Система профессиональной подготовки аудиторов в России
Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 21:09, контрольная работа
Краткое описание
Система образования аудиторов, созданная на этапе становления аудита в России и позволившая сформировать действующий институт аудиторов, строилась на сочетании двух основных принципов – централизации и децентрализации. Централизованная составляющая системы образования выражалась в том, что ключевые вопросы учебного процесса решались уполномоченным федеральным органом – Минфином России. Так, Совет по аудиторской деятельности при Минфине России и его комиссии разрабатывали, в частности: • единые программы квалификационных экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора и единые программы повышения квалификации аудиторов, которые утверждались Минфином России; • методические материалы для проведения квалификационных экзаменов.
Оглавление
.Введение………………………………………………………………….……...3 2. Предквалификационное образование по аудиту…………………………….5 3. Квалификационный экзамен по аудиту………………………………………7 4.Повышение квалификации аудитора……………………….………….….…..9 5. Единый квалификационный аттестат по аудиту ………….…………..……11 6. Упрощенный порядок сдачи экзамена по аудиту ………………………….14 7.Заключение…………………………………………………………....……….16 Список используемой литературы……………………………………..….……17
5. Единый квалификационный аттестат по аудиту ………….…………..……11
6. Упрощенный порядок сдачи экзамена по аудиту ………………………….14
7.Заключение…………………………………………………………....……….16
Список используемой литературы……………………………………..….……17
1.Введение
Система образования
аудиторов, созданная на этапе становления
аудита в России и позволившая сформировать
действующий институт аудиторов, строилась
на сочетании двух основных принципов
– централизации и децентрализации. Централизованная
составляющая системы образования
выражалась в том, что ключевые вопросы
учебного процесса решались уполномоченным
федеральным органом – Минфином России.
Так, Совет по аудиторской деятельности
при Минфине России и его комиссии разрабатывали,
в частности:
единые программы квалификационных
экзаменов претендентов на получение
квалификационного аттестата аудитора
и единые программы повышения квалификации
аудиторов, которые утверждались Минфином
России;
методические материалы
для проведения квалификационных экзаменов.
Децентрализованная составляющая учитывала размеры
России. В связи с этим процесс обучения
осуществляла сеть учебно-методических
центров (УМЦ), которые создавались, как
правило, при высших учебных заведениях
страны в различных регионах по установленным
Минфином России правилам и аккредитовывались
при нем.
В результате в стране
сложилась единая система специализированных
учебных заведений с постоянным составом
квалифицированных кадров, умеющих владеть
аудиторией профессионалов, быть им необходимой,
давать новые знания, обсуждать и разъяснять
сложные ситуации и тем самым помогать
аудиторам формировать свое профессиональное
суждение. Сегодня УМЦ как образовательные
учреждения нового типа охватывают всю
страну и предоставляют потенциальным
слушателям возможность выбирать конкретный
Центр с учетом тематики, качества и стоимости
образовательных услуг, а также территориальной
доступности.
Однако в последние
годы из-за быстрого роста числа аудиторов
и, как следствие, учреждений обучения,
контроль за обучением аудиторов и за
работой этих учреждений из одного центра
стал затруднителен. Об этом, в частности,
шла речь на заседаниях Совета по аудиторской
деятельности при Минфине России и при
обсуждении результатов обучения аудиторов
за 2007 и 2008 гг. Указывались следующие недостатки:
слабый контроль за
посещением лекций и семинаров, а также
за усвоением материала слушателями;
наличие ситуаций,
когда лектор не мог провести содержательную,
легко воспринимаемую лекцию, четко ответить
на вопросы аудитории; недостаточная доля
вопросов, касающихся именно аудиторской
деятельности, в тематике лекций и семинаров.
С принятием Федерального
закона от 30.12.08 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской
деятельности» в аудиторской среде была
создана новая структура – саморегулируемая
организация аудиторов (СОА), наделенная
полномочиями в области организации и
контроля за аудиторской деятельностью,
в том числе и в области обучения аудиторов.
Так, СОА:
разрабатывает и утверждает
программы повышения квалификации аудиторов;
организует предквалификационное
обучение лиц, желающих заниматься аудиторской
деятельностью;
осуществляет регулярные
проверки качества проведения повышения
квалификации.
Благодаря этому стало
возможным повышение контроля как за аудиторами,
так и за деятельностью учебных центров.
На первых совместных
совещаниях СОА были согласованы единые
критерии аккредитации УМЦ для обучения
и повышения квалификации аудиторов. УМЦ
могут быть аккредитованы при нескольких
СОА.
УМЦ решает следующие
задачи:
проводит курсы повышения
квалификации аудиторов по программам,
утвержденным СОА;
самостоятельно формирует
группы аудиторов для этих курсов;
создает условия, необходимые
для эффективного проведения курсов повышения
квалификации;
ведет журнал установленного
образца для контроля за проведением курсов;
принимает решение
о выдаче и выдает аудиторам документы
о прохождении курсов;
направляет в СОА по итогам месяца отчет о проведении повышения квалификации;
ежегодно направляет
в СОА отчет о деятельности УМЦ за прошедший год.
Заметим, что аудитор
может повышать свою квалификацию в любой
образовательной организации, внесенной
в реестр СОА, членом которой он является,
и выбирать для обучения любую из программ
повышения квалификации, утвержденных
СОА.
2. Предквалификационное
образование по аудиту
Лица, желающие заниматься
аудиторской деятельностью, должны пройти
предквалификационное образование. Законом
№ 307-ФЗ внесены два принципиальных новшества,
которые нужно иметь ввиду как претендентам,
так и СОА, которым предоставляется право
организовывать профессиональное обучение
лиц, желающих заниматься аудиторской
деятельностью.
Во-первых, к квалификационному
экзамену допускается претендент, имеющий высшее
образование, независимо от его профиля (часть
третья ст. 11 Закона № 307-ФЗ). Как следствие,
возникает необходимость установить,
в какой мере содержание высшего образования
претендента помогает ему при изучении
учебного материала по Программе квалификационных
экзаменов на получение квалификационного
аттестата аудитора (далее – Программа),
основу которой составляет блок учетно-аудиторско-финансовых
дисциплин. Так, претендентам, не имеющим
высшего экономического образования,
придется в предквалификационный период
обучения получить знания по основам учетных,
аудиторских и финансовых дисциплин. В
связи с этим в период предквалификацинного
образования (причем на первой ступени
предквалификационного образования) следует
решить дополнительную задачу – привести
начальный уровень образования претендентов
в соответствие с Программой.
Таким образом, предквалификационное
обучение должно будет включать две ступени:
приведение начального
уровня высшего образования претендента
в соответствие с содержанием Программы;
получение знаний и
навыков, необходимых для сдачи квалификационных
экзаменов на получение квалификационного
аттестата аудитора.
Во-вторых, предъявляются
новые требования к профессиональному
стажу претендента. Согласно части
первой ст. 11 Закона № 307-ФЗ квалификационный
аттестат аудитора выдается при условии,
что лицо, претендующее на его получение,
имеет ко дню объявления результатов квалификационного
экзамена стаж работы, связанной с осуществлением
аудиторской деятельности либо ведением
бухгалтерского учета и составлением
бухгалтерской (финансовой) отчетности,
не менее трех лет. Не менее двух лет из
последних трех лет указанного стажа работы
должны приходиться на работу в аудиторской
организации.
3.Квалификационный
экзамен по аудиту
В Законе № 307-ФЗ определены
следующие принципиальные положения проведения
квалификационного экзамена:
установление уполномоченным
федеральным органом порядка проведения
квалификационного экзамена претендента,
предусматривающего в том числе непосредственное
участие претендента в квалификационном
экзамене; круг вопросов, предлагаемых
претенденту, а также способа определения
результатов экзамена (часть вторая ст.
11);
создание совместно
всеми СОА единой аттестационной комиссии в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом (часть четвертая ст. 11);
предоставление СОА права организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью (часть шестая ст. 17).
Как видно из приведенных
положений, Закон № 307-ФЗ прямо не определяет
порядок разработки Программы. Однако,
поскольку квалификационный экзамен должна
проводить Единая
аттестационная комиссия (ЕАК), а круг
вопросов, предлагаемых претенденту, устанавливается
уполномоченным федеральным органом,
можно предположить, что единую Программу
разрабатывает и утверждает уполномоченный
федеральный орган. Тем более, что
в марте 2010 г. Совет по аудиторской деятельности
при Минфине России рассмотрел и утвердил
список областей знаний, из которых будет
составляться перечень вопросов, предлагаемых
претендентам на квалификационном экзамене.
Таким образом, содержание
квалификационного экзамена, а следовательно,
и Программы определяет, как это и было
на этапе становления сообщества аудиторов,
уполномоченный федеральный орган.
Закон № 307-ФЗ обходит
молчанием также вопрос о том, кто должен
учить аудитора (претендента) в системе
профессионального образования. Представляется,
что с методических позиций нельзя разрывать
процессы предквалификационного образования
и повышения квалификации аудитора; целесообразно,
чтобы обе стадии профессионального обучения
аудитора осуществляло одно образовательное
учреждение – УМЦ.
До 1 января 2011 г. вопрос
о приведении начального уровня высшего
образования претендента в соответствие
с содержанием Программы не стоял так
остро. Одним из критериев допуска претендента
к квалификационным экзаменам было наличие
высшего экономического и (или) юридического
образования. В условиях действия Закона
№ 307-ФЗ к квалификационному экзамену
допускается претендент, получивший высшее
образование в имеющем государственную
аккредитацию образовательном учреждении
высшего профессионального образования.
Поскольку Закон № 307-ФЗ (часть шестая
ст. 17) предоставляет СОА право организовывать
профессиональное обучение лиц, желающих
заниматься аудиторской деятельностью,
логично высказать предположение, что
приведение начального уровня высшего
образования претендента в соответствии
с содержанием Программы должно также
быть организовано СОА.
4. Повышение квалификации аудитора
Закон № 307-ФЗ содержит
следующие принципиальные положения прохождения
аудиторами обучения по программам повышения
квалификации:
аудитор обязан в течение
каждого календарного года начиная с года,
следующего за годом получения квалификационного
аттестата аудитора, проходить обучение
по программам повышения квалификации,
утверждаемым СОА, членом которой он является;
минимальная продолжительность
обучения устанавливается СОА для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года и не менее 20 часов в каждый год (часть девятая ст. 11);
СОА организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации (часть пятая ст. 17), разрабатывает и утверждает программы повышения квалификации для членов своего СОА.
Таким образом, СОА
имеет возможность, во-первых, учитывать
при разработке программ повышения квалификации
отраслевые особенности, в условиях которых
работают аудируемые предприятия, и, во-вторых,
выбирать конкретные формы обучения. Кроме
того, СОА – это та структура на рынке
аудиторских услуг, которая реально может
обеспечить контроль и за повышением квалификации
аудиторов, и за качеством образовательных
услуг, предоставляемых аудиторам. Следовательно,
в условиях действия Закона № 307-ФЗ созданы
предпосылки, в значительной мере позволяющие
устранить недостатки в организации обучения
аудиторов, допущенные в 2007–2008 гг.
Задача сформировать
единую позицию СОА по вопросам регулирования
их деятельности потребовала создания
координационного центра – Национального
совета по аудиторской деятельности (далее
– Совет). В числе задач Совета – составление
базового перечня программ для обучения
и повышения квалификации аудиторов. При
этом, обеспечивая единство знаний аудиторов
по базовым вопросам, СОА, использует свое
назначение и возможности для разработки
программ, отражающих особые условия и
отраслевую специфику проведения аудита
в конкретном СОА. Значительное место
в этих программах должно быть отведено
методикам аудиторских проверок, которые
в прошлые периоды фактически не были
представлены в системе повышения квалификации.
Закон №307-ФЗ определяет
обязательный минимальный срок обучения
по повышению квалификации в среднем 40
часов в год, предоставляя одновременно
СОА право устанавливать для аудиторов
– членов данного СОА индивидуальный
минимальный срок повышения квалификации.
Представляется, что 40 часов в год – это
не обременительный для аудитора срок,
а если есть в СОА необходимость повышать
квалификацию аудиторов в связи с особыми
условиями и отраслевой спецификой, обменом
опыта по методике аудиторских проверок
и т.п., то это обучение должно проводиться
в установленный СОА дополнительный срок
обучения.