведена в таблице 1.

    При контактном НСД (физическом, программно-математическом) возможные угрозы информации реализуются путем доступа к элементам АС, к носителям информации, к самой вводимой и выводимой информации (и результатам), к программному обеспечению (в том числе к операционным системам), а также путем подключения к линиям связи.

    При бесконтактном доступе (например, по электромагнитному каналу) возможные  угрозы информации реализуются перехватом излучений аппаратуры АС, в том  числе наводимых в токопроводящих коммуникациях и цепях питания, перехватом информации в линиях связи, вводом в линии связи ложной информации, визуальным наблюдением (фотографированием) устройств отображения информации, прослушиванием переговоров персонала АС и пользователей.                                                                                     Таблица 1

Способы нанесения ущерба Объекты воздействий
  Оборудование Программы Данные  Персонал
Раскрытие (утечка) информации Хищение носителей  информации, подключение к линии связи, несанкционированное использование ресурсов Несанкционированное копирование перехват Хищение, копирование,

перехват

Передача сведений о защите, разглашение,

халатность

Потеря  целостности информации Подключение, модификация, спец.вложения, изменение режимов работы, несанкционированное использование ресурсов Внедрение “троянских коней” и “жучков” Искажение, модификация Вербовка персонала, “маскарад”
Нарушение работоспособности автоматизированной системы Изменение режимов  функционирования, вывод из строя, хищение, разрушение Искажение, удаление, подмена Искажение, удаление, навязывание ложных данных Уход, физическое устранение
Незаконное  тиражирование (воспроизведение) информации Изготовление аналогов без лицензий Использова-ние незаконных копий Публикация без  ведома авторов  
 
38 (2)

Основные организационные  и организационно-технические мероприятия  по созданию и поддержанию функционирования комплексной системы защиты

Они включают:

разовые (однократно проводимые и повторяемые только при полном пересмотре принятых решений) мероприятия;

мероприятия, проводимые при осуществлении или возникновении  определенных изменений в самой  защищаемой АС или внешней среде (по необходимости);

периодически  проводимые (через определенное время) мероприятия;

постоянно (непрерывно или дискретно в случайные моменты времени) проводимые мероприятия.  

 Разовые мероприятия  

К разовым мероприятиям относят:

общесистемные мероприятия по созданию научно-технических  и методологических основ (концепции  и других руководящих документов) защиты АС;

мероприятия, осуществляемые при проектировании, строительстве  и оборудовании вычислительных центров  и других объектов АС (исключение возможности  тайного проникновения в помещения, исключение возможности установки  прослушивающей аппаратуры и т.п.);

мероприятия, осуществляемые при проектировании, разработке и  вводе в эксплуатацию технических  средств и программного обеспечения (проверка и сертификация используемых технических и программных средств, документирование и т.п.);

проведение спецпроверок всех применяемых в АС средств вычислительной техники и проведения мероприятий по защите информации от утечки по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок;

разработка и  утверждение функциональных обязанностей должностных лиц службы компьютерной безопасности;

внесение необходимых  изменений и дополнений во все  организационно-распорядительные документы (положения о подразделениях, функциональные обязанности должностных лиц, инструкции пользователей системы и т.п.) по вопросам обеспечения безопасности программно-информационных ресурсов АС и действиям в случае возникновения кризисных ситуаций;

оформление юридических  документов (в форме договоров, приказов и распоряжений руководства организации) по вопросам регламентации отношений  с пользователями (клиентами), работающими в автоматизированной системе, между участниками информационного обмена и третьей стороной (арбитражем, третейским судом) о правилах разрешения споров, связанных с применением электронной подписи;

определение порядка назначения, изменения, утверждения и предоставления конкретным должностным лицам необходимых полномочий по доступу к ресурсам системы;

мероприятия по созданию системы защиты АС и созданию инфраструктуры;

мероприятия по разработке правил управления доступом к ресурсам системы (определение перечня задач, решаемых структурными подразделениями организации с использованием АС, а также используемых при их решении режимов обработки и доступа к данным; определение перечня файлов и баз данных, содержащих сведения, составляющие коммерческую и служебную тайну, а также требования к уровням их защищенности от НСД при передаче, хранении и обработке в АС; выявление наиболее вероятных угроз для данной АС, выявление уязвимых мест процесса обработки информации и каналов доступа к ней; оценку возможного ущерба, вызванного нарушением безопасности информации, разработку адекватных требований по основным направлениям защиты);

организацию надежного  пропускного режима;

определение порядка  учета, выдачи, использования и хранения съемных магнитных носителей информации, содержащих эталонные и резервные копии программ и массивов информации, архивные данные и т.п.;

организацию учета, хранения, использования и уничтожения  документов и носителей с закрытой информацией;

определение порядка проектирования, разработки, отладки, модификации, приобретения, специсследования, приема в эксплуатацию, хранения и контроля целостности программных продуктов, а также порядок обновления версий используемых и установки новых системных и прикладных программ на рабочих местах защищенной системы (кто обладает правом разрешения таких действий, кто осуществляет, кто контролирует и что при этом они должны делать);

создание отделов (служб) компьютерной безопасности или, в случае небольших организаций  и подразделений, назначение нештатных ответственных, осуществляющих единое руководство, организацию и контроль за соблюдением всеми категориями должностных лиц требований по обеспечению безопасности программно-информационных ресурсов автоматизированной системы обработки информации;

определение перечня  необходимых регулярно проводимых превентивных мер и оперативных  действий персонала по обеспечению  непрерывной работы и восстановлению вычислительного процесса АС в критических  ситуациях, возникающих как следствие  НСД, сбоев и отказов СВТ, ошибок в программах и действиях персонала, стихийных бедствий.  

 Периодически проводимые мероприятия  

К периодически проводимым мероприятиям относят:

распределение реквизитов разграничения доступа (паролей, ключей шифрования и т.п.);

анализ системных  журналов, принятие мер по обнаруженным нарушениям правил работы;

мероприятия по пересмотру правил разграничения доступа  пользователей к информации в  организации;

периодически  с привлечением сторонних специалистов осуществление анализа состояния и оценки эффективности мер и применяемых средств защиты. На основе полученной в результате такого анализа информации принимать необходимые меры по совершенствованию системы защиты;

мероприятия по пересмотру состава и построения системы защиты.  

 Мероприятия, проводимые по необходимости  

К мероприятиям, проводимым по необходимости, относят:

мероприятия, осуществляемые при кадровых изменениях в составе  персонала системы;

мероприятия, осуществляемые при ремонте и модификациях оборудования и программного обеспечения (строгое санкционирование, рассмотрение и утверждение всех изменений, проверка их на удовлетворение требованиям защиты, документальное отражение изменений и т.п.);

мероприятия по подбору и расстановке кадров (проверка принимаемых на работу, обучение правилам работы с информацией, ознакомление с мерами ответственности за нарушение правил защиты, обучение, создание условий, при которых персоналу было бы невыгодно нарушать свои обязанности и т.д.).  

 Постоянно проводимые мероприятия  

Постоянно проводимые мероприятия включают:

мероприятия по обеспечению достаточного уровня физической защиты всех компонентов АС (противопожарная  охрана, охрана помещений, пропускной режим, обеспечение сохранности  и физической целостности СВТ, носителей информации и т.п.).

мероприятия по непрерывной поддержке функционирования и управлению используемыми средствами защиты;

явный и скрытый  контроль за работой персонала системы;

контроль за реализацией выбранных мер защиты в процессе проектирования, разработки, ввода в строй и функционирования АС;

Информация о работе Лекции по "Комплексной системе защиты информации"