Общество: сущность и типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 13:18, контрольная работа

Краткое описание

В более узком смысле слова, когда, например, речь идет о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями. Имея в виду именно такое понимание общества, известный современный американский социолог Н.Смелзер определяет общество как "объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность".

Файлы: 1 файл

социология домашка.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

   Известный диссонанс  в англо-европейскую модель конкурентной демократии вносит современная французкая демократия . В отличие от американской и английской французская система – это полупрямая демократия. Конституция предусматривает не только выборы всех институтов политической власти, но также референдумы по важнейшим законам страны, включая изменения самой Конституции.   В своей основе политический режим во Франции парламентский, но существенно отличный от британской модели.  Некоторые политологи характеризуют его как полупрезидентский режим, хотя французские авторы не считают такое определение корректным.

  Ряду европейских  стран свойственны традиционные  либеральные демократии в иных формах. В одних странах, как в Англии, демократия сосуществует с архаической формой государства, в других – власть принадлежит правительству и партиям, представители которых входят в правительство. Общее, однако, состоит в том, что любые модели демократии  исходят из признания народа источником высшей власти и необходимости избрания народом непосредственных носителей государственной власти. Нужно также подчеркнуть, что в реальной  действительности демократические системы, как правило, смешанные.

 

           Выводы.

 Демократия – это  явление, которое постоянно развивается.  А осмысление понятия «демократия», ее органических признаков дает возможность оценить направление развития определенной политической системы, ее соответствие демократическим идеалам и ценностям. Утвердиться полностью и сразу демократия не может. Для утверждения демократии необходима высокая политическая культура населения, и именно  в процессе демократизации такая культура формируется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          3. Характеристика основных этапов политической социолизации личности

 

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптация, являясь  одним из центральных понятий  биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается  сущность социализации в гуманистической  психологии, представителями которой  являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс  и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода в  определенной степени разделяются  и отечественными социологами, психологами  и педагогами. Хотя приоритет чаще отдается первому (И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик и др.).

Наблюдения показывают, что названные подходы имеют  место и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспитания. Такая абсолютизация объясняется тем, что многими исследователями и практиками не осознан двусторонний характер социализации (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов).

Общество с целью  воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Однако в силу своей  природной активности личность сохраняет  и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта.

С понятием саморазвития личности связывают процесс, который направлен на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социальной гармонии. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных условиях.

Обе названные тенденции  социальной типизации и автономизации  личности, объясняющие социализацию, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, самовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой – реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.

Итак, сущностный смысл  социализации раскрывается на пересечении  таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

Социализация – это  непрерывный процесс, длящийся в  течение всей жизни. Он распадается  на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

В отечественной науке  при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что  она происходит более продуктивно  в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два  более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические  границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека; послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).

Отмечая, что социализация – процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.

            Выделяют два типа политической социализации: прямая (первичная) и косвенная (вторичная).

            Прямая социализация - это непосредственное  приобретение политических знаний, установок, навыков.

             Косвенная социализация - своего  рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические качества. Так, положительные или отрицательные установки ребенка по отношению к отцу, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду и т.п.).

             Политическая социализация личности  состоит из нескольких качественных  этапов.

            Этап политизации: уже в раннем  детском возрасте формируется  понятие, что кроме взрослых  в школе и семье есть еще внешняя власть.

            Этап персонализации: осознание  политической власти через символизирующие  ее политические фигуры, например  президента, премьер-

министра, полицейского, в отличие, скажем, от Деда Мороза.

Этап идеализации: приписывание политическому деятелю исключительно положительных качеств.

             Этап институционализации: переход  от персонифицированного восприятия  политики к более безличному, абстрактному (на уровне восприятия  политических институтов).

   Изучение политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Например, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период же с 16 до 18 лет этот процесс заметно замедляется. При этом чем старше подросток, тем его мышление способно к значительно большей степени абстракции (используются такие понятия как права человека, свободы, власть). В отроческий период закладываются мировоззренческие основы личности, которые, как показывает практика, оказываются наиболее устойчивыми

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет  различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет  возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых  ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Выводы:

В каждой политической системе  социализация имеет свои особенности, связанные с историческими условиями, характером политического режима, преобладающего типа духовных ценностей, политической культуры в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

                                 Литература

 

 

 

  1. Исаев Б.А. Социокультурный анализ общества. – СПб; 1997

 

  1. А.И. Кравченко. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. –  М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002

 

 

  1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2000.

 

  1.  Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004

 

 

  1. Мельник В.А. Политология: Учебник  3-е издание исправленное. — Мн.:

 Высшая  школа 1999 г.

 

6.  Луман Н. Л Общество как социальная система. Перевод с немецкого/ А. Антоновский. М: Издательство "Логос". 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Общество: сущность и типы