Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 12:06, курсовая работа
Совершенствование технических возможностей средств вычислительной техники, развитие коммуникационных средств и технологий управления информационными ресурсами в последние годы привели к появлению более крупных информационных систем. Имеются ввиду масштабы систем не только относительно объема поддерживаемых информационных ресурсов, но и числа их пользователей. В связи с этим развитием информационных технологий, сетей, а также информационных систем получили широкое распространение гипертекст и гипертекстовые системы.
Техническим новшеством, качественно изменившим мировую инфраструктуру, явилось изобретение гипертекста. В основе гипертекстового представления информации лежит идея расширения традиционного текста, путем введения понятия нелинейного текста, в котором между выделенными текстовыми фрагментами устанавливаются перекрестные связи и определяются правила перехода от одного фрагмента текста к другому.
Введение…………………………………………………………….......................3
Глава 1. Гипертекст и гипертекстовые системы…………………………..........5
Часть 1. Гипертекст……………………………………………………………….5
Возникновение и развитие идеи гипертекста……………………….........5
Понятие гипертекста. Его структура. Гипермедиа…………...…….........7
Часть 2. Гипертекстовые системы……………………………………………...13
2.1. Понятие гипертекстовой системы……………………………………….13
2.2. Классификация гипертекстовых систем………………………………...15
2.3. Области применения гипертекстовых систем…………………………..17
Глава 2. Практическое использование гипертекста и гипертекстовых систем…………………………………………………………………………….21
Часть 1. Гиперссылка……………………………………………………………21
Часть 2.Гипертекстовые системы………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30
В систему NLS можно было загружать спецификации, планы, проекты, отчеты, памятные записки и т.п. материалы, необходимые для повседневной совместной работы групп проектировщиков и исследователей. Эти материалы представлялись в виде электронных документов, с преимущественно иерархическими связями, характерными для технической документации. Специальными средствами можно было устанавливать ссылочные связи между уровнями и файлами. Система поддерживала одновременную работу нескольких пользователей над одним документом; каждый пользователь имел в своем распоряжении манипулятор, которым мог пользоваться, как электронным карандашом и указателем точек, подлежащих совместному обсуждению.
После 1960-80х годов применение гипертекстовых систем продолжало расширяться. В связи с этим небезынтересно сравнить списки сфер эффективного применения гипертекстовых систем, как они представляются авторам в разных странах.
I. США: энциклопедии, словари, каталоги, справочники, оперативные руководства и инструкции, интерактивные системы технической документации; системы обучения, интерактивные киоски (для музеев и выставок); системы разработки программного обеспечения; имитация и моделирование; всемирная паутина; организационное управление.
II. Великобритания, США: Фирма OWL International Inc.
Бизнес и профессиональные коммуникации: интерактивные гипермедиа; презентации для маркетинга и сбыта; бизнес – отчеты и разработка планов и предложений; технические справочные материалы с элементами компьютерного обучения; руководства по эксплуатации; автоматизированное обучение; написание отчетов.
III. Германия: электронные справочники, электронные книги; руководства, инструкции; гипертекстовые системы для сферы образования; системы поддержки авторской деятельности; гипертекстовые системы для поддержки применений, основанных на использовании знаний; гипертекст в искусстве и в культуре.
IV. Австралия: библиографический гипертекст; юридическая информационная система для Администрации Управления Орошением в Западной Австралии; рабочие инструкции для предприятия по переработке натурального газа; план действий в аварийных ситуациях; гипертекстовый учебник по языку С.
Можно было бы привести и другие примеры, но приведенных вероятно достаточно для вывода о том, что гипертекстовые системы имеют весьма широкий и неосвоенный у нас в стране спектр возможных применений.
Коммерческие гипертекстовые системы выпускаются с 1987 г. Наибольшую известность получили американские системы Guide, Hypercard и французская – Hyperdoc. [6] Первая из них принадлежит американо-шотландской фирме Owl Technologies и привлекает своей простотой. Фактически Guide является развитой системой обработки текста с оригинальной концепцией 'кнопки". Постановка над словом курсора активизирует определенное действие: замену слова другим, вызов комментариев, установление связей слова с другими текстами, формирование на экране окон. Система Hypercard фирмы Apple для персональных компьютеров Macintosh представляет собой своеобразную электронную картотеку. Карточки могут содержать не только текст, но и изображения. Определенные места карточки являются кнопками. Можно считать, что эта система явилась полной реализацией Мемекса, предложенного В. Бушем. Еще одной коммерческой системой является Hyperdoc, созданная французской фирмой GECI. Основное ее достоинство – независимость от характера данных и от аппаратных средств. Hyperdoc оперирует с текстами, чертежами, диаграммами, логическими схемами, реализуется на компьютерах IBM PC, Macintosh, Atari, Vax. Наряду с межуровневыми связями каждый уровень может иметь свои связи. Hyperdoc легко сопрягается с системами обработки текста, электронной графики, издательскими пакетами.
Интересным применением гипертекстовой технологии является представление в форме гипертекста Оксфордского словаря английского языка (322 тыс. статей, 56,3 млн слов, 2,4 млн ссылок). Это позволяет просматривать все связи между словами и их толкования с помощью программ, повышает эффективность справочного аппарата. Словарь служит основой установления гипертекстовых связей для других документов. Их тексты смогут связываться отношениями социтирования и тематической близости. Гипертекст будет использоваться и как средство совершенствования и редактирования словаря в рамках систем компьютерной лексикографии.
Отечественные гипертекстовые системы ГИПЕРЛОГ и СЕМПРО.
Системы разработаны на основе многолетних исследований М. М. Субботина, о которых говорилось выше. Они реализуют функции и процедуры, позволяющие:
– формировать из элементов гипертекстовой базы данных связные, упорядоченные тексты на задаваемые пользователем темы;
– контролировать качество формируемого текста, выявлять в нем логические и смысловые разрывы;
– структурировать гипертекстовую базу данных, выявлять в ней комплексы тесно взаимосвязанных идей, понятий, проблем.
Эти функции и процедуры реализуются на основе оригинальных идей так называемой логизированной версии гипертекста. Системы предоставляют пользователю возможность при вводе фрагментов текста в базу данных устанавливать между ними связи (ссылочные, смысловые, логические, ассоциативные и другие), обеспечивают компьютерную поддержку этих связей и перемещение по ним. Эти фрагменты могут представлять собой как целые документы, так и отдельные высказывания, формулировки идей, проблем, предложений, мероприятий, фактов. Система обеспечивает максимальную открытость гипертекста, возможность его пополнения, изменения структуры и содержания на любом этапе работы. Данные системы предназначены для использования в таких областях деятельности, как анализ проблем, изучение прецедентов, прогнозирование социальных явлений, обоснование управленческих решений, подготовка различных документов. В ряду гипертекстовых систем общего назначения они выделяются тем, что позволяют посредством анализа структурных характеристик гипертекста увидеть в обозримой форме укрупненные комплексы проблем, узловые вопросы и аспекты. При формировании текстовых документов рассматриваемые системы позволяют увидеть в текстах логические пробелы, для устранения которых требуется дополнительная информация.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИПЕРТЕКСТА
И ГИПЕРТЕКСТОВЫХ СИСТЕМ
Область применения гипертекста и гипертекстовых систем достаточно велика, несмотря на довольно молодую историю этих терминов. Она варьируется от составления обычной документации до организации работы в глобальной сети Интернет. Быстро расширяется спектр успешного применения гипертекстовых систем во многих сферах науки, техники, образования, экономики. В настоящее время гипертекст получил уже достаточно широкое распространение. В учебных заведениях и корпорациях, библиотеках и конторах адвокатов, конструкторских бюро, научных лабораториях и музеях, наконец, в компьютерах индивидуально пишущих и читающих людей. Многие полагают, что гипертекст является существенной характеристикой новых средств. Его особенностью является отсутствие централизованности и иерархии. В пространстве гипертекста все объекты обладают равной значимостью и в равной степени доступны пользователю.
Гипертекст может нести представленное в нем кем-то содержание для сообщения его, передачи другим людям. Это собственно непосредственно коммуникативная функция. Гипертекст в этой функции предназначен для чтения - такого чтения, при котором постоянно совершаются переходы между элементами, составными частями читаемого материала. Примером использования гипертекста с точки зрения этой функции является гиперссылка.
ЧАСТЬ 1. ГИПЕРССЫЛКА
Гиперссылка (англ. hyperlink) — часть гипертекстового документа, ссылающаяся на другой элемент (команда, текст, заголовок, примечание, изображение) в самом документе, на другой объект (файл, каталог, приложение), расположенный на локальном диске или в компьютерной сети, либо на элементы этого объекта. Гиперссылка может быть добавлена к любому элементу гипертекстового документа и обычно выделяется графически. В HTML-документах текстовые ссылки по умолчанию выделяются синим цветом, при наведении на них курсором мыши в окне браузера изменяются, например, меняют цвет или выделяются подчеркиванием. При навигации в браузере с помощью клавиатуры текстовые и графические ссылки выделяются прямоугольной пунктирной рамкой. Посещенная ранее ссылка обычно выделяется цветом, отличным от цвета непосещённой ссылки. Гиперссылка для пользователя — графическое изображение, видео или текст на сайте, в письме электронной почты или в каком-либо электронном документе, устанавливающие связь и позволяющие переходить к другим объектам Интернета, или документа. Примером гипертекстовой технологии может служить любая страница в Интернете, соответственно все ссылки на этой странице будут являться гиперссылками. [Водолад, 2000]
Гиперссылка в HTML-документа выглядит следующим образом: текст выделенный синим цветом, является гиперссылкой. При нажатии на нее мы переходим на определенную часть этого документа или на другую Интернет-страницу.
Гиперссылка, на которую мы навели курсор, подчеркивается и рядом с ней появляется ссылка на переходящую страницу или описание этой страницы.
Гиперссылка в документе Microsoft Word .
Гиперссылка в документе Microsoft Word активируется наведением на нее курсора и одновременным нажатием Ctrl на клавиатуре, далее совершается переход на то место в документе для которого была создана эта гиперссылка. Также можно создать гиперссылку на другой документ. Если вам необходимо создать гиперссылку на файл, который хранится на жестком диске вашего компьютера или на винчестере одного из компьютеров вашего сетевого окружения, сделать нужно так. В окне «Вставка гиперссылки» выберите «Поиск файла» и укажите путь к файлу, на который создается гиперссылка. Выделите этот файл и нажмите ОК. Окно поиска закроется, после чего в окне «Вставка гиперссылки» также нажмите ОК. Гиперссылка будет создана. При создании гиперссылки внутри документа необходимо создавать закладки, на которые будет совершаться переход.
Подобным образом строится и создание гиперссылок в HTML-документах. Но этот процесс отличается сложностью, потому что Интернет-страницы создаются на различных языках программирования.
В настоящее время гипертекстовая технология широко используется для построения подсистем помощи пользователям при работе с диалоговыми компьютерными программами, а также для построения различных справочников, энциклопедий.
Гипертекст, как говорилось ранее, также служит для облегчения чтения документа. Если рассмотреть наиболее простую технологию построения гипертекста, то она будет состоять из следующих пяти основных шагов:
Шаг 1 . Нужно разбить текст на отдельные главы/ темы.
Шаг 2 . Нужно представить себе некоторый основной путь чтения гипертекста и расставить, соответственно, поля-ссылки, ведущие читателя от темы к теме по этому основному пути.
Шаг 3 . Нужно выделить в тексте слова-ссылки, точнее, нужно найти ситуации (моменты) в процессе чтения текста, когда пользователь может захотеть перейти от основного пути чтения текста к другим возможным путям чтения.
Шаг 4 . В результате шага 3 могут появиться слова-ссылки, для которых еще не написаны соответствующие главы/темы. Такие главы нужно дописать.
Шаг 5 . Нужно связать ссылки с существующими темами.
ЧАСТЬ 2. ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ СИСТЕМЫ
Область применения гипертекстовых технологий
очень широка. Это издательская деятельность,
библиотечная работа, обучающие системы,
разработка документации, законов, справочных
руководств, баз данных, баз знаний и т.
д. Наиболее распространенными системами
являются HyperCard, HyperStudio, SuperCard, QuickTime фирмы
Apple для персональных компьютеров «Макинтош»,
Linkway - для IBM; из отечественных -FLEXIS II 2.05,
автоматизированная система формирования
и обработки гипертекста и др. В большинстве
современных программных продуктов вся
помощь основана на использовании гипертекстовой
технологии на базе меню. На сегодняшний день наиболее
популярным видом Internet-pecypcoв являются гипертекстовые
информационные ресурсы, представляющие информацию
в виде набора гипертекстовых страниц,
т.е. страниц текста, снабженных ссылками,
позволяющими осуществлять быстрый переход
к другим страницам. Тесная связь мультимедиа-технологий
и средств разработки и использования
гипертекста делает целесообразным изучение
инструментария, с помощью которого создаются
гипермедиа-ресурсы.
Невозможно
перечислить огромное количество гипермедиа-ресурсов,
которые разрабатываются и используются
в настоящее время. Приведем примеры различных
гипертекстовых систем.
Система подсказок в среде MS Windows
Одним из простых средств представления знаний о предметной области в виде гипертекста является, например, система помощи (Help) в среде MS Windows.
Примером может служить известный курс английской литературы в Брауновском университете США. Этот гипертекст предназначен как для преподавателей (он помогает им организовывать и представить учебный материал), так и для студентов (он помогает им изучать учебный материал и добавлять к нему свои аннотации и доклады).
Hypercard. Это визуальная среда программирования, позволяющая создавать собственные приложения гипермедиа на компьютере Macintosh, в систем Mac OS версий 6-9. [7]
HyperStudio- это программа распространяется на Software MacKiev.
Она может быть описана как мультимедийное средство разработки различных программ, презентаций с использованием определенного набора инструментов этой программы.
HyperWave - сложная система управления документами Web в больших информационных пространствах. Она позволяет проводить иерархическое структурирование, управление связями, полнотекстовый поиск и поиск по атрибутам, интерактивное редактирование связей и документов и многое другое. [8]
Например, гипертекстовая система российского производства АСФОГ необходима для моделирования экономических объектов и процессов с последней систематизацией текстовой информации. [9] Целью АСФОГ является справочное обслуживание потребителя или группы потребителей с учётом интересов которых строится фонд. Пользователь системы может получить интересующие его сведения либо непосредственно в режиме диалога с ПЭВМ на естественном языке, либо через специалиста-посредника в форме машинописных информационных справок.
Рис. HyperWave.
Knowledge Pro – гипертекстовая система, которая используется автоматизации процесса управления знаниями на каждом уровне.
Таким образом, мы убедились в том, что область использования гипертекста и гипертекстовых систем невероятно велика. Эта область является одной из самых развивающихся в сфере информационных технологий 21 века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, гипертекст - это соединение смысловой структуры, структуры внутренних связей некоего содержания и технической среды, технических средств, дающих человеку возможность осваивать структуру смысловых связей, осуществлять переходы между взаимосвязанными элементами.
У гипертекста много функций, но, в общем, они те же, что и у традиционного письменного текста - быть носителем отделенного от индивида, «экстериоризованного», вынесенного во вне словесно-выраженного содержания (мыслей, знаний и т.п.). Понятие гипертекста радикально изменило концептуальный ландшафт, который теперь следует понимать как фундаментально определяемый компьютерными и электронными сетями.