Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа
цель моей работы - рассмотрение технологии создания электронных пособий средствами программы JetDraft Document Suite 2008.
Данная цель определила следующие задачи:
Изучить требования и систематизировать знания по созданию электронных учебников;
Рассмотреть методологию разработки электронного пособия;
Изучить критерии создания электронных пособий;
Рассмотреть основные преимущества создания электронных учебников в программе JetDraft Document Suite 2008;
Изучить концепцию создания электронных учебников JetDraft Document Suite 2008;
Разработать методическое пособие для программы JetDraft Document Suite 2008;
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ
1.1 Организация учебного процесса с использованием электронных пособий
1.2 Требования к содержанию электронных пособий
1.3 Технология создания электронных пособий
1.4 Сравнительный анализ некоторых форматов и обзор программных средств для создания электронных пособий
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ В ПРОГРАММЕ JetDraft Document Suite 2008
2.1 Предметная область
2.2 Концепция работы системы
2.3 Этапы построения работы с JetDraft Document Suite 2008
2.4 Реализация работы с JetDraft Document Suite 2008 в учебном процессе.
Заключение
Литература
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ЕЛАБУГА
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И ДИСКРЕТНОЙ МАТЕМАТИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
JetDraft Document Suite 2008 – универсальное средство создания электронных пособий
Елабуга, 2012
Содержание
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ
1.1 Организация учебного процесса с использованием электронных пособий
1.2 Требования к содержанию электронных пособий
1.3 Технология создания электронных пособий
1.4 Сравнительный анализ некоторых форматов и обзор программных средств для создания электронных пособий
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ В ПРОГРАММЕ JetDraft Document Suite 2008
2.1 Предметная область
2.2 Концепция работы системы
2.3 Этапы построения работы с JetDraft Document Suite 2008
2.4 Реализация работы с JetDraft Document Suite 2008 в учебном процессе.
Заключение
Литература
Большинство текстовой информации, с которой работает человек, хранится в цифровом формате - в формате электронного документа. Так же разработан целый спектр программных продуктов, позволяющих быстро и удобно получать доступ к их содержимому, но стремительное развитие технологии постоянно увеличивает количество информации, с которой оперирует человек и требует её чёткой организации.
Общепринятыми методами по улучшению восприятия текста человеком, являются методы его разделения на логические единицы и акцентирование в нем ключевой информации. Обобщённо, улучшенное и более удобное представление цифрового документа в таком виде можно назвать: электронное пособие.
Электронное пособие – это компьютерная программа имеющая набор средств для удобной навигации и поиска по своему содержимому.
Эффективность применения электронных пособий обусловлена следующими положительными чертами:
возможность динамического отображения материала (при помощи видеороликов, или анимации) предоставляет излагаемый материал более наглядно и удобно для человеческого восприятия;
компактность и мобильность электронных средств обучения;
удобство и быстрота поиска желаемой информации;
возможность объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков пользователя в изучаемой области, реализованная посредством тестирования с жестко предписанной системой оценивания;
Совокупность всех вышеописанных качеств определило цель моей работы - рассмотрение технологии создания электронных пособий средствами программы JetDraft Document Suite 2008.
Данная цель определила следующие задачи:
Изучить требования и систематизировать знания по созданию электронных учебников;
Рассмотреть методологию разработки электронного пособия;
Изучить критерии создания электронных пособий;
Рассмотреть основные преимущества создания электронных учебников в программе JetDraft Document Suite 2008;
Изучить концепцию создания электронных учебников JetDraft Document Suite 2008;
Разработать методическое пособие для программы JetDraft Document Suite 2008;
Объектом исследования является процесс электронного обучения.
Предметом исследования является условия организации эффективного электронного обучения.
Существенным условием любой системы электронного обучения являются учебные материалы и ресурсы.
Гипотеза – содержательные, хорошо проработанные и оформленные материалы (средствами JetDraft Document Suite 2008) способны стимулировать процесс обучения, что позволяет повысить его эффективность.
При выполнении данной курсовой работы были использованы следующие методы исследования: теоретический, практический.
Теоретический метод заключается в выявлении роли электронных пособий в организации учебного процесса, а именно представление о требованиях и методологии их создания.
Практическим методом исследования является изучение возможностей программы JetDraft Document Suite 2008.
Структура работы соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы (первая и вторая главы разбиты на пункты), заключения, списка использованной литературы. Работа иллюстрирована рисунками, схемами, таблицами.
Для написания курсовой работы была использована методическая, научная, справочная и учебная литература.
Создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, представляет непростую технологическую и методическую задачу. Тем не менее, индустрия компьютерных учебно – методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости.
В этой связи актуальным является разработка концепций построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных пособий, адекватных современным идеям развития образования (открытое образование, дистанционное образование и др.)
Применительно к традиционному учебному процессу можно выделить следующие методические цели при использовании электронных пособий:
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
визуализировать учебную информацию;
моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
формировать культуру познавательной деятельности и др.
Организация учебного процесса с помощью электронных пособий позволяет компактно представить большой объем учебной информации в четко структурированной и последовательно организованной форме, что дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.
В таком случае, электронное пособие представляет собой программу комплексного назначения, обеспечивающей непрерывность и полноту дидактического процесса обучения, предоставляющей теоретический материал, обеспечивающий тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно – поисковую функцию.
В учебном процессе при работе с электронным пособием можно выделить три уровня усвоения материала:
1-й уровень - иллюстративно-описательный,
2-й уровень - репродуктивный,
3-й уровень - творческий.
Обучающиеся не только получают знания, они получают и умения при конструировании и использовании элементов в электронном учебнике. Электронные пособия способствуют активизации познавательной деятельности.
Тесты, встроенные в электронные пособия позволяют контролировать усвоение обучающимися учебного материала, но и к тому же позволяют облегчить работу преподавателя.
Электронный учебник является инструментом обучения и познания, его структура и содержание зависят от целей его использования. Он должен выполнять функции репетитора, тренажера и самоучителя. Особую значимость он приобретает при использовании в телекоммуникационных системах.
Применение электронного учебника в учебном процессе может повлиять на:
повышение целенаправленности;
усиление мотивации;
повышение информативной емкости учебного содержания;
активизацию учебно-познавательной деятельности обучаемых;
ускорение темпа учебных действий.
С точки зрения методиста, пособие должно содержать весь необходимый для самостоятельного обучения материал, в том числе блок практических и тестовых задания для контроля полученных знаний по заданной теме. Кроме того, в отличие от печатного издания, электронный курс должен разрабатываться таким образом, чтобы он смог обеспечить:
более детальную структуризацию содержания курса;
интерактивность (в том числе удобство навигации) — возможность изменения представления материала в зависимости от действий обучаемого, а также возможность изменения траектории обучения;
гипертекстовую структуру теоретического материала в понятийной части курса (ссылки на определения), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей);
использование мощных иллюстративных материалов — разнообразных рисунков и картинок, анимации и других мультимедиа-приложений;
использование различных практических и контрольных мероприятий для закрепления знаний, самоконтроля, контроля и оценки полученных знаний, встроенных в электронный учебник (тесты, упражнения, творческие, индивидуальные и групповые задания и др.);
наличие системы ссылок (гиперссылок) на различные электронные текстовые и графические образовательные материалы: литературные и научные источники, электронные библиотеки, словари, справочники и другие образовательные и научные ресурсы, размещенные в сети Интернет.
Анализ перечисленных требований, стоящих перед разработчиками электронных пособий, показывает, что разработчикам приходится сталкиваться с решением довольно большого круга задач, таких как многообразие, сложность, трудоемкость и объем выполняемых работ и др.
Самая главная проблема — это проблема качества электронных учебников и пособий. Именно от качества разрабатываемых учебных, учебно-методических и информационно-справочных материалов для электронных пособий в конечном итоге зависит эффективность обучения на этапе их применения, особенно в системе дистанционного обучения, открытого образования.
Качественно разработанное электронное пособие включает в себя комплекс разнообразных дидактических материалов и образовательных ресурсов (учебных, учебно-методических и вспомогательных информационно-справочных материалов, представленных в разных формах). Такое электронное пособие должно быть ориентировано в первую очередь на пользователя, изучающего предмет самостоятельно, и отличаться особым способом подачи материала (диалоговая интерактивная форма с достаточным количеством вопросов и заданий для самоконтроля).
Для обеспечения перечисленных качеств будущего электронного учебника авторы — разработчики дидактических учебных материалов должны учитывать не только требования, предъявляемые к электронным пособиям, но и обладать определенными знаниями по технологии проектирования контента для своего курса и соответствующими умениями.
На первом этапе разработки электронного учебника целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые наиболее полно соответствуют стандартной программе, лаконичны и удобны для создания гипертекстов, содержат большое количество примеров и задач, имеются в удобных форматах (принцип собираемости).
На втором этапе из полученного набора источников отбираются те, которые имеют оптимальное соотношение «цены и качества».
На третьем этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух– или трехуровневый индекс).
На четвертом этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; разрабатывается система контекстных справок; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.