Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 06:53, курсовая работа
Экспе́ртная систе́ма (ЭС, expert system) — компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление. Предтечи экспертных систем были предложены в 1832 году С. Н. Корсаковым, создавшим механические устройства, так называемые «интеллектуальные машины», позволявшие находить решения по заданным условиям, например определять наиболее подходящие лекарства по наблюдаемым у пациента симптомам заболевания[1].
Введение
Глава 1. Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных систем
1.1. Определение экспертных систем. Главное достоинство и назначение экспертных систем
1.2. Отличие ЭС от других программных продуктов
1.3. Отличительные особенности. Экспертные системы первого и второго поколения
1.4. Области применения экспертных систем
1.5. История развития экспертных систем
1.6. Преимущества ЭС перед человеком - экспертом
Глава 2. Структура систем, основанных на знаниях
2.1. Критерий пользователя ЭС
2.2. Подсистема приобретения знаний
2.3. База знаний
2.4. Подсистема вывода
Глава 3. Классификация экспертных систем
Заключение
Список литературы
Введение
Экспертные
системы (ЭС) возникли как значительный
практический результат в
Область
ИИ имеет более чем
ЭС- это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение ЭС на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов.
Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличии от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала.
При создании ЭС возникает ряд затруднений. Это прежде всего связано с тем, что заказчик не всегда может точно сформулировать свои требования к разрабатываемой системе. Также возможно возникновение трудностей чисто психологического порядка: при создании базы знаний системы эксперт может препятствовать передаче своих знаний, опасаясь, что впоследствии его заменят “машиной”. Но эти страхи не обоснованы, т. к. ЭС не способны обучаться, они не обладают здравым смыслом, интуицией. Но в настоящее время ведутся разработки экспертных систем, реализующих идею самообучения. Также ЭС неприменимы в больших предметных областях и в тех областях, где отсутствуют эксперты.
Экспертная
система состоит из базы знаний
(части системы, в которой
При
построении подсистем вывода
используют методы решения
Глава 1. Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных систем
1.1. Определение экспертных систем. Главное достоинство и назначение экспертных систем
Экспертные системы (ЭС)- это яркое и быстро прогрессирующее направление в области искусственного интеллекта(ИИ).
ЭС- это набор программ или программное обеспечение, которое выполняет функции эксперта при решении какой-либо задачи в области его компетенции. ЭС, как и эксперт-человек, в процессе своей работы оперирует со знаниями. Знания о предметной области, необходимые для работы ЭС, определенным образом формализованы и представлены в памяти ЭВМ в виде базы знаний, которая может изменяться и дополняться в процессе развития системы.
Главное достоинство ЭС - возможность накапливать знания, сохранять их длительное время, обновлять и тем самым обеспечивать относительную независимость конкретной организации от наличия в ней квалифицированных специалистов. Накопление знаний позволяет повышать квалификацию специалистов, работающих на предприятии, используя наилучшие, проверенные решения.
Практическое
применение искусственного
1.2. Отличие ЭС от других программных продуктов
Основными отличиями ЭС от других программных продуктов являются использование не только данных, но и знаний, а также специального механизма вывода решений и новых знаний на основе имеющихся. Знания в ЭС представляются в такой форме, которая может быть легко обработана на ЭВМ. В ЭС известен алгоритм обработки знаний, а не алгоритм решения задачи. Поэтому применение алгоритма обработки знаний может привести к получению такого результата при решении конкретной задачи, который не был предусмотрен. Более того, алгоритм обработки знаний заранее неизвестен и строится по ходу решения задачи на основании эвристических правил. Решение задачи в ЭС сопровождается понятными пользователю объяснениями, качество получаемых решений обычно не хуже, а иногда и лучше достигаемого специалистами. В системах, основанных на знаниях, правила (или эвристики), по которым решаются проблемы в конкретной предметной области, хранятся в базе знаний. Проблемы ставятся перед системой в виде совокупности фактов, описывающих некоторую ситуацию, и система с помощью базы знаний пытается вывести заключение из этих фактов (см.. рис.1).
рис.1
Качество
ЭС определяется размером и
качеством базы знаний (правил или эвристик).
Система функционирует в следующем циклическом
режиме: выбор (запрос) данных или результатов
анализов, наблюдения, интерпретация результатов,
усвоение новой информации, выдвижении
с помощью правил временных гипотез и
затем выбор следующей порции данных или
результатов анализов (рис.2). Такой процесс
продолжается до тех пор, пока не поступит
информация, достаточная для окончательного
заключения.
Все
перечисленные выше знания
рис.2 Схема работы ЭС.
1.3. Отличительные особенности. Экспертные системы первого и второго поколения
1. Экспертиза может проводиться только в одной конкретной области. Так, программа, предназначенная для определения кон-
фигурации систем ЭВМ, не может ставить медицинские диагнозы.
2. База
знаний и механизм вывода
3. Наиболее подходящая область применения- решение задач дедуктивным методом. Например, правила или эвристики выражаются в виде пар посылок и заключений типа “если-то”.
4. Эти
системы могут объяснять ход
решения задачи понятным
5. Выходные результаты являются качественными (а не количественными).
6. Системы,
основанные на знаниях,
1.4. Области применения экспертных систем
Области
применения систем, основанных на
знаниях, могут быть
а) Медицинская диагностика.
Диагностические
системы используются для
б) Прогнозирование.
Прогнозирующие
системы предсказывают
в) Планирование.
Планирующие системы предназначены для достижения конкретных целей при решении задач с большим числом переменных. Дамасская фирма Informat впервые в торговой практике предоставляет в распоряжении покупателей 13 рабочих станций, установленных в холле своего офиса, на которых проводятся бесплатные 15-минутные консультации с целью помочь покупателям выбрать компьютер, в наибольшей степени отвечающий их потребностям и бюджету. Кроме того, компания Boeing применяет ЭС для проектирования космических станций, а также для выявления причин отказов самолетных двигателей и ремонта вертолетов. Экспертная система XCON, созданная фирмой DEC, служит для определения или изменения конфигурации компьютерных систем типа VAX и в соответствии с требованиями покупателя. Фирма DEC разрабатывает более мощную систему XSEL, включающую базу знаний системы XCON, с целью оказания помощи покупателям при выборе вычислительных систем с нужной конфигурацией. В отличие от XCON система XSEL является интерактивной.
г) Интерпретация.
Интерпретирующие системы обладают способностью получать определенные заключения на основе результатов наблюдения. Система PROSPECTOR, одна из наиболее известных систем интерпретирующего типа, объединяет знания девяти экспертов. Используя сочетания девяти методов экспертизы, системе удалось обнаружить залежи руды стоимостью в миллион долларов, причем наличие этих залежей не предполагал ни один из девяти экспертов. Другая интерпретирующая система- HASP/SIAP. Она определяет местоположение и типы судов в тихом океане по данным акустических систем слежения.
д) Контроль и управление.
Системы,
основанные на знаниях, могут
применятся в качестве
е) Диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах.
В
этой сфере системы,
ж) Обучение.
Системы,
основанные на знаниях, могут
входить составной частью в
компьютерные системы обучения.
Система получает информацию
о деятельности некоторого