Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:35, реферат
Цель работы – рассмотреть вопросы, связанные с информационными ресурсами, а именно:
состав и свойства информационных ресурсов;
информационные ресурсы как особый вид экономического ресурса;
технологии формирования и использования информационных ресурсов в информационном производстве;
политику в сфере защиты информации.
Народнохозяйственный
Первая особенность
Действительно, экономическая значимость информационного ресурса велика: он способствует повышению эффективности производства и экономическому росту в целом без дополнительных затрат традиционных ресурсов.
Вторая особенность
информационного ресурса —
Третья особенность
информационного ресурса —
Информатика изучает
особенности информационного
Информационный
ресурс — интеллектуальный ресурс,
и главная трудность в
Сам по себе информационный ресурс не «движет системы». Двигателями систем выступают материальные силы — энергетические, трудовые факторы. Но информационный ресурс со своей стороны активизирует эти скрытые материальные факторы, направляя их действие в заданное русло.
Рассмотрим отличительные
Информационный ресурс «сообщает» определенность, «снимает» всякие предположения относительно рассматриваемого объекта, отражает отличие данного объекта от других. Он конечен: из бесконечного разнообразия объекта выделяется ограниченное количество нужных для управления различий. Информационный ресурс дискретен — он собирается в дискретных точках системы и в дискретные интервалы времени.
Информационный ресурс неотделим от знаков (букв, символов, звуков, слов, жестов и т. д.), которыми по заранее установленным правилам обозначаются различия объекта. Отсюда следует, что объем выработки информационного ресурса, скорость его передачи, эффективность использования в решающей мере зависят от мощности и уровня развития социальной коммуникативной системы. Все это важно учитывать при управлении информационными ресурсами общества.
В каждом информационном производстве существуют специфические для него технологические позиции. В каждом научном коллективе используются свои приемы исследований, зависящие от исследуемой проблемы. Охватить все разнообразие технологических позиций в общественном информационном производстве довольно трудно, поэтому ограничимся анализом наиболее распространенных и наиболее разработанных технологических переделов, используемых в большом числе информационных производств различной природы.
Одной из часто используемых процедур в сложном информационном производстве является процедура согласования предлагаемого информационного продукта с прецедентами, то есть аналогичными продуктами, и с заинтересованными субъектами информационного производства. Для выполнения этой процедуры необходимо иметь прецеденты и уметь определять характеристики соответствия прецедентов предлагаемому информационному продукту.
Все прецеденты являются продуктами некоторых информационных производств и в совокупности составляют информационные ресурсы человека, семьи, предприятия, организации, органа государственной власти, страны и мира. Эти ресурсы представляют собой массивы документов, в которых зафиксирована вербальная информация, воспринимаемая смежниками по информационному производству.
Иногда к информационным ресурсам относят не только документы с вербальной информацией, представленной на каком-либо действующем языке, но и массивы материальных образцов типа минералов, гербариев, музейных экспонатов и т. п. Исходя из принятого ранее представления об информационном производстве подобные массивы и собрания материальных предметов следует считать материальными ресурсами информационного производства.
В соответствии с законами информационного тяготения, информационной сложности и старения основная часть информационных ресурсов, интенсивно используемая в качестве предмета труда в процедурах согласования с прецедентами в информационном производстве, представляет собой простую информацию об отдельных событиях, предметах и фактах, касающихся ближайших смежников в информационном производстве. Эту часть информационных ресурсов естественно называть оперативными информационными ресурсами.
С течением времени интенсивность использования информационных ресурсов уменьшается и они переходят в разряд ретроспективных, а затем в разряд архивных ресурсов.
Оперативные информационные ресурсы воспринимают все вновь создаваемые продукты информационного производства. Часть их может служить полуфабрикатом и теряться при создании других информационных продуктов. Это не информационный ресурс, а текущая информация информационного производства.
Сохраняемая же часть оперативных информационных ресурсов активно взаимодействует с ретроспективными информационными ресурсами. С одной стороны, она пополняет ретроспективные информационные ресурсы, а с другой — сама по мере необходимости пополняется документами из ретроспективных ресурсов.
Аналогично взаимодействуют
Эта общая модель движения информационных ресурсов под действием спроса на информацию включает следующие технологические операции:
Указанный порядок перечисления технологических
операций не означает, что такова последовательность
соответствующих
Ни одна сфера жизни современного общества не может нормально и эффективно функционировать без развитой и определенным образом организованной информационной структуры. Национальный информационный ресурс сегодня является одним из главных составляющих экономической и военной мощи государства, основной предпосылкой его социально-экономического развития. Эффективность использования этого ресурса во многом определяет безопасность государства и успешное формирование демократического информационного общества, реализующего все конституционные права и свободы граждан, в том числе право получать, производить, передавать и распространять информацию законными способами. Повышается интенсивность информационного обмена, разрабатываются и все шире внедряются различные передовые информационные технологии по сбору, хранению, обработке и использованию информации почти во всех сферах жизнедеятельности общества. Информация приобретает конкретные (политическое, материальное и стоимостное) выражения. Необходимо учитывать, что в конце XX в. произошла общечеловеческая сетевая компьютерная революция, ознаменовавшаяся созданием мировой компьютерной сети Интернет. Именно Интернет в настоящее время движет новым глобальным информационным обществом, благодаря нему исчезают государственные границы. Однако необходимо иметь в виду, что в подобных условиях государство оказывается неспособным осуществлять эффективный контроль за распространением информации и идей, общением людей друг с другом. В связи с этим появляются предпосылки для возможных противоправных действий в отношении информации, ее пользователей, а также информационных систем и сетей связи, что ведет к снижению уровня обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства в целом. Для получения (добывания, приобретения) конфиденциальной информации используются самые различные способы, вплоть до прямого промышленного шпионажа с задействованием современных технических средств разведки. Установлено, что 47 % секретных сведений добывается с помощью технических средств промышленного шпионажа.
С учетом вышесказанного государство отводит весьма значительное место защите информации от неправомерного овладения ею. В частности, в Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» установлено, что «целями защиты информации являются: предотвращение разглашения, утечки и несанкционированного доступа к охраняемым сведениям; предотвращение противоправных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы; обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологии и средств их обеспечения».
Это положение закона свидетельствует о том, что информационная безопасность — довольно емкая и многогранная проблема. От того, как она решается, зависит судьба государства. В Законе РФ «Об участии в международном информационном обмене» говорится: «Информационная безопасность — это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств».
Согласно существующей в России и других странах мира концепции информационной безопасности, для защиты информации должны задействоваться имеющийся арсенал технических средств защиты информации, производимых в промышленности, а также новейшие технологии фирм, специализирующихся на решении вопросов защиты информации.
Однако, как свидетельствуют данные, злоумышленные действия в отношении информации становятся все более активными.
Опыт показывает, что для борьбы с этой тенденцией необходимо усовершенствовать процедуры защиты информационных ресурсов. В этом процессе важная роль принадлежит профессиональным специалистам, администрации, сотрудникам производств и пользователям информации. В связи с этим: