Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:05, реферат
В последнее время значительно возрос объём и оборот информации во всех сферах жизнедеятельности человека: экономической, финансовой, политической, духовной. Также ускоряется процесс накопления, обработки и использования знаний. Учёные утверждают, что каждые десять лет количество информации увеличивается вдвое. В связи с этим возникает необходимость использования автоматических средств, позволяющих эффективно хранить, обрабатывать и распределять накопленные данные.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время значительно
возрос объём и оборот информации
во всех сферах жизнедеятельности человека:
экономической, финансовой, политической,
духовной. Также ускоряется процесс
накопления, обработки и использования
знаний. Учёные утверждают, что каждые
десять лет количество информации увеличивается
вдвое. В связи с этим возникает
необходимость использования
В настоящее время все
предприятия испытывают потребность
в расширении аналитических работ,
связанных с разработкой
То есть актуальность темы реферата обусловлена стремительным развитием информационных технологий и прочным внедрением их во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в торговлю.
1.Необходимость
использования информационных
Динамичное развитие торговли
приводит к усилению конкуренции
в сфере обращения. Это вынуждает
предприятия торговли повышать эффективность
своей деятельности, что во многом
зависит от возможностей используемых
программных продуктов по оперативной
обработке больших объемов
Современные информационные
системы позволяют в
Развитые торговые организации используют различные специализированные информационные решения. В качестве примера можно выделить: 1С в «Патерсон», SAP Retail в «Эльдорадо» и «Техносила», Axapta Retail в «Перекресток», Navision и др. Приведенные информационные продукты призваны упрощать и совершенствовать систему контроля оперативной деятельности компании (финансы и затраты, запасы и склад, закупки и продажи, дебиторская задолженность и ценовая политика), управлять взаимоотношениями с заказчиками и поставщиками, контролировать процесс продаж. [5]
Доминирующим направлением
в настоящий момент является широкое
внедрение информационно-
- технологической необходимостью - когда использование ИТ диктуется требованием обеспечения сложных технологических операций (например, обработки штриховых кодов). Такие же технологические потребности заставляют оптовые торговые организации внедрять компьютерные программы для печати товаросопроводительной документации, объем которой для оптовой торговли значителен и без автоматизации практически невыполним.
- потребностью в средствах анализа эффективности - при наличии большого числа однородных «производственных участков» (филиалы, менеджеры по продажам и т. д.), результаты деятельности которых можно и нужно постоянно сопоставлять. Благодаря внедрению информационных систем становится возможна оценка состояния предприятия, быстрая ориентация в товарных и финансовых потоках, охват всех стадий цикла движения товаров.
Существует пять основных причин сложности внедрения и использования информационных систем на предприятиях розничной торговли:
- поверхностное понимание концепции руководством компании;
- недостаточный уровень развития ИТ-инфраструктуры предприятия;
- низкая квалификация консультантов компании-внедренца;
- ошибки при выборе автоматизированной системы;
- сопротивление персонала самого торгового предприятия. [2]
2.Системы и программы автоматизации на предприятиях торговли
На определенном этапе развития у любого ритейлера возникают различные потребности в автоматизации процессов. Эффективное управление торговой сетью невозможно без внимания к издержкам. Прежде всего, это касается логистических процессов. Контроль и поддержку перемещения товарных запасов, эффективное управление товарным ассортиментом, цепочками поставок и др. реализуют решения SCM (Supply Chain Management — управление цепочками поставок). Еще одной специфической особенностью торговых компаний является взаимодействие с потребительским рынком. Детальный анализ потребностей, постоянное взаимодействие с клиентами и деловыми партнерами — дистрибьюторами и производителями продукции позволяют формировать стабильный потребительский круг и оперативно реагировать на изменения в своём секторе, получая информацию обо всех тенденциях рынка «из первых рук». Такие задачи разработчики возлагают на CRM-решения (Customer Relationship Management — управление взаимоотношениями с клиентами).
Торговые компании заинтересованы в получении оперативной и всесторонней информации о результатах своей деятельности. Поэтому создание единой среды для планирования, учета, контроля и анализа бизнес-процессов позволяет эффективно организовать взаимодействие внутри предприятия и во многом упрощает управление ресурсами компании. Автоматизировать такие процессы, как планирование и бюджетирование, регулирование финансовых и управленческих затрат позволяют приложения ERP-класса (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия).
В процессе эволюции компании
«от ларька до широкой торговой сети»
усложняется система обмена информацией
между отделами. В этой ситуации
возникает острая потребность в
наращивании и
В настоящее время на российском рынке представлен достаточно широкий выбор ИТ-решений, а специфические требования к ПО предъявляются в зависимости от формата и размеров предприятия, сложности бизнес-процессов и пр.
Внедрение ИТ-решения в торговой компании по сей день остается одним из наиболее ответственных, трудоемких и дорогостоящих шагов. Руководство решается на ИТ-проекты далеко не из-за слепого поклонения моде на информатизацию, а в силу острой необходимости оптимизировать те или иные процессы. Правда, необходимость внедрения ИТ-решения, как правило, осознается постепенно. Первые сигналы о затруднениях в текущих процессах компании поступают из руководящих отделов: финансовых, маркетинговых подразделений, отделов логистики, планирования и производственных служб. В результате укрупнения торгового предприятия, усложнения его бизнес-процессов и организационной структуры, наметившиеся на начальном этапе трудности перерастают в комплексные проблемы, которые чреваты ощутимым ущербом. Чтобы не превратиться в постоянного «ликвидатора последствий» или же в «мецената ИТ-сектора», ритейлерам необходим постоянный мониторинг и всесторонний анализ бизнес-процессов, ситуации на рынке торговли и контроль потребительского сектора.
Однако не стоит строить иллюзий по поводу того, что внедрение ИТ-системы моментально решит все проблемы. ИТ — это лишь инструмент, обеспечивающий возможность оперативного получения отчетной, финансовой и управленческой информации, позволяющей на основе всестороннего анализа обстановки принимать правильные решения. Понятие «стратегия автоматизации» строится на базовых принципах, включающих: цели (выявление областей деятельности предприятия и последующая их автоматизация); способ автоматизации (по отделам, направлениям или комплексная автоматизация); ИT-стратегию (внедрение комплекса внутренних стандартов); ограничения по интеграции (финансовые, временные, кадровые и т.д.); управления изменениями в планировании; сопровождение и обслуживание ИТ-приложений.
Процесс выбора ИТ-решения зависит от множества факторов и связан с качеством и полнотой проработки всех предшествующих этапов цепочки анализа. К ним добавляются те объективные соображения, которыми обычно руководствуются при выборе той или иной системы: функциональные возможности, технические характеристики, стоимость, затраты на поддержку и т.д.
SCM (supply chain management) — одна из ключевых ИТ-концепций, охватывающая все вопросы логистики, от онлайн управления складами, контроля за прохождением товара до построения цепочек поставок и организации взаимодействия с поставщиками или дистрибьюторами. Полноценная система такого рода позволяет прогнозировать уровень спроса на готовую продукцию (интеграция с CRM), формировать предложение, планировать объемы закупок на базе информации о поставках и продажах (интеграция с ERP). Основываясь на таких данных, система SCM обеспечивает осуществление закупок при минимуме административного участия со стороны менеджера.
В рамках SCM-концепции решаются задачи операционные и тактические. В первом случае система должна решать задачи взаимодействия с поставщиками: их поиск, оформление заказов, взаиморасчеты и т.п., используя автоматизированные системы снабжения (e-procurement) и электронные торговые площадки. В тактические задачи входят такие комплексы мероприятий как: управление складами; управление логистикой, оптимизация транспортных операций; сбыт, работа с дистрибьюторами; логистика и определение местонахождения звеньев цепочки поставок.
Прежде всего, система SCM
позволяет значительно лучше
удовлетворить спрос на продукцию
компании. С другой стороны, появляется
возможность значительно
Хотя на текущий момент успешных внедрений систем SCM на российском рынке мало, популярность концепции SCM в деловых кругах растет. При этом основным недостатком полноценного ИТ-решения остается сложность определения его конечной стоимости.
В рамках концепции ERP интегрированные элементы приложений, предназначенные для поддержки ключевых бизнес-операций компании, находятся в непрерывном взаимодействии между собой, создавая единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа внутренних процессов фирмы. Корректно организованный доступ к информации помогает руководителям быстро ориентироваться в любой ситуации, имеющей место на предприятии. ERP-системы предоставляют возможность работать на интегрированном информационном поле множеству удаленных пользователей, что обеспечивает максимальный эффект при управлении крупными производствами.
Экономические выгоды при внедрении ERP-решения вполне очевидны, однако находятся в непосредственной зависимости от качества внедрения и степени проработки управляемых бизнес-процессов. Теоретически, объем поставок, выполненных в срок, может увеличиться до 80 %, точность учета затрат — на 30 %, расходы на управленческий аппарат могут уменьшиться на 25 %, а транспортные расходы снизиться в полтора раза.
Недостатки ERP-решений состоят, например, в сложности проектов и затянутости сроков внедрения — от 6 месяцев до 1 года и более. Причем в процессе интеграции ПО возможно концептуальное изменение бизнес-процессов компании. Опять же, стоимость проекта слабо прогнозируема.
CRM (Customer Relationship Management) — наиболее перспективная, как считается сегодня, управленческая концепция, направленная на использование интегрированных приложений для автоматизации соответствующих бизнес-процессов в маркетинге, продажах и обслуживании. Система формирует единую клиентскую базу для сбора информации о потребителях, с тем чтобы полученные знания использовать в интересах бизнеса, выстраивания взаимовыгодные отношения с клиентами.
CRM-решения обеспечивают
следующие функциональные
Перспективным на сегодняшний день маркетинговым инструментом становятся долгосрочные программы лояльности, направленные на оптимизацию взаимоотношений организации, предоставляющей услуги, с клиентами на основе дополнительных индивидуальных преимуществ.
ИТ-решения в рамках данной концепции позволяют за счет активизации работы с клиентами существенно повысить эффективность применения различных методов по удержанию клиентов: от проведения направленных рекламных акций, предоставления скидок в момент покупки до вовлечения потребителей в долгосрочные программы лояльности. В то же время оптимизируется контролируемость и прозрачность работы отделов продаж.
BIS (Business Intelligence Solutions) — информационно-аналитические платформы, на базе которых создаются интерфейсы, отражающие обработку данных всех отделов компании, регулярно обновляемые по мере поступления новой информации.
Современные BI-платформы интегрируют в себе решения со следующим набором функций: OLAP (Online Analytical Processing) — постоянный анализ на основе специальных запросов; Data Mining — поиск закономерностей в данных, статистика и визуализация; формирование корпоративной отчетности; Decision Support — технология поддержки принятия решений и анализ с использованием кубов данных; доставка отчетов и уведомлений.
Информация о работе Информационные технологии на предприятиях торговли