Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:54, курсовая работа
Целью данной работы является объективно охарактеризовать роль и специфику информации в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Выявить особенности информации в туристской отрасли.
Рассмотреть информационные потоки в туризме.
Изучить применение информационных технологий сфере туризма.
Проанализировать глобальные распределительные системы.
Введение
1 Понятие и сущность информации……………………………………………..5
Определение понятия «информация»……………………………………….5
Свойства информации………………………………………………………11
2.Специфика и роль информации в туристской отрасли……….. ………….16
2.1Информация - связующий материал туристического бизнеса …..….…..16
Новые подходы к управлению информационными потоками в туризме………………………………………………………………………..20
Заключение
Список использованных источников
Рисунок 2. Информация -
связующий материал
туристического бизнеса.
Можно выделить три характерные черты туризма. Во-первых, это разнообразная и интегрированная торговля услугами. Во-вторых, это комплексная услуга, как с точки зрения производителя, так и потребителя. Наконец, это информационно насыщенная услуга. Поэтому туризм - как международный, так и внутренний, - сфера растущего применения информационных технологий. [5]
Система информационных технологий, используемых в туризме, состоит из компьютерной системы резервирования, системы проведения телеконференций, видеосистем, компьютеров, информационных систем управления, электронных информационных систем авиалиний, электронной пересылки денег, телефонных сетей, подвижных средств сообщения и т.д. При этом необходимо отметить, что эта система технологий развертывается не турагентами, гостиницами или авиакомпаниями каждым в отдельности, а всеми ими. Более того, использование каждым сегментом туризма системы информационных технологий имеет значение для всех остальных частей. Например, системы внутреннего управления гостиницей могут быть связаны с компьютерными глобальными сетями, которые обеспечивают, в свою очередь, основу для связи с гостиничными системами резервирования, которые, уже в обратном направлении, могут быть доступны турагентам через их компьютеры. Следовательно, мы имеем дело с интегрированной системой информационных технологий, которая распространяется в туризме. Из вышеизложенного становится ясно, что в туристической индустрии распространяются не компьютеры, не телефоны, не видеотерминалы сами по себе — здесь функционирует система взаимосвязанных компьютерных и коммуникационных технологий. [4]
Кроме
того, отдельные компоненты туристической
отрасли тесно взаимосвязаны друг с другом
— ведь многие турпроизводители вертикально
или горизонтально вовлечены в деятельность
друг друга. Все это позволяет рассматривать
туризм как высокоинтегрированную услугу,
что делает его еще более восприимчивым
для применения информационных технологий
в организации и управлении.
Информация приобретает все более важное значение в нашей жизни. Любое решение мы принимаем на основании анализа данных об окружающей обстановке. Особенно большое значение это приобретает в бизнесе.
"Для
принятия решений Вам
Особенно остро эта проблема стоит в турбизнесе. Туристический рынок - один из наиболее динамичных. Объем продаж на туристическом рынке России ежегодно растет на 10-12%.
Он обладает рядом особенностей, не свойственных более никакому другому:
- значительная географическая разобщенность участников туристского рынка;
- очень большое количество участников;
- чрезвычайно быстрое обновление информации;
Еще
одной специфической
Таким образом, формирование туристических потоков определяется не самим фактом наличия базы размещения и ее особенностями, а уровнем информированности о ней.
На сегодняшний день, несмотря на то, что россияне вывозят из страны десятки миллиардов долларов в год, направления деятельности туристического бизнеса в нашей стране освоены только на 50 — 60% по сравнению с мировым опытом. [1]
Это значит, что, несмотря на свою активность российские туристы предпочитают отдыхать за границей, к иностранным туристам это относится в еще большей степени. Причину такой ситуации частично объяснит следующий пример: Одна из европейских турфирм составила каталог описания туристических мест. В нем содержится 21 страница информации по Лихтенштейну и всего 11 страниц – по России. Сравнение размеров Лихтенштейна и России позволяют оставить этот пример без комментариев.
В
силу огромного размера
Основная проблема на современном этапе развития российского туристического рынка заключается в сложности или даже невозможности своевременного и оперативного информационного сопровождения туристического продукта. Это создает сложности не только туристам при выборе места отдыха, но и агентствам, туроператорам и самим базам размещения. Агентства вынуждены набирать большое количество менеджеров по разным направлениям, туроператоры не имеют возможности разрабатывать адекватный турпродукт, не имея в своем распоряжении полной и объективной информации, базы размещения не могут сообщить о себе, поскольку их информация просто теряется в океане общих данных.
Таблица 1.Динамика развития российского туризма в сравнении с ростом популярности Интернета в России.
Год Число иностранных туристов, прибывших в РФ, тыс. чел. Число российских туристов, выехавших за границу РФ, тыс. чел. Количество пользователей Рунета, тыс. чел. 1995 1837 2605 300 1996 1890 3505 409 1997 2515 4143 750 1998 2885 3330 1171 1999 3060 2809 1500 2000 4252 2214 3000
Не случайно приведена динамика развития российского туризма в сравнении с ростом популярности Интернета в России (таблица 1). Это не единственная причина роста туристических прибытий. Но они связаны между собой. Вообще преимущества от использования Интернета и Интернет-технологий используют практически все турфирмы. Если в 1995 году сайтов туристической тематики практически не было, то сейчас почти каждая туристская фирма имеет собственный Интернет-ресурс. Но у этой тенденции есть и обратная сторона. Большое количество источников информации приводит к тому, что она становиться бесполезной. Тем более многие источники дублируют друг друга, иногда не совсем корректно. Все это приводит к беспорядку и путанице в сфере информационного сопровождения турбизнеса.
Некоторые участники туристского рынка пытаются упорядочить взаимоотношения между базами размещения, операторами и агентствами, создавая различные ресурсы, объединяющие в себе данные от многих участников. Создаются порталы, системы online-бронирования и пр. При всем их разнообразии, все они построены по одному принципу:
Владельцы порталов путем привлечения огромного количества трудовых ресурсов обрабатывают и аккумулируют большие объемы информации.
Если появилось большое количество необходимой всем информации – значит, управление ею означает управление всей системой туристического рынка. Все процессы становятся предсказуемыми. По этому принципу и функционирует большинство подобных ресурсов.
Недостатки такой системы следующие:
- все организации являются посредниками между источниками информации и непосредственными пользователями
- в силу различных факторов, в том числе и человеческих, представленная информация перестает быть объективной
- возможности любого портала или т.п. сильно ограничены технически, поэтому разместить там объем информации даже близкий к полному не представляется возможным. Управление системой взаимоотношений на туристическом рынке осуществляется по классической схеме с обратной связью: учет, контроль, регулирование. [6]
Таким образом, создание бесконечного количества таких структур не сможет кардинально решить ситуацию. Однако невозможно отрицать, что создание единого общего информационного пространства для всего туристического рынка необходимо.
Как уже говорилось выше, на сегодняшний день уже практически все турфирмы имеют собственные сайты, они ежедневно производят обновления своей информации. Выполнение этой работы в рамках одной фирмы не вызывает трудностей. Проблемы возникают при большем количестве фирм. Чтобы уложиться в жесткие временные рамки, обработчики вынуждены уменьшать объемы информации, снижая количество источников или изменяя саму информацию. То есть, далее информация поступает в неполном или искаженном виде.
Одним из вариантов выхода из этой ситуации является замена информации на адрес, по которому она расположена. Эти данные меняются значительно медленнее, поэтому поддерживать их в адекватном виде намного проще. Эту работу тоже можно распределить между субъектами рынка.
Таким
образом, полученная схема позволяет
решить основные проблемы создания единого
информационного пространства и
создать условия для
Заключение
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Важнейшим фактором развития этой сферы является информатизация и технологический прогресс. Одним из самых необходимых товаров на современном рынке является информация. Процесс информатизации сферы туризма происходит благодаря информационным технологиям. Автоматизация, компьютеризация, использование телекоммуникаций, всемирной сети Internet и мощных систем бронирования и резервирования становится актуальным в туристской отрасли.
При этом необходимо отметить,
что эта система технологий
развертывается не турагентами,
Создание мощных компьютерных систем бронирования средств размещения и транспорта, экскурсионного и культурно-оздоровительного обслуживания, внедрение новейшей технологии в сферу туризма, информация о наличии и доступности тех или иных видов поездок, маршрутов, туристского потенциала стран и регионов - весь комплекс этих вопросов с учетом развития интеграционных процессов ставится в повестку дня текущей и будущей деятельности Всемирной туристской организации.
Следовательно,
в туризме распространяется интегрированная
система информационных технологий, а
информация является главным связующим
звеном в ней.
Список
использованных
источников
1) Гуляев В.Г., Новые информационные технологии в туризме.- М.: «Издательство ПРИОР», 1999. – 144с.
2) Коль О., Информация как реальный производственный ресурс // Газета для путешественников №6,- 2002.- 67-72с.
3)Могилев А.В., Информатика - М.: Академия, 2008. - 328 с.
4) Морозов М.А., Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника - М.: Академия, 2009. - 240 с.
5) Чудновский А.Д., Информационные технологии управления в туризме. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2007. - 104 с.
6) internet15.narod.ru
7) http://tourlib.net/books_
8) http://ru.wikipedia.org/wiki/
9) www.mkgt.ru
10) http://ru.wikibooks.org/wiki/