Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 00:15, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правового регулирования качества продукции, работ и услуг. Среди основных задач, можно выделить следующие: определить понятие качества продукции и его правовое значение; рассмотреть переход от стандартизации к техническому регулированию; проанализировать правовое регулирование сертификации продукции и услуг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика правового регулирования качества
1.1 Предмет правового регулирования………………………….. 4
1.2. Характер правового регулирования качества………………. 6
2. Стандартизация
2.1. Понятие стандартизации и нормативные документы по
стандартизации……………………………………………….. 8
2.2. Государственное управление стандартизацией……………. 11
Заключение……………………………………………………….. 13
Библиографический список……………………………………… 14

Файлы: 1 файл

Содержание хоз.право.docx

— 26.11 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………… 3

1. Общая характеристика правового регулирования качества

1.1 Предмет правового регулирования…………………………..  4

1.2. Характер правового  регулирования качества………………. 6

2. Стандартизация

2.1. Понятие стандартизации и нормативные документы по

       стандартизации………………………………………………..  8

2.2. Государственное управление  стандартизацией……………. 11

Заключение………………………………………………………..  13

Библиографический список……………………………………… 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Качество - понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения  творческого потенциала и практического  опыта многих специалистов.

Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных  органов управления, руководителей  и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции - важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного  производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством  продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая  наука и практика сформировали общие  признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться  в каждой из них.

Целью данной работы является изучение правового регулирования  качества продукции, работ и услуг. Среди основных задач, можно выделить следующие: определить понятие качества продукции и его правовое значение; рассмотреть переход от стандартизации к техническому регулированию; проанализировать правовое регулирование сертификации продукции и услуг.

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика правового регулирования качества

1.1 Предмет правового регулирования

 

Качество — совокупность свойств уже изготовленной конкретной продукции, произведенных работ, оказанных  услуг.

Правовая категория качества означает степень соответствия свойств  продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом-  обязательным требованиям, установленным государственными стандартами.

Правовое регулирование  качества не означает непосредственного  воздействия на объекты материального  мира (вещи и их свойства), так как  право регулирует общественные отношения  между людьми и через их поведение  воздействует на объекты материального  мира. Следовательно, правовое регулирование  качества означает правовое регулирование  отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ и услуг; деятельность лиц (органов власти, изготовителей, продавцов, исполнителей, потребителей), связанную с установлением и  соблюдением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество.

Отношения по поводу определения  требований к качеству регулируются нормами разных отраслей права: гражданского, трудового, административного.

В условиях рыночной экономики  главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который  экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара, снижать затраты на производство и соответственно цены. Воздействие  на экономику с помощью интереса является более существенным, нежели административные методы управления экономикой.

Либерализация рыночной экономики  непосредственно затронула и  такой ее аспект, как определение  требований к качеству продукции, работ  и услуг. Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных  стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в  настоящее время на первое место  в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел  договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Характер правового регулирования качества

 

Правовое регулирование качества в современных условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4 ст.421 ГК). В этих случаях договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК).

Проиллюстрируем это на примере  специальных норм ГК. Так, в соответствии с п.1 ст.469 ГК продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует  договору купли-продажи. В то же время  в п. 4 той же статьи отмечается, что  если в установленном законом  порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом  и покупателем может быть передан  товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению  с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.

Такого же рода правила  содержатся в ст.721 ГК, регулирующей качество работы. Здесь также за основу принимаются условия договора, а исключение составляют случаи, когда  в роли подрядчика выступает предприниматель, и законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке  предусмотрены обязательные для  него требования к качеству выполняемой  работы. Подрядчик может принять  на себя по договору обязанность выполнить  работу, отвечающую требованиям к  качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями.

Если ни в нормативно-правовом порядке, ни в договоре условия о  качестве не определены, продукция, работы и услуги должны соответствовать  обычно предъявляемым требованиям  к такого рода продукции, работам  и услугам, и быть пригодными для  целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность  покупателем, заказчиком (ст.469, 721 ГК).

Принцип свободы договора при определении требований к  качеству продукции, работ, услуг претерпевает ограничения в целях обеспечения  публичных интересов и, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения  закреплены специальным законодательством  о качестве: Законом РФ от 10 июня 1993 г. “О стандартизации”;' Законом  РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обеспечении  единства измерений”;2Законом РФ от 10 июня 1993 г. “О сертификации продукции  и услуг”;3Федеральным законом  РФ от 9 января 1996 г. “О внесении изменений  и дополнений в Закон РФ "О  защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”,4рядом  подзаконных нормативных актов, в том числе постановлением Правительства  РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 “Об организации  работ по стандартизации, обеспечению  единства измерений, сертификации продукции  и услуг”5и множеством постановлений  и приказов Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и  сертификации (Госстандарта России).

 

 

 

 

 

 

 

2. Стандартизация

2.1. Понятие стандартизации и нормативные документы по стандартизации

 

Стандартизация — это  деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и  услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технологической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологий; единства измерений; экономии ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Законодательство о стандартизации определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства  посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

К нормативным документам по стандартизации относятся: государственные  стандарты (ГОСТы); применяемые в  установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы  и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической  информации; стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий (СТП); стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

ГОСТы разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие  межотраслевое значение. ГОСТы и  общероссийские классификаторы технико-экономической  информации принимает Госстандарт  России, а в области строительства  и промышленности строительных материалов — Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике. Названные органы исполнительной власти определяют содержание требований ГОСТов, области их распространения, сферы  их действия и даты их введения. Государственные стандарты вводятся в действие после их государственной регистрации в Госстандарте России.

Требования, содержащиеся в  ГОСТах, подразделяются на обязательные и рекомендательные. Обязательными  для соблюдения органами исполнительной власти и субъектами хозяйственной  деятельности являются требования, устанавливаемые  госстандартами для обеспечения  безопасности продукции, работ и  услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения  технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные  законодательством РФ. Соответствие продукции и услуг обязательным требованиям госстандартов определяется в порядке, установленном законодательством  РФ об обязательной сертификации продукции  и услуг.

Все остальные требования госстандартов к продукции, работам  и услугам являются рекомендательными. Стороны могут их изменить при  заключении договора. Рекомендательные требования подлежат обязательному  соблюдению субъектами хозяйственной  деятельности, если в договоре сделана  ссылка на соответствующий Госстандарт  либо об этом указывается в технической  документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или  услуг. При этом соответствие продукции  и услуг этим требованиям госстандартов  может определяться в порядке, установленном  законодательством РФ о добровольной сертификации продукции и услуг.

ГОСТы разрабатываются и принимаются органами исполнительной власти в пределах их компетенции на продукцию, работы и услуги определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение. Порядок разработки, принятия, учетной регистрации, применения, контроля за соблюдением обязательных требований, изменения и отмены стандартов отраслей устанавливается госстандартами. Стандарты отраслей не должны нарушать обязательных требований госстандартов.

СТП разрабатываются и  утверждаются субъектами хозяйственной  деятельности самостоятельно. Порядок  разработки, утверждения, учета, изменения  и отмены СТП устанавливается  субъектом хозяйственной деятельности самостоятельно. Являясь локальными нормами, они также не должны нарушать обязательных требований, установленных  ГОСТами и ОСТами. Требования стандартов предприятий относятся к продукции  внутрихозяйственного применения, но они подлежат обязательному соблюдению также другими субъектами хозяйственной  деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг  сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются и  принимаются ими для динамичного  распространения и использования  полученных в различных областях знаний результатов исследований и  разработок. Необходимость применения этих стандартов субъектами хозяйственной  деятельности определяется самостоятельно.

Нормативные документы по стандартизации должны применяться  органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях  разработки, подготовки продукции к  производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования  и утилизации, при выполнении работ  и оказании услуг, при разработке технической документации.

Большую роль в упорядочении нормативных документов по стандартизации играет ее централизованная государственная  регистрация и хранение, осуществляемое Федеральным фондом государственных  стандартов, который создается и  ведется Госстандартом России.

 

 

2.2. Государственное управление стандартизацией

 

Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Госстандарт России. В соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994г. №825,6Госстандарт России является федеральным органом исполнительной власти, который формирует и реализует  государственную политику в области  стандартизации, осуществляет государственный  контроль и надзор за соблюдением  обязательных требований государственных  стандартов, участвует в работах  по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку кадров в области стандартизации, устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций на территории РФ.

Другие государственные  органы участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции. При этом Госстандарт России координирует их деятельность.

Информация о работе Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг