Претензионный порядок урегулирования споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:11, контрольная работа

Краткое описание

При взаимодействии хозяйствующих субъектов между собой и с физическими лицами могут возникать ситуации, когда права одного из участников нарушены. В этом случае тот, чьи права нарушены, имеет право на судебную защиту своих прав и законных интересов. В большинстве случаев истец обязан подать досудебную претензию. Это необходимо для того, чтобы избежать потери времени и средств на осуществление судебных действий, так как судебные тяжбы, зачастую, длительный и трудоемкий процесс. Для того чтобы избежать потери времени и средств существует претензионный порядок урегулирования споров.

Файлы: 1 файл

Претензионный порядок урегулирования споров.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Челябинский филиал

КАФЕДРА ПРАВА

                                     

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Хозяйственное право»

 

Тема «Претензионный порядок урегулирования споров»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

                      

 

 

Челябинск – 2012

Введение

 

При взаимодействии хозяйствующих  субъектов между собой и с  физическими лицами могут возникать ситуации, когда права одного из участников нарушены. В этом случае тот, чьи права нарушены, имеет право на судебную защиту своих прав и законных интересов. В большинстве случаев истец обязан подать досудебную претензию. Это необходимо для того, чтобы избежать потери времени и средств на осуществление судебных действий, так как судебные тяжбы, зачастую, длительный и трудоемкий процесс. Для того чтобы избежать потери времени и средств существует претензионный порядок урегулирования споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Претензионный порядок урегулирования споров.

 

Претензионное обращение является разновидностью досудебного порядка урегулирования споров. При претензионном порядке урегулирования споров кредитор в силу закона или договора обязан предъявить к должнику требование (претензию) об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник - дать на нее ответ в установленный срок. Указанное требование облекается в форму претензии, то есть письменного документа. В претензии могут содержаться, например, требования об изменении или расторжении договора, исполнении предусмотренных им основных обязательств должника, о возмещении убытков, уплате неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, применении иных мер гражданско-правовой ответственности. При полном или частичном отказе должника от удовлетворения претензии или неполучении от него ответа в установленный срок кредитор вправе предъявить иск.

В настоящее время претензионный порядок урегулирования споров регламентируется условиями договора или нормами федерального закона (подзаконного правового акта при условии прямого указания об этом в федеральном законе). Это связано, в частности, с необходимостью расширения возможностей судебной защиты гражданских прав, а также с тем, что указанный порядок в значительной степени определяется спецификой конкретного обязательства, из которого возникают соответствующие споры. Поэтому сегодня отсутствует единообразное правового регулирования претензионного порядка разрешения споров. В прежние годы большинство споров разрешалось с обязательным использованием досудебного (претензионного) порядка, поскольку советский законодатель исходил, прежде всего, из необходимости освободить суды, органы государственного и ведомственного арбитража от рассмотрения споров, которые могли быть разрешены без участия судебных органов. Судебная защита гражданских прав не являлась приоритетной. В республиках бывшего Союза ССР претензионный порядок урегулирования споров был установлен постановлением Совета Министров СССР от 17.10.1973 г. N 758 "Об утверждении Положения о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам", которое применялось с изменениями и дополнениями, внесенными в него постановлением от 26.09.1990 г. В дальнейшем, указанные отношения регламентировались Положением о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.06.1992 г. N 3116-1, которое определяло претензионный порядок урегулирования экономических споров и споров в сфере управления между предприятиями, учреждениями, организациями, органами государственной власти и управления, гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей.

С 01.07.1995 г., когда вступил в силу АПК РФ 1995 г., досудебный (в т.ч. претензионный) порядок урегулирования споров стал обязательным лишь для указанных в этом кодексе случаев, которые в настоящее время воспроизведены в новых АПК РФ и ГПК РФ.

После введения в действие АПК РФ 1995 г. наметилась тенденция к отказу многих участников договорных отношений от использования претензионного порядка урегулирования споров в тех случаях, когда этот порядок не являлся обязательным в силу требований федеральных законов. В связи с этим возросло количество споров, передаваемых на рассмотрение в суды и арбитражные суды. Это, в свою очередь, не могло не отразиться на оперативности, полноте и качестве судебных решений.

 

 

 

 

 

Регламентация претензионного порядка в договоре.

 

Установление в договоре претензионного порядка урегулирования споров и его использование весьма целесообразны. Дело в том, что судебная процедура разрешения споров достаточно длительна и связана с дополнительными материальными затратами истца, например, на оплату государственной пошлины. При этом предъявление претензии нередко имеет превентивное значение, побуждает должника к надлежащему исполнению лежащей на нем обязанности без обращения в суд. В этом случае часть, а нередко и все возникшие разногласия удается разрешить быстрее и дешевле, чем в судебном процессе. Поэтому можно рекомендовать предусматривать в договорах условия, вводящие претензионный порядок урегулирования споров, которые могут возникнуть в отношениях сторон. При этом необходимо помнить, что если указанный порядок установлен договором, то он должен быть обязательно реализован. В противном случае обращение в суд или арбитражный суд с иском не повлечет рассмотрения исковых требований в судебном процессе.

Претензия предъявляется  в письменной форме и подписывается  руководителем или заместителем руководителя организации, гражданином-предпринимателем.

В претензии указываются:

- требования заявителя (четко сформулированные требования)

- сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке. При этом сумма претензии может состоять из суммы основного долга (например, стоимости поставленной, но не оплаченной партии товара) и сумм, отражающих денежную оценку мер имущественной ответственности должника (например, неустойки в виде пеней или штрафа, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, обязанности возместить причиненные убытки в определенном размере). Расчет претензионной суммы может содержаться в тексте самой претензии. В случаях, когда расчет является сложным и значительным по объему, он оформляется в виде самостоятельного документа, являющегося приложением к претензии;

-обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующее законодательство;

-перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств. К претензии в случаях, прямо предусмотренных законодательством, прилагаются подлинные документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования, а в остальных случаях - надлежаще заверенные копии этих документов либо выписки из них (если эти документы отсутствуют у другой стороны);

-иные сведения, необходимые для урегулирования спора.

Претензия отправляется заказным или  ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправления, либо вручается под расписку. Зафиксировать факт направления претензии особенно важно, поскольку если претензионный порядок урегулирования спора предусмотрен законом или договором, в случае последующего обращения к судебной процедуре разрешения спора к исковому заявлению будет необходимо приложить доказательства соблюдения истцом претензионного порядка. При этом соблюдением указанного порядка признается, в частности, не рассмотрение претензии в установленный срок и отказ в ее удовлетворении (полный или частичный). На практике имеют место случаи, когда ответчики, отвергая исковые требования, ссылаются на не рассмотрение ими претензии. Между тем суды исходят из того, что оставление претензии истца без рассмотрения не может служить основанием для признания претензионного порядка урегулирования спора не соблюденным. Доказательствами соблюдения истцом претензионного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий факт ее направления (вручения) ответчику. Независимо от того, была ли претензия фактически получена адресатом, досудебный порядок будет считаться соблюденным. В исковом заявлении необходимо привести сведения о не рассмотрении спора другой стороной, неполучении ответа на претензию в установленный срок, полном или частичном отказе в удовлетворении претензии.

Документами, подтверждающими  направление претензии, могут являться, почтовая квитанция об отправке заказного (ценного) письма с описью вложения, уведомление о вручении такого письма, подлинный экземпляр претензии с отметкой (входящим номером, датой, печатью и подписью должностного лица) адресата о получении претензии и приложенных к ней документов.

Претензия рассматривается  в течение 30 дней со дня получения, если иной срок не установлен соглашением  сторон, международными договорами, а  также контрактами с иностранными фирмами - по требованиям заказчиков и поставщиков товаров для экспорта, заказчиков и грузополучателей импортных товаров, организаций, выполняющих заказы на импорт. Если к претензии не приложены документы, необходимые для ее рассмотрения, то они запрашиваются у заявителя претензии с указанием срока представления. При неполучении затребованных документов к указанному сроку претензия рассматривается на основании имеющихся документов. Организация, гражданин-предприниматель, получившие претензию, обязаны сообщить заявителю о результатах рассмотрения претензии в указанный выше срок.

Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается  руководителем или заместителем руководителя организации, гражданином-предпринимателем. В ответе на претензию указываются:

-при полном или частичном удовлетворении претензии - признанная сумма;

-номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке;

-при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии - мотивы отказа со ссылкой на соответствующее законодательство и доказательства, обосновывающие отказ;

-перечень прилагаемых к ответу на претензию документов, других доказательств.

Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправления ответа на претензию, либо вручается под расписку.

Если иное не установлено  федеральным законом, то в договоре целесообразно урегулировать отношения  сторон для случая, когда в ответе должника о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы и к ответу не прилагается поручение банку с отметкой об исполнении (принятии к исполнению). Можно, например, установить правило о том, что заявитель претензии вправе по истечении определенного количества дней после получения ответа предъявить в банк инкассовое поручение на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы с начислением в случаях, установленных законодательством или договором, пеней за просрочку платежа. К поручению прилагается ответ должника.

В случае полного или  частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения в  срок ответа на претензию заявитель  вправе заявить уже не претензионные, а исковые требования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законодательная регламентация претензионного порядка.

Выше я кратко охарактеризовал возможности установления и реализации претензионного порядка урегулирования споров сторонами соответствующих гражданско-правовых договоров. Соответствующими положениями можно руководствоваться, если федеральными законами или принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными правовыми актами не предусмотрены иные правила. В таких случаях правовая регламентация осуществляется при помощи главным образом императивных норм, которые не могут быть изменены соглашением сторон. Под федеральными законами, которыми предусмотрен претензионный порядок урегулирования споров, прежде всего, следует понимать ГК РФ, устанавливающий обязательность предъявления претензии к перевозчику до предъявления к нему иска, вытекающего из перевозки груза (ст. 797). К таким законам относятся также транспортные уставы и кодексы, а также законы, регулирующие отношения, возникающие главным образом в сфере транспорта и связи. Например, при морских перевозках, согласно ст. 403 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. до предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии. Претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.

Порядок предъявления претензии  определен в ст. 405 Кодекса торгового  мореплавания РФ. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате или о повреждении груза кроме перевозочных документов должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза. Перевозочные документы предъявляются в подлиннике. Перевозчик имеет право в двухнедельный срок после получения претензии возвратить ее без рассмотрения, если к претензии не приложены названные выше документы. Если перевозчик в указанный срок не возвратит заявителю не надлежаще оформленную претензию, то она считается принятой к рассмотрению.

На внутреннем водном транспорте до предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику (ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 г.). Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения. К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии. К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или о повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

Существуют и другие случаи, когда досудебный порядок  урегулирования спора может быть применен в силу федерального закона. Например, согласно ст. 12 ФЗ от 30.06.2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности", до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

 

Заключение.

На мой взгляд, претензионный  порядок урегулирования споров необходимо использовать до обращения в суд с целью:

    1. Известить ответчика о допущенных нарушениях;
    2. Сэкономить средства и время;
    3. Освободить суды от рассмотрения дел, которые могут быть рассмотрены без их участия.

 

 

Информация о работе Претензионный порядок урегулирования споров