Содержание |
Введение
3 |
|
1 |
Единая автоматизированная информационная
|
5 |
|
|
система таможенных органов |
|
|
1.1 |
Понятие, задачи и принципы применения
ЕАИС |
|
|
1.2 |
Применение ЕАИС в таможенных органах |
8 |
|
1.3 |
Виды обеспечения ЕАИС |
16 |
|
2 |
Создание
и работа с базой данных «Магазины |
19 |
|
|
беспошлинной торговли» |
|
|
2.1 |
Анализ
предметной области |
|
|
2.2 |
Разработка
структуры базы данных |
21 |
|
2.3 |
Разработка
интерфейсов |
23 |
|
|
Заключение |
25 |
|
|
Список
использованных источников |
26 |
|
|
Приложение
А |
27 |
|
|
Приложение
Б |
29 |
|
|
Приложение
В |
31 |
Введение
Деятельность таможенной службы
России показала, что за достаточно короткий
срок она завершила этап своего становления,
однако проблема исследования ее деятельности
приобретает все большую остроту и значимость.
Современная таможенная система занимает
строго определенное место в экономической
системе Российской Федерации. Вместе
с тем она имеет ряд недостатков, наличие
которых отражается на качестве и оперативности
таможенного обслуживания участников
внешнеэкономической деятельности, создает
проблемы с пополнением доходной части
государственного бюджета, а также приводит
к нарушениям таможенных правил и увеличению
числа преступлений в сфере таможенной
деятельности.
Выбранная тема является актуальной,
так как решение задач, возлагаемых на
таможенную службу, невозможно без использования мощных
информационных систем и технологий.
Современные системы автоматизации
таможенной деятельности содержат большое
количество баз данных, обеспечивают хранение
и статистическую обработку огромного
числа документов. Применение информационных
технологий позволяет быстро и качественно
выполнить таможенные операции и контроль,
обеспечить органы государственного управления
информацией о внешнеэкономической деятельности
страны. При помощи информационных
технологий все необходимые сведения
поступают по каналам связи в электронном
виде.
Такой информационной системой,
которая позволяет решить задачи в области
таможенного дела стала Единая автоматизированная
информационная система таможенных органов.
Таким образом, цель данной
курсовой работы заключается в изучении
роли Единой автоматизированной информационной
системы (далее ЕАИС) в деятельности
таможенных органов.
Для достижения поставленной
цели следует решить рад задач:
Изучить понятие, цели и задачи
ЕАИС;
Рассмотреть виды обеспечения
ЕАИС;
Выяснить, каким образом применяется
данная информационная система в таможенных
органах.
Объект изучения – применение
ЕАИС в таможенных органах, предмет –
ЕАИС.
Структуру курсовой работы
составляет введение, в котором описываются
цели и задачи. Первая глава посвящена
решению поставленных основных задач.
Вторую главу курсовой работы составляет
практическая часть, в которой описывается
создание базы данных «Магазины беспошлинной
торговли». Также в структуру работы входит
заключение, список использованных источников
и ряд приложений.
При написании работы использовались
нормативно – правовые акты законодательства
Российской Федерации, касающиеся выбранной
темы и учебно – методическая литература.
- Единая автоматизированная информационная
система
таможенных органов Российской
Федерации
1.1 Понятие, задачи и принципы
применения ЕАИС
В настоящее время вопросы автоматизации
частично решаются в рамках единой автоматизированной
информационной системы Федеральной
таможенной службы (далее - ФТС России).
При этом в ЕАИС реализованы лишь некоторые
отдельные задачи, такие как автоматизация
функций ввода информации, ее обработки,
хранения, контроля, формирования отчетов
и других информационно-справочных документов
о деятельности таможенных органов. Только
грамотно регламентированная и экономически
эффективная организация существующих
таможенных процессов в структуре ФТС
России может привести к реальной отдаче
от внедрения такой корпоративной информационной
системы как ЕАИС.
Единая автоматизированная
информационная система ФТС России представляет
собой автоматизированную систему управления
процессами таможенной деятельности.
ЕАИС является одним из компонентов
информационно-технической инфраструктуры
таможенных органов и представляет собой
совокупность информационных, программных,
информационно-вычислительных, центральных
и региональных баз данных, информационно-вычислительных
и телекоммуникационных систем и сетей.
Она предназначена для комплексной автоматизации
деятельности таможенных органов всех
уровней и информационного взаимодействия
между собой и с внешними объектами.
Для создания ЕАИС в таможенных
органах России была разработана «Концепции
создания Единой автоматизированной информационной
системы Таможенного комитета Сообщества»
(далее - ЕАИС ТКС), в которой определены
основные цели, задачи и принципы данной
информационной системы.1
Главной целью работ по созданию
ЕАИС ТКС и по формированию информационного
пространства государств-участников Сообщества
является обеспечение взаимодействия
на взаимовыгодной основе национальных
информационных пространств государств-участников
Сообщества с учетом интересов в деле
развития сотрудничества в согласованных
сферах таможенной деятельности.
Имеется ряд важных конкретных
задач, эффективное решение которых возможно
только путем совместных усилий государств
Сообщества:
- Разработка правовых основ, выработка
и принятие межгосударственных документов
о единых правилах таможенного оформления
и контроля.
- Разработка правовых основ доступа к
информационным ресурсам.
- Принятие согласованных мер по созданию
информационно-телекоммуникационных
систем в государствах Сообщества на основе
кооперации и разделения труда.
- Осуществление совместных мероприятий
по использованию созданного ранее научно-технического
потенциала и информационной инфраструктуры
в государствах Сообщества.
При создании ЕАИС
целесообразно руководствоваться следующими основными принципами:2
- Комплексности, то есть удовлетворения
информационных потребностей внешних и внутренних
пользователей системы; в соответствии с данным принципом
информация, генерируемая системой, должна охватывать
все основные направления таможенной деятельности:
таможенную статистику, валютный контроль,
борьбу с контрабандой, начисление платежей и так
далее;
- Информационной независимости
вышестоящих руководителей при информационном
равноправии сотрудников нижних уровней
иерархии таможенной системы; информационной независимости руководителей верхнего
уровня; должностных лиц ФТС России
обеспечивают соответствующей базой данных и организацией запросно-диалогового
режима общения пользователей с
системой; информационное равноправие руководителей среднего уровня
- таможенных управлений и таможен - гарантируется
тем, что они постоянно могут получать "твердые
копии" всех справок, генерируемых системой, что не только способствует благоприятному
психологическому восприятию полученных
результатов руководителями среднего звена, но приводит
в итоге к улучшению функциональной работы всех
служб благодаря комплексной информированности пользователей
различных уровней иерархии; кроме того, на деятельность руководителей среднего звена и возглавляемых ими таможенных служб положительно сказывается также
то, что руководство ФТС и правительство постоянно получают достаточно
полную информацию о состоянии дел в таможенной системе;
- Наглядности представления
информации о таможенной деятельности, получаемой в виде
интегрированных таблиц, графиков, отражающих динамику
запрашиваемых показателей с целью последующего, текущего
и перспективного анализа для принятия деловых решений
и регулирования, а также уточнения возможности и
выявления складывающихся тенденций и
закономерностей, причем для обеспечения
необходимого уровня достоверности
важно добиться оперативности и объективности при формировании
и обобщении исходной информации, получаемой
при отражении в базе данных системы каждой грузовой таможенной
декларации;
- Постоянного хранения в архиве
базы данных информации по таможенной статистике в
течение всего срока функционирования системы, выдачи необходимых данных
за любой, по требованию пользователя, период времени;
- Предоставления пользователям
максимума "сервисных" возможностей при обращении к информационному
фонду или базе данных ЕАИС;
- "Открытости " системы, то
есть возможности наращивания как числа пользователей, так и числа решаемых задач и получения в качестве результата
различных сводных форм документов табличного
вида и их модификаций.
1.2. Применение ЕАИС в
таможенных органах
Создание ЕАИС таможенной службы
началось в конце 80-х годов. Отправным
моментом этого процесса явилось образование
Главного научно-информационного вычислительного
центра (ГНИВЦ) как основной базы для разработки
и обеспечения функционирования ЕАИС.
В начале 1992 г. ГНИВЦ перешел
в систему Государственного таможенного
комитета (ГТК) России и с этого момента
ЕАИС рассматривается как уникальный
инструмент реализации основных таможенных
информационных технологий на всех уровнях
управления таможенных органов от таможенного
поста до центрального аппарата ФТС России.
Развитие ЕАИС включало 3 этапа-очереди.3
Разработка и внедрение первой
очереди ЕАИС потребовали проведения реструктуризации
бизнес-процессов и формального описания
действий, которые инспектора выполняют
на рабочем месте. Затем началась автоматизация
этих элементов – стали создаваться автоматизированные
рабочие места. Все эти действия способствовали
решению проблем, возникающих в центральном
аппарате ФТС. В таможенных органах был
создан мощный технический потенциал,
который позволил приступить к решению
задач комплексной автоматизации.
Вторая очередь ЕАИС являлась
логическим развитием существующей автоматизированной
системы на новых платформах – программно-технической
и технологической.
Применение ЕАИС второй очереди имеет
ряд недостатков:
- Информация в базах данных не стандартизирована;
- Нет единой структуры данных;
- Отсутствуют внутренние стандарты на
порядок разработки, не существует взаимно
согласованных интерфейсов между разными
программными продуктами.
Стратегическим направлением
работ по развитию и совершенствованию
ЕАИС ФТС России является системное проектирование
и поэтапное внедрение перспективной
системы (ЕАИС третьей очереди) с одновременным
поддержанием в работоспособном состоянии
существующих информационно-программных
средств и информационных таможенных
технологий.
Качественно
новый уровень автоматизации деятельности
таможенных органов может быть достигнут,
прежде всего, за счет модернизации Центрального
вычислительного комплекса, создания
автоматизированной информационной системы
региона, в том числе региональных вычислительных
комплексов.
Приказом ФТС России от 16 сентября 2011
года № 1901 ликвидируется государственное
казенное учреждение Главный научно-информационный
вычислительный центр ФТС России.4
Правопреемником ГНИВЦ ФТС России по
гражданско-правовым обязательствам определено
Центральное информационно-техническое
таможенное управление (далее - ЦИТТУ).
В целях совершенствования структуры
таможенных органов и на основании подпункта
6.1 Положения о Федеральной таможенной
службе, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от
26 июля 2006 г. № 459 1 августа 2011 г. создано
Центральное информационно-техническое
таможенное управление (приказ ФТС России
от 7 июля 2011 г. № 1420).5
Центральное информационно-техническое
таможенное управление является специализированным
региональным таможенным управлением,
входящим в единую федеральную централизованную
систему таможенных органов Российской
Федерации, деятельность которого направлена
на осуществление информационного обеспечения
и программно-технической поддержки эксплуатации
компонентов автоматизированных систем,
обеспечивающих использование информационно-коммуникационных
технологий на всех уровнях системы таможенных
органов при выполнении возложенных на
них задач и функций в сфере таможенного
дела.6
Организационно
- функциональная структура ЕАИС ФТС России
соответствует действующей организационной
структуре управления таможенных органов,
основные компоненты которой обеспечивают
автоматизацию существующих органов управления: автоматизированная
система (АС) управления ФТС России; АС
управления региональным управлением;
АС управления таможней; АС управления
таможенным постом. Перечисленные компоненты
автоматизированных систем управления,
в свою очередь, структурно подразделяются
на подсистемы, комплексы задач и задачи,
что позволяет достичь их поэтапного ввода
в эксплуатацию, опытного и промышленного
внедрения каждой подсистемы в отдельности
и системы в целом. Перечень функциональных
подсистем ЕАИС ФТС России соответствует
основным функциональным направлениям
деятельности таможенных органов.
Организация технологического
процесса обработки информации в системе
ЕАИС является одним из важнейших компонентов
ЕАИС, предназначенным для должностных
лиц таможенных органов, участвующих в
процессе сбора и обработки данных, а также
для разработчиков программного и информационного обеспечения ЕАИС.
Целями организации
единого технологического процесса обработки информации является:
- Обеспечение пользователей оперативной
и достоверной информацией;
- Создание единой системы информационного
обеспечения данными по таможенной статистике,
валютному контролю, контролю таможенных
платежей, контролю за доставкой товаров, перевозимых в порядке
внутреннего таможенного транзита, и другим задачам;
- Внедрение современной технологии
сбора, обработки, передачи и хранения информации.