Информационные технологии, использующие системы поддержки принятия решений или системы искусственного интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:05, реферат

Краткое описание

Одно из актуальных направлений информатики - интеллектуализация информационных технологий. В результате пользователь сможет не только получить сведения на основе обработки данных, но и использовать по интересующей его проблеме накопленный опыт и знания профессионалов. Интеллектуальные системы и технологии применяются для распространения профессионального опыта и решения сложных научных задач. Для обработки и моделирования знаний применяются специальные модели и создаются базы знаний.

Оглавление

Оглавление
Введение 3
Системы поддержки принятия решений 4
Термины и определения 4
OLAP (Оnline Аnalytical Processing) 6
Data Mining 6
Мнение экспертов о Data Mining 7
Характеристика систем поддержки принятия решений 9
Функциональность DSS-систем 11
Основные компоненты 11
Система управления интерфейсом 12
Области применения 13
Телекоммуникации 13
Банковское дело 13
Страхование 14
Розничная торговля 14
Целевые результаты 14
Системы искусственного интеллекта 16
Различные подходы к построению систем искусственного интеллекта 16
Искусственный интеллект 19
Основные направления развития искусственного интеллекта: 21
Экспертные системы (ЭС) 22
Обобщенная структура экспертной системы, основные понятия и определения. 22
Классификация ЭС 23
Классификация по решаемой задаче 24
Интерпретация данных 24
Диагностика 24
Мониторинг 24
Проектирование 24
Прогнозирование 25
Планирование 25
Обучение 25
Классификация по связи с реальным временем 26
Статические ЭС 26
Квазидинамические ЭС 26
Динамические ЭС 26
Классификация по типу ЭВМ 26
Классификация по степени интеграции с другими программами 26
Автономные ЭС 26
Гибридные ЭС 26
Инструментальные средства построения экспертных систем 27
Этапы разработки экспертных систем 27
Методы поиска решений в экспертных системах 29
Интеллектуальные пакеты прикладных программ 30
Достоинства ППП 32
Недостатки ППП 32
Нейронные сети 32
Заключение 34
Список используемой литературы: 35

Файлы: 1 файл

Информационные технологии, использующие системы поддержки принятия решений или системы искусственного интеллекта.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИНФОРМАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

Информационные  технологии, использующие системы поддержки  принятия решений  или системы искусственного интеллекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Хахаева М.И.

Группа 3521 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

санкт-Петербург

2011 г.

 

Оглавление

Введение

  Одно  из актуальных направлений информатики - интеллектуализация информационных технологий. В результате пользователь сможет не только получить сведения на основе обработки данных,  но и использовать по интересующей его проблеме накопленный опыт и знания профессионалов. Интеллектуальные системы и технологии применяются для распространения профессионального опыта и  решения  сложных  научных задач.  Для обработки и моделирования знаний применяются специальные модели и создаются базы знаний.

Задачи, решаемые с помощью информационных технологий, лежат в пределах от сильно структурируемых (повторяющихся и рутинных, с заранее выработанной процедурой, детально описывающей алгоритм получения решения) до неструктурируемых, для которых описание процесса получения решения невозможно.

Большую группу в этой совокупности составляют слабо структурируемые задачи, решение которых связано с определением количественных и качественных переменных.

Это привело  к созданию программных систем, основанных как на традиционных методах алгоритмической обработки данных, так и на методах создания и использования баз знаний. Наиболее плодотворными программными системами для решения таких задач является новая информационная технология, связанная с разработкой экспертных систем (ЭС) и системы поддержки принятия решений.

Сегодня за счет достижений в области искусственного интеллекта создано большое количество научных разработок, которое существенно  упрощает жизнь людей. Распознавание  речи или отсканированного текста, решение вычислительно сложных  задач за короткое время и многое другое - все это стало доступно благодаря развитию искусственного интеллекта.

Замена  человека-специалиста на системы  искусственного интеллекта, в частности  на экспертные системы, разумеется, там, где это допустимо, позволяет существенно ускорить и удешевить процесс производства. Системы искусственного интеллекта всегда объективны и результаты их работы не зависят от моментного настроения и ряда других субъективных факторов, которые присущи человеку. Но, несмотря на все вышесказанное, не стоит питать сомнительные иллюзии и надеяться, что в ближайшем будущем труд человека удастся заменить работой искусственного интеллекта. Опыт показывает, что на сегодняшний день системы искусственного интеллекта достигают наилучших результатов, функционируя совместно с человеком. Ведь именно человек, в отличие от искусственного интеллекта, умеет мыслить нестандартно и творчески, что позволяло ему развиваться и идти вперед на протяжении всей его эпохи.

 

Системы поддержки принятия решений

Системы поддержки принятия решений (DSS) - это компьютерные системы, почти всегда интерактивные, разработанные, чтобы помочь менеджеру (или руководителю) в принятии решений. DSS включают и данные, и модели, чтобы помочь решить проблемы, особенно те, которые плохо формализованы. Данные часто извлекаются из системы диалоговой обработки запросов или базы данных. Модель может быть простой типа "доходы и убытки", чтобы вычислить прибыль при некоторых предположениях, или комплексной типа оптимизационной модели для расчета загрузки для каждой машины в цехе. DSS и многие из систем, обсуждаемых в следующих разделах, не всегда оправдываются традиционным подходом стоимость — прибыль; для этих систем многие из выгод неосязаемы, типа более глубокого принятия решения и лучшего понимания данных.

Итак, системы поддержки принятия решений (СППР) могут быть необходимы в случае, если у бизнеса есть потребность в обработке больших объемов разнородной (постоянно поступающей) информации с последующим анализом и стратегическим планированием дальнейших действий.

Термины и определения

Когда современный специалист, не только в области информационных технологий, но и просто эрудированный производственник, слышит аббревиатуру ERP, то можно в большинстве случаев ожидать вполне адекватного представления, о чем идет речь. Хотя еще лет десять назад это было не так. До сих пор это «не так» и с системами поддержки принятия решений.

С одной  стороны, ERP, GIS и многие другие прикладные программные средства можно отнести по функциональному назначению к системам поддержки принятия решений - как минимум на 50% они для этого и создавались. Однако когда мы имеем дело с прикладным программированием, мы вынуждены следовать сложившимся стандартам, которые приписывают любому понятию в данной области определенный смысл. Некоторые отклонения, конечно, возможны, но только вокруг некоторой базовой спецификации.

Так же что такое DSS-система?

Можем найти следующее ее определение:

Decision Support Systems (DSS) является классом компьютеризированных информационных систем, которые поддерживают деятельность по принятию решений.

Это определение мало что проясняет и абсолютно не дает возможности идентификации в широком перечне классов информационных систем. Иногда в данного типа определениях присутствует фразы: «система должна облегчать принятие решений», «…анализировать данные и представлять их в удобной для принятия решений форме» и т.п.

Дэниель Пауэр (Daniel Power) в 2002 году идентифицировал пять типов DSS-систем как систем, оперирующих связями, данными, документами, знаниями и моделями.

Вот его  определение:

DSS-система - это интерактивная компьютерная система, предназначенная для помощи лицу, принимающему решения, в использовании связей, данных, документов, знаний и моделей для идентификации и решения проблем и формирования решений.

Это уже, по крайней мере, конструктивно, хотя под данное определение попадают опять очень многие классы систем: ERP, GIS, DocFlow, Business Modeller, SCADA/DCE, Project Management и др.

А вот  еще одно определение (Bonczek, Holsapple & Whinston, 1981):

DSS-система должна помогать лицу, принимающему решение, в решении непрограммируемых, неструктурированных (или полуструктурированных) проблем; DSS-система должна предлагать возможности формирования интерактивных запросов в естественном языке, близком к предметному и легко изучаемому.

Это определение, безусловно, сужает область идентификации.

И наконец, еще одно:

DSS-система помогает менеджеру или лицу, принимающему решение, использовать и манипулировать данными, использовать проверки и эвристики, а также строить и использовать математические модели.

В данном определении ссылка на «математические  модели» - наиболее сильное место, но это противоречит высказанному ранее требованию легкости формирования языка запросов.

Существует  связное понятие - Business Intelligence Tools (инструментальные средства бизнес-интеллекта) - программное обеспечение, которое дает возможность пользователям наблюдать и использовать большие объемы сложных данных.

Выделяют  три типа таких инструментальных средств:

1. Средства  многомерного анализа- также известные  как OLAP (On-Line Analytical Processing) - программное обеспечение, которое дает пользователю возможность наблюдать данные в различных измерениях, направлениях или сечениях.

2. Инструментальные  средства запросов (Query Tools) - программное обеспечение, позволяющее формировать запросы к данным по содержанию или образцу.

3. Инструментальные  средства поиска данных (Data Mining Tools) - программное обеспечение, которое осуществляет автоматический поиск важных образцов (моделей), или зависимостей в данных.

Под приведенное  определение Пауэра это попадает и, наверное, к рассматриваемой теме относится. Но давайте пока отвлечемся от прикладной лингвистики. К ней мы вернемся позже - после рассмотрения целей, назначения и конкретных реализаций, которые должны прояснить дело.

OLAP (Оnline Аnalytical Processing)

    OLAP (Оnline Аnalytical Processing) – технология, основанная на инструментах математической статистики, она применяется главным образом для анализа и отображения информации в виде многомерных структур, называемых также «кубы OLAP». Позволяет решать следующие задачи:

  • подготовить базы данных (часто объемные и содержащие сложные взаимосвязи);
  • организовать гибкий и удобный доступ к базам данных через мощные средства формирования запросов;
  • получить результаты запросов в форме, максимально удобной для последующего анализа;
  • использовать мощные генераторы отчетов.

Такой подход может быть очень полезен в том случае, если лицо, принимающее решение, использует компьютер только для извлечения необходимых данных, представления этих данных в структурированном, понятном виде, а выводы делает самостоятельно.

Представленное  преобразование данных в трехмерную структуру – один из мощнейших инструментов технологии OLAP. Он отличается гибкостью: каждый пользователь может определять нужные многомерные проекции данных без каких-либо ограничений. Кроме того, в рамках этого метода существует возможность производить детализацию данных до нужного уровня. Таким образом, технологию OLAP стоит рассматривать как средство формирования и поиска запросов к базе данных (хранилищу данных).

При этом функциональности OLAP явно недостаточно, если требуется более детальный анализ либо есть необходимость в автоматизированном поиске скрытых взаимодействий между объектами в представленном массиве информации.

Data Mining

    Data Mining – комплексный подход к интеллектуальному анализу данных . В отличие от методов аналитической обработки информации и создания отчетов, концепция Data Mining предполагает обнаружение нетривиальных взаимосвязей между объектами данных, которые нужны для принятия решений. В частности, инструментарий выработки рекомендаций обладает следующими возможностями:

  • формирование  множества альтернативных вариантов  решений;
  • использование нескольких критериев оценки;
  • учет важности критериев;
  • выбор лучшего варианта, который выдается как рекомендация.

Выделяют  пять типов закономерностей, которые  позволяет выявлять Data Mining: классификация, кластеризация, регрессия, ассоциация, последовательность и прогнозирование.

Кратко  их можно охарактеризовать так:

  • классификация – это отнесение объектов (наблюдений, событий) к одному из заранее известных классов;
  • кластеризация – это группировка объектов (наблюдений, событий) на основе данных (свойств), описывающих сущность объектов. Объекты внутри кластера должны быть похожими друг на друга и отличаться от объектов, вошедших в другие кластеры. Чем больше похожи объекты внутри кластера и чем больше отличий между кластерами, тем точнее кластеризация;
  • регрессия, в том числе задачи прогнозирования. Установление функциональной зависимости между зависимыми и независимыми перемененными;
  • ассоциация – выявление закономерностей между связанными событиями. Примером такой закономерности служит правило, указывающее, что из события X следует событие Y. Такие правила называются ассоциативными. Впервые это задача была предложена для нахождения типичных шаблонов покупок, совершаемых в супермаркетах, поэтому иногда ее еще называют анализом рыночной корзины (market basket analysis);
  • последовательные шаблоны – установление закономерностей между связанными во времени событиями. Например, после события X через определенное время произойдет событие Y;
  • анализ отклонений – выявление наиболее нехарактерных шаблонов.

Информация о работе Информационные технологии, использующие системы поддержки принятия решений или системы искусственного интеллекта