Отметим, что в процессе
обучения возможно использовать формы
более активного характера, например:
самостоятельное или
организованное на рабочем месте обучение
новому программному обеспечению, процедурам
и методам ведения профессиональной деятельности
(аудиторских проверок);
публикация профессиональных
трудов, статей;
самостоятельное изучение
профессиональной литературы и обсуждение
на коллоквиумах с сотрудниками возможности
применения полученных знаний в профессиональной
деятельности;
семинары и практикумы
в области аудита.
5. . Единый квалификационный
аттестат по аудиту
Как известно, в России
было четыре аттестата аудитора:
по аудиту страховых
организаций и обществ взаимного страхования;
по аудиту бирж, внебюджетных
фондов и инвестиционных институтов;
по аудиту кредитных
организаций, банковских групп и банковских
холдингов.
Начиная с IV квартала
2009 г. квалификационные экзамены на получение
аттестатов по аудиту страховых организаций
и обществ взаимного страхования и аудиту
бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных
институтов были отменены. Все претенденты
сдавали квалификационный экзамен по
программе общего аудита, в каждый раздел
которой были включены вопросы по отраслевым
особенностям деятельности страховых
организаций и обществ взаимного страхования,
а также бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных
институтов.
Претенденты, успешно
сдавшие квалификационный экзамен, получали аттестат
по общему аудиту, предоставляющий
право осуществлять аудиторскую деятельность
и де-юре, и де-факто только в организациях,
относящихся к области общего аудита.
В страховых организациях, на биржах и
во внебюджетных фондах единый аттестат
давал право осуществлять аудиторскую
деятельность только де-юре. Это обусловлено
тем, что знаний отраслевых особенностей
в объеме, включенном в программу квалификационного
экзамена, было недостаточно для проведения
профессионально грамотного аудита в
страховых организациях, на биржах и во
внебюджетных фондах. Поэтому аудиторы,
желающие специализироваться по аудиту
этих организаций, должны были первоначально
изучить спецкурсы по особенностям правового
регулирования, бухгалтерского учета
и отчетности, налогообложения, финансов
и анализа и аудита страховых организаций
и бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных
институтов. Программы по этим спецкурсам
рассматриваются как программы повышения
квалификации.
Начиная с 1 января
2011 года изложенный порядок получения
единого квалификационного аттестата
аудитора распространяется и на аудит
кредитных организаций, банковских групп
и банковских холдингов. Таким образом,
если претендент, получая единый аттестат
аудитора после 1 января 2011 года, желает
специализироваться по банковскому аудиту,
он должен будет сдать квалификационный
экзамен по программе общего аудита, в
каждом разделе которой будут содержаться
вопросы по особенностям отдельных отраслей
экономики, включая и деятельность кредитных
организаций, а после этого изучить спецкурс
повышения квалификации по аудиту в кредитных
организациях.
Вряд ли надо объяснять,
что за овладение этими программами повышения
квалификации, которые де-факто дают специалисту
право осуществлять аудит в особых отраслях
экономики, аудитор несет повышенную личную
ответственность, поскольку практически
имеет место получение аудитором принципиально
новых знаний и тем самым расширение сферы
его деятельности.
Заметим, что в международных
стандартах образования профессиональных
бухгалтеров и аудиторов настойчиво повторяется,
что, если возникает необходимость проведения
аудита у аудируемого лица, находящегося
в особых условиях хозяйствования, аудитор
обязан изучить эти условия и несет личную
ответственность за наличие у него этих
знаний. Более того, всегда подчеркивается,
что наряду с аудитором эту ответственность
несут и аудиторская фирма, и соответствующая
профессиональная организация аудиторов,
т.е. предполагается солидарная ответственность.
В России применение
единого квалификационного аттестата
аудитора только начинается, поэтому важно,
чтобы процесс получения необходимых
дополнительных знаний и проверка умения
использовать их в практической деятельности
проходили под контролем учебных отделов
СОА.
Поскольку с 1 января
2011 года вступили в силу части 1 – 8 статьи
11 Закона № 307-ФЗ о выдаче единого квалификационного
аттестата аудитора, считаем необходимым
обратить внимание на следующие разъяснения
Департамента регулирования государственного
финансового контроля, аудиторской деятельности,
бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.
С 1 января 2011 г. участвовать
в аудиторской деятельности (осуществлять
аудиторскую деятельность) вправе исключительно
лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых
организаций аудиторов и имеющее действительный
квалификационный аттестат аудитора,
выданный Минфином России до 1 января 2011
г. либо выданный в порядке, установленном
частями 1-8 статьи 11 и частью 4 статьи 23
Федерального закона «Об аудиторской
деятельности», с 1 января 2011 г.
Действительные квалификационные
аттестаты аудитора, выданные до 1 января
2011 г., не подлежат обмену после 1 января
2011 г. Лица, имеющие указанные квалификационные
аттестаты, не обязаны проходить какое-либо
переобучение и (или) пересдачу квалификационного
экзамена.
Лицо, являющееся членом
одной из саморегулируемых организаций
аудиторов и имеющее действительный квалификационный
аттестат аудитора, выданный до 1 января
2011 г., вправе участвовать в аудиторской
деятельности (осуществлять аудиторскую
деятельность):
с 1 января 2011 г. до 1
января 2012 г. - в соответствии с типом имеющегося
у него квалификационного аттестата аудитора;
с 1 января 2012 г. - в соответствии
с типом имеющегося у него квалификационного
аттестата аудитора, за исключением участия
в аудиторской деятельности (осуществления
аудиторской деятельности), предусмотренной
частью 3 статьи 5 Федерального закона
«Об аудиторской деятельности».
Если названные лица
пожелают после 1 января 2011 г. участвовать
в аудиторской деятельности (осуществлять
аудиторскую деятельность) без ограничения
типом имеющегося у них квалификационного
аттестата аудитора, а с 1 января 2012 г. также
в аудиторской деятельности, предусмотренной
частью 3 статьи 5 Федерального закона
«Об аудиторской деятельности», то они
должны сдать (до 1 января 2013 г.) квалификационный
экзамен в упрощенном порядке (см. приказ
Минфина России от 30 сентября 2009 г. № 118н)
либо (после 1 января 2011 г.) квалификационный
экзамен в общем порядке, установленном
статьей 11 Федерального закона «Об аудиторской
деятельности» .
6. Упрощенный порядок
сдачи экзамена по аудиту
Упрощенный порядок сдачи
квалификационного экзамена применяется
в связи с тем, что профессиональные знания
и навыки аудиторов проверялись при первоначальной
сдаче квалификационного экзамена и что
они уже имеют опыт работы в качестве аудитора.
Цель упрощенного экзамена – проверка
знаний претендента в отраслевых областях,
в которых он не имеет опыта работы. Так,
на упрощенном экзамене будут проверяться
следующие области знаний:
Бухгалтерский учет
и отчетность в банковской сфере (включая
МСФО);
Бухгалтерский учет
и отчетность в небанковской сфере (включая
МСФО);
Аудит (в части профессиональной
этики, контроля качества аудиторской
деятельности, противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма, противодействия
коррупции в ходе аудиторской деятельности).
В марте 2011 года состоялся
первый квалификационный экзамен на получение
единого квалификационного аттестата
аудитора в упрощенном порядке, проведенный
ЕАК.
Информация для претендентов,
желающих сдавать квалификационный экзамен
в упрощенном порядке, представлена и
регулярно обновляется на сайте ЕАК, а
также на сайтах УМЦ, аккредитованных
при СОА.
7.Заключение
Аттестация осуществляется в форме квалификационного
экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный
экзамен, выдается квалификационный аттестат
аудитора без ограничения срока его действия.
Порядок аттестации на право осуществления
аудиторской деятельности, формирования
аттестационных комиссий и размер платы
за проведение аттестации утверждаются
Минфином России, а порядок получения
лицензий на осуществление аудиторской
деятельности устанавливается Правительством
РФ. Организация проведения аттестации
и лицензирования аудиторской деятельности
возлагается на Министерство финансов
РФ.
Высокий уровень профессионализма аудиторов
- залог того, что проведение аудиторских
проверок и оказание иных аудиторских
услуг будет осуществлено на самом высоком
уровне.
Именно поэтому государство в лице органов,
на которые возложено регулирование аудиторской
деятельности в Российской Федерации,
предъявляет достаточно высокие требования
к лицам, как только изъявляющим желание
заниматься аудиторской деятельностью,
так и уже имеющим статус аудитора, получившим
квалификационный аттестат аудитора в
установленном порядке.
Использованная литература
Румак Е.Х.Аудит - издательство
ИВЭСЭП 2012г.
Ерофеева В.А. Аудит – издательство
ИВЭСЭП 2013г.