Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 12:39, курсовая работа
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Реформирование системы образования нацелено на то, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ, административных работников.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
С точки зрения степени интерактивности взаимодействия можно рассматривать следующие уровни:
Выделяют типы интерактивного общения: взаимодействие учащегося с объектом, взаимодействие учащегося и учителя и взаимодействие между учащимися.
Один из важных путей развития интерактивности обучающей среды связан с применением телекоммуникационной сети. Развиваемые в этом направлении инструментальные средства и прикладные программы должны поддерживать интерактивную и групповую работу и дистанционный доступ к обучающим материалам и помощи.
Важная характеристика интерактивного образования, которое также свойственна сфере образования в целом, это осознание преимуществ разделения труда в процессе обучения. В связи с быстрым распространением телекоммуникаций в сфере образования, принцип специализации обучения и использование мультимедиа должны шире применяться во всех трех типах интерактивности, описанных выше. Преподавателям необходимо так организовывать учебные программы, чтобы обеспечить максимальную эффективность каждого типа взаимодействия и добиться того, чтобы эти программы соответствовали тому типу взаимодействия, который наилучшим образом подходит для образовательных процессов разных предметов.
Без интерактивных технологий сегодня невозможно представить современный образовательный процесс. Одним из наиболее наглядных и эффективных инструментов интерактивного взаимодействия являются электронные интерактивные доски.
Интерактивные доски отличаются рядом существенных для использования именно в образовании преимуществ. Удобное, полностью русифицированное программное обеспечение легко освоят даже самые консервативные преподаватели. Применение инфракрасной и ультразвуковой технологии позволяет делать поверхность достаточно прочной и долговечной для интенсивной работы в учебных заведениях.
Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всему классу, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера. Когда преподаватель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране.
Использование интерактивной доски позволяет показывать слайды и видео, делать пометки, рисовать и чертить различные схемы, как на обычной школьной доске. Возможности интерактивных досок позволяют в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.
Интерактивные панели - интерактивный монитор, установленный на рабочем месте преподавателя, позволяет ему управлять демонстрацией визуальных материалов прямо со своего места, делать пометки поверх изображения.
Беспроводной планшет - легкий беспроводной планшет с электронным пером предоставляет возможность свободно перемещаться по аудитории и с любого места получать доступ ко всем функциям программного обеспечения Hitachi, позволяя управлять демонстрацией визуальных материалов и снабжать их пометками.
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности.·
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Самое важное в процессе обучение – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, а поле информационного обмена между учителем и учеником.
Лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом – это интерактивные доски. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
В сфере образования интерактивные доски дают возможность преподавателю работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной. Возможность передачи данных по сети Internet делает электронную интерактивную доску великолепным инструментом для дистанционного обучения.
Возможность сохранять нанесенные изображения в виде файла и обмениваться ими по каналам связи делает интерактивные доски удачным решением для оборудования ситуационных и кризисных центров.
Другой широкий сектор применения интерактивных досок - деловые презентации, совещания и семинары. Помимо работы со стандартной деловой графикой, эти средства идеально подходят для демонстрации широкой аудитории программного обеспечения или интернет-сайта. В этом случае докладчик жестко не «привязан» к компьютеру, мыши и клавиатуре, поэтому выступление становится более живым и ориентированным на слушателей.
В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. С раннего возраста дети уже привыкают к удобствам технического прогресса и современным средствам получения информации.
Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяют интерактивные методы и средства обучения. Уроки с применением интерактивных средств обучения принято называть интерактивными. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Учебный процесс - строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, что способствует обогащение личного опыта школьника. Учитель вооружает учащихся пониманием своей активной роли на уроке, выявляет их индивидуальные особенности и реальные возможности.
Интерактивные методы, средства помогают стимулированию познавательной деятельности, самостоятельности учеников; организовать комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой и учителем. Включение учащихся в познавательную деятельность, сотрудничество учителя и учащихся, раскрытие значимости знаний помогают достигать стабильных высоких результатов.
Наша задача – обеспечить на уроке такую деятельность на основе современных интерактивных технологий.
Уже никто не спорит о большом успехе на этом пути использования интерактивных досок. Ах, как уроки с ними стали живыми, увлекательными, деятельными – интерактивными. Но интерактивных досок в школе от 1-3, зато в большом количестве есть мультимедийные классы (компьютер + проектор), в которых учителя показывают презентации, которые в свою очередь уже «приелись» нашим ученикам. Учащимся хочется более новое, деятельное, увлекательное. Почти ведь всю интерактивность доски можно добиться и в простых презентациях, используя макросы, триггеры, гиперссылки и сеть мышей.
Начнем с триггеров. Триггер, или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его (многократно) или другие объекты слайда. Применение триггеров в презентации придает уроку игровой момент и интерактивность самой презентации. Теперь картинки, тексты, отдельные слова могут появляться не по порядку, а в произвольном порядке по замыслу учителя или ученика и по мере выполнения задания. Настроить триггер очень легко, к.т. это часть настройки анимации. Алгоритм следующий:
Триггер настроен. Ученики могут сами по желанию, по мере выполнения задания использовать пояснения, заглянуть в решение задачи, разгадать кроссворд в любом порядке и т.д. В уроке появляется элемент неожиданности, деятельности, ученики сами управляют работой презентации. Примером таких презентаций может служить интерактивный плакат. Его интерактивность обеспечивается за счёт всплывающих рисунков и пояснительных записей. Это укрупнённая дидактическая единица, где обеспечивается передача определённого объёма информации на всех этапах: первичной передачи, переработки, сжатия, контроля. Плакат обеспечивает: изучение нового материала, закрепление, обратную связь.
За счет большой наглядности, использование интерактивного плаката позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения. В классе не остаётся равнодушных учеников, предмет изучения становятся лёгким и увлекательным.
Говоря об информационных технологиях, не нужно забывать и о здоровьесберегающих основах урока. В этих условиях я применяю занятия с чередованием высокой и низкой умственной активности; включаю в уроки физкультминутки, гимнастику для глаз. При этом использую результаты проектной деятельности учащихся (проект «Разминка»). Учащиеся нравиться использовать свои работы, они принимают широкое участие при их создании.
Все новое быстро входит в нашу
жизнь, и не замечать, не осознавать этого
мы не можем, а значит, нужно учиться использовать
те многочисленные возможности, которые
нам предоставляет расширившееся в размерах
информационное пространство. Новое время
диктует новые условия и требует от учителя
иного подхода к преподаванию предмета.
Вывод
Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов –это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а значит, интерактивного обучения.
Список литературы
Список библиографических ссылок