Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 01:42, курсовая работа
Целью разработки приложения является создание информационной системы отдела кадров, автоматизирующей процессы создания приказов и других документов, с помощью которой упростится ввод и поиск информации для специалистов отдела кадров и других сотрудников завода.
Основные задачи разработки
1. Обеспечить авторизованный вход пользователей в систему .
2. Обеспечить создание, изменение и просмотр приказов, личных дел, штатного расписания, графика отпусков, трудовых договоров.
Введение ………………………………………………………………………..3
1. Анализ требований к информационной системе ………………………....5
1.1. Описание и анализ предметной области ……………………….....5
1.2. Обзор и анализ возможных альтернатив ……..................................6
1.3. Анализ функциональных и эксплуатационных требований………7
2. Проектирование информационной системы ……….…………………..18
2.1. Разработка архитектуры системы ……………………………….….18
2.2. Разработка модели предметной области ………………………….18
2.3. Разработка алгоритма функционирования системы .……………...21
2.4. Проектирование интерфейса пользователя ……………………….24
2.5 .Реляционная модель данных …………………………………..…...25
2.6. Построение диаграммы классов …………………………………...27
3. Реализация системы…………………………………………………...…..29
3.1.Реализация программного обеспечения системы……………………29
3.2.Реализация технического обеспечения……………………………....33
4.Анализ результатов…………………………………………………………35
4.1. Разработка тестов и тестирование системы…………………………35
4.2. Анализ эффективности системы……………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………………39
Приложение 1. Личная карточка работника …...……………………………...40
Приложение 2. Текст программы ……………………………………………...44
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Разработка архитектуры системы
Разрабатываемое приложение является клиент-серверным приложением.
В фирме должны быть расположены персональные компьютеры для работы сотрудников (специалисты, начальство) с приложением. Все компьютеры в системе соединены локальной сетью, с сервером базы данных, где будет храниться база данных со всей информацией.
На рисунке 2.1 приведена предварительная диаграмма развертывания разрабатываемого приложения – архитектура технических средств системы.
Рис. 2.1. Архитектура технических средств системы
2.2. Разработка модели предметной области
В результате анализа (раздел 1) были выделены категории концептуальных классов, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Список категорий концептуальных классов
Категория концептуальных классов |
Примеры |
Физические и материальные объекты |
Пользователи Документы |
Роли людей |
Специалист отдела кадров Начальник отдела кадров Сотрудник завода |
События |
Создание личной карточки Редактирование личной карточки Просмотр личной карточки Удаление личной карточки Создание приказов Составление графика отпусков Составление штатного расписания Просмотр трудового договора |
Процессы |
Авторизация Работа с личной карточкой Работа со штатным расписанием Работа с графиком отпусков Работа с приказами |
Пользуясь списком категорий и методом анализа словесного описания вариантов использования, составлен список кандидатур на роль концептуальных классов для предметной области. Он соответствует требованиям и принятым упрощениям для всей предметной области.
Список концептуальных классов:
На основании анализа словесного описания варианта использования, составлен список ассоциаций для предметной области, представленный в таблице 2.2.
Таблица 2.2. – Ассоциации для модели предметной области
Ассоциация |
Описание ассоциации |
Составляется |
Для всех сотрудников завода составляется график отпусков |
Создаётся |
На любого сотрудника может создаваться приказ |
Заключается |
С каждым сотрудником заключается трудовой договор |
Занимает |
Каждый сотрудник занимает определённую должность |
На основании анализа технического задания и описания вариантов использования выделены атрибуты классов для модели предметной области, представленные в таблице 2.3.
Таблица 2.3. – Атрибуты классов для модели предметной области
Название класса |
Атрибуты класса |
График отпусков |
Дата начала Дата окончания Код карточки |
Приказ |
Номер приказа Дата Текст |
Штатное расписание |
Отдел Должность Количество единиц Оклад Примечание |
Трудовой договор |
Номер трудового договора Дата Содержание |
Сотрудник(личная карточка) |
Код сотрудника Фамилия Имя Отчество Дата рождения Место рождения Гражданство Образование Профессия № паспорта |
В результате объединения концептуальных классов, ассоциаций и атрибутов классов концептуальная модель предметной области имеет вид, показанный на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2. – Концептуальная модель предметной области
2.3. Разработка
алгоритма функционирования
Для того чтобы предотвратить несанкционированный доступ, вход в систему осуществляется с проверкой имени и пароля.
Для этого необходимо разработать разделение одного интерфейса.
Алгоритм работы системы в виде диаграммы деятельностей приведен на рисунке 2.3.
Алгоритм работы специалиста отдела кадров в виде диаграммы деятельностей представлен на рисунке 2.4.
На рисунке 2.5 представлена деятельность специалиста отдела кадров «Работа с личной карточкой».
На рисунке 2.6 представлена деятельность специалиста отдела кадров «Создание личной карточки».
Рисунок 2.3. – Алгоритм работы системы
Рисунок 2.5. – Диаграмма деятельностей «Работа с личной карточкой»
Рисунок 2.6. – Диаграмма деятельностей «Создание личной карточки»
Алгоритм выполнения деятельности «Создание личной карточки» разработан на основе сценария, приведенного в разделе 1.3.9.
2.4. Проектирование интерфейса пользователя
2.4.1. Разработка диаграммы состояний интерфейса специалиста отдела кадров
На основании алгоритма функционирования и требований к интерфейсу (раздел 1) разработана диаграмма состояний, представленная на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7. – Диаграмма состояний интерфейса специалиста отдела кадров
После запуска приложения на экране появляется форма специально отведенных полях ввода логина и пароля пользователь заносит свои данные. Если эти данные будут неправильными, система выводит ошибку, предложит ввести повторно. Если введенные пользователем данные будут истинными, закроется окно авторизации и будет открыта главная форма с элементами, которые доступными пользователю.
2.5. Реляционная модель данных
На рисунке 2.8 изображена реляционная модель данных.
Рисунок 2.8. – Реляционная модель данных
Реляционная модель данных разработана на основе концептуальной модели предметной области. Реляционная модель данных в дальнейшем служит для разработки БД. Информация о столбцах таблиц приведена в таблицах 2.4 ,2.5 ,2.6.
2.5.1. Построение диаграмм последовательностей для варианта использования «Создание личной карточки»
На основе сценария разработана следующая диаграмма последовательности:
Рисунок 2.9. – Диаграмма последовательностей «Создание личной карточки».
На рисунке 2.10. изображена диаграмма «Создание личной карточки».
Рисунок 2.10 – Диаграмма «Создание личной карточки»
Диаграмма классов для
Рисунок 2.11 – Диаграмма классов «Создание личной карточки»
Таблица 2.4. – Атрибуты класса Сотрудник(
Имя атрибута |
Тип данных | |
1 |
Код_сотрудника |
Double |
2 |
Фамилия |
String |
3 |
Имя |
String |
4 |
Отчество |
String |
5 |
Дата_рождения |
String |
6 |
Место_рождения |
String |
7 |
Гражданство |
String |
8 |
Образование |
String |
9 |
Профессия |
String |
10 |
№_паспорта |
Double |
Таблица 2.5. – Операции классов
Openform() |
Открывает форму |
Create personal card() |
Заносит в базу данных новые данные о сотруднике |
Modify personal card() |
Запись изменений в базу данных. |
Delete personal card() |
Удаление информации из базы данных. |
View personal card() |
Получение информации из базы данных. |
3. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ
3.1. Реализация
программного обеспечения
3.1.1. Разработка диаграммы компонентов
Реализация программного обеспечения системы представлена на рисунке 3.1 в виде диаграммы компонентов. Она определяет архитектуру разрабатываемой системы на физическом уровне и представляет зависимости между программными компонентами.
3.1.2. Объекты интерфейса пользователя
Система включает в себя несколько форм, каждая из которых реализована в своём компоненте на диаграмме компонентов (рис.3.1):
main – основная программа, предназначенная для запуска приложения;
Form1 – форма авторизации;
Form2 – главная форма, предлагает выбор объекта, над которым нужно производить операции ;
Form3 – выбор действия, в зависимости от прав пользователя ;
Form4 – форма создания личной карточки;
Form5– форма редактирования/удаления личной карточки;
Form6– форма просмотра личной карточки.
Рис. 3.1. Диаграмма компонентов приложения
После запуска приложения на экране появляется форма авторизации. После ввода логина, пароля определяется правильность ввода, если такой пользователь существует, то выводится главная форма.
3.1.3. Классы и
объекты интерфейса
Программный продукт состоит из нескольких форм: Form1, Form2, Form3, Form4, Form5, Form6.
Форма Form1
Внешний вид формы авторизации (Form1) представлен на рисунке 3.2.
1 2 3
Рисунок 3.2. – Форма авторизации
В таблице 3.1 представлены расположенные на форме Form1 компоненты
Таблица 3.1. Компоненты формы Form1
№ |
Наименование компонента |
Тип компонента |
Назначение |
1 |
ComboBox1 |
ComboBox |
Поле ввода имени пользователя |
2 |
ComboBox1 |
ComboBox |
Поле ввода пароля |
3 |
Ок |
BitBtn1 |
Открывает главную форму |
Форма Form2
Внешний вид формы главного меню (Form2) представлен на рисунке 3.3.
1 2
Рисунок 3.3. – Форма главного меню
В таблице 3.2 представлены расположенные на форме Form1 компоненты
Таблица 3.2. Компоненты формы Form1
№ |
Наименование компонента |
Тип компонента |
Назначение |
1 |
Выберите необходимое действие |
RadioGroup1 |
Предназначено для выбора действия в системе |
2 |
Продолжить |
BitBtn1 |
Открывает форму, соответствующую выбранному действию |
. Форма Form3
Внешний вид формы «Выберите действие» (Form3) представлен на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4. – Форма главного меню
Форма Form4
Внешний вид формы «создание личной карточки» (Form4) представлен на рисунке 3.5.
Рисунок 3.5. – Форма «Создание личной карточки»
Форма Form5
Внешний вид формы «Изменение личной карточки» (Form5) представлен на рисунке 3.6.
Рисунок 3.5. – Форма «Изменение личной карточки»
Форма Form6
Внешний вид формы «Просмотр личной карточки» (Form6) представлен на рисунке 3.6.
Рисунок 3.6. – Форма «Просмотр личной карточки»
3.2. Реализация технического обеспечения
Полная диаграмма развертывания информационной системы отдела кадров приведена на рис. 3.7.
Рисунок 3.7. – диаграмма развертывания информационной системы отдела кадров
4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Разработка тестов и тестирование системы
Было проведено тестирование разработанного программного продукта.
При этом была проверена работоспособность системы на всех основных переходах диаграммы состояний интерфейса пользователя и на всех вариантах использования в соответствии с моделью вариантов использования.
4.1.1. Пример тестирования операции «Просмотр личной карточки»
Первоначально
должна быть открыта форма авторизации
(рисунок 4.1).После чего откроется главная
форма (рисунок 4.2). Для работы с личной
карточкой пользователь должен выбрать
в меню «Личная карточка». При нажатии
этой кнопки открывается форма «Выберите
действие над личной карточкой» (рисунок
4.3). Для просмотра личной карточки пользователь
должен нажать на кнопку «Просмотреть
личную карточку». При нажатии этой кнопки
открывается форма «Просмотр личной карточки»
(рисунок 4.4). Пользователь вводит нужную
фамилию и нажимает кнопку «Просмотреть».
После просмотра данных пользователь
нажимает кнопку «возврат» для выхода
в главное меню.