Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 12:06, курсовая работа
Совершенствование технических возможностей средств вычислительной техники, развитие коммуникационных средств и технологий управления информационными ресурсами в последние годы привели к появлению более крупных информационных систем. Имеются ввиду масштабы систем не только относительно объема поддерживаемых информационных ресурсов, но и числа их пользователей. В связи с этим развитием информационных технологий, сетей, а также информационных систем получили широкое распространение гипертекст и гипертекстовые системы.
Техническим новшеством, качественно изменившим мировую инфраструктуру, явилось изобретение гипертекста. В основе гипертекстового представления информации лежит идея расширения традиционного текста, путем введения понятия нелинейного текста, в котором между выделенными текстовыми фрагментами устанавливаются перекрестные связи и определяются правила перехода от одного фрагмента текста к другому.
Введение…………………………………………………………….......................3
Глава 1. Гипертекст и гипертекстовые системы…………………………..........5
Часть 1. Гипертекст……………………………………………………………….5
Возникновение и развитие идеи гипертекста……………………….........5
Понятие гипертекста. Его структура. Гипермедиа…………...…….........7
Часть 2. Гипертекстовые системы……………………………………………...13
2.1. Понятие гипертекстовой системы……………………………………….13
2.2. Классификация гипертекстовых систем………………………………...15
2.3. Области применения гипертекстовых систем…………………………..17
Глава 2. Практическое использование гипертекста и гипертекстовых систем…………………………………………………………………………….21
Часть 1. Гиперссылка……………………………………………………………21
Часть 2.Гипертекстовые системы………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30
Тезаурус гипертекста – это автоматизированный словарь, отображающий семантические отношения между лексическими единицами информационно-поискового языка и предназначенный для поиска слов по их смысловому содержанию. Тезаурус гипертекста можно представить в виде сети: в узлах находятся текстовые описания объекта (информационные статьи), ребра сети указывают на существование связи между объектами и на тип родства.
Список главных тем содержит заголовки всех справочных статей, для которых нет ссылок типа род – вид, часть – целое.
Алфавитный словарь включает в себя перечень наименований всех информационных статей в алфавитном порядке.
К основным элементам гипертекстовой технологии относятся:
- информационный фрагмент;
- тема;
- узлы;
- ссылки.
Информационный фрагмент гипертекста может представлять собой линейную последовательность строк текста, рисунок, видеофрагмент, аудиофрагмент.
Тема содержит краткое название информационного фрагмента. Информационный фрагмент может состоять целиком из множества тем либо включать в себя одну или несколько тем наряду с прочей информацией.
Узлом в гипертексте называется информационный фрагмент, из которого возможен переход к другим информационным фрагментам гипертекста.
Ссылка представляет собой слово, фразу или набор фраз, с помощью которых осуществляется переход от одного узла к другому. Ссылки могут быть референтными или организационными. [Потапова, 2002]
Референтные ссылки — это наиболее типичный вид ссылок в гипертекстах. Они, как правило, имеют два конца, обычно это направленные связи, хотя большинство гипертекстовых информационных систем поддерживает и обратное движение по ссылке. Исходный конец референтной ссылки называется «источник». Логически это отдельная точка или область в тексте. Другой конец называется «назначением» — это определенная точка или область в гипертексте. С источником ссылки связывается некоторая пометка, указывающая наличие ссылки, — она показывает имя ссылки, обычно изображается в виде последовательности символов и высвечивается как отдельная единица текста. Например, при щелчке по термину появится информационный фрагмент, разъясняющий значение этого термина.
Организационные ссылки устанавливают явные связи между двумя точками гипертекста и отличаются от референтных тем, что поддерживают иерархическую структуру в гипертексте. Организационные ссылки связывают узел-родитель с узлами-сыновьями и, таким образом, формируют древовидный подграф в рамках общего гипертекстового сетевого подграфа. Такие ссылки часто соответствуют отношению «быть частным случаем», и по этой причине операции над этими ссылками (при построении гипертекста) отличаются от операций над референтными ссылками.
Обычно гипертекст представляется набором текстов, содержащих узлы перехода от одного текста к какому-либо другому, позволяющие избирать читаемые сведения или последовательность чтения. Общеизвестным и ярко выраженным примером гипертекста служат веб-страницы — документы HTML (язык разметки гипертекста), размещённые в сети. Большинство ресурсов всемирной паутины представляет собой гипертекст. Гипертекстовые документы, размещаемые во всемирной паутине, называются web-страницами. Несколько web-страниц, объединенных общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками и обычно находящихся на одном и том же web-сервере, называются web-сайтом. Для загрузки и просмотра web-страниц используются специальные программы — браузеры. Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и бум в развитии Интернета. Язык гипертекстовой разметки документов HTML (Hyper Text Markup Language) позволяет создавать WWW-страницы.[3] Совокупность WWW – страниц с гипертекстовыми ссылками образует дерево страниц, в котором возможны переходы от одного документа в другой, вне зависимости от их физического расположения. Текст, являющийся ссылкой, может описывать содержание нового документа. При наведении на гиперссылку указатель мыши принимает форму кисти руки с вытянутым указательным пальцем.
С развитием компьютерных средств мультимедиа гипертекст начал превращаться в более наглядную информационную форму, получившую название гипермедиа — эта информационная форма содержит не только текст, но и графику, видеоинформацию и звуки. Гипермедиа - термин, введённый Тедом Нельсоном, и использованный в его работе Complex information processing: a file structure for the complex, the changing and the indeterminate, 1965 год. [Нельсон, 1965], [4]. Гипермедиа — это гипертекст, в который включены графика, звук, видео, текст и ссылки, для того, чтобы создать основу нелинейной среды информации. Гипермедиа соотносится с определением мультимедиа, которое используется, чтобы описать неинтерактивные последовательные данные также как и гипермедиа. Всемирная Паутина — классический пример гипермедии, где интерактивные единицы соседствуют с мультимедийными. Гипермедиа - метод дискретного представления информации на узлах, соединяемых при помощи ссылок. Данные могут быть представлены в виде текста, графики, звукозаписей, видеозаписей, мультипликации, фотографий или исполняемой документации.
ЧАСТЬ 2. Гипертекстовые системы
2.1 Понятие гипертекстовой системы
Для того, чтобы информационная система могла быть названа гипертекствой информационной системой, она должна обладать следующим рядом характеристик [5]:
1. Структурный аспект. Система должна иметь базу данных, состоящую из объектов двух видов: а) информационных единиц (ИЕ) или “узлов”, содержащих информацию, потенциально интересную для пользователей и б) дуг, представляющих структурные и семантические отношения связывающие информационное содержание узлов. В литературе базу данных гипертекстовой системы называют по-разному: гипертекстом, гипертекстовой базой данных, гипербазой данных, гиперпространством.
2. Функциональный
аспект. Создание гипертекста и
навигация в гиперпространстве
является нелинейной (не последовательной)
деятельностью. Соответственно этому
гипертекстовая система должна
иметь специальные
3. Визуальный
аспект. Управление функционированием
гипертекстовой системы
Центральным понятием гипертекстовых систем является понятие навигации в гиперпространстве, образованном множеством узлов и дуг гипертекста. Навигацией называется интерактивно управляемый пользователем процесс перемещения из одних узлов в другие, технически осуществляемый путем нажатия мышью на графически выделенные на экране компьютера объекты - "электронные" кнопки - идентифицирующие исходные точки дуг гипертекста. При этом здесь не предъявляется никаких требований к структурированию или формализации представления информации. Представление информации и методы навигации в гипертекстовых системах ориентируются не на компьютер, а на мозг человека в качестве решателя проблем. Из сказанного следует, что гипертекстовые системы являются системами антропоцентрического типа.
Архитектура гипертекстовой системы подобна архитектуре системы обработки данных. В ней различается гипертекстовая база данных (гипербаза данных, гипертекст) и система управления гипертекстом. Система управления гипертекстом включает два инструментальных комплекса. Один, используется в качестве инструмента интерактивного управления процессами броузинга , а второй в процессах создания и ведения гипертекста.
Гипертекстовая база данных
Как уже было сказано, гипертекстовая база данных состоит из двух типов объектов, представляющих информацию: узлов ("информационных единиц") и дуг, устанавливающих явные смысловые и структурные связи между ними. Использование термина "информационная единица " (ИЕ) подчеркивает возможность предельно широкой интерпретации материала, составляющего содержание узла. Это может быть целая книга, отчет или любой другой "документ", раздел документа, абзац, рисунок или фрагмент рисунка,
анимация и т.п. Вопрос о том, какими соображениями следует руководствоваться при определении ИЕ является одним из важнейших, если не важнейшим, вопросом теории и методологии построения специализированных гипертекстовых систем и баз знаний. Это общенаучная фундаментальная проблема, значение которой выходит далеко за рамки представления знаний при помощи технических систем. Поэтому при современном состоянии нашего знания этой области определение информационных единиц, форм представления информации на экране монитора, смысловых и структурных связей является предметом мастерства и искусства автора гипертекста (или разработчика гипертекстовой системы).
2.2 Классификация гипертекстовых систем
Среди гипертекстных систем выделяются исследовательские, учебные, системы, предназначенные для коллективной обработки информации, для проведения политических дискуссий и т.п. Все системы можно разнести в зависимости от степени расчлененности материала между такими крайностями, как макролитературные системы и гипермап (гиперкартирование). Узлами первых могут выступать литературно-критические статьи, рецензии, комментарии, справки и т.п. "гипердокументы". Эти системы уже используются в тех областях знания, которые хорошо приспособлены к такому гипертекстовому изложению, например, юриспруденция, программирование, литературоведение. Другим видом гипертекста является гипермап. Это гипертекст, в котором материал расчленен до уровня отдельных предложений, и эти маленькие порции размещаются на экране не в окнах, а в "форточках" внутри окон, между которыми проводятся стрелки, образующие наглядные схемы микроструктуры материала.
Гипертекстовые системы можно разделить на системы, предназначенные только для чтения (браузинговые), и системы конструкторские, предназначенные для создания и переструктуризации гипертекста. Гипертекстовые системы можно делить в зависимости от степени структурированности узлов и связей. Гипертекстовые системы создавались для разных целей и они имеют разные возможности, которые определяются характеристиками узлов и связей, возможностями пополнения и переструктуризации гипертекста и т.п. С точки зрения применения пользователями гипертекстовые информационные системы можно разделить на следующие группы:
2.3 Области применения гипертекстовых систем
Первые гипертекстовые информационные системы (ГИС) были построены еще в конце 1960-х на больших компьютерах (mainframe). Центральной идеей являлась реализация механизма ассоциативной индексации - способность создавать управляемые переходы между текстами, связанными структурно или семантически. В декабре 1968г., в США, на Объединенной осенней конференции по вычислительной технике была продемонстрирована многотерминальная гипертекстовая информационная система NLS (OnLine System), созданная в Центре аугментации Стэндфордского университета. Система была создана с целью экспериментального изучения гипотезы Д. Энгельбарта о том, что возможность манипулировать внешними символами в системе подобной the Memex должна порождать эффект аугментации (расширения, усиления) интеллекта пользователя.