Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 00:15, контрольная работа
Целью данной работы является изучение правового регулирования качества продукции, работ и услуг. Среди основных задач, можно выделить следующие: определить понятие качества продукции и его правовое значение; рассмотреть переход от стандартизации к техническому регулированию; проанализировать правовое регулирование сертификации продукции и услуг.
Введение…………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика правового регулирования качества
1.1 Предмет правового регулирования………………………….. 4
1.2. Характер правового регулирования качества………………. 6
2. Стандартизация
2.1. Понятие стандартизации и нормативные документы по
стандартизации……………………………………………….. 8
2.2. Государственное управление стандартизацией……………. 11
Заключение……………………………………………………….. 13
Библиографический список……………………………………… 14
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика правового регулирования качества
1.1 Предмет правового
1.2. Характер правового регулирования качества………………. 6
2. Стандартизация
2.1. Понятие стандартизации и нормативные документы по
стандартизации…………………………………………
2.2. Государственное управление стандартизацией……………. 11
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………… 14
Введение
Качество - понятие многоплановое,
обеспечение его требует
Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.
Улучшение качества продукции
- важнейшее направление
Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.
Целью данной работы является изучение правового регулирования качества продукции, работ и услуг. Среди основных задач, можно выделить следующие: определить понятие качества продукции и его правовое значение; рассмотреть переход от стандартизации к техническому регулированию; проанализировать правовое регулирование сертификации продукции и услуг.
1. Общая характеристика правового регулирования качества
1.1 Предмет правового регулирования
Качество — совокупность
свойств уже изготовленной
Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом- обязательным требованиям, установленным государственными стандартами.
Правовое регулирование качества не означает непосредственного воздействия на объекты материального мира (вещи и их свойства), так как право регулирует общественные отношения между людьми и через их поведение воздействует на объекты материального мира. Следовательно, правовое регулирование качества означает правовое регулирование отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ и услуг; деятельность лиц (органов власти, изготовителей, продавцов, исполнителей, потребителей), связанную с установлением и соблюдением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество.
Отношения по поводу определения требований к качеству регулируются нормами разных отраслей права: гражданского, трудового, административного.
В условиях рыночной экономики
главным регулятором
Либерализация рыночной экономики
непосредственно затронула и
такой ее аспект, как определение
требований к качеству продукции, работ
и услуг. Если раньше (в плановой
экономике) эти требования определялись
главным образом в
1.2. Характер правового регулирования качества
Правовое регулирование качества в современных условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4 ст.421 ГК). В этих случаях договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК).
Проиллюстрируем это на примере
специальных норм ГК. Так, в соответствии
с п.1 ст.469 ГК продавец обязан передать
покупателю товар, качество которого соответствует
договору купли-продажи. В то же время
в п. 4 той же статьи отмечается, что
если в установленном законом
порядке предусмотрены
Такого же рода правила
содержатся в ст.721 ГК, регулирующей
качество работы. Здесь также за
основу принимаются условия договора,
а исключение составляют случаи, когда
в роли подрядчика выступает предприниматель,
и законом, иными правовыми актами
или в установленном ими
Если ни в нормативно-правовом порядке, ни в договоре условия о качестве не определены, продукция, работы и услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к такого рода продукции, работам и услугам, и быть пригодными для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком (ст.469, 721 ГК).
Принцип свободы договора
при определении требований к
качеству продукции, работ, услуг претерпевает
ограничения в целях
2. Стандартизация
2.1. Понятие стандартизации и нормативные документы по стандартизации
Стандартизация — это
деятельность по установлению норм, правил
и характеристик в целях
Законодательство о
К нормативным документам
по стандартизации относятся: государственные
стандарты (ГОСТы); применяемые в
установленном порядке
ГОСТы разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. ГОСТы и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов — Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике. Названные органы исполнительной власти определяют содержание требований ГОСТов, области их распространения, сферы их действия и даты их введения. Государственные стандарты вводятся в действие после их государственной регистрации в Госстандарте России.
Требования, содержащиеся в
ГОСТах, подразделяются на обязательные
и рекомендательные. Обязательными
для соблюдения органами исполнительной
власти и субъектами хозяйственной
деятельности являются требования, устанавливаемые
госстандартами для обеспечения
безопасности продукции, работ и
услуг для окружающей среды, жизни,
здоровья и имущества, для обеспечения
технической и информационной совместимости,
взаимозаменяемости продукции, единства
методов их контроля и единства маркировки,
а также иные требования, установленные
законодательством РФ. Соответствие
продукции и услуг обязательным
требованиям госстандартов
Все остальные требования госстандартов к продукции, работам и услугам являются рекомендательными. Стороны могут их изменить при заключении договора. Рекомендательные требования подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре сделана ссылка на соответствующий Госстандарт либо об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этом соответствие продукции и услуг этим требованиям госстандартов может определяться в порядке, установленном законодательством РФ о добровольной сертификации продукции и услуг.
ГОСТы разрабатываются и принимаются органами исполнительной власти в пределах их компетенции на продукцию, работы и услуги определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение. Порядок разработки, принятия, учетной регистрации, применения, контроля за соблюдением обязательных требований, изменения и отмены стандартов отраслей устанавливается госстандартами. Стандарты отраслей не должны нарушать обязательных требований госстандартов.
СТП разрабатываются и
утверждаются субъектами хозяйственной
деятельности самостоятельно. Порядок
разработки, утверждения, учета, изменения
и отмены СТП устанавливается
субъектом хозяйственной
Стандарты научно-технических,
инженерных обществ и других общественных
объединений разрабатываются и
принимаются ими для
Нормативные документы по стандартизации должны применяться органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации.
Большую роль в упорядочении нормативных документов по стандартизации играет ее централизованная государственная регистрация и хранение, осуществляемое Федеральным фондом государственных стандартов, который создается и ведется Госстандартом России.
2.2. Государственное управление стандартизацией
Государственное управление
стандартизацией в РФ осуществляет
Госстандарт России. В соответствии
с положением о нем, утвержденным
постановлением Правительства РФ от
11 июля 1994г. №825,6Госстандарт России
является федеральным органом
Другие государственные органы участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции. При этом Госстандарт России координирует их деятельность.
Информация о работе Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг