Информационные ресурсы. Виды, характеристика и инструменты поиска

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы Рассмотреть вопрос что такое информационные ресурсы, их виды и инструменты поиска.
В 70-х годах XX в. в работах, посвященных вычислительной технике и автоматизированным информационным системам, появился термин «информационные ресурсы». В 80-е годы этот термин получил широкое распространение, особенно в связи с развитием концепции баз данных. Примерно тогда же он перекочевал и в специальную литературу.
За рубежом уже в 1970-х годах информационные ресурсы относили к экономическим ресурсам в качестве четвертой их составляющей (дополнительно к трудовым, материальным и финансовым). Однако, прежде чем относить информационные ресурсы к какому-либо виду экономических ресурсов, необходимо определить понятие и содержание этого термина.

Файлы: 2 файла

теоретический вопрос вариант 36.docx

— 18.71 Кб (Скачать)

Введение

Тема  курсовой Информационные ресурсы. Виды, характеристика и инструменты поиска

Цель работы Рассмотреть вопрос что такое информационные ресурсы, их виды и инструменты поиска.

 В 70-х годах XX в. в работах, посвященных вычислительной технике и автоматизированным информационным системам, появился термин «информационные ресурсы». В 80-е годы этот термин получил широкое распространение, особенно в связи с развитием концепции баз данных. Примерно тогда же он перекочевал и в специальную литературу.

За рубежом уже  в 1970-х годах информационные ресурсы  относили к экономическим ресурсам в качестве четвертой их составляющей (дополнительно к трудовым, материальным и финансовым). Однако, прежде чем относить информационные ресурсы к какому-либо виду экономических ресурсов, необходимо определить понятие и содержание этого термина.

 

Информационные  ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. К информационным ресурсам относятся: библиотеки, архивы, базы данных, СМИ и т.п.) и информационные сервисы . Информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. В настоящее время учёные и практики относят информационные ресурсы к важным стратегическим ресурсам, от которых зависит развитие экономики, науки, образования, культуры и т.д.

Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.

К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте).

Другой класс информационного  ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Она базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям.

В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов: 
1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости (например, сайт НТВ, "Вести" и т.п.), быстрая смена информации, наличие видеоряда на сайте. 
2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде. 
3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования. 
4) Сайты. Корпоративный сайт - это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию. 
В отличие от корпоративного сайта выделяют персональный и любительский сайт, домашнюю страничку. Они отличаются полнотой представляемой информации и профессионализмом исполнения. 
Как правило, на сайте можно познакомиться с информацией узкотематической направленности. Глубина ее раскрытия может быть разной: от чисто ознакомительной, поверхностной до высокопрофессиональной, освещающей все стороны деятельности. Определяет информативность сайта его владелец. На сайтах может быть представлено большое количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем. 
5) Сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Например, Яндекс, Рамблер и т.п. 
Информационный портал - это веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени. Можно говорить также о делении информационных ресурсов по другим признакам. А именно:

  • По целевому предназначению
    • личные,
    • корпоративные,
    • СМИ,
    • бизнес,
    • образовательные,
    • политика,
    • учреждения и организации,
    • сервисы и услуги,
    • доски объявлений,
    • культура,
    • чаты,
    • хранилища ПО,
    • спорт,
    • отдых,
    • изображения и фото,
    • развлекательные порталы
  • По способу представления
    • Web-страницы
    • Базы данных
    • Файловые серверы
    • Телеконференции
  • По виду носителя
    • твердая копия (книга, газета, рукопись и т.д.)
    • на машиночитаемых носителях (кино- фотопленка, аудио- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, дискете, CD, флэш и т.д.)
    • на канале связи (TV, радио)
  • По способу организации хранения и использования
    • документы на традиционных носителях (книги, газеты, журналы)
    • массив документов
    • фонд документов
    • архив
    • автоматизированные формы
  • По форме собственности
    • общероссийское национальное достояние
    • государственная собственность
    • собственность субъектов РФ (в том числе муниципальная)
    • частная (личная, корпоративная) собственность
  • По содержанию
    • Тематическая информация
    • Научные публикации
    • Рекламная информация
    • Справочная информация
    • Новости
    • Вторичная (библиографическая) информация
  • По национально-территориальному признаку.
  • Информационные ресурсы делятся по языковому признаку и географической территории.
    • По языковому признаку. Основным языком в сети Интернет является английский, но практически все основные языки мира представлены в Сети. Некоторые из сайтов поддерживают несколько языков - на выбор пользователя.
    • По географическому признаку. Информационный ресурс в большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, расположенной и осуществляющей свою деятельность на определенной территории, подчиняющейся ее законам. Информация в некоторых случаях может быть предназначена для аудитории, находящейся преимущественно в пределах региона. Таковы, например, сайты объявлений. Навряд ли информация о купле-продаже в Костроме интересна жителю Вологды. Доступ к этим ресурсам возможен из любой точки, независимо от места нахождения пользователя.

Как правило, электронные  базы данных располагают панелью  управляющих элементов для функций, доступных в любой момент сеанса поиска. Однако, в зависимости от базы, в которой проводится поиск, число функций может меняться. Для облегчения поиска используйте  сервисную панель управления или  окно базового поиска (Basic Search)ю в них обычно содержится подсказка, облегчающая задачу параметров поиска. Функция "Режимы поиска" вводит ограничения по поисковым признакам (базам данных, терминам, хронологическому охвату и т.п.).


Практический вопрос вариант 6.xlsx

— 19.01 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Информационные ресурсы. Виды, характеристика и инструменты поиска