Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:40, контрольная работа
Защита информации – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.
С методологической точки зрения правильный подход к проблемам информационной безопасности начинается с выявления субъектов информационных отношений и интересов этих субъектов, связанных с использованием информационных систем (ИС). Угрозы информационной безопасности – это оборотная сторона использования информационных технологий.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
2. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ
3. ЗАЩИТА В ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ UNIX
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2
этап 1970 – 1976 гг. Развитие формальных механизмов
защиты данных. Выделение управляющего
компонента защиты данных – ядра безопасности.
Развитие неформальных средств защиты.
Формирование основ системного подхода
к обеспечению безопасности данных.
3 этап 1976 – 1990 гг.
Дальнейшее
развитие механизмов второго этапа.
Формирование взгляда на обеспечение
безопасности данных как на непрерывный
процесс. Развитие стандартов на средства
защиты данных. Усиление тенденции аппаратной
реализации средств защиты данных. Формирование
вывода о взаимосвязи обеспечения безопасности
данных, архитектуры ИВС и технологии
ее функционирования. Формирование системного
подхода к проблеме обеспечения безопасности
данных.
4 этап 1990 г. – по настоящее
Вpемя
дальнейшее развитие механизмов третьего
этапа. Формирование основ теории обеспечения
безопасности данных в ИВС. Разработка
моделей, методов и алгоритмов управления
защитой данных в ИВС.
2.
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ОПЕРАЦИОННЫХ
СИСТЕМ
Операционная система есть специально организованная совокупность программ, которая управляет ресурсами системы (ЭВМ, вычислительной системы, других компонентов ИВС) с целью наиболее эффективного их использования и обеспечивает интерфейс пользователя с ресурсами.
Операционные системы, подобно аппаратуре ЭВМ, на пути своего развития прошли несколько поколений.
ОС первого поколения были направлены на ускорение и упрощение перехода с одной задачи пользователя на другую задачу (другого пользователя), что поставило проблему обеспечения безопасности данных, принадлежащих разным задачам.
Второе поколение ОС характеризовалось наращиванием программных средств обеспечения операций ввода-вывода и стандартизацией обработки прерываний. Надежное обеспечение безопасности данных в целом осталось нерешенной проблемой.
К концу 60-х гг. ХХ в. начал осуществляться переход к мультипроцессорной организации средств ВТ, поэтому проблемы распределения ресурсов и их защиты стали более острыми и трудноразрешимыми. Решение этих проблем привело к соответствующей организации ОС и широкому применению аппаратных средств защиты (защита памяти, аппаратный контроль, диагностика и т.п.).
Основной тенденцией развития вычислительной техники была и остается идея максимальной доступности ее для пользователей, что входит в противоречие с требованием обеспечения безопасности данных.
Под механизмами защиты ОС будем понимать все средства и механизмы защиты данных, функционирующие в составе ОС. Операционные системы, в составе которых функционируют средства и механизмы защиты данных, часто называют защищенными системами.
Под безопасностью ОС будем понимать такое состояние ОС, при котором невозможно случайное или преднамеренное нарушение функционирования ОС, а также нарушение безопасности находящихся под управлением ОС ресурсов системы. Укажем следующие особенности ОС, которые позволяют выделить вопросы обеспечения безопасности ОС в особую категорию:
Большинство ОС обладают дефектами с точки зрения обеспечения безопасности данных в системе, что обусловлено выполнением задачи обеспечения максимальной доступности системы для пользователя.
Рассмотрим типовые функциональные дефекты ОС, которые могут привести к созданию каналов утечки данных.
Основной
проблемой обеспечения
Средства профилактического контроля необходимы для отстранения пользователя от непосредственного выполнения критичных с точки зрения безопасности данных операций и передачи этих операций под контроль ОС. Для обеспечения безопасности данных работа с ресурсами системы осуществляется с помощью специальных программ ОС, доступ к которым ограничен.
Средства мониторинга осуществляют постоянное ведение регистрационного журнала, в который заносятся записи о всех событиях в системе. В ОС могут использоваться средства сигнализации о НСД, которые используются при обнаружении нарушения безопасности данных или попыток нарушения.
Контроль доступа к данным. При создании механизмов контроля доступа необходимо, прежде всего, определить множества субъектов и объектов доступа. Субъектами могут быть, например, пользователи, задания, процессы и процедуры. Объектами – файлы, программы, семафоры, директории, терминалы, каналы связи, устройства, блоки ОП и т.д. Субъекты могут одновременно рассматриваться и как объекты, поэтому у субъекта могут быть права на доступ к другому субъекту. В конкретном процессе в данный момент времени субъекты являются активными элементами, а объекты – пассивными.
Для
осуществления доступа к
При функционировании системы необходимо иметь возможность создавать новые субъекты и объекты. При создании объекта одновременно создается и полномочие субъектов по использованию этого объекта. Субъект, создавший такое полномочие, может воспользоваться им для осуществления доступа к объекту или же может создать несколько копий полномочия для передачи их другим субъектам.
С традиционной точки зрения средства управления доступом позволяют специфицировать и контролировать действия, которые субъекты (пользователи и процессы) могут выполнять над объектами (информацией и другими компьютерными ресурсами). В данном разделе речь пойдет о логическом управлении доступом, которое, в отличие от физического, реализуется программными средствами. Логическое управление доступом – это основной механизм многопользовательских систем, призванный обеспечить конфиденциальность и целостность объектов и, до некоторой степени, их доступность (путем запрещения обслуживания неавторизованных пользователей).
Рассмотрим формальную постановку задачи в традиционной трактовке. Имеется совокупность субъектов и набор объектов. Задача логического управления доступом состоит в том, чтобы для каждой пары "субъект-объект" определить множество допустимых операций и контролировать выполнение установленного порядка.
Отношение
"субъекты-объекты" можно представить
в виде матрицы доступа, в строках
которой перечислены субъекты, в столбцах
– объекты, а в клетках, расположенных
на пересечении строк и столбцов, записаны
дополнительные условия (например, время
и место действия) и разрешенные виды доступа.
Фрагмент матрицы может выглядеть, например,
как показано в табл. 1.
Таблица 1. Фрагмент матрицы доступа
Файл | Программа | Линия связи | Реляционная таблица | |
Пользователь 1 | o r w
с системной консоли |
e | rw
с 8:00 до 18:00 |
|
Пользователь
2 | ||||
О б о з н а ч е н и е : "o" – разрешение на передачу прав доступа другим пользователям, "r" – чтение, "w" – запись, "e" – выполнение, "a" – добавление информации. |
Тема логического управления доступом – одна из сложнейших в области информационной безопасности. Дело в том, что само понятие объекта (а тем более видов доступа) меняется от сервиса к сервису. Для операционной системы к объектам относятся файлы, устройства и процессы. Применительно к файлам и устройствам обычно рассматриваются права на чтение, запись, выполнение (для программных файлов), иногда на удаление и добавление. Отдельным правом может быть возможность передачи полномочий доступа другим субъектам (так называемое право владения). Процессы можно создавать и уничтожать. Современные операционные системы могут поддерживать и другие объекты.
Для систем управления реляционными базами данных объект – это база данных, таблица, представление, хранимая процедура. К таблицам применимы операции поиска, добавления, модификации и удаления данных, у других объектов. В результате при задании матрицы доступа нужно принимать во внимание не только принцип распределения привилегий для каждого сервиса, но и существующие связи между сервисами (приходится заботиться о согласованности разных частей матрицы). Аналогичная трудность возникает при экспорте/импорте данных, когда информация о правах доступа, как правило, теряется (поскольку на новом сервисе она не имеет смысла).
Следовательно,
обмен данными между различными
сервисами представляет особую опасность
с точки зрения управления доступом, а
при проектировании и реализации разнородной
кон
фигурации необходимо позаботиться о согласованном распределении прав доступа субъектов к объектам и о минимизации числа способов экспорта/импорта данных.
Матрицу доступа, ввиду ее разреженности (большинство клеток – пустые), неразумно хранить в виде двухмерного массива. Обычно ее хранят по столбцам, т.е. для каждого объекта поддерживается список "допущенных" субъектов вместе с их правами. Элементами списков могут быть имена групп и шаблоны субъектов, что служит большим подспорьем администра-тору. Некоторые проблемы возникают только при удалении субъекта, когда приходится удалять его имя из всех списков доступа; впрочем, эта операция производится нечасто.
Списки доступа – исключительно гибкое средство. С их помощью легко выполнить требование о гранулярности прав с точностью до пользователя. Посредством списков несложно добавить права или явным образом запретить доступ (например, чтобы наказать нескольких членов группы пользователей). Безусловно, списки являются лучшим средством произвольного управления доступом.
Подавляющее большинство операционных систем и систем управления базами данных реализуют именно произвольное управление доступом. Основное достоинство произвольного управления – гибкость. К сожалению, у "произвольного" под-хода есть ряд недостатков. Рассредоточенность управления доступом ведет к тому, что доверенными должны быть многие пользователи, а не только системные операторы или администраторы. Из-за рассеянности или некомпетентности сотрудника, владеющего секретной информацией, эту информацию могут узнать и все остальные пользователи. Следовательно, произвольность управления должна быть дополнена жестким контролем за реализацией избранной политики безопасности.