Информационно-коммуникационные технологии для детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 09:43, реферат

Краткое описание

Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится одним из главных видов операций. Технические устройства используются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе и образовательной.

Файлы: 1 файл

реферат Информационно-коммуникационные технологии для детей с задержкой психического развития.docx

— 41.30 Кб (Скачать)

Деятельностный принцип - подразумевает проведение работы с ребенком при организации совместной с ним деятельности. Принципы и приемы психолого-педагогического воздействия в преодолении отклонений в развитии ребенка опираются на учет сенситивных периодов развития каждой психической функции и разных видов деятельности ребенка.

Новые, компьютерно-опосредованные, технологии, применяемые в коррекционно-развивающем обучении, должны отвечать не только общедидактическим принципам, но и коррекционно-развивающим.

Информационно- коммуникативные технологии.

 

Таблица 3. 1

Название

Возможности

Мультимедийная презентация

Наглядность, дающая возможность выстроить объяснение логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой подаче материала включаются 3 вида памяти – зрительная, слуховая, моторная. Презентация даёт возможность рассмотреть материал поэтапно. Также можно остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

Слайд-шоу

Задача слайд-шоу – показать те моменты окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Несёт намного менее широкую информацию, чем мультимедийная презентация.

Мультимедиа-фотоальбом.

Перелистывание различных фотографий с музыкальным сопровождением или без него на определённую тематику.


 

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.  При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой и различными интеллектуальными способностям. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую деятельность – игру. Компьютер как средство пассивного отображения объектов мультимедиа не обладает принципиальной новизной в дидактическом плане. Принципиально новой для сферы обучения является интерактивность, благодаря которой учащиеся могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием, формой и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности. Компьютер также является средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности. Наряду с образовательными функциями информационные компьютерные технологии могут воздействовать и на физическое состояние.

    1. Современные компьютерные программы для детей с ЗПР

В результате изучения особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии были созданы специальные компьютерные программы. Одно из преимуществ компьютерных средств обучения заключается в том, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей детей с ограниченными возможностями. Для дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры: применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики. Для детей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора. Для детей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – «Экранный чтец».

Другим направлением при создании программного обеспечения для специального образования стала разработка специализированных компьютерных программ, направленных на коррекцию нарушений в развитии через обучение, не использующих в своей непосредственной работе функций обработки и преобразования звука. Специалистами Лаборатории компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО разработан пакет специализированных компьютерных программ, поддерживающих развивающее обучение детей с различными нарушениями. Среди них коррекционно-диагностическая среда «Мир за твоим окном» (О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова, 1997; О. И. Кукушкина, 1996, 2001), программы «Состав слова (Кроссворд)», «Развивающие игры в среде Лого», «Математика для тех, кому трудно (Решение задач на движение – версии 1, 2. Состав числа)» (И. В. Больших, О. И. Кукушкина, 1995). Компьютерные программы Лаборатории компьютерных технологий ИКП РАО ориентированы на пошаговое развивающее обучение в различных содержательных областях. Их использование при обучении детей с проблемами в развитии позволяет решить две задачи: педагогическая диагностика развития и индивидуализация коррекционного обучения. Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применен при разработке комплекса «Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический» (1998 г., «Биосвязь», Санкт-Петербург). Данная технология сочетает в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка. Она может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей и взрослых с нарушением слуха и зрения. Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания и сердечной деятельности. Обучение пациентов навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора. Представленные программы направлены на коррекцию отдельных компонентов функциональной системы речи.

Для более широкого доступа к получению коррекционной помощи на сегодняшний день появились различные компьютерно-опосредованные технические средства для домашнего использования.

Одним из современных инструментов дистанционного образования, обеспечивающих высокую интерактивность процесса общения преподавателя и обучаемых, является телеконференция – мероприятие, в котором групповая коммуникация осуществляется между территориально распределенными участниками с помощью интернет-технологий. Она осуществляется на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей. Подобная технология освобождает преподавателя от необходимости взаимодействия с каждым учеником индивидуально и позволяет организовать коллективную работу обучающихся. Телеконференции могут проходить в форме переписки по электронной почте (режим off-line) или в реальном времени (режим on-line). В первом случае сообщения направляются получателям в соответствии со списком рассылки телеконференции. Во втором случае для реализации телеконференции необходимо использовать специальное программное обеспечение, а сама телеконференция состоит в обмене текстовыми сообщениями в реальном времени, которые практически мгновенно отображаются на экранах компьютеров всех участников телеконференции. В настоящее время указанное программное обеспечение происходит в режиме общения на интернет-страницах – так называемый «Чат». Телекоммуникационные проекты находят в последние годы все более широкое распространение в системах образования разных стран мира. Такие системы позволяют получать коррекционно-образовательную помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не зависимо от места проживания ребенка.

Системы компьютерной видеоконференцсвязи дают возможность естественного общения друг с другом, включая не только диалог "faсe-to-faсe", но и совместную работу над учебными материалами, просмотр графических материалов и различных предметов, относящихся к теме беседы, видеовставок, репортажей – все это определяет существенные преимущества систем компьютерной видеоконференцсвязи по сравнению с другими видами дистанционных контактов. Примерами наиболее часто используемых систем в Интернет являются Skype, CU-SeeMe. Данные средства позволяют на расстоянии проводить коррекционно-развивающую, образовательную и воспитательную работу с детьми, имеющими нарушения развития.

Электронная почта является одной из наиболее дешевых и сравнительно несложных для детей с особыми образовательными потребностями телекоммуникационных технологий. Однако она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации диалога в реальном времени. Электронная почта применяется для: оперативной доставки необходимых учебных и учебно-методических материалов; оперативной доставки выполненных домашних заданий преподавателю; обратной связи между преподавателем и обучающимся; диалога между обучающимися; телеконференции в режиме off-line.

Интернет в состоянии в любой момент предоставить каждому учащемуся информационно-образовательные возможности, сопоставимые с возможностями самой универсальной, совершенной и всеобъемлющей энциклопедии знаний и даже превышающие их. Вся информация в интернете представлена в виде ссылок на различные источники, что позволяет наиболее полно изучать материал. На просторах сети интернет представлено много мультимедийной информации (видеоролики с записями занятий; картинки, иллюстрирующие предлагаемый материал; аудиозаписи), также на основе JAVA и Flash -технологий создаются различные программы для образования. При обучении ребенок может ограничиваться не только набором знаний, предоставляемых учителем, а сам найти нужную ему информацию (например, ru.wikipedia.org). Всё это позволяет вести работу с детьми, с особыми образовательными потребностями.

    1. Плюсы в использовании информационных и коммуникационных технологий в образовании детей с ЗПР.

Максимальная длительность занятий на компьютере не более 7-10 минут в день. Это максимальное время, в течение которого дети способны контролировать внимание. Поэтому соблюдение временных рамок обязательно для достижения желаемых результатов. Занимаются дети индивидуально. Пока одни заняты на компьютере, другие занимаются в спортивном зале. Таким образом, чередуется умственная и физическая нагрузка. Кроме того, создается положительная атмосфера, позволяющая детям легко, с большим интересом осваивать необходимые знания. Компьютерные развивающие программы следует применять, учитывая психические возможности ребенка, целесообразно сочетать традиционные и инновационные средства развития личности ребенка. Необходимо поощрять удовлетворение, которое будет получать ребенок от замысла и хода игры, а также развитие представления о конечном результате, умение переносить освоенный способ действия на аналогичное задание, возрастание уровня самооценки. Необходимо постепенно, поэтапно усложнять виды работы, последовательно переходя от элементарных к более сложным заданиям. На начальном этапе дети учатся управлять компьютерной мышью, которая является составной частью развития мелкой моторики ведущей руки ребенка.

Эффективность этой работы связана с механизмом обратной связи:

- получение зрительных и звуковых  сигналов в ответ на каждое  движение рукой (перемещение мышью). В начале каждой работы с  мышью проводится массаж, применяются  различные приемы на расслабление  мускулатуры рук, гимнастика. Сначала  ребенок управляет мышью с  помощью педагога, а затем самостоятельно. Работа на компьютере очень  эффективна для развития зрительно-моторной координации. Перемещение мыши или джойстика сопровождается непрерывным слежением за перемещением курсора на экране. Координация движений руки и глаз в работе на компьютере достигается достаточно быстро.

Использование развивающих компьютерных игр качественно влияет на коррекцию устной речи детей:

- исправления нарушений звукопроизношения, голоса, речевого дыхания;

- развитие лексико-грамматического  строя речи, формирование диалогической  и монологической форм высказываний, повышение речевого уровня развития;

- стимуляция речевой, слоговой  или голосовой активности, расширение  словаря, формирования знаний и  представлений об окружающем  мире, развития эмоциональной сферы.

Компьютерные развивающие игры помогут решить те речевые задачи, которые дети не усвоили в процессе занятия.

Компьютерное обучение способствует формированию:

- представления о возможностях  ЭВМ в области обработки информации (рисует, пишет, ее хранения (запоминает, и передачи (обучает);

- навыков работы с клавиатурой, мышью, выбором объектов из меню, их видоизменения, фиксирование  на экране;

- творческого воображения, быстрого  реагирования на ситуацию, самостоятельности  в анализе;

- элементарных математических  представлений на плоскости, конструирования  и моделирования;

- первичных представлений об  окружающем мире.

Таким образом, компьютерное обучение позволяет правильно и быстро оценить актуальные и потенциальные возможности ребенка. Целенаправленное систематическое воздействие педагога с использованием компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность работы воспитателя. Приобретенные ребенком навыки работы на компьютере оказываются весьма ценными как во время обучения в школе, так и в дальнейшей его жизни и профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Современные условия развития общества и перемены в системе образования в условиях рыночной экономики диктуют необходимость изменения содержания образования, серьезную организационно-методическую перестройку образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы образования подразумевает появление новых более эффективных педагогических подходов к организации воспитания и обучения, особенно в системе дошкольного образования, как первой его ступени. Новые подходы требуются и к построению образовательной среды для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Сложность и полиморфность задержки психического развития обуславливают индивидуализацию и дифференциацию педагогических методов, приемов и средств работы с данной категорией детей. Каждый ребенок привлекается к решению посильных для него задач. Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым и др. Теоретическая основа использования НИТ в коррекционно – развивающем обучении базируется на положениях Л. В. Выготского об уровне актуального развития ребенка и зоне его развития. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения вследствие поражения нервной системы, проводиться с учетом их психофизических особенностей. Применение компьютерных технологий в работе с детьми ЗПР дает целый ряд преимуществ:

Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии для детей с задержкой психического развития