Информационные системы в финансово-экономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:06, реферат

Краткое описание

В конце 1950-х годов в результате бурного роста международной торговли произошло увеличение количества банковских операций. Традиционные формы связи между банками (почта, телеграф) уже не могли справиться с объемами банковской информации. Значительное время тратилось на устранение неувязок в документах из-за различий банковских процедур в разных банках, ошибок, возникающих при осуществлении межбанковских операций и необходимости многократных проверок.

Оглавление

1. История создания и основные характеристики системы SWIFT
2. Основные принципы создания АИС для банковской сферы
3. Назначение и основные возможности системы «клиент-банк»
4. Информационные системы в финансово-экономической деятельности
5. Основные понятия баз данных и систем управления базами данных
6. Проектирование баз данных и работа с ними в Access
7. Проектирование и использование запросов, отчетов, форм в Access
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ИТ.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

    Основные  этапы создания АБС требуют: проведения функционального и информационного обследования деятельности банка; формирования требований к системе и их анализ; разработки структурно-функциональной модели банка; разработки информационной модели банка; детальной структуризации АБС, общесистемного проектирования, постановок задач; программирования, отладки, внедрения, эксплуатации, сопровождения. 

    Наработанный  в Украине опыт создания АБС к  настоящему времени имеет ряд  особенностей. Охарактеризуем главные  из них.

    Прежде  всего, это ориентация системы на работу с проводками. Теперь явно прослеживается отход от чисто бухгалтерского построения АБС на основе операционного дня. Высокотехнологичная АБС - это эффективное средство контроля над настоящим и прогнозирование будущего развития финансово- кредитной деятельности банка. В любом западном банке такая система является жизненно необходимой составляющей в каждом звене банковской деятельности.

    Сложились и реализуются при создании АБС  и АИТ два концептуальных подхода  к реализации банковских функций. Первый строится на узкой, ограниченной основе, которая воплощает ту или иную идею. Например, построение АБС ведется по принципу удовлетворения требований пользователей. Построение АБС на основе документооборота приводит к снижению эффективности банковской технологии в угоду этой идее. Без должного уровня проработки и моделирования бизнес- процессов происходит механическое наращивание задач, функций, услуг. Противоположный подход основан на самостоятельном описании и построении пользователями с помощью средств АИТ банковских бизнес-процессов и документооборота. Этот подход отличается значительной трудоемкостью, усложняет настройку системы, нередко приводит к выхолащиванию банковской специфики. В результате система может потерять свою ценность для конечного пользователя.

    Трудности выбора концептуальной основы заключаются  в том, что на украинском банковском рынке практически нет устоявшихся  технологий. Автоматизация всегда отражает сложившийся технологический уровень  банковского дела. Именно поэтому  на выходе любых сколь угодно масштабных проектов комплексной АБС появляются системы на основе операционного дня и бухгалтерского учета.

    Обращение к западным системам сопряжено с  еще большими проблемами и трудностями: адаптация АБС к украинской практике, неготовность банковского персонала к западным методам работы и т.д. Внедрение зарубежной АБС чревато полномасштабной внутрибанковской модернизацией. Напрашивается вывод о необходимости разумного сочетания различных концептуальных подходов.

      качестве примера такого подхода  можно привести следующий. Автоматизация должна поддерживать устойчивое поступательное развитие банка на всех этапах его роста. В этих целях предлагается целое семейство совместимых АБС, каждая последующая из которых расширяет и совершенствует функциональные возможности предыдущей. Концепция поэтапного движения от младших систем к старшим названа технологической магистралью. Процесс внедрения каждой последующей системы опирается на опыт, наработанный на предыдущем этапе. В финансовом отношении тем самым соблюдается принцип сохранения и развития инвестиций. Рассмотренный подход позволяет постепенно подниматься до уровня систем мирового класса, преодолевать следствия многолетней оторванности Украины от мировой банковской практики.

    Для выработки идеологии требуется  создание многоуровневой функциональной модели работы банка, объединяющей ряд уровней и звеньев: организационный для внешних и внутренних потребностей (Front-office, Back-office, Accounting), системный (базовое учетное ядро, функциональные и сервисные подсистемы), архитектурные (сервер, клиентские приложения) и т.д. Кроме того, модель банка должна учитывать, что предоставление банковских услуг, их программно-техническое и технологическое обеспечение осуществляется на уровне физических и юридических лиц вне банка, внутри банка и на межбанковском уровне.

    К первому уровню можно отнести: автоматизацию  взаимодействия типа "клиент - банк", филиалов с банком, обменных пунктов; обслуживание с помощью пластиковых  карт и расчетов в торговых точках; использование средств для работы с денежной наличностью (банкоматы и другие средства). На втором уровне находится управление денежными и другими операциями, которые формируют прикладные (потребительские) свойства АБС, реализуемые внутри банков. К третьему уровню относится деятельность расчетно-кассовых центров, автоматизированных расчетных палат, межбанковских расчетных палат, клиринговых центров, обеспечение межбанковских расчетов и т.п.

    К настоящему времени автоматизация  информационных технологий большинства  коммерческих банков представляет собой набор различных функциональных подсистем (модулей) и рабочих мест. Эти разнородные по сложности, содержательной нагрузке компоненты взаимодействуют между собой информационно. Организация и поддержание информационного взаимодействия различных локальных программно-технических компонентов является сложной проблемой. Такая структура многих АБС является следствием подхода к их разработке, который преобладал в банковской сфере в предыдущие несколько лет. Суть этого подхода заключалась в том, что банк по мере возникновения необходимости приобретал или разрабатывал самостоятельно программно-технические комплексы, автоматизирующие различные участки банковской деятельности. При таком подходе многие важнейшие проблемы банковских технологий зачастую приходилось решать внесистемными, локальными методами и средствами, например, автоматизацию фондовых операций, расчетов по пластиковым картам, анализ и принятие решений и т.д. Неполные с системотехнической точки зрения комплексы автоматизации весьма дороги, сложны в эксплуатации и развитии. Кроме того, уровень таких АБС все больше отстает от уровня развития банковской сферы.

    Итак, оптимальная организация банковских услуг, продуктов и бизнес-процессов  возможна в условиях комплексного подхода  к автоматизации информационных технологий с учетом перспективы развития банковского дела, на базе полностью интегрированных АБС. В таких системах весь спектр банковских технологий реализуется в едином информационном пространстве внугрибанковского и внебанковского взаимодействия. 

    3. Назначение и основные  возможности системы  «клиент-банк» 

    Систему "Клиент-Банк" нельзя назвать новинкой - эту услугу банки предоставляют  уже в течение 6-7 лет. По оценкам  самих банкиров, за это время на систему перешло около 20% клиентов. Потенциальных пользователей условно можно поделить на две категории. Первая - региональные предприятия, не имеющие возможности постоянно ездить в банк, хотя бы потому, что они удалены от него. Вторая - предприятия, расположенные в крупных городах, но осуществляющие очень много оперативных платежей.

    "Клиент-Банк" дает возможность не только  своевременно проводить платежи,  но и порой экономить. Ведь  у отечественных банков разная  ценовая политика. Некоторые не  берут плату за установление  программного обеспечения, другие при переходе клиента на систему "Клиент-Банк" освобождают его от платы за обслуживание.

    Нет единодушного подхода и к собственно программному обеспечению. При том, что все же подавляющее большинство  отечественных банков покупает программное  обеспечение "Клиент-Банка" у разработчиков, некоторые сами разрабатывают свои системы.

    Система "Клиент-Банк" относится к системам удаленного банковского обслуживания (УБО). Кроме нее, сюда входят Интернет-банкинг  и телебанк.

    "Клиент-Банк" является программно-техническим комплексом, который позволяет предприятию руководить своим счетом с компьютера, установленного в офисе предприятия. Банки разрабатывают программы "Клиент-Банк" самостоятельно, или покупают уже готовую программу у организации, владеющей правами на нее, и приспосабливают к собственной автоматизированной банковской системе (далее - АБС), или получают программу при покупке АБС.

    Поскольку связь между компьютером клиента  и компьютерной сетью банка осуществляется при помощи телефонных линий общего пользования, система "Клиент-Банк" должна соответствовать требованиям НБУ по защите электронных банковских расчетов. Каждый программный комплекс "Клиент-Банк" проходит в НБУ проверку на соответствие требованиям безопасности передачи информации и другим техническим требованиям, при успешном результате которой разработчик получает сертификат соответствия. Это необходимо для того, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к счету клиента третьих лиц или доступ клиента к другим банковским счетам, кроме тех, которые указаны в договоре на обслуживание.

    Основной  функцией "Клиент-Банка" является предоставление возможности предприятию  проводить платежи со своего текущего счета в банке, не посещая банк, из офиса предприятия.

    Кроме того, "Клиент-Банк" позволяет:

    · осуществлять мониторинг денежных средств на текущем счете. То есть уполномоченный работник предприятия (как правило, это лица, наделенные правом первой и второй подписи на платежных документах) может, не посещая банк, контролировать движение средств на текущем счете, выяснять личность плательщика и назначение платежа. Благодаря этому можно, к примеру, оперативно отгружать продукцию потребителям по факту ее оплаты;

    · получать выписки с текущего счета;

    · получать от банка ежедневные официальные  курсы иностранных валют, используемых при бухучете операций;

    · вести справочник своих контрагентов по платежам и справочник назначения платежа. Эти справочники позволяют  значительно быстрее формировать  платежные документы, поскольку  отпадает необходимость вновь заносить информацию в каждый документ - готовый шаблон переносится в платежный документ из справочников;

    · получать от обслуживающего банка уведомления  о новых банковских услугах, текущих  процентных ставках по кредитам и  депозитам, другую информацию, которую  банк считает нужным оперативно доводить до клиентов. Возможно и обращение клиента к обслуживающему банку. Эта функция позволяет предприятию и банку оперативно обмениваться информацией.

    Основные  преимущества системы "Клиент-Банк"

    Во-первых, удобство. Ведь в "Клиент-Банке" автоматизирована подготовка таких документов, как платежное поручение, мемориальный ордер, заявка на перевод валюты. Вид электронных документов, отраженных в интерфейсе пользователя, максимально приближен к бумажным, что значительно упрощает пользование системой. Как и бумажные, электронные платежные документы, отправляемые в банк, подписывают должностные лица предприятия, но вместо обычной используется электронная подпись, хранящаяся на дискетах.

    Во-вторых, оперативность. При пользовании "Клиент-Банком" увеличивается скорость прохождения платежей (если операционист банка подтверждает электронный документ клиента сразу при его поступлении в банк). Высокая оперативность обусловлена тем, что, как указывалось выше, платежное поручение в электронном виде готовится один раз, причем это делает не операционист банка, а работник предприятия. Кроме того, не нужно готовить первичные платежные документы на бумажных носителях. Вместо них раз в неделю готовится реестр электронных документов. Понятно, что отпадает необходимость в ежедневных визитах в банк для проведения безналичных платежей. Это экономит время и средства.

    В-третьих, мобильность. Пользование "Клиент-Банком" делает общение с банком неограниченным во времени, поскольку технические возможности большинства программных комплексов позволяют круглосуточно отправлять документы в банк и просматривать полученные оттуда.

    Средства  информационной безопасности современных  систем "Клиент-Банк" при корректном их использовании гарантируют надежную защиту системы от несанкционированного доступа и модификации информации, передаваемой по телефонным каналам связи.

    Наряду  с очевидными преимуществами, "Клиент-Банк" имеет и некоторые недостатки.

    Поскольку "Клиент-Банк" устанавливается  на четко определенном компьютере, то перевод денежных средств с использованием системы требует присутствия в этом месте руководящих лиц предприятия, наделенных правом первой и второй подписи. В противном случае руководители предприятия вынуждены открыть электронную подпись другим лицам, что увеличивает опасность несанкционированного использования средств на текущем счете. В отличие от "Клиент-Банка", система Интернет-банкинга позволяет подписывать электронные документы с различных компьютеров, имеющих доступ к сети Интернет, и таким образом обеспечивает пользователям определенную пространственную свободу.

    Кроме того, могут возникнуть ошибки при  переносе информации из "Клиент-Банка" в АБС банка, если эти системы  создавались различными разработчиками. Поэтому советуем поинтересоваться, насколько совместимы программный комплекс "Клиент-Банк" и АБС, используемая в банке.  

    4. Информационные системы  в финансово-экономической  деятельности 

    Эффективное управление предприятием в современных  условиях невозможно без использования  компьютерных технологий.

    Информационная  система -- взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

    Экономическая информационная система (ЭИС) - это совокупности внутренних и внешних потоков  прямой и обратной информационной связи  экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

    Автоматизированной  информационной системой (АИС) называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное  обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также персонал обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Информация о работе Информационные системы в финансово-экономической деятельности