Государственная информационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - обобщение и систематизация знаний и представлений в данной области, выделение ключевых элементов ГИП.
Задачи исследования: определение понятийного аппарата и исследовательского инструментария, всесторонний анализ элементов ГИП, рассмотрение путей использования ГИП для налаживания эффективных взаимоотношений России с другими странами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Определение и содержание государственной информационной политики…………………………………………………………………………...…4
Глава 2. Концепция государственной информационной политики………………………………………………………………………….......6
Глава 3. Информационное пространство и информационная политика: точки пересечения……………………………………………………………………..……9
Глава 4. Виртуальный образ России: день сегодняшний………………………11
4.1. Коррекция виртуальных образов России как задача государственной информационной политики…………………………………………………………11
4.2. Оценка предпринимаемых усилий……………………………….…..12
Заключение………………………………………………………………….….…14
Список использованной литературы…………………………………….………16

Файлы: 1 файл

!сам.р!.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

     Профессор Е.П. Прохоров сделал несколько практически значимых выводов: в информационном пространстве должны быть налажены устойчивые отношения между компонентами информационных ресурсов и потребителями информации, характеризующиеся равными возможностями доступа к последней; отношения регламентируются определенными принципами и правилами, их основа и суть - упорядоченное получение и обмен информационными ресурсами; смысл создания и функционирования информационного пространства - реализация конституционного права граждан на информацию, которое обеспечивает развитие демократического массового сознания; необходимо правовое регулирование информационного обмена в информационном пространстве, исключающее ущемление прав граждан и возникновение информационных угроз личности, обществу и государству.

     Движение  России в сторону создания информационного  пространства началось с указа Президента Российской Федерации "Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств" и "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации". Позднее на основе "Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов" появился ряд законов, в которых были даны основные правовые определения информационного пространства, информационного поля, информационного продукта, информационного обмена и т.д. (например, Закон "Об участии в международном информационном обмене", 1996 г.; "Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств", 1997 г. и др.).

     28 мая 1999 г. Комитетом по информационной  политике была одобрена "Концепция  формирования информационного общества  в России". Так что же такое  информационное общество?

     Информационное  общество - это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

     Ученые  выделяют основные сущностные характеристики информационного общества: базисной характеристикой информационного общества является доминирование собственности на знания и информацию; информация и знание приобретают свойства товара и способности приносить владельцам "избыточную прибавочную стоимость"; информационное общество - это тип (вид) открытого общества. Открытое общество характеризуется доступностью информации для граждан.

     Таким образом, из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что мы лишь находимся  в стадии подготовки к формированию информационного общества, и, судя по всему, это будет долгий и нелегкий процесс.

     Следует отметить, что формирование целостного информационного пространства России и информационного общества - одни из главных задач при осуществлении  государственной информационной политики. 
 
 
 
 
 

     Глава 4. Виртуальный образ России: день сегодняшний   

     Каждая  уважающая себя страна мира заинтересована в том, чтобы о ней знали  как можно больше, чтобы эта  информация носила позитивный окрас, дабы упрочить свое положение на международной арене, завоевать уважение как своих конкурентов, так и партнеров, и обеспечить приток инвестиций.

     Наконец, в 2001 году сразу три органа власти заявили о начале крупномасштабных и всеобъемлющих действий по работе над формированием положительного образа страны: это Администрация Президента РФ, Министерство печати, телевидения, радиовещания и средств массовой информации и Министерство иностранных дел Российской Федерации.

     На  Всемирном конгрессе по информационному  сотрудничеству в июне 2001 года С.Ястржембский заявил, что вопросами имиджа России надо заниматься так же серьезно, как и реформами. Ссылаясь на данные социологических исследований, помощник президента подчеркнул, что сами потребители иностранных СМИ характеризуют подаваемую информацию о России как "ограниченную", а "особенно игнорируется позитивная информация о России в американских СМИ".

     Имидж страны - это унифицированный для массового сознания виртуальный образ страны, созданный средствами эмоционально-психологического и художественного воздействия, в котором тесно переплетаются оценка реальной ситуации и мнения, сформированные с целью повышения престижа, уважения к стране и ее популяризации. Имидж страны бывает внутренним - для граждан, и внешним - для мирового сообщества. Оба имиджа между собой тесно связаны, поскольку восприятие образа страны обществом не может сильно отличаться от его действительного состояния.  

     4.1. Коррекция виртуальных образов России как задача государственной информационной политики 

     Информационная  политика национального телевидения играет сегодня против репутации России. Темами, которым уделяется большее внимание, являются катастрофы.

       Освещение жизни в России в западных СМИ носит в основном негативный характер. Вот основные направления критики: российская демократия не соответствует западным нормам; россия все еще далека от западного идеала открытой демонополизированной экономики со стабильными законами, привлекательной налоговой системой, развитой инфраструктурой; россия противоречит Западу, не отказываясь от его помощи; интеграционные тенденции с участием России - признак возрождения ее "имперских амбиций"; российское общество - глубоко криминализированное и коррумпированное.

     Для создания положительного образа России необходимо проведение целенаправленной государственной информационной политики и реализация комплексной стратегии, состоящей из ряда элементов: преодоление негативных внутренних факторов; четкое определение задач, объектов, характера и механизмов информационного воздействия, необходимо выделение наиболее значимых иностранных СМИ и постоянная информационная работа с ними; постановка вопроса об облике России на уровне межгосударственного диалога со всеми ведущими партнерами; систематические официальные действия, направленные на улучшение облика России в целом. С помощью создания общественно-государственного института, формирующего облик России за ее пределами, участвующего в разработке и реализации информационной политики государства; развитие принципа информационной открытости, организация взаимодействия на конструктивной основе зарубежных журналистов; привлечение в Россию иностранцев для получения ими собственных впечатлений о России и снижения их зависимости от СМИ; направление в развитые страны специалистов, бизнесменов, студентов, преподавателей; 

     4.2. Оценка предпринимаемых усилий

     Следует отметить, что, хотя новый облик России только формируется, тем не менее, на сегодняшний день происходит реализация некоторых элементов вышеописанной  стратегии. Так, в декабре 2005 года начал  свою работу англоязычный канал Russia 41, созданный для освещения мировых событий с российской точки зрения. Трансляция будет вестись через несколько спутников: Intelsat Americas 5 - на Северную Америку, Канаду и Мексику, Hotbird-6 - на территорию Европы и Taicom-3 - на Азию, Африку, Австралию и Новую Зеландию. По информации журнала Foreign Policy , в конце 2003 года "Кремль решил сделать государственное информационное агентство РИА "Новости" инструментом улучшения имиджа. РИА "Новости" пригласило зарубежных журналистов, известных дружественным отношением к Кремлю, на работу в его информационной службе. Агентство даже создало англоязычный еженедельник Russia Profile, в который пишут его штатные сотрудники.

     Оргкомитет  по подготовке и проведению председательства РФ в "большой восьмерке" подписал контракт с базирующейся в США пиар-компанией Ketchum, которая будет давать российской стороне рекомендации по связям с западными СМИ во время председательства России в "группе восьми". Советник президента РФ Шувалов подчеркнул, что Москва хочет добиться стойкого понимания на Западе, что Россия позитивный партнер, хотя такого до сих пор никогда не было. Не может не радовать тот факт, что власти наконец-то задумались о зарубежном имидже Российской Федерации. Формирование и развитие позитивного образа России, восстановление сильного государства которое сможет защитить свои интересы. Но главное, нельзя забывать и о главной обязанности государства - заботе о гражданах - формировании "внутреннего имиджа". Главным же достижением ближайшего будущего для наших властных институтов, да и всего российского общества в целом станет формирование и соответствующее закрепление четких национальных приоритетов современного российского государства.  

     Заключение 

     Представленная  работа является попыткой систематизировать и обобщить, пусть и не в полном объеме, существующие современные подходы к понятию ГИП. Рассмотрен вопрос о налаживании эффективных информационных взаимоотношений с другими странами.

     В последние годы наблюдается процесс  укрепления российской государственности, консолидация российского общества, определенная экономическая стабильность - все это создает реальные предпосылки для развития ГИП, как неотъемлемой части современного сильного, независимого и самобытного государства. В этот процесс должны быть вовлечены все институты и слои российского общества: политологи, журналисты, социологи, психологи, юристы и т.д., а также государство, СМИ и общество.

     Суммируя  все вышесказанное, необходимо отметить, что противоречия современного мира между глобализацией и антиглобализацией, исламской, христианской и другими цивилизациями, терроризмом и антитерроризмом, взрывом идей интеграции у одних народов и стремлением к национальному самоопределению у других выдвигают острую необходимость в разработке проблем обеспечения информационной безопасности России и каждого гражданина нашей страны. Исследование информационной политики России, налаживания ее эффективного взаимодействие с другими странами, а также управления массовыми информационными процессами с учетом духовной ментальности российского народа является стратегически перспективным направлением и в науке, и в практике.

     Подводя итог работы, можно сделать несколько  выводов: государство должно взять на себя ответственность за формирование и реализацию ГИП; необходимо разработать научную базу, усовершенствовать законодательство в сфере информации и информатизации и создать специальный орган, ответственный за единую государственную информационную политику; должны быть в полной мере привлечены СМИ - один из важнейших источников и каналов передачи информации, и инструмент реализации ГИП; необходимо ввести в законодательные рамки решение вопросов о взаимодействии органов государственной власти и СМИ, инициировать закон о свободе доступа граждан к информации органов государственной и местной власти с четко очерченными мерами ответственности; для достижения информационной независимости и национальной самодостаточности прежде всего, требуется определиться с выработкой и закреплением четких национальных приоритетов. Это и будет являться базовым элементом государственной информационной политики при сохранении свободы слова; необходимо разработать комплексную стратегию для налаживания эффективных информационных взаимоотношений с другими странами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы  

     1. Авдиенко Д.А. Влияние в процессе  политической коммуникации. - www.politjournal.spb.ru/120106.html.

     2. Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский  И.И. Средства массовой информации постсоветской России / Учебное пособие. - М., Аспект-Пресс, 2002 г., с. 11-106.

     3. Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная  политика в России. Монография. - М., РАГС, 2004 г., 528 с.

     4. Шевченко А.В. Информационная  устойчивость политической системы: Монография. - М., РАГС, 250 с. 
 
 
 
 

Информация о работе Государственная информационная политика