Понятие и принципы лицензирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:51, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование понятия и принципов лицензирования. В связи с этим в работе представлены следующие задачи: рассмотреть понятие лицензирование; рассмотреть правовое регулирование лицензирования, принципы лицензирования, порядок получения лицензии и осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований. Теоретическую основу исследования составили труды В.Ф. Яковлева и С.Э. Жилинского.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Основные понятия лицензирования……………………….. 4
Правовое регулирование лицензирования……………………….. 6
Подпунктов не надо
Глава 2. Принципы лицензирования..................................................... 10
2.1. Порядок получения лицензии……………………………………... 10
2.2. Контроль за соблюдением лицензионных требований…………... 12
Заключение……………………………………………………………….. 14
Список литературы……………………………………………………… 15

Файлы: 1 файл

Контрольная по хозяйственному праву.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

  Перечень  федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, а также перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих  видов деятельности, утверждены постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002г. №135. Этим же постановлением на Министерство экономического развития и торговли РФ возложено методическое руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов положений о лицензировании соответствующих видов деятельности9. В этот же день принято Постановление РФ № 95, которым утверждены Положение о лицензировании туроператорской деятельности и Положение о лицензировании турагентской деятельности10. 

     Глава 2 . Принципы лицензирования.

    Федеральный закон «О лицензировании отдельных  видов деятельности в ст. 3 определяет основные принципы осуществления лицензирования11

    Основными принципами осуществления лицензирования являются:

    • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
    • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
    • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
    • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
    • гласность и открытость лицензирования;
    • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
 

     2.1. Порядок получения  лицензии.

Для получения лицензии ее соискатель – юридическое лицо предоставляет в соответствующий лицензирующий орган:

  • заявление о  предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы, места нахождения; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо намерено осуществлять;
  • копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации соискателя (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
  • копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
  • документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

    В положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено  предоставление и иных документов.

    Лицензирующий орган принимает решение о  предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Основанием отказа может быть наличие в документах, предоставленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации или несоответствие соискателя лицензии принадлежащих ему или  используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

      Лицензия  выдается на срок не менее 5 лет. По его  окончании срок может быть продлен  по заявлению лицензиата. Положениями  о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

      Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на все виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В случае преобразования юридического лица, изменения наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, свидетельствующего о наличии лицензии, лицензиат – юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа на наличии лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа о наличии лицензии. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

2.2. Контроль за соблюдением  лицензионных требований.

      Лицензирующие органы в пределах их компетентности осуществляют контроль за соблюдением  лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Они имеют право:

  • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
  • запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
  • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
  • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
  • выносить предупреждение лицензиату;
  • приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий;
  • аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

По ныне действующему законодательству коммерческие организации не обязаны указывать  в учредительных документах виды своей деятельности,  и могут делать все, что не запрещено законом. Однако при занятии предпринимательством им надо проявлять осторожность в выборе своей деятельности и не допускать до получения специального разрешения такой, на которую необходима лицензия. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), несет уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ. Равным образом и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, за неправомерный отказ ил уклонение от выдачи лицензии привлекаются к уголовной ответственности по ст. 169 УК РФ.

      Уголовная ответственность физических лиц  наступает в случае, если их деятельность без лицензии или с нарушением условий последней причинила  крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжена с извлечением дохода в крупном размере. Если такого рода  последствий нет, то противоправное поведение рассматривается в административном порядке.

      В административном порядке несут  ответственность за нарушение лицензионного законодательства не только физические лица, но и все хозяйствующие субъекты. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательны или осуществление предпринимательской деятельности  с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа в пределах установленных законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      Предпринимательство  находится в постоянном движении и развитии. Всё более широко проникая в российскую экономику, оно обогащается новыми чертами и качествами. Соответственно изменяется его нормативно-правовая основа, обновляются еще недавно принятые федеральные законы, указы Президента РФ  и иные нормативные акты. Эти обстоятельства обязывают каждого во избежание ошибок быть внимательным при изучении юридического механизма, регулирующего предпринимательскую деятельность, постоянно следить за происходящими в нем изменениями. Законодательство становится полнее, динамичнее, системно и единообразно охватывает сферу экономики вообще и ее предпринимательский сектор в частности.

    К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление  которых может повлечь за собой  нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

    Поэтому лицензирование, на сегодняшний день, является юридическим  средством ограничения правоспособности предпринимательских организаций, средством полезным и необходимым, устанавливающим дополнительные правовые гарантии нормального функционирования рыночной экономики и конкуренции. Оно оберегает экономику от возможных деформаций, проникновения на рынки с предложениями товаров, работ и услуг людей несведущих, не имеющих необходимой материальной базы для осуществления предпринимательской деятельности, защищает участников рыночных отношений, включая самих предпринимателей, а не только потребителей, от разного рода проходимцев.  
 

Список  литературы.

    1. Нормативный  материал.
  1. Федеральный закон от 14 мая 2001г. №52-ФЗ // СЗ РФ №21. С.2061.
  1. Федеральный закон от 8 августа 2001г. №128-ФЗ // Российская газета. 2001. 10 августа.
  2. Федеральный закон от 16 февраля 1995г. «О связи» ст.15 // СЗ РФ. 1995. №8. С.600.
  3. Федеральный закон от 14 мая 2001г. №52-ФЗ «О недрах» // СЗ РФ. 2001. №21. С. 2061.
  4. Постановление правительства РФ от 24 декабря 1994г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  5. Постановление правительство РФ от 8 мая 2002г. №302// Российская газета. 2002. 21 мая.
  6. Постановление правительства РФ от 11 февраля 2002г. №135 //Российская газета. 2002. 6 марта.
  7. Постановление правительства РФ от 11 февраля 2002г. № 95 // Российская газета. 2002. 20 марта.
 
    1. Исследования, пособия.
  1. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. М., 2003. С. 179 – 186.
  1. Реформа без шока. М.; Сан-Франциско. 1993. С.125 – 126

Информация о работе Понятие и принципы лицензирования