Понятие и принципы лицензирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:51, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование понятия и принципов лицензирования. В связи с этим в работе представлены следующие задачи: рассмотреть понятие лицензирование; рассмотреть правовое регулирование лицензирования, принципы лицензирования, порядок получения лицензии и осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований. Теоретическую основу исследования составили труды В.Ф. Яковлева и С.Э. Жилинского.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Основные понятия лицензирования……………………….. 4
Правовое регулирование лицензирования……………………….. 6
Подпунктов не надо
Глава 2. Принципы лицензирования..................................................... 10
2.1. Порядок получения лицензии……………………………………... 10
2.2. Контроль за соблюдением лицензионных требований…………... 12
Заключение……………………………………………………………….. 14
Список литературы……………………………………………………… 15

Файлы: 1 файл

Контрольная по хозяйственному праву.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 

                 Кафедра Менеджмент  организации. 
             
             
             

Контрольная работа по хозяйственному праву:

«Понятие и принципы лицензирования» 
 
 

                    Студентки второго курса заочного отделения  
                     
                     
                     
                     
                     

Южно-Сахалинск, 2009 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………… 3 

Глава 1. Основные понятия  лицензирования……………………….. 4

    1. Правовое регулирование лицензирования……………………….. 6

Подпунктов  не надо

Глава 2. Принципы лицензирования..................................................... 10

2.1. Порядок получения лицензии……………………………………... 10

2.2. Контроль за соблюдением лицензионных требований…………... 12 

Заключение……………………………………………………………….. 14 

Список  литературы……………………………………………………… 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Главная задача государственной власти по регулированию  рыночной экономики – создание условий  для развития экономических свобод, формирования режима максимального  благоприятствования предпринимательскому поведению, соответствующему интересам потребителя.

Государство «присутствует» везде, оно, прежде всего, устанавливает правила поведения  субъектов предпринимательской  деятельности на рынке.

      Государство не вправе пассивно наблюдать за процессами, происходящими на рынке, вмешиваясь в них только после получения от их участников сигнала SOS. Его призвание – не допускать существенных противоправных эксцессов на рынке, поддерживать правопослушных предпринимателей, помогать их объединениям и принимать меры к предпринимателям – правонарушителям еще до того, как их противоправное поведение нанесет ущерб интересам других участников рыночных отношений и государства.

      Целью настоящей работы является исследование понятия и принципов лицензирования. В связи с этим в работе представлены следующие задачи: рассмотреть понятие лицензирование; рассмотреть правовое регулирование лицензирования, принципы лицензирования, порядок получения лицензии и осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований. Теоретическую основу исследования составили  труды В.Ф. Яковлева и С.Э. Жилинского. 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие лицензирования.

      Федеральный закон «О лицензировании отдельных  видов деятельности» определяет следующие основные понятия:

      Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

    Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании; (в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ)

    Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

    Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

    Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

    Реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.1

    Сам по себе факт государственной регистрации не всегда дает право на занятие предпринимательской деятельностью. Отдельные виды предпринимательства требуют еще и получения лицензии. Введение лицензирования нередко вызывает неприятие и осуждение. Наносимый лицензированием вред усматривают в том, что оно суживает воспроизводственную базу рыночных отношений, мешает развитию неограниченной конкуренции, препятствует желающим свободно проникать на рынок. Отсюда провозглашается императивное требование: «введения обязательного порядка лицензирования надо избегать любой ценой». Причины того, что лицензируемых видов деятельности становится все больше и больше, по мнению авторов этой точки зрения, «кроются в желании усилить разрешительный характер деятельности местных администраций и получить дополнительный источник поступления финансовых средств в местный и федеральный бюджеты».2.

      Весь  вопрос в том, какие виды деятельности подвергать лицензированию и как  его организовать? 
 
 

    1. Правовое  регулирование лицензирования.

     Согласно  п. 1 ст. 49 ГК РФ перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом, принимаемым Федеральным Собранием РФ. Другие органы государственной власти не имеют право издавать  акты, вводящие или отменяющие лицензирование.

      Лицензирование  введено задолго до принятия ГК РФ, и регулировалось оно главным  образом актами Президента РФ и Правительства  РФ3. Первый Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступил в силу 3 октября 1998г., им предусматривалось лицензирование многих сотен видов предпринимательства. Правительством РФ принято множество постановлений, которыми утверждены положения о порядке лицензирования конкретных видов деятельности. Явно избыточное лицензирование вызвало обоснованную критику Федерального закона от 3 октября 1998г.

      8 августа 2001 г. Президент РФ  подписал новый Федеральный закон  №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу в январе 2002г.4. Согласно ему лицензируемые вида деятельности сокращены в 5 раз. Правительство РФ в соответствии с этим Федеральным законом постановлением от8 мая 2002г. № 302 внесло изменения в ряд своих постановлений по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, а 45 таких постановлений признало утратившими силу.5 Им же утверждены многие десятки новых положений о лицензировании отдельных видов деятельности: по технической защите конфиденциальной информации; по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале; по оказанию протезно-ортопедической помощи и др.

      При изучении правовых аспектов лицензирования необходимо иметь в виду следующее.

      В нашей стране нет единого федерального закона, который бы регулировал лицензирование всех подпадающих под этот метод государственного контроля видов предпринимательской деятельности. Действие Федерального закона от 8 августа 2001г. не распространяется на:

  • Деятельность кредитных организаций;
  • Деятельность, связанную с защитой государственной тайны;
  • Деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • Деятельность в области связи;
  • Биржевую деятельность;
  • Деятельность в области таможенного дела;
  • Нотариальную деятельность;
  • Страховую деятельность;
  • Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • Осуществление внешнеэкономических операций;
  • Осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
  • Приобретение оружия и патронов к нему;
  • Использование результатов  интеллектуальной деятельности;
  • Использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот  для осуществления телевизионного и радио вещания;
  • Использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
  • Деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательную деятельность.

   Лицензирование  перечисленных видов деятельности устанавливается другими федеральными законами. Так, ст. 15 Федерального закона от 16 февраля 1995г. «О связи» регулирует лицензирование в области связи.6 Установлено, в частности, что выдача, изменение условий или продление сроков действия лицензий на право деятельности в области связи, а также прекращение действия лицензий производятся компетентным федеральным органом исполнительной власти7 в соответствии с этим Федеральным законом и Положением о лицензировании в области связи, утверждаемым Правительством РФ. Лицензии не требуются в случаях, если сеть имеет внутрипроизводственное или технологическое назначение; используется для предоставления услуг связи исключительно для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в России; сосредоточена в одном комплексе помещений или нескольких комплексах, примыкающих друг к другу, либо установлена на любом виде транспорта. В Федеральном законе «О недрах», принятом в новой редакции 3 марта 1995г.8, несколько статей (12 – 16, 45) также посвящены лицензированию.

   Виды  деятельности, которые не попали под приведенное исключение, перечислены в перечне, приведенном в ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001г. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в этот перечень. Лицензирование видов деятельности, не указанных в перечне, прекратилось со дня вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001г. Федеральные  законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок лицензирования включенных в перечень видов деятельности, действуют в части, не противоречащей Федеральному закону от 8 августа 2001г., и подлежит приведению в соответствие с ним.

          В Федеральном законе от 8 августа 2001г.:

  • закреплены юридические гарантии возможных в будущем рецидивов в лицензировании. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием;
  • уточнены полномочия Правительства РФ при осуществлении лицензирования. Они по-прежнему широки и распространяются также на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Понятие и принципы лицензирования