Этапы развития информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы именно поэтому и является актуальной.
Объектом данной курсовой работы является информационные технологии в организации.
Предметом данной курсовой работы является развитие информационных технологий в организации.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3
1. Развитие информационных технологий................................................................4
1.1. Понятие и сущность информационных технологий.........................................4
1.2. Исторические этапы развития информационных технологий.........................9
1.3. Информационные технологии...........................................................................12
1.4. Место и роль информационных технологий в современном мире................13
1.5. Этапы развития информационных технологий...............................................18
2. Проблемы развития и формирование стратегии эффективного использования информационных технологий..................................................................................18
2.1 Общие проблемы развития информационных технологий.............................26
2.2 Проблемы использования информации.............................................................27
Заключение.................................................................................................................33
Список литературы....................................................................................................35

Файлы: 1 файл

Этапы развития информационных технологий.docx

— 62.49 Кб (Скачать)

В этих условиях очевидным  является то, что глубина и масштабы преобразований всех экономических  структур, количественные характеристики процессов, растянутость коммуникаций огромной страны и уровень специализации хозяйственных связей определяют необходимость создания в ходе реформ информационно-коммуникационных систем, которые в реальном масштабе времени должны обеспечить процессы сложных экономических преобразований. Кроме того, революция в технике и технологии, которая происходит последние три-четыре десятилетия, вызывает необходимость в рамках современного рынка в централизованном планировании и управлении крупномасштабными программами, фактически определяющими развитие экономики в особенности крупных высокоразвитых стран. Это значит, что в условиях реформ многое зависит от сознательного выбора целей и методов осуществления научно-технической и экономической политики, базирующихся на современных средствах обработки информации.

Именно в этой связи отметим, что в настоящее  время уже очевидным историческим фактом является информационно-компьютерная революция во всех индустриально  развитых странах. Таким образом, современная  рыночная экономика в определяющей мере зависит от состояния и динамики развития информационных технологий.

 

        

1.2. Исторические этапы развития информационных технологий

    Первые информационные технологии возникли на земле уже несколько миллионов лет назад вместе с робкими попытками общения людей между собою с помощью нечленораздельных звуков, мимики, жестов, прикосновений. Это был, правда, лишь обмен информацией между индивидами. Последние с развитием речи (около 100 тысяч лет назад) получили возможность индивидуального накопления информации в своей памяти.

Следующий этап - возникновение  письменности (5-6 тысячелетий назад) представил в распоряжение человечества коллективную (общественную) память. Она  позволила реализовать полный набор  процессов циркуляции и переработки  информации: сбор, передачу, переработку, хранение и доведение ее до адресата, а также дала возможность фиксации информации на материальных носителях.

Первая в истории  информационная символика была представлена в каменном веке в виде рисунков на камне - так называемое пиктографическое письмо. В бронзовом веке появляются изображения повторяющихся систем понятий - идеограммы (идеографическое письмо). Эти примитивные информационные единицы превращаются с конца 4-го тысячелетия до н.э. в рисуночное иероглифическое письмо.

В 3-м тысячелетии до н.э. в Вавилоне стала применяться клинописная запись счета. Это была позиционная система счисления, при которой от положения (позиции) значка зависел его смысл. Следы названной шести десятеричной системы сохранились еще и сегодня (час делится на 60 минут, минута - на 60 секунд). Вавилонская система счета давала возможность вести запись чисел до миллиона и больше и производить действия с простейшими дробными числами. В У-1У вв. до н.э. в Древней Греции возникли значки для произвольных величин.

Древние римляне  взяли (предположительно) за основу знаков счисления иероглифы, обозначающие пальцы рук. Ко времени расцвета римской  культуры эти значки были заменены похожими на них латинскими буквами. Переняв от индусов искусство  счета, арабы позаимствовали у них и значки чисел - цифры, которые в У1-УШ вв. появляются и на европейском континенте. Эти значки использовались для записи чисел в порядке, принятом и сейчас.

Очередным заметным шагом в развитии информационных технологий стало создание линейного слогового письма на глиняных табличках. В это время аккадский (вавилонский) язык впервые начинает выполнять международные функции в дипломатии и торговле, выводя таким образом информацию из узконациональных рамок и придавая ей широкие коммуникационные и терминообразующие формы.

Новый этап на этом пути - создание в Х-ТХ вв. до н.э. финикийского алфавита. Революционный по сути и  многоэтапный по времени переход  к алфавитным системам завершается  в VIII в. до н.э. появлением на базе финикийского письма греческого алфавита - основы всех западных письменных систем. Развитие письменной символики завершается в Европе в XV в. возникновением современной пунктуации. Совершенствованию языка способствовало появление древнегреческих научных терминов, что сопровождалось устранением информационной избыточности.

Математическая  символика продолжает качественно  развиваться на фоне углубленных  исследований и фундаментальных  открытий в математике: появляется совершенная алгебраическая символика (XIV-XVII вв.), вводятся знаки сложения, вычитания и умножения (вначале буквенные - конец XV в.), знаки равенства, бесконечности, дроби, корни, логарифмы (XVI - середина XVII вв.); в конце XVII в. создаются знаки степени, дифференциала, интеграла, производных, в первой половине XVIII в. - знак переменных операций - функция (1718 г.), знаки синуса, косинуса, тангенса (1748-1753 гг.).

Особой формой представления  знаний стали карты, которые отображали пространственное размещение объектов и явлений природы и общества в виде образно-знаковых моделей. Первые карты, дошедшие до наших дней, были сделаны в Вавилоне и Древнем Египте в 3-1-м тысячелетиях до н.э. Впервые карта мира была составлена К. Птолемеем (Ив.).

Возникновение технической  графики приходится на время появления  ранней письменности.

Техническая графическая  документация развивается в связи  с сооружением сложных объектов (пирамиды, дворцы, тоннели, рудные шахты) в 3-2-м тысячелетиях до н.э. (Древний  Египет, Вавилон и др.) и изобретением измерительных инструментов и первых механизмов с середины 1-го тысячелетия до н.э. (Древня Греция, Древний Рим).

Совершенствование технической графики относится  к эпохе Возрождения в связи  с конструированием кинематически  сложных машин и механизмов, гидросиловых установок, коренным усовершенствованием  подземной разработки рудных тел, строительством крупных городов.

В период энергетической - революции в конце XVIII в. техническая  графика делается основным инструментом изобретателей при создании паровых  двигателей и разнообразных автономных рабочих машин на этой основе; графические формы широко используются для установления математических зависимостей. С конца XIX в. техническая графика - основа проектирования типовых машин, технологий, строительства. С середины XX в. широко распространяются объемная техническая графика с функциональным введением цветовой гаммы, а также производство графической информации в автоматизированном режиме по заданным программам.

Подводя итог этапов эволюции систем представления информации, следует отметить общую тенденцию  к созданию наиболее рациональных форм человеческой (наднациональной) информационной символики. В наиболее труднодоступной лингвистической области это реализуется внедрением машинных языков.

 

1.3.Информационные технологии

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества, поэтому процесс ее переработки, также как и материальных ресурсов (например, нефти, газа, полезных ископаемых и др.), можно воспринимать как своего рода технологию. В данном случае будут справедливы следующие определения.

Информационные  ресурсы – это совокупность данных, представляющих ценность для предприятия (организации) и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся тексты, знания, файлы с данными и т.д.

По определению, принятому ЮНЕСКО, информационной технологией  является совокупность взаимосвязанных, научных, технологических и инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, которые заняты обработкой и хранением информации, а также вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием.

Система методов  и производственных процессов определяет приемы, принципы и мероприятия, регламентирующие проектирование и использование  программно-технических средств  для обработки данных. В зависимости  от конкретных прикладных задач, требующих решения, применяют различные методы обработки данных и технические средства. Выделяют три класса информационных технологий, позволяющих работать с различного рода предметными областями:

глобальные, включающие в себя модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества в целом;

базовые, предназначенные  для определенной области применения;

конкретные, реализующие  обработку определенных данных при  решении функциональных задач пользователя (в частности, задач планирования, учета, анализа и т.д.).

Основной целью  информационной технологии является производство и обработка информации для ее анализа и принятия на его основе соответствующего решения, которое  предусматривает выполнение какого-либо действия.

   

1.4. Место и роль информационных технологий в современном мире.

  На современном этапе выделяют компьютерные информационные технологии – это система методов и способов сбора, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи информации по запросам пользователей с помощью средств вычислительной техники.

Для информационных технологий наших дней этапа характерны:

  • работа пользователя в режиме манипулирования данными (не нужно «помнить и знать», а достаточно выбрать из «предлагаемого меню»);
  • безбумажный процесс обработки документов (на бумагу фиксируется только окончательный вариант документа);
  • диалоговый режим решения задач с широкими возможностями для пользователей;
  • возможность коллективного использования документов на основе группы компьютеров, объединенными средствами коммуникаций;
  • возможность адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задач

Для обработки информации используют автоматизированные системы  управления (АСУ).

АСУ – система «человек-машина», обеспечивающая эффективное функционирование объекта управления, в которой сбор и переработка информации, необходимой для реализации функций управления, осуществляется с применением средств автоматизации и вычислительной техники.

Главным направлением совершенствования системы управления на всех уровнях в современных условиях стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Новые информационные технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур управления, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного управления, значительно расширяющее возможности использования информационных ресурсов. Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья деятельности организации.

В последние десятилетия  системы управления в высокоразвитых странах, в частности, в США и  Японии, ориентируются на творческие информационные технологии так называемого третьего уровня. Они охватывают полный информационный цикл – выработку информации (новых знаний), их передачу, переработку, использование для преобразования нового объекта, достижения новых высших целей.

 Информационные технологии третьего уровня означают высший этап компьютеризации системы управления, позволяют задействовать ПК в творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники. Полная интегрированная информатизация системы управления предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач.

Таким образом, современные  информационные технологии в своем развитии прошли длительный путь и еще многое необходимо совершенствовать. В перспективе предусматривается привлечение для принятия решений технологий искусственного интеллекта и более широкое применение средств мультимедиа (комплексное представление информации). Считается, что именно Интернет как разновидность информационных технологий станет основой ХХІ века как века информационных технологий.

1.4 Этапы развития информационных технологий

Существует несколько  точек зрения на процесс развития информационных технологий с применением компьютеров. Этапизацию осуществляют на основе следующих признаков деления.

Выделение этапов по проблемам процесса информатизации общества:

1) до конца 1960-х гг. – проблема обработки больших объемов информации в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств;

2) до конца 1970-х гг. – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств;

3) с начала 1980-х гг. – проблемы максимального удовлетворения потребностей пользователя и создания соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде;

4) с начала 1990-х гг. – выработка соглашения и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи, организация доступа к стратегической информации и др.

Выделение этапов по преимуществу, приносимому компьютерной технологией:

1) с начала 1960-х гг. – эффективная обработка информации при выполнении рутинной работы с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров;

2) с середины 1970-х гг. – появление персональных компьютеров (ПК). При этом изменился подход к созданию информационных систем – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Применяется как централизованная, так и децентрализованная обработка данных;

Информация о работе Этапы развития информационных технологий