Деятельностный принцип - подразумевает
проведение работы с ребенком при организации
совместной с ним деятельности. Принципы
и приемы психолого-педагогического воздействия
в преодолении отклонений в развитии ребенка
опираются на учет сенситивных периодов
развития каждой психической функции
и разных видов деятельности ребенка.
Новые, компьютерно-опосредованные,
технологии, применяемые в коррекционно-развивающем
обучении, должны отвечать не только общедидактическим
принципам, но и коррекционно-развивающим.
Информационно-
коммуникативные технологии.
Таблица 3. 1
Название |
Возможности |
Мультимедийная презентация |
Наглядность, дающая возможность
выстроить объяснение логично, научно,
с использованием видеофрагментов. При
такой подаче материала включаются 3 вида
памяти – зрительная, слуховая, моторная.
Презентация даёт возможность рассмотреть
материал поэтапно. Также можно остановиться
на вопросах, вызывающих затруднения. |
Слайд-шоу |
Задача слайд-шоу – показать
те моменты окружающего мира, наблюдение
которых непосредственно вызывает затруднения.
Несёт намного менее широкую информацию,
чем мультимедийная презентация. |
Мультимедиа-фотоальбом. |
Перелистывание различных фотографий
с музыкальным сопровождением или без
него на определённую тематику. |
Компьютер значительно расширяет
возможности предъявления учебной информации,
позволяет усилить мотивацию ребенка.
Применение мультимедиа технологий позволяет
моделировать различные ситуации и среды.
Игровые компоненты, включенные в мультимедиа
программы, активизируют познавательную
деятельность обучающихся и усиливают
усвоение материала. При условии систематического
использования электронных мультимедиа
обучающих программ в учебном процессе
в сочетании с традиционными методами
обучения и педагогическими инновациями
значительно повышается эффективность
обучения детей с разноуровневой подготовкой
и различными интеллектуальными способностям.
Компьютерные технологии позволяют ставить
перед ребенком и помогать ему решать
познавательные и творческие задачи с
опорой на наглядность и ведущую деятельность
– игру. Компьютер как средство пассивного
отображения объектов мультимедиа не
обладает принципиальной новизной в дидактическом
плане. Принципиально новой для сферы
обучения является интерактивность, благодаря
которой учащиеся могут в процессе анализа
мультимедиа объектов динамически управлять
их содержанием, формой и проделывать
другие подобные манипуляции, добиваясь
наибольшей наглядности. Компьютер также
является средством для обучения важным
аспектам коммуникации, необходимой для
совместной деятельности. Наряду с образовательными
функциями информационные компьютерные
технологии могут воздействовать и на
физическое состояние.
Современные компьютерные программы
для детей с ЗПР
В результате изучения особых
образовательных потребностей детей с
нарушениями в развитии были созданы специальные
компьютерные программы. Одно из преимуществ
компьютерных средств обучения заключается
в том, что компьютер может комплектоваться
с учетом нужд и потребностей детей с ограниченными
возможностями. Для дошкольников с нарушениями
опорно-двигательного аппарата возможно
изменение конфигурации клавиатуры: применяется
мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью,
клавиатура с увеличенными клавишами.
Могут использоваться специальные пальцевые
датчики. Для детей с нарушениями слуха
разработаны специальные компьютерные
технологии, при которых голос говорящего
человека преобразуется в визуальные
символы на экране монитора. Для детей
с нарушениями зрения используется специальная
клавиатура с насечками на клавишах, программы,
с помощью которых озвучивается информация
– «Экранный чтец».
Другим направлением при создании
программного обеспечения для специального
образования стала разработка специализированных
компьютерных программ, направленных
на коррекцию нарушений в развитии через
обучение, не использующих в своей непосредственной
работе функций обработки и преобразования
звука. Специалистами Лаборатории компьютерных
технологий Института коррекционной педагогики
РАО разработан пакет специализированных
компьютерных программ, поддерживающих
развивающее обучение детей с различными
нарушениями. Среди них коррекционно-диагностическая
среда «Мир за твоим окном» (О. И. Кукушкина,
Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова, 1997; О.
И. Кукушкина, 1996, 2001), программы «Состав
слова (Кроссворд)», «Развивающие игры
в среде Лого», «Математика для тех, кому
трудно (Решение задач на движение – версии
1, 2. Состав числа)» (И. В. Больших, О. И. Кукушкина,
1995). Компьютерные программы Лаборатории
компьютерных технологий ИКП РАО ориентированы
на пошаговое развивающее обучение в различных
содержательных областях. Их использование
при обучении детей с проблемами в развитии
позволяет решить две задачи: педагогическая
диагностика развития и индивидуализация
коррекционного обучения. Особый подход
к использованию компьютерных средств
обучения в специальном образовании был
применен при разработке комплекса «Кабинет
биологической обратной связи логотерапевтический»
(1998 г., «Биосвязь», Санкт-Петербург). Данная
технология сочетает в себе лечебно-оздоровительное
и коррекционное воздействие на ребенка.
Она может применяться при заикании, алалии,
афазии, дисграфии и дислексии, дислалии,
дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации
на почве парезов и параличей гортани,
функциональных дисфониях, нарушениях
темпа речи, так называемой речевой тревоге,
расстройствах речи у детей и взрослых
с нарушением слуха и зрения. Работа с
программой проводится при непрерывном
контроле процесса дыхания и сердечной
деятельности. Обучение пациентов навыкам
слитной плавной речи производится в процессе
чтения и произнесения звуков, слогов,
слов, словосочетаний, фраз и текстов,
появляющихся на экране монитора. Представленные
программы направлены на коррекцию отдельных
компонентов функциональной системы речи.
Для более широкого доступа
к получению коррекционной помощи на сегодняшний
день появились различные компьютерно-опосредованные
технические средства для домашнего использования.
Одним из современных инструментов
дистанционного образования, обеспечивающих
высокую интерактивность процесса общения
преподавателя и обучаемых, является телеконференция
– мероприятие, в котором групповая коммуникация
осуществляется между территориально
распределенными участниками с помощью
интернет-технологий. Она осуществляется
на базе программно-технической среды,
которая обеспечивает взаимодействие
пользователей. Подобная технология освобождает
преподавателя от необходимости взаимодействия
с каждым учеником индивидуально и позволяет
организовать коллективную работу обучающихся.
Телеконференции могут проходить в форме
переписки по электронной почте (режим
off-line) или в реальном времени (режим on-line).
В первом случае сообщения направляются
получателям в соответствии со списком
рассылки телеконференции. Во втором случае
для реализации телеконференции необходимо
использовать специальное программное
обеспечение, а сама телеконференция состоит
в обмене текстовыми сообщениями в реальном
времени, которые практически мгновенно
отображаются на экранах компьютеров
всех участников телеконференции. В настоящее
время указанное программное обеспечение
происходит в режиме общения на интернет-страницах
– так называемый «Чат». Телекоммуникационные
проекты находят в последние годы все
более широкое распространение в системах
образования разных стран мира. Такие
системы позволяют получать коррекционно-образовательную
помощь детям с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, не зависимо от места проживания
ребенка.
Системы компьютерной видеоконференцсвязи
дают возможность естественного общения
друг с другом, включая не только диалог
"faсe-to-faсe", но и совместную работу
над учебными материалами, просмотр графических
материалов и различных предметов, относящихся
к теме беседы, видеовставок, репортажей
– все это определяет существенные преимущества
систем компьютерной видеоконференцсвязи
по сравнению с другими видами дистанционных контактов.
Примерами наиболее часто используемых
систем в Интернет являются Skype, CU-SeeMe. Данные
средства позволяют на расстоянии проводить
коррекционно-развивающую, образовательную
и воспитательную работу с детьми, имеющими
нарушения развития.
Электронная почта является
одной из наиболее дешевых и сравнительно
несложных для детей с особыми образовательными
потребностями телекоммуникационных
технологий. Однако она имеет ограниченный
педагогический эффект из-за невозможности
реализации диалога в реальном времени.
Электронная почта применяется для: оперативной
доставки необходимых учебных и учебно-методических
материалов; оперативной доставки выполненных
домашних заданий преподавателю; обратной
связи между преподавателем и обучающимся;
диалога между обучающимися; телеконференции
в режиме off-line.
Интернет в состоянии в любой
момент предоставить каждому учащемуся
информационно-образовательные возможности,
сопоставимые с возможностями самой универсальной,
совершенной и всеобъемлющей энциклопедии
знаний и даже превышающие их. Вся информация
в интернете представлена в виде ссылок
на различные источники, что позволяет
наиболее полно изучать материал. На просторах
сети интернет представлено много мультимедийной
информации (видеоролики с записями занятий;
картинки, иллюстрирующие предлагаемый
материал; аудиозаписи), также на основе
JAVA и Flash -технологий создаются различные
программы для образования. При обучении
ребенок может ограничиваться не только
набором знаний, предоставляемых учителем,
а сам найти нужную ему информацию (например,
ru.wikipedia.org). Всё это позволяет вести работу
с детьми, с особыми образовательными
потребностями.
Плюсы в использовании информационных
и коммуникационных технологий в образовании
детей с ЗПР.
Максимальная длительность занятий на
компьютере не более 7-10 минут в день. Это
максимальное время, в течение которого
дети способны контролировать внимание.
Поэтому соблюдение временных рамок обязательно
для достижения желаемых результатов.
Занимаются дети индивидуально. Пока одни
заняты на компьютере, другие занимаются
в спортивном зале. Таким образом, чередуется
умственная и физическая нагрузка. Кроме
того, создается положительная атмосфера,
позволяющая детям легко, с большим интересом
осваивать необходимые знания. Компьютерные
развивающие программы следует применять,
учитывая психические возможности ребенка,
целесообразно сочетать традиционные
и инновационные средства развития личности
ребенка. Необходимо поощрять удовлетворение,
которое будет получать ребенок от замысла
и хода игры, а также развитие представления
о конечном результате, умение переносить
освоенный способ действия на аналогичное
задание, возрастание уровня самооценки.
Необходимо постепенно, поэтапно усложнять
виды работы, последовательно переходя
от элементарных к более сложным заданиям.
На начальном этапе дети учатся управлять
компьютерной мышью, которая является
составной частью развития мелкой моторики
ведущей руки ребенка.
Эффективность этой работы связана с
механизмом обратной связи:
- получение зрительных и звуковых
сигналов в ответ на каждое
движение рукой (перемещение мышью).
В начале каждой работы с
мышью проводится массаж, применяются
различные приемы на расслабление
мускулатуры рук, гимнастика. Сначала
ребенок управляет мышью с
помощью педагога, а затем самостоятельно.
Работа на компьютере очень
эффективна для развития зрительно-моторной
координации. Перемещение мыши или джойстика
сопровождается непрерывным слежением
за перемещением курсора на экране. Координация
движений руки и глаз в работе на компьютере
достигается достаточно быстро.
Использование развивающих компьютерных
игр качественно влияет на коррекцию устной
речи детей:
- исправления нарушений звукопроизношения,
голоса, речевого дыхания;
- развитие лексико-грамматического
строя речи, формирование диалогической
и монологической форм высказываний,
повышение речевого уровня развития;
- стимуляция речевой, слоговой
или голосовой активности, расширение
словаря, формирования знаний и
представлений об окружающем
мире, развития эмоциональной сферы.
Компьютерные развивающие игры помогут
решить те речевые задачи, которые дети
не усвоили в процессе занятия.
Компьютерное обучение способствует
формированию:
- представления о возможностях
ЭВМ в области обработки информации
(рисует, пишет, ее хранения (запоминает,
и передачи (обучает);
- навыков работы с клавиатурой,
мышью, выбором объектов из меню,
их видоизменения, фиксирование
на экране;
- творческого воображения, быстрого
реагирования на ситуацию, самостоятельности
в анализе;
- элементарных математических
представлений на плоскости, конструирования
и моделирования;
- первичных представлений об
окружающем мире.
Таким образом, компьютерное обучение
позволяет правильно и быстро оценить
актуальные и потенциальные возможности
ребенка. Целенаправленное систематическое
воздействие педагога с использованием
компьютерных технологий позволяет значительно
повысить эффективность работы воспитателя.
Приобретенные ребенком навыки работы
на компьютере оказываются весьма ценными
как во время обучения в школе, так и в
дальнейшей его жизни и профессиональной
деятельности.
Заключение.
Современные условия развития
общества и перемены в системе образования
в условиях рыночной экономики диктуют
необходимость изменения содержания образования,
серьезную организационно-методическую
перестройку образовательного процесса.
Процесс реорганизации всей системы образования
подразумевает появление новых более
эффективных педагогических подходов
к организации воспитания и обучения,
особенно в системе дошкольного образования,
как первой его ступени. Новые подходы
требуются и к построению образовательной
среды для детей с задержкой психического
развития (ЗПР). Сложность и полиморфность
задержки психического развития обуславливают
индивидуализацию и дифференциацию педагогических
методов, приемов и средств работы с данной
категорией детей. Каждый ребенок привлекается
к решению посильных для него задач. Новые
информационные технологии (НИТ) стали
перспективным средством коррекционной
работы с детьми, имеющими нарушения в
развитии. В основу использования НИТ
в отечественной педагогике положены
базовые положения, разработанные Л. С.
Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым
и др. Теоретическая основа использования
НИТ в коррекционно – развивающем обучении
базируется на положениях Л. В. Выготского
об уровне актуального развития ребенка
и зоне его развития. Коррекционная работа
с детьми, имеющими нарушения вследствие
поражения нервной системы, проводиться
с учетом их психофизических особенностей.
Применение компьютерных технологий в
работе с детьми ЗПР дает целый ряд преимуществ: