Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2015 в 22:19, курсовая работа
Сеть Internet появилась еще в 1961 году, но история сайтостроения берет свое начало с 1991 года. Именно тогда Пол Линдер и Марк П. МакКайгил из Университета Миннесоты создали протокол Gopher, ставший предшественником концепции и функций WWW. Хотя в серверах Gopher не было гипертекстовых ссылок и графических элементов, они быстро распространились в сети Интернет. Однако через короткий отрезок времени стало ясно, что возможностей Gopher не хватает.
Потребительский рынок любого образовательного учреждения – это потенциальные и фактические потребители, клиенты – студенты, которые стремятся получить образование и готовы посвятить этому лучшие годы своей жизни. К сожалению, даже в эру цифровых технологий, не все руководители частных и государственных организаций придают большое значение такому явлению, как Интернет-маркетинг, многие не видят необходимости в использовании Интернет-рекламы, что в настоящее время не позволяет их учреждениям занять достойное место на рынке.
Многие специалисты, ответственные за реализацию коммуникационной стратегии своих вузов столкнулись с проблемой повышения эффективности своей коммуникационной активности в Интернет пространстве, в первую очередь, посредством управления сайтом вуза.
Одно дело добиться высокого уровня научной и образовательной деятельности своего вуза на рынке образовательных услуг, другое дело, добиться прозрачности и видимости этой работы вуза в Интернет. Сегодня актуальным становится такой тезис: мало найти эффективные механизмы повышения качества образовательной деятельности вуза в офлайн, надо еще сделать так, чтобы эта работа была видна и адекватно отражалась в онлайн. В последнее время заговорили о брендинге вуза в Интернет. Эффективное электронное представительство вуза требует большой технологической и маркетинговой работы веб-отделов вуза. Федеральный закон «Об образовании в РФ», вступивший в силу в сентябре 2013 г., мониторинги Минобрнауки РФ, отечественные и мировые рейтинги ставят перед вузами задачу профессионального подхода создания качественного и эффективного сайта, соответствующего потребностям пользователей (представителям целевой аудитории вуза).
Эффективный сайт вуза может гарантировать прозрачность многообразной и всесторонней образовательной и научной деятельности вуза, прямо и непосредственно отвечать на запросы целевой аудитории, в первую очередь, абитуриентов, поступающих.
Конкуренция среди образовательных учреждений постепенно перемещается из физического пространства в виртуальную среду. Интернет технологии позволяют им выходить на более широкие, чем только местные, региональные, национальные, мировые рынки потребителей образовательных продуктов и услуг.
Ключевая роль в конкурентном противоборстве за кошельки и потребности потребителей образовательных услуг отведена корпоративному сайту образовательного учреждения. Существует два критерия оценки эффективности сайта - это качество сайта и его продвижение в сети Интернет.
Для того, чтобы сайт вуза занял достойное место в рейтингах, сотрудникам веб-отделов необходимо не только совершать действия по совершенствованию внутренних факторов сайта, но и серьезно заниматься контентом и навигацией (то, что называется юзабилити) – внешними факторами (видимостью сайта в Интернет), а руководству вуза – мотивировать профессорско-преподавательский состав на создание научных статей в своих блогах, публикацию результатов научно-исследовательской деятельности в международных электронных базах данных для повышения цитируемости и PR вуза.
Цели маркетинговой стратегии любой организации в Интернет, которые преследуют коммерческие цели, в том числе, вуза – это увеличение продаж образовательной продукции и услуг, привлечение новых и удержание имеющихся клиентов (абитуриентов и студентов), повышение известности вуза на рынке. Поэтому перед тем, как вуз решает заниматься интернет-маркетингом, необходимо сформировать четкую стратегию действий
Сформулируем новые принципы клиент – ориентированного маркетинга вуза:
- маркетинг в Интернет – это не просто реклама образовательных услуг;
- PR (связи с общественностью) предназначены не только для массовой аудитории СМИ;
- вуз – это то, что он опубликовано на сайте;
- целевую аудиторию интересует подлинность, а не раскрутка образовательных услуг;
- целевая аудитория вуза потенциально готова участвовать в деятельности и управлении вузом, а не выслушивать пропаганду достижений вуза и руководства;
- Интернет– маркетинг – это не одностороннее освещение деятельности вуза и его подразделений, а предоставление оперативного и необходимого контента в тот самый момент, когда представители целевой аудитории в нем нуждаются (теперь и Минобрнауки РФ);
- специалисты по маркетингу должны изменить свой способ мышления, перейдя от традиционного маркетинга, направленного на строго определенные целевые сегменты, к стратегии, привлекающей с помощью Интернета многочисленные интересующиеся деятельностью вуза круги общественности, чей спрос не удовлетворен;
- PR существует не для того, чтобы ректор увидел свой вуз по телевизору или видели на сайте его активность, а для того, чтобы потенциальные потребители могли убедиться в образовательной и научной активности вуза, отображаемой в Сети;
- маркетинг не для того, чтобы вуз выигрывал призы, а для того, чтобы вуз выигрывал призы в конкурентной борьбе за потребности и интересы потребителей образовательных услуг;
- интернет возвращает PR (связи с общественностью)вуза в их исконное предназначение после долгих лет исключительной сосредоточенности на СМИ;
- вузы, ответственные подразделения и факультеты (кафедры) должны привлекать внимание поступающих, абитуриентов (покупателей ОУ) адекватным их ожиданиям онлайновым контентом;
- блоги, социальные сети, онлайновое видео, электронные книги, новостные релизы и другие формы онлайнового контента предоставляют возможность вузам обращаться напрямую к потенциальным потребителям ОУ в походящей для них форме;
- Интернет стирает границы между маркетингом, рекламой и PR.
Попытаемся предложить собственную версию структуры клиент-ориентированного контента для сайта вуза.
На главной странице сайта должен быть контент, соответствующий запросам и выгодам целевой аудитории. На основе анализа западных и отечественных сайтов образовательных учреждений можно предложить следующую версию структуры контента для главной страницы сайта вуза:
1. О вузе – все, что
требует Постановление
2. История, руководство, попечительский совет, структура: факультеты, студенческие советы.
3. Новости/анонсы, объявления.
4. Поступающим – абитуриентам и родителям, приемная комиссия: документы и т.п.
5. Студентам – расписание, студенческие советы, НИР, культурная жизнь, КВН, ССЗ, спорт и др.
6. ППС – ссылки на блоги и персональные страницы преподавателей, информация о библиотеке, базам данным, международным базам данных, рейтинги, конкурсы и их результаты в вузе и пр.
7. Наука. Научные исследования – участие в рейтингах и результаты научных исследований и результатов НИОКР, статьи, информация о докторантуре, аспирантура, магистратура, адъюнктуре и пр.
8 Выпускникам – ассоциация выпускников, деятельность в сфере благотворительности, работа попечительского совета, фандрайзинг, спонсорские проекты и т.п. совместные программы.
9. Партнерам – работодатели, кредитные учреждения, СМИ и пр.
10. Контакты – телефоны, адрес, проезд и пр.
Таковы общие и конкретные требования Интернет – маркетинга к структуре построению клиент – ориентированного контента сайта вуза.
Очевидно, что в силу различия самих вузов, вузовские веб-сайты также могут существенно отличаться по своему предназначению и, соответственно, по содержанию. Однако, основываясь на анализе целого ряда сайтов ведущих отечественных и зарубежных вузов, можно прийти к выводу, что основными целями их создания и использования являются:
Отметим, что в последнее время актуальным с точки зрения предназначения сайта становится не только предоставление информации, но и обеспечение интерактивного взаимодействия между вузом (его представителями) и посетителями («горячие линии», вопросы-ответы, форумы, голосования, опросы, и т.п.).
Упомянутая выше целевая аудитория вузовского сайта достаточно разнообразна, и включает в себя потенциальных абитуриентов (и их родителей), студентов, преподавателей и аспирантов (как «собственных», так и из других вузов), представителей вышестоящих органов государственного и муниципального управления, работодателей, выпускников, зарубежных коллег и партнеров (в том числе потенциальных). Определение целевой аудитории (или - ограничение целевой аудитории определенными рамками) чрезвычайно важно на этапе проектирования или модернизации сайта, т.к. функционал сайта, его сервисные возможности зависят от того, например, с какого, в основном, компьютера будут заходить пользователи – с домашнего с платным трафиком и/или невысокой скоростью доступа или с рабочего, какой опыт использования Интернета есть у пользователей, каков уровень образования или интеллектуальных запросов посетителей, и т.п.
Для анализа сайта с точки зрения его соответствия поставленным целям и полноты удовлетворения целевой аудитории можно использовать следующие группы критериев:
Попробуем теперь сформулировать, исходя из приведенного выше состава типовой целевой аудитории вузовского сайта, что из себя может представлять «минимально необходимая» структура официального вузовского сайта, а также – какие расширения или дополнения такой минимальной структуры могут существенно улучшить популярность сайта или его эффективность с точки зрения решения поставленных перед ним задач.
В настоящее время выделяются два основных типа вузовских сайтов.
Сайты первого типа (в основном к ним принадлежат сайты отечественных крупных университетов) состоят из горизонтального крупного и привлекательного заголовка (с логотипом и названием вуза), широкой новостной полосы, вынесенной, как правило, в центральную часть первой страницы (новости могут быть снабжены мини-фотографиями, либо нет), сопровождаемой по краям меню, ориентированными на пользователей целевой аудитории (Абитуриентам, Студентам, Наука, и т.д.), а также типовыми разделами (Общие сведения, Календарь событий, Студенческая жизнь, Библиотека, и т.д.). Пример - новый сайт Уральского госуниверситета www.usu.ru, размещенный на рисунке 4.
Рисунок 4. Пример сайта первого типа
Сайты второго типа содержат
минимальное количество текста на первой
странице, также заголовок (с логотипом
и названием вуза), меню для целевых аудиторий
и типовых разделов, небольшие области,
занятые заголовками основных новостей
и объявлений, либо анонсами основных
событий. Основную же площадь первой страницы
занимает либо постановочное, либо событийное
фото с надписью, отсылающей на один из
разделов сайта либо в новостной раздел.
По такому шаблону в основном строятся
сайты американских университетов. Пример
- сайт MIT www.mit.edu , NC State
Сайты первого и второго типов могут быть как фиксированными по ширине, так и растягиваться на всю ширину экрана.
Сайт второго типа, принадлежащий NC State University, размещен на рисунке 5.
Целенаправленных исследований, позволяющих ответить на вопрос, какая структура сайта вуза является более эффективной с точки зрения целевой аудитории, на сегодняшний день нет. Можно лишь привести в качестве примера тот факт, что после смены дизайна сайта УрАГС (с первого типа на второй) в 2008 году количество уникальных посетителей за небольшой период времени выросло в 1,5 раза (с 400 до 900 в сутки), и стало сопоставимым с количеством посетителей сайтов таких крупных университетов в нашем регионе как Тюменский (900) и Удмуртский (1100).
Рисунок 5. Пример сайта второго типа
Одним из самых прямых способов привлечения и удержания аудитории является наличие и качественное функционирование на сайте виртуальных справочных служб (Горячие линии, Вопросы-Ответы, ВСС Библиотеки). Очень важно при этом соблюдать декларируемые сроки, качество и дружелюбность ответов. Опыт показывает, что такие «горячие линии» гораздо привлекательнее для посетителей, чем ежедневно меняющиеся Опросы и голосования типа «Как Вы считаете, нужно ли посещать лекции?».
В условиях кризиса разделы «Вакансии» - для студентов, для выпускников, и вообще - типичный для зарубежных вузовских сайтов раздел «Работа у нас» должен появиться на всех сайтах.
Вопрос, каков должен быть дизайн вузовского сайта, всегда вызывает многочисленные споры. С одной стороны, это не рекламный сайт нового блокбастера, и многочисленные анимационные меню и не везде уместная флеш-анимация могут стать основной причиной, почему сайт будет вычеркнут из списков посещаемых. С другой стороны, не использовать весь доступный спектр мультимедиа-возможностей современных протоколов также не всегда оправданно. Одним из главных критериев оценки сайта должна стать скорость загрузки страниц, а в случае, когда пользователя все-таки ожидает «тяжелая» страница, или «тяжелый» файл – он должен быть заранее предупрежден об этом. В определенном смысле, любой не HTML-контент должен быть представлен в альтернативном виде. Особой головной болью для веб-мастеров становится быстро растущий зоопарк браузеров и необходимость учета этого факта при проектировании шаблонов. Возможно, еще пару лет можно будет не обращать внимания на существование PDA и смартфонов, однако вряд ли более.
Так, специалисты агентства «Рейтор» рекомендуют, в частности [3]:
«…следует избегать меню с громоздкой навигацией, основанной на Flash, Java и Javascript, которая может заблокировать доступ для роботов-поисковиков. Слишком перегруженные директории или сложные перекрестные ссылки могут также заблокировать работу роботов. Базы данных и часто изменяющиеся страницы могут быть недоступны для некоторых поисковиков, поэтому необходимо использовать директории или статичные страницы как альтернативу или дополнение».
Информация о работе Анализ существующих технологий создания сайтов