Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:28, контрольная работа
Цель работы - обобщение и систематизация знаний и представлений в данной области, выделение ключевых элементов ГИП.
Задачи исследования: определение понятийного аппарата и исследовательского инструментария, всесторонний анализ элементов ГИП, рассмотрение путей использования ГИП для налаживания эффективных взаимоотношений России с другими странами.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Определение и содержание государственной информационной политики…………………………………………………………………………...…4
Глава 2. Концепция государственной информационной политики………………………………………………………………………….......6
Глава 3. Информационное пространство и информационная политика: точки пересечения……………………………………………………………………..……9
Глава 4. Виртуальный образ России: день сегодняшний………………………11
4.1. Коррекция виртуальных образов России как задача государственной информационной политики…………………………………………………………11
4.2. Оценка предпринимаемых усилий……………………………….…..12
Заключение………………………………………………………………….….…14
Список использованной литературы…………………………………….………16
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава 1. Определение
и содержание государственной информационной
политики…………………………………………………………
Глава 2. Концепция
государственной информационной политики…………………………………………………………
Глава 3. Информационное
пространство и информационная политика:
точки пересечения…………………………………………………
Глава 4. Виртуальный образ России: день сегодняшний………………………11
4.1. Коррекция виртуальных образов России
как задача государственной информационной
политики…………………………………………………………
4.2. Оценка предпринимаемых усилий……………………………….…..12
Заключение…………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………….………16
Введение
Актуальность разработки данной проблемы обусловлена тем, что государственная информационная политика (ГИП), ее формирование и реализация на современном этапе доктринально и насущно выдвигаются на передний план политики российского государства.
На сегодняшний день для построения политического курса руководство страны старается учитывать новые тенденции, чтобы избежать ошибок прошлого. Необходимо создание единого информационного пространства на территории нашей страны, формирование информационного общества и, соответственно, проведение грамотной государственной информационной политики.
Объектом исследования являются информационные процессы, отражающие, выражающие, защищающие права личности, интересы общества и политику государства.
Предмет данного исследования - тенденции, элементы, перспективы развития ГИП, условия ее успешного формирования и реализации на региональном, федеральном и международном уровнях.
Цель работы - обобщение и систематизация знаний и представлений в данной области, выделение ключевых элементов ГИП.
Задачи исследования: определение понятийного аппарата и исследовательского инструментария, всесторонний анализ элементов ГИП, рассмотрение путей использования ГИП для налаживания эффективных взаимоотношений России с другими странами.
Методологической основой представленной работы послужили: метод системного анализа, ориентированный на комплексное изучение процессов регулирования информационных потоков в каналах коммуникации; метод конкретно-исторического анализа функционирования основных структурных параметров системы информации, этапов её становления в соответствии с основными вехами развития истории общества.
Глава
1.Определение и содержание государственной
информационной политики
Политика - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, социальными институтами, действие которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.
Государственная информационная политика — комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Государственная информационная политика — это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.
Информационную политику можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей, субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах.
9 сентября 2000 г. Президентом РФ была утверждена "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации", подчеркивающая необходимость проведения ГИП, в основе которой должен лежать национальный интерес России. Это значит, что в нашем обществе, где функционирует огромное множество СМИ, проповедующие самые разные политические, культурные и ценностные ориентации, государство должно задать некий вектор единого движения - проводить ГИП, отражающую интересы и потребности всего общества в целом.
Также ГИП должна быть направлена на реализацию национальных интересов России в информационной сфере: соблюдение конституционных прав и свобод в области получения и пользования информацией, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны; информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам; развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Для
эффективной реализации ГИП, естественно,
должны быть в полной мере привлечены
СМИ - так как это один из важнейших источников
и каналов передачи информации. Безусловно,
осуществление ГИП должно являться приоритетной
задачей нашего государства, поскольку
она является важнейшей составной частью
внешней и внутренней политики Российской
Федерации.
Глава
2. Концепция государственной информационной
политики
Политика
информатизации, принципы и положения
которой в России начали формулироваться
и развиваться с начала 90-х годов,
сводилась "с небольшими вариациями
к обеспечению научно-технических, производственно-
На протяжении многих лет государственная информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации. Только "в последние несколько лет содержание ГИП было несколько расширено, и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией страны".
Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих. Долгосрочной стратегической целью ГИП провозглашается построение демократического информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество. Она будет эффективна, если ее основой станут: системность и открытость. Одна из главных целей ГИП - согласование интересов граждан, общества и государства, налаживание диалога между ними.
Основные задачи в Концепции государственной информационной политики: модернизация информационно телекоммуникационной инфраструктуры; развитие информационных, телекоммуникационных технологий; эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов, обеспечение широкого, свободного доступа к ним; обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации; подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке; создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.
Концепция государственной информационной политики охватывает практически все наиболее значимые положения и принципы, составляющие основу ГИП: принцип открытости политики - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение; принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности; принцип системности - при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности; принцип приоритетности отечественного производителя - при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг; принцип социальной ориентации - основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан; принцип государственной поддержки - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством; принцип приоритетности права - развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.
Рассматривая ГИП в отношении СМИ, приходишь к выводу, что в силу большой значимости для общества информации и, как следствие, средств массовой информации, необходимо вмешательство государства в регулирование деятельности печати, радио и телевидения через реализацию ГИП. В связи с этим в Концепции выделяются основные направления ГИП в сфере СМИ: недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на; регулирование уровня концентрации и монополизации СМИ; защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ; совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма СМИ, доступа к официальной информации.
Данные положения отражают основные позиции ГИП. Но на сколько они выполняются в реальности? Реализацию первого направления ГИП тормозит: тосударство не предпринимает решительных шагов для освобождения СМИ от экономической зависимости; на уровне субъектов федерации большой процент изданий имеют в качестве учредителей или соучредителей органы исполнительной или законодательной власти; государство принимает активное участие в централизованном формировании ежедневного рейтинга новостей; со второй половины 90-х гг. наблюдается резкая активизация капитала в сфере концентрации медиасобственности.
Претворение
в жизнь остальных направлений
ГИП в сфере СМИ также
Таким образом, положения, отраженные в Концепции, должны составлять основу ГИП, но, в тоже время, государство должно взять на себя ответственность за ее формирование и реализацию.
Глава
3. Информационное пространство и информационная
политика: точки пересечения