Информационные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:35, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть вопросы, связанные с информационными ресурсами, а именно:
состав и свойства информационных ресурсов;
информационные ресурсы как особый вид экономического ресурса;
технологии формирования и использования информационных ресурсов в информационном производстве;
политику в сфере защиты информации.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

Народнохозяйственный информационный ресурс должен обеспечить почву для прогрессивного развития конкретной социально-экономической системы.

2.1 Особенности информационных ресурсов

Первая особенность информационного  ресурса — активная роль в процессе использования всех видов ресурсов в народном хозяйстве, в выявлении и преодолении экономических ограничений в воспроизводственном процессе.

Действительно, экономическая значимость информационного  ресурса велика: он способствует повышению  эффективности производства и экономическому росту в целом без дополнительных затрат традиционных ресурсов.

Вторая особенность  информационного ресурса — непосредственное воздействие на субъективный фактор производства, на человека, его интеллектуальный уровень, характер экономического и социального поведения. Эту способность информационного ресурса не следует понимать однозначно — знание само по себе не улучшает и не ухудшает человека и человечество. Однако изменение информационной среды предъявляет определенные требования к интеллектуальным и сенсорным возможностям человека, как в производстве, так и социальной сфере в целом. Это обусловливает необходимость повышения уровня образования и культуры в обществе, а с другой стороны, существенно расширяет возможности выбора и тем самым способствует повышению социальной активности, росту индивидуальной и коллективной инициативы.

Третья особенность  информационного ресурса — содействие ускорению воспроизводства, сокращению времени производства и времени обращения продукта. Значение экономической, коммерческой информации особенно возрастает с переходом к рыночной экономике. Информационное обслуживание хозяйственного оборота предприятий становится решающим условием их экономической самостоятельности, обеспечивает развитие «горизонтальных структур» — прямых хозяйственных связей, оптовой торговли, маркетинга.

Информатика изучает  особенности информационного ресурса  как ресурса социального прогресса, механизмы его взаимодействия с материальными (энергией, материалами, трудом, орудиями труда) и интеллектуальными ресурсами общества, то есть с другими формами существования знаний (квалификация, материализованные знания).

Информационный  ресурс — интеллектуальный ресурс, и главная трудность в понимании  его природы и функций состоит  в раскрытии механизма перехода «знаний в силу», способов его  воздействия на материальные факторы производства.

Сам по себе информационный ресурс не «движет системы». Двигателями  систем выступают материальные силы — энергетические, трудовые факторы. Но информационный ресурс со своей стороны активизирует эти скрытые материальные факторы, направляя их действие в заданное русло.

2.2 Отличительные черты информационного ресурса

Рассмотрим отличительные черты  информационного ресурса.

      1. В отличие от других (материальных) ресурсов информационный ресурс практически неисчерпаем. По мере развития общества и роста потребления знаний его запасы не убывают, а увеличиваются (например, в отличие от запасов сырья и энергии).
      2. По мере своего использования информация не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается за счет конструктивной трансформации полученных сообщений с учетом опыта, местных условий.
      3. Информационный ресурс — не самостоятелен; он имеет лишь потенциальное значение; только соединяясь с другими ресурсами (опыт, труд, квалификация, техника, энергия, сырье), информационный ресурс проявляет себя «кинетически» — как движущая сила.
      4. Эффективность применения информационного ресурса связана с эффектом не первоначального (повторного) производства знаний, который описывал еще К. Маркс. Он писал: «Продукт умственного труда — наука — всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время, необходимое для ее воспроизведения, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести. Так, например, теорему о биноме школьник может выучить в течение одного часа». Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование.
      5. Информационный ресурс возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Любой умственный труд, будь то научная работа или управление, включает две части: рутинную и творческую. Рутинная часть умственной работы сама по себе «не информативна», она не увеличивает потенциала нужных знаний, не меняет представления о путях достижения цели. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту информационного ресурса.

Информационный ресурс «сообщает» определенность, «снимает» всякие предположения относительно рассматриваемого объекта, отражает отличие данного объекта от других. Он конечен: из бесконечного разнообразия объекта выделяется ограниченное количество нужных для управления различий. Информационный ресурс дискретен — он собирается в дискретных точках системы и в дискретные интервалы времени.

Информационный ресурс неотделим  от знаков (букв, символов, звуков, слов, жестов и т. д.), которыми по заранее  установленным правилам обозначаются различия объекта. Отсюда следует, что  объем выработки информационного ресурса, скорость его передачи, эффективность использования в решающей мере зависят от мощности и уровня развития социальной коммуникативной системы. Все это важно учитывать при управлении информационными ресурсами общества.

 

3. Технология формирования и использования информационных ресурсов в информационном производстве

В каждом информационном производстве существуют специфические для него технологические позиции. В каждом научном коллективе используются свои приемы исследований, зависящие от исследуемой проблемы. Охватить все разнообразие технологических позиций в общественном информационном производстве довольно трудно, поэтому ограничимся анализом наиболее распространенных и наиболее разработанных технологических переделов, используемых в большом числе информационных производств различной природы.

Одной из часто используемых процедур в сложном информационном производстве является процедура согласования предлагаемого информационного продукта с прецедентами, то есть аналогичными продуктами, и с заинтересованными субъектами информационного производства. Для выполнения этой процедуры необходимо иметь прецеденты и уметь определять характеристики соответствия прецедентов предлагаемому информационному продукту.

Все прецеденты являются продуктами некоторых информационных производств и в совокупности составляют информационные ресурсы человека, семьи, предприятия, организации, органа государственной власти, страны и мира. Эти ресурсы представляют собой массивы документов, в которых зафиксирована вербальная информация, воспринимаемая смежниками по информационному производству.

Иногда к информационным ресурсам относят не только документы с  вербальной информацией, представленной на каком-либо действующем языке, но и массивы материальных образцов типа минералов, гербариев, музейных экспонатов и т. п. Исходя из принятого ранее представления об информационном производстве подобные массивы и собрания материальных предметов следует считать материальными ресурсами информационного производства.

В соответствии с законами информационного тяготения, информационной сложности и старения основная часть информационных ресурсов, интенсивно используемая в качестве предмета труда в процедурах согласования с прецедентами в информационном производстве, представляет собой простую информацию об отдельных событиях, предметах и фактах, касающихся ближайших смежников в информационном производстве. Эту часть информационных ресурсов естественно называть оперативными информационными ресурсами.

С течением времени интенсивность  использования информационных ресурсов уменьшается и они переходят в разряд ретроспективных, а затем в разряд архивных ресурсов.

Оперативные информационные ресурсы  воспринимают все вновь создаваемые продукты информационного производства. Часть их может служить полуфабрикатом и теряться при создании других информационных продуктов. Это не информационный ресурс, а текущая информация информационного производства.

Сохраняемая же часть оперативных  информационных ресурсов активно взаимодействует с ретроспективными информационными ресурсами. С одной стороны, она пополняет ретроспективные информационные ресурсы, а с другой — сама по мере необходимости пополняется документами из ретроспективных ресурсов.

Аналогично взаимодействуют ретроспективные  информационные ресурсы с архивными. Документы архивных ресурсов, к которым проявляется интерес, могут некоторое время находиться в оперативных ресурсах.

Эта общая модель движения информационных ресурсов под действием спроса на информацию включает следующие технологические операции:

      • создание или формирование новых записей и/или документов;
      • распространение их среди заинтересованных субъектов информационного производства;
      • формирование массивов документов и/или баз данных оперативного, ретроспективного или архивного хранения;
      • поиск документов в этих массивах по запросам каких-либо субъектов информационного производства (поиск прецедентов).

Указанный порядок перечисления технологических  операций не означает, что такова последовательность соответствующих технологических  этапов в информационном производстве. Например, формирование новых записей может быть не начальной, а завершающей стадией сложного информационного производства, которой предшествует несколько операций поиска прецедентов в информационных ресурсах.2

 

4. Информационная безопасность. Система защиты информации

Ни одна сфера жизни современного общества не может нормально и  эффективно функционировать без развитой и определенным образом организованной информационной структуры. Национальный информационный ресурс сегодня является одним из главных составляющих экономической и военной мощи государства, основной предпосылкой его социально-экономического развития. Эффективность использования этого ресурса во многом определяет безопасность государства и успешное формирование демократического информационного общества, реализующего все конституционные права и свободы граждан, в том числе право получать, производить, передавать и распространять информацию законными способами. Повышается интенсивность информационного обмена, разрабатываются и все шире внедряются различные передовые информационные технологии по сбору, хранению, обработке и использованию информации почти во всех сферах жизнедеятельности общества. Информация приобретает конкретные (политическое, материальное и стоимостное) выражения. Необходимо учитывать, что в конце XX в. произошла общечеловеческая сетевая компьютерная революция, ознаменовавшаяся созданием мировой компьютерной сети Интернет. Именно Интернет в настоящее время движет новым глобальным информационным обществом, благодаря нему исчезают государственные границы. Однако необходимо иметь в виду, что в подобных условиях государство оказывается неспособным осуществлять эффективный контроль за распространением информации и идей, общением людей друг с другом. В связи с этим появляются предпосылки для возможных противоправных действий в отношении информации, ее пользователей, а также информационных систем и сетей связи, что ведет к снижению уровня обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства в целом. Для получения (добывания, приобретения) конфиденциальной информации используются самые различные способы, вплоть до прямого промышленного шпионажа с задействованием современных технических средств разведки. Установлено, что 47 % секретных сведений добывается с помощью технических средств промышленного шпионажа.

С учетом вышесказанного государство  отводит весьма значительное место  защите информации от неправомерного овладения ею. В частности, в Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» установлено, что «целями защиты информации являются: предотвращение разглашения, утечки и несанкционированного доступа к охраняемым сведениям; предотвращение противоправных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы; обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологии и средств их обеспечения».

Это положение закона свидетельствует  о том, что информационная безопасность — довольно емкая и многогранная проблема. От того, как она решается, зависит судьба государства. В Законе РФ «Об участии в международном информационном обмене» говорится: «Информационная безопасность — это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств».

Согласно существующей в России и других странах мира концепции  информационной безопасности, для защиты информации должны задействоваться имеющийся арсенал технических средств защиты информации, производимых в промышленности, а также новейшие технологии фирм, специализирующихся на решении вопросов защиты информации.

Однако, как свидетельствуют данные, злоумышленные действия в отношении информации становятся все более активными.

Опыт показывает, что для борьбы с этой тенденцией необходимо усовершенствовать процедуры защиты информационных ресурсов. В этом процессе важная роль принадлежит профессиональным специалистам, администрации, сотрудникам производств и пользователям информации. В связи с этим:

      • обеспечение безопасности информации не должно быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в разработке и реализации наиболее рациональных методов, способов и путей совершенствования системы защиты, непрерывном контроле ее состояния, предупреждении противоправных действий;
      • безопасность информации может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала имеющихся средств защиты во всех структурных элементах производственной системы и на всех этапах технологического цикла обработки информации.

Информация о работе Информационные ресурсы