Содержание  | 
Введение                                                                                 
  3  | 
|   | 
  1  | 
  Единая автоматизированная информационная  
   | 
  5  | 
|   | 
    | 
  система таможенных органов  | 
    | 
|   | 
  1.1  | 
  Понятие, задачи и принципы применения 
  ЕАИС  | 
    | 
|   | 
  1.2  | 
  Применение ЕАИС в таможенных органах  | 
  8  | 
|   | 
  1.3  | 
  Виды обеспечения ЕАИС  | 
  16  | 
|   | 
  2  | 
  Создание 
  и работа с базой данных «Магазины  | 
  19  | 
|   | 
    | 
  беспошлинной торговли»  | 
    | 
|   | 
  2.1  | 
  Анализ 
  предметной области  | 
    | 
|   | 
  2.2  | 
  Разработка 
  структуры базы данных  | 
  21  | 
|   | 
  2.3  | 
  Разработка 
  интерфейсов  | 
  23  | 
|   | 
    | 
  Заключение  | 
  25  | 
|   | 
    | 
  Список 
  использованных  источников  | 
  26  | 
|   | 
    | 
  Приложение 
  А  | 
  27  | 
|   | 
    | 
  Приложение 
  Б  | 
  29  | 
|   | 
    | 
  Приложение 
  В  | 
  31  | 
 
 
 
Введение
 
 Деятельность таможенной службы 
России показала, что за достаточно короткий 
срок она завершила этап своего становления, 
однако проблема исследования ее деятельности 
приобретает все большую остроту и значимость. 
Современная таможенная система занимает 
строго определенное место в экономической 
системе Российской Федерации. Вместе 
с тем она имеет ряд недостатков, наличие 
которых отражается на качестве и оперативности 
таможенного обслуживания участников 
внешнеэкономической деятельности, создает 
проблемы с пополнением доходной части 
государственного бюджета, а также приводит 
к нарушениям таможенных правил и увеличению 
числа преступлений в сфере таможенной 
деятельности. 
Выбранная тема является актуальной, 
так как решение задач, возлагаемых на 
таможенную службу, невозможно без использования мощных 
информационных систем и технологий.  
Современные системы автоматизации  
таможенной деятельности содержат большое 
количество  баз данных, обеспечивают хранение 
и статистическую обработку огромного 
числа документов. Применение информационных 
технологий позволяет быстро и качественно 
выполнить таможенные операции и контроль, 
обеспечить органы государственного управления  
информацией о внешнеэкономической деятельности 
страны.   При помощи информационных 
технологий все необходимые сведения 
поступают по каналам связи в электронном 
виде. 
Такой информационной системой, 
которая позволяет решить задачи в области 
таможенного дела стала Единая автоматизированная 
информационная система таможенных органов.
Таким образом, цель данной 
курсовой работы заключается в изучении 
роли Единой автоматизированной информационной 
системы (далее ЕАИС)  в деятельности 
таможенных органов. 
Для достижения поставленной 
цели следует решить рад задач:
  Изучить понятие, цели и задачи 
  ЕАИС;
 
  Рассмотреть виды обеспечения 
  ЕАИС;
 
  Выяснить, каким образом применяется 
  данная информационная система в таможенных 
  органах.
 
Объект изучения – применение 
ЕАИС в таможенных органах, предмет – 
ЕАИС. 
Структуру курсовой работы  
составляет введение, в котором описываются 
цели и задачи. Первая глава посвящена 
решению поставленных основных задач.  
Вторую главу курсовой работы составляет 
практическая часть, в которой описывается 
создание базы данных «Магазины беспошлинной 
торговли». Также в структуру работы входит 
заключение, список использованных источников 
и ряд приложений. 
При написании работы использовались 
нормативно – правовые акты законодательства 
Российской Федерации, касающиеся выбранной 
темы и  учебно – методическая литература. 
 
  - Единая автоматизированная информационная 
  система 
 
таможенных органов Российской 
Федерации
1.1 Понятие, задачи и принципы 
применения ЕАИС
В настоящее время вопросы автоматизации 
частично решаются в рамках единой автоматизированной 
информационной системы  Федеральной 
таможенной службы (далее - ФТС России). 
При этом в ЕАИС реализованы лишь некоторые 
отдельные задачи, такие как автоматизация 
функций ввода информации, ее обработки, 
хранения, контроля, формирования отчетов 
и других информационно-справочных документов 
о деятельности таможенных органов. Только 
грамотно регламентированная и экономически 
эффективная организация существующих 
таможенных процессов в структуре ФТС 
России может привести к реальной отдаче 
от внедрения такой корпоративной информационной 
системы как ЕАИС.
Единая  автоматизированная 
информационная система ФТС России представляет 
собой автоматизированную систему управления 
процессами таможенной деятельности. 
ЕАИС  является одним из компонентов 
информационно-технической инфраструктуры 
таможенных органов и представляет собой 
совокупность информационных, программных, 
информационно-вычислительных, центральных 
и региональных баз данных, информационно-вычислительных 
и телекоммуникационных систем и сетей. 
Она предназначена для комплексной автоматизации 
деятельности таможенных органов всех 
уровней и информационного взаимодействия 
между собой и с внешними объектами. 
Для создания ЕАИС в таможенных 
органах России была разработана «Концепции 
создания Единой автоматизированной информационной  
системы Таможенного комитета Сообщества» 
(далее - ЕАИС ТКС), в которой определены 
основные цели, задачи и принципы данной 
информационной системы.1
Главной целью работ по созданию 
ЕАИС ТКС и по формированию информационного 
пространства государств-участников Сообщества 
является обеспечение взаимодействия 
на взаимовыгодной основе национальных 
информационных пространств государств-участников 
Сообщества с учетом интересов в деле 
развития сотрудничества в согласованных 
сферах таможенной деятельности.
Имеется ряд важных конкретных 
задач, эффективное решение которых возможно 
только путем совместных усилий государств 
Сообщества:
  - Разработка правовых основ, выработка 
  и принятие межгосударственных документов 
  о единых правилах таможенного оформления 
  и контроля.
 
  - Разработка правовых основ доступа к 
  информационным ресурсам.
 
  - Принятие согласованных мер по созданию 
  информационно-телекоммуникационных 
  систем в государствах Сообщества на основе 
  кооперации и разделения труда.
 
  - Осуществление совместных мероприятий 
  по использованию созданного ранее научно-технического 
  потенциала и информационной инфраструктуры 
  в государствах Сообщества.
 
При создании ЕАИС 
целесообразно руководствоваться следующими основными принципами:2
  - Комплексности, то есть удовлетворения 
  информационных потребностей внешних и внутренних 
  пользователей системы; в соответствии с данным принципом 
  информация, генерируемая системой, должна охватывать 
  все основные направления таможенной деятельности: 
  таможенную статистику, валютный контроль, 
  борьбу с контрабандой, начисление платежей и так 
  далее;
 
  - Информационной независимости 
  вышестоящих руководителей при информационном 
  равноправии сотрудников нижних уровней 
  иерархии таможенной системы; информационной независимости руководителей верхнего 
  уровня; должностных лиц ФТС России 
  обеспечивают соответствующей базой данных и организацией запросно-диалогового 
  режима общения пользователей с 
  системой; информационное равноправие руководителей среднего уровня 
  - таможенных управлений и таможен - гарантируется 
  тем, что они постоянно могут получать "твердые 
  копии" всех справок, генерируемых системой, что не только способствует благоприятному 
  психологическому восприятию полученных 
  результатов руководителями среднего звена, но приводит 
  в итоге к улучшению функциональной работы всех 
  служб благодаря комплексной информированности пользователей 
  различных уровней иерархии; кроме того, на деятельность руководителей среднего звена и возглавляемых ими таможенных служб положительно сказывается также 
  то, что руководство ФТС и правительство постоянно получают достаточно 
  полную информацию о состоянии дел в таможенной системе;
 
  - Наглядности представления 
  информации о таможенной деятельности, получаемой в виде 
  интегрированных таблиц, графиков, отражающих динамику 
  запрашиваемых показателей с целью последующего, текущего 
  и перспективного анализа для принятия деловых решений 
  и регулирования, а также уточнения возможности и 
  выявления складывающихся тенденций и 
  закономерностей, причем для обеспечения 
  необходимого уровня достоверности 
  важно добиться оперативности и объективности при формировании 
  и обобщении исходной информации, получаемой 
  при отражении в базе данных системы каждой грузовой таможенной 
  декларации;
 
  - Постоянного хранения в архиве 
  базы данных информации по таможенной статистике в 
  течение всего срока функционирования системы, выдачи необходимых данных 
  за любой, по требованию пользователя, период времени;
 
  - Предоставления пользователям 
  максимума "сервисных" возможностей при обращении к информационному 
  фонду или базе данных ЕАИС;
 
  - "Открытости " системы, то 
  есть возможности наращивания как числа пользователей, так и числа решаемых задач и получения в качестве результата 
  различных сводных форм документов табличного 
  вида и их модификаций.
 
 
1.2. Применение ЕАИС в 
таможенных органах
 
    Создание  ЕАИС таможенной службы 
началось в конце 80-х годов. Отправным 
моментом этого процесса явилось образование 
Главного научно-информационного вычислительного 
центра (ГНИВЦ) как основной базы для разработки 
и обеспечения функционирования ЕАИС.
 
     В начале 1992 г. ГНИВЦ перешел 
в систему Государственного таможенного 
комитета (ГТК) России и с этого момента 
ЕАИС рассматривается как уникальный 
инструмент реализации основных таможенных 
информационных технологий на всех уровнях 
управления таможенных органов от таможенного 
поста до центрального аппарата ФТС России.
Развитие  ЕАИС включало 3 этапа-очереди.3
Разработка  и внедрение первой 
очереди ЕАИС потребовали проведения реструктуризации 
бизнес-процессов и формального описания 
действий, которые инспектора выполняют 
на рабочем месте. Затем началась автоматизация 
этих элементов – стали создаваться автоматизированные 
рабочие места. Все эти действия способствовали 
решению проблем, возникающих в центральном 
аппарате ФТС. В таможенных органах был 
создан мощный технический потенциал, 
который позволил приступить к решению 
задач комплексной автоматизации.
Вторая  очередь  ЕАИС являлась 
логическим развитием существующей автоматизированной 
системы на новых платформах – программно-технической 
и технологической. 
Применение ЕАИС второй очереди имеет 
ряд недостатков: 
  - Информация в базах данных не стандартизирована;
 
  - Нет единой структуры данных;
 
  - Отсутствуют внутренние стандарты на 
  порядок разработки, не существует взаимно 
  согласованных интерфейсов между разными 
  программными продуктами.
 
 
     Стратегическим направлением 
работ по развитию и совершенствованию 
ЕАИС ФТС России является системное проектирование 
и поэтапное внедрение перспективной 
системы (ЕАИС третьей очереди) с одновременным 
поддержанием в работоспособном состоянии 
существующих информационно-программных 
средств и информационных таможенных 
технологий.
        Качественно 
новый уровень автоматизации  деятельности 
таможенных органов может  быть достигнут, 
прежде всего, за счет модернизации Центрального 
вычислительного  комплекса, создания 
автоматизированной информационной системы 
региона, в том числе региональных вычислительных 
комплексов.
Приказом ФТС России от 16 сентября 2011 
года № 1901 ликвидируется государственное 
казенное учреждение Главный научно-информационный 
вычислительный центр ФТС России.4
Правопреемником ГНИВЦ ФТС России по 
гражданско-правовым обязательствам определено 
Центральное информационно-техническое 
таможенное управление (далее - ЦИТТУ).
В целях совершенствования структуры 
таможенных органов и на основании подпункта 
6.1 Положения о Федеральной таможенной 
службе, утвержденного постановлением 
Правительства Российской Федерации от 
26 июля 2006 г. № 459 1 августа 2011 г. создано 
Центральное информационно-техническое 
таможенное управление (приказ ФТС России 
от 7 июля 2011 г. № 1420).5
Центральное информационно-техническое 
таможенное управление является специализированным 
региональным таможенным управлением, 
входящим в единую федеральную централизованную 
систему таможенных органов Российской 
Федерации, деятельность которого направлена 
на осуществление информационного обеспечения 
и программно-технической поддержки эксплуатации 
компонентов автоматизированных систем, 
обеспечивающих использование информационно-коммуникационных 
технологий на всех уровнях системы таможенных 
органов при выполнении возложенных на 
них задач и функций в сфере таможенного 
дела.6   
Организационно 
- функциональная структура ЕАИС ФТС России 
соответствует действующей организационной 
структуре управления таможенных органов, 
основные компоненты которой обеспечивают 
автоматизацию существующих органов управления: автоматизированная 
система (АС) управления ФТС России; АС 
управления региональным управлением; 
АС управления таможней; АС управления 
таможенным постом. Перечисленные компоненты 
автоматизированных систем управления, 
в свою очередь, структурно подразделяются 
на подсистемы, комплексы задач и задачи, 
что позволяет достичь их поэтапного ввода 
в эксплуатацию, опытного и промышленного 
внедрения каждой подсистемы в отдельности 
и системы в целом. Перечень функциональных 
подсистем ЕАИС ФТС России соответствует 
основным функциональным направлениям 
деятельности таможенных органов. 
Организация технологического 
процесса обработки информации в системе 
ЕАИС является одним из важнейших компонентов 
ЕАИС, предназначенным для должностных 
лиц таможенных органов, участвующих в 
процессе сбора и обработки данных, а также 
для разработчиков программного и информационного обеспечения ЕАИС.
 Целями организации 
единого технологического процесса обработки информации является:
  - Обеспечение пользователей оперативной 
  и достоверной информацией;
 
  - Создание единой системы информационного 
  обеспечения данными по таможенной статистике, 
  валютному контролю, контролю таможенных 
  платежей, контролю за доставкой товаров, перевозимых в порядке 
  внутреннего таможенного транзита, и другим задачам; 
 
  - Внедрение современной технологии 
  сбора, обработки, передачи и хранения информации.