Информация и ее классификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 21:26, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей понятия «информация», а также признаки классификации информации.
Задачи работы:
- проанализировать развитие представлений об информации;
- изучить современное представление об информации;
- рассмотреть понятие информации;
- изучить особенности информационного общества;
-подробнее изучить классификацию информации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...……1
1. Понятие информации……………………………………………….3
2. Свойства информации……………………………………………...5
3. Классификация информации………………………………………7
4. Формы представления информации………………………………12
Список литературы…………………………………………………....17

Файлы: 1 файл

лучшее.docx

— 75.87 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………...……1 
1. Понятие информации……………………………………………….
2. Свойства информации……………………………………………...
3. Классификация информации………………………………………7 
4. Формы представления информации………………………………12 
Список литературы…………………………………………………....17 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

 

Целью данной работы является изучение особенностей понятия «информация», а также признаки классификации информации.

 

Задачи работы:

- проанализировать развитие  представлений об информации;

- изучить современное  представление об информации;

- рассмотреть понятие  информации;

- изучить особенности  информационного общества;

-подробнее изучить классификацию  информации.

 

Слово “информация” латинское. За долгую жизнь его значение претерпевало эволюции, то расширяя, то предельно сужая свои границы. Вначале под словом “информация” подразумевали: “представление”, “понятие”, затем-“сведения”, “передача сообщений”. 
В последние годы ученые решили, что обычное (всеми принятое) значение слова “информация” слишком эластично, расплывчато, и дали ему такое значение: “мера определенности в сообщении”. 
Теорию информации вызвали к жизни потребности практики. Ее возникновение связывают с работой Клода Шеннона “Математическая теория связи”, изданной в 1946г. Основы теории информации опираются на результаты, полученные многими учеными. Ко второй половине XX века земной шар гудел от передающейся информации, бегущей по телефонным и телеграфным кабелям и радиоканалам. Позже появились электронные вычислительные машины - переработчики информации. А для того времени основной задачей теории информации являлось, прежде всего, повышение эффективности функционирования систем связи. Сложность при проектировании и эксплуатации средств, систем и каналов связи в том, что конструктору и инженеру недостаточно решить задачу с физических и энергетических позиций. 
С этих точек зрения система может быть самой совершенной и экономичной.

   Но важно еще при создании передающих систем обратить внимание на то, какое количество информации пройдет через эту передающую систему. Ведь информацию можно измерить количественно, подсчитать. И поступают при подобных вычислениях самым обычным путем: абстрагируются от смысла сообщения, как отрешаются от конкретности в привычных всем нам арифметических действиях.

 

1. Понятие информации

 

Понятие информация произошло от латинского informatio (разъяснение, изложение). С середины 20 века оно стало использоваться в науке, что подразумевало под собой обмен сведениями между людьми, людьми и машинами, машинами и машинами, передачу различных признаков между клетками растений, животных и людей.

Однако информация - это настолько глубокое понятие, что нельзя его объяснить в нескольких словах. В него вкладывается различный смысл в науке, технике, житейских ситуациях и т.д.

В обычном смысле под информацией понимают различные данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Информация в практической деятельности человека подразумевает под собой сведения о явлениях и объектах окружающей среды, об их свойствах, состоянии и параметрах. Например, запах, цвет, звук и т.д. В природе информация - это биологический код, заложенный в каждом живом организме.

На основе выделенных выше основных понятий слова информация можно сделать вывод, что объединить их в одно целое практически невозможно. Но можно выделить основные аспекты того, что понимается под информацией:

Во-первых, это ознакомление, сообщение, осведомление о настоящем положении дел, либо сведения о чем-либо, передаваемые людьми;

Во-вторых, это сведения о чем-либо, снимающие неопределенность в результате их получения;

В-третьих, это сообщение, неразрывно связанное с деятельностью человека;

В широком смысле информацию можно определить как отражение реального мира, а в узком смысле - как любые сведения, которые можно хранить, передавать и обрабатывать.

Довольно распространенным является и взгляд на информацию как на ресурс, подобный материальным. С этой точки зрения информация - это сведения, позволяющие людям улучшить процессы, связанные с преобразованием веществ и самой информации. Она отличается от других материальных ресурсов тем, что чем больше ее используешь, тем большее ее становится.

Можно выделить три основные формы представления информации:

· Документированная - представленная в виде знаков на каком-то физическом носителе (книги, бумаги, рисунки и т.д.)

· Ассимилированная - представление информации в сознании человека.

· Передаваемая - сведения, которые рассматриваются в момент передачи информации от носителя получателю.

Также информацию можно разделить на два вида: социальную и биологическую.

Биологическая обеспечивает жизнедеятельность конкретного живого организма. К ней, например, можно отнести генетическую информацию.

Социальная информация - это информация, которая неразрывно связана с практической деятельностью человека, поэтому можно выделить столько видов социальной информации, сколько существует видов деятельности человека.

Свойства информации:

· Достоверность

· Полнота

· Ценность

· Современность

· Понятность

· Доступность

· Краткость

В результате анализа разнообразных информационных материалов можно выделить следующие ее функции:

· Учебно-познавательная - дает возможность использовать накопленную информацию в учебном процессе. Эта информация обычно воплощена в различных учебниках, журналах, газетах и в других формах.

· Отражательная функция - информация содержит сведения, которые характеризуют различные свойства предмета.

· Гносеологическая - с помощью информации осуществляется процесс познания в науке.

· Эвристическая - информация позволяет нам расширять наши знания и делать новые открытия.

· Организационная - информация направляет действия человека в нужном направлении

 

 

2. Свойства информации

Информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов. Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания). 
Свойства информации: 
2.1 Объективность информации 
Информация — это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. 
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или «вредности» конкретного субъекта. 
2.2 Достоверность информации 
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам: 
• преднамеренное искажение (дезинформация); 
• искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»); 
• когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории). 
2.3 Полнота информации 
Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения. 
2.4 Актуальность (своевременность) информации 
Актуальность — важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%). 
2.5 Полезность или бесполезность (ценность) информации. 
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. 
Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

 

3. Классификация информации

Термин информация происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. 
Согласно федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» сегодня под информацией понимается «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления»1. Вся информация объединяется в информационные системы – «организационно упорядоченные совокупности документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы».  
 
Классификация – это «разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами»2. Классификация фиксирует закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства. Система классификации позволяет сгруппировать объекты и выделить определенные классы, которые будут характеризоваться рядом общих свойств. Классификация объектов – та процедура группировки на качественном уровне, направленная на выделение однородных свойств.  
Применительно к информации как к объекту классификации выделенные классы называют информационными объектами. С этой точки зрения классификация информации является важнейшим средством создания систем хранения и поиска информации, без которых сегодня невозможно эффективное функционирование информационного обеспечения управления. Классификация носит всеобщий характер вследствие той роли, которую она играет как инструмент научного познания, прогнозирования и управления. Одновременно классификация выполняет функцию объективного отражения и фиксации результатов этого познания. при этом характер классификационной схемы, состав признаков классификации и глубина классификации определяется теми практическими целями, для реализации которых используется классификация, типом объектов классификации, а также условиями, в которых классификация будет использоваться.  
 
Создание в России единого информационного пространства и объединение его с европейским и мировым информационным пространством давно уже стало одной из важнейших задач, от решения которых во многом зависит дальнейшее развитие страны. Решение же этой задачи возможно только при условии гармонизации российских и зарубежных информационных систем и обеспечении информационной совместимости всех взаимодействующих информационных систем. Под информационной совместимостью понимается взаимное соответствие различных частей на стыках, позволяющее объединять их друг с другом, что обеспечивает функционирование системы как единого целого. Достижении информационной совместимости обеспечивается унификацией и стандартизацией средств информационной техники, носителей информации, языка формализованного описания данных, структуры информационных систем и технологических процессов в них. И для осуществления всех этих задач необходима классификация информации, которая осуществляется при помощи методов классификации.

3.1 Методы классификации 
 
 
Используются два метода классификации информации: иерархический и фасетный. Первый из этих методов – иерархический, является более традиционным, при использовании иерархического метода происходит «последовательное разделение множества объектов на подчиненные, зависимые классификационные группировки»3. Получаемая на основе этого классификационная схема имеет иерархическую структуру. В ней первоначальный объём классифицируемых объектов детализируется на каждой следующей ступени классификации. В общем виде иерархическую классификационную схему можно представить в следующем виде: 
 
Классификационные схемы, построенные на основе иерархического принципа, имеют неограниченную ёмкость, величина которой зависит от глубины классификации, числа ступеней деления и количества объектов классификации, которое можно расположить на каждой ступени. Количество же объектов на каждой ступени классификации определяется основанием кода, то есть числом знаков в алфавите кода. Выбор необходимой глубины классификации и структуры кода зависит от характера объектов классификации и характера задач, для решения которых предназначен классификатор. 
 
Серьёзным недостатком иерархического метода классификации является жесткость классификационной схемы. Она обусловлена заранее установленным выбором признаков классификации и порядком их использования по ступеням классификации. Это ведёт к тому, что при изменении состава объектов классификации, их характеристик или характера решаемых при помощи классификатора задач требуется коренная переработка классификационной схем, поэтому при разработке классификаторов следует учитывать, что иерархический метод классификации более предпочтителен для объектов с относительно стабильными признаками и для решения стабильного комплекса задач. 
 
К классификационным схемам, построенным на основе иерархического метода классификации, предъявляются определенные требования, соблюдение которых повышает их качество и эффективность применения. Первым таким требованием является непересекаемость классификационных группировок, расположенных на одной ступени классификации. Это означает, что классификационные группировки, расположенные на одной и той же ступени классификации, не должны включать аналогичных понятий.  
 
Второе общее правило заключается в том, что для разделения любой классификационной группировки на подчиненные группировки должен использоваться только один признак. Но это требование соблюдается только при использовании последовательного метода кодирования, при использовании же параллельного метода кодирования на определенной ступени классификации при иерархическом методе классификации могут одновременно использоваться несколько признаков, выбор которых определяется характером решаемых задач. 
 
Третьим требованием к иерархическому методу классификации является логичность и последовательность деления группировок на нижестоящие и полнота этого деления. В соответствии с этим требованием на верхних ступенях классификации должны использоваться признаки, к которым в дальнейшем будет обращено наибольшее число запросов. Полнота деления означает, что сумма подмножества всегда должна давать делимое множество объектов, не должна оставаться какая-то часть объектов, не вошедшая в состав классификационных группировок. 
 
Вместе с этим у иерархического метода классификации есть достоинства, которые обеспечили ему широкое использование в различных классификационных схемах.  
 
В современных классификационных схемах широко используется и второй метод классификации – фасетный метод. Под этим методом понимается «параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки»4. При этом методе классификации заранее жесткой классификационной схемы и конечных группировок не создается. Разрабатывается лишь система таблиц признаков объектов классификации, называемых фасетами, при необходимости создания классификационной группировки для решения конкретной задачи осуществляется выборка необходимых признаков из фасетов и их объединение в определенной последовательности. В общем виде фасетную классификационную схему можно представить в следующем виде: 
 
 
 
 
 
Такой принцип построения классификационных группировок делает классификатор на основе фасетного метода классификации очень гибким, хорошо приспособленным для использования в условиях большой динамичности характера решаемых задач. При изменении характера задач или характеристик объектов классификации разрабатываются новые фасеты или дополняются новыми признаками уже существующие фасеты без коренной перестройки структуры всего классификатора. 
 
При разработке классификаторов на основе фасетного метода классификации также должны соблюдаться определенные правила, основным из которых является соблюдение принципа непересекаемости фасетов. В соответствии с этим правилом состав признаков одного фасета не должен повторяться в других фасетах этого же классификатора. Вторым правилом является включение в состав классификатора только таких фасетов и признаков в них, которые необходимы для решения конкретных задач. 
 
В современных классификационных схемах часто одновременно используются оба метода классификации, это обеспечивает возможность снизить влияние недостатков методов классификации и расширить возможность использования классификатора как конкретной формы реализации классификации информации в информационном обеспечении управления. 

Информация о работе Информация и ее классификации