Общество: сущность и типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 13:18, контрольная работа

Краткое описание

В более узком смысле слова, когда, например, речь идет о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями. Имея в виду именно такое понимание общества, известный современный американский социолог Н.Смелзер определяет общество как "объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность".

Файлы: 1 файл

социология домашка.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

      1. Общество: сущность и типы

 

         В более узком смысле слова,  когда,  например, речь идет о  российском, американском, японском  или французском  обществах,  под обществом понимается конкретный  вид общества со всеми его   историческими, социокультурными и иными особенностями. Имея в виду именно такое  понимание общества, известный современный американский социолог Н.Смелзер  определяет общество как "объединение людей, имеющее определенные  географические границы, общую законодательную систему и определенную  национальную (социально-культурную) идентичность".

         При всей теснейшей взаимосвязи   таких важнейших и широко употребимых  понятий, как "общество",  "страна" и "государство", их необходимо строго  разграничивать. "Страна" - это понятие, отражающее преимущественно  географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами  независимого государства. "Государство" - понятие, отражающее главное  в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей  категории прежде всего политологии. "Общество" - понятие,  непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.

         В общем и целом признавая,  что  общество есть продукт  взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и  сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит  первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в  надиндивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в  солидарности как "коллективном сознании", противостоящем природному  эгоизму; М.Вебер - в ориентированных на других (т.е. социальных) действиях;  Т.Парсонс и Р.Мертон - в общности тех фундаментальных норм и ценностей,  которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э.Шилз - в общности  центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.

         Сложность, многогранность и в  то  же время целостность такого  явления, как общество, обусловливают  необходимость  рассматривать его как социальную систему (при том в ее наиболее общем и сложном виде) и обеспечивать соответствующий (системный) подход к его изучению.  Наиболее характерно это, как известно, для структурно-функционального направления в социологии.

         Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.

         Составными элементами общества  являются люди, социальные связи  и действия, социальные взаимодействия и  отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности,  социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее  тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет  своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде  всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию  важнейших ее элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль  в обществе как социальной системе.

         Именно благодаря своей структуре   общество качественно отличается  как от произвольного, хаотичного  скопления  людей, так и от  других социальных явлений, имеющих  свою упорядоченную  структуру,  а следовательно, и иную качественную  определенность. Социальная  структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как  системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество - это не простая сумма  индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная  система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное  качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их  суммы. Общество как социальная система - это такой социальный организм, который  функционирует и развивается по своим собственным законам.

         Таким образом, под обществом  как  социальной системой в  социологии понимается большая  упорядоченная совокупность  социальных  явлений и процессов, более  или менее тесно взаимосвязанных  и  взаимодействующих друг  с другом и образующих единое социальное целое.

         В самой социологии структура   общества рассматривается в различных  ракурсах. Так, в том случае, когда   выявляется детерминистская (причинно-следственная) связь социальных явлений и   процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в  марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные  сферы - экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По  отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает  как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая  система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее  влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие  на предыдущие.

         В иной связи, когда на первый  план выдвигается характер, тип  социальных связей, общество как  социальная  система включает  следующие подсистемы: социальные  общности (группы), социальные  институты  и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них и  здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои  подсистемы.

         По уровню обобщения материала   социологическое изучение общества  как социальной системы включает  три  взаимосвязанных аспекта: а) изучение "общества вообще", т.е.  выделение всеобщих, универсальных свойств, связей и состояний общества (в  теснейшей связи с социальной философией и при ее ведущей роли); б) изучение  конкретно-исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации; в)  изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран  и народов.

         Вообще же рассмотрение общества  под углом зрения определенной  социальной системы во многом  обусловливается теми  задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследованием.

 

       Выводы.

       Изложенное подтверждает вывод о том, что человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Демократия: критерии и механизмы

 

Что же такое “демократия”? Для того, чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим как формировалось  понятие “демократия” начиная с  античных времен и до нашего времени.

Когда античные мыслители, в особенности такие как Платон и Аристотель, отвечали на этот вопрос, они имели в виду прежде всего  демократию, как форму правления. Они различали формы правления в зависимости от того, правит ли один, немногие или весь народ и устанавливали три основных состояния: монархию, аристократию и демократию. Ни одна из них не является «конечной» и идеально прочной. Это утверждение относилось и к демократии. В изображении Платона эта изменчивость демократии превращается в порочный круг: с одной стороны это лучшее из правлений, все становятся свободными, каждый получает возможность устраивать свою жизнь по своему желанию, однако с другой стороны, якобы, вследствие «отсутствия в жизни людей твердого плана и порядка» все здесь приходит в расстройство. Изменчивость и подвижность демократии отмечает и Аристотель.

Европейский гуманизм внес значительные «осложнения» в «простоту» греческих  определений. Древний мир знал только непосредственную демократию, к которой народ (рабы, разумеется, за народ не считались) сам правит государством через общее народное собрание. Понятие демократии совпало здесь с понятием непосредственного «народоправства». Хотя Руссо также воспроизводил это греческое словоупотребление, однако именно он создал теоретическое обоснование более широкому пониманию демократии, которое утвердилось в наше время. Он допускал, что с верховенством народа могут быть совместимы различные формы государственной власти - и демократическая, и аристократическая, и монархическая. Тем самым он открыл путь для нового понимания демократии как формы государства, в котором верховная власть принадлежит народу, а формы правления могут быть разные.

Позднее понятие демократии было распространено на все формы государства, в котором народу принадлежит верховенство в установлении власти и контроль над нею. При этом допускалось, что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и через представителей. В соответствии с этим демократия определяется прежде всего как форма государства, в которой верховенство принадлежит общей воле народа.

В настоящее время  демократию рассматривают:

  • как форму устройства любой организации; как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятии решений большинством;
  • как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, толерантности;
  • как тип политического режима, характеризующийся совокупностью определенных признаков.

Если рассматривать демократию  как тип политического режима, то ей можно дать такое определение: демократия – это форма власти политического государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его право принимать участие в решении общественных государственных процессов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающее введение правовых и процедурных гарантий и их реализация во всех сферах общества.

Важное теоретическое  и практическое значение имеет вопрос про критерии демократии. Общепринятым и наиболее важным среди них является возможность граждан брать реальное участие в управлении, в решении как государственных, так и гражданских дел. Общество не может быть  демократичным, если его граждане лишены таких возможностей. Только создавая благоприятные условия для открытия творческого потенциала граждан и преодолевая их социальную инертность, общество получает мощный импульс саморазвития за счет включения в демократический процесс главной действующей силы истории – народа.

Среди главных критериев демократичности  общества есть наличие в нем фундаментальных  прав и свободы человека. Конституционно закрепленные за гражданами права и свободы являются важными ценностями демократии. При этом первоочередными в международном праве определяются политические права и свобода. К первоочередным политическим правам и свободе относятся свобода слова, убеждений, вероисповедания для всех людей независимо от их расы, пола, языка и религии. В демократическом обществе  гарантируется неприкосновенность особы и жилья, запрещаются ограничения в выборе места проживания граждан и их перемещение в своем государстве, обеспечивается право на свободный выезд и въезд в свою страну.

Реализация фундаментальных прав и свободы человека обеспечивается наличием такого критерия демократии как правовое государство с приоритетом закона во всех сферах жизни общества. Именно такое государство является главной силой в демократическом обществе, которая способна гарантировать гражданам их права и свободу.

Механизм реализации демократии в современной политике рассмотрим на основе нескольких стран.

Рассмотрим американскую систему демократии. В США существует демократический режим в президентской форме, иначе говоря, президентский режим. Речь идет о конституционном режиме, при котором исполнительная власть – парламент – Конгресс – являются юридически независимыми, хотя и не изолированными друг от друга, а взаимодействующими и взаимоконтролирующими друг друга в строго установленных Конституцией рамках. Американская демократия плюралистична. Она связана с многообразием групп интересов, пестрой мозаикой религиозных, профессиональных, семейных и локальных ассоциаций гражданского общества. Плюралистическая демократия в Америке носит элитистский характер. Здесь правящий слой состоит из нескольких элит, ни одна из которых не верховенствует. Элита политической власти в Америке в большинстве своем состоит из “политических чужаков” из делового мира. Элита власти – невыборная олигархия, формирующаяся из элементов разных элит, оттесняет профессиональных политиков на задний план. В ее числе лишь небольшая группа обладает мандатом избирателей.   В основе американской демократии лежат три принципа, пронизывающие все важнейшие документы государства: 1) равенство людей; 2) свобода их самовыражения; 3) признание способности каждого и общества к совершенствованию. Эти принципы составляют суть американских либеральных, индивидуалистических ценностей, образующих так называемую Американскую веру.

Англо-европейская модель демократии. Тоже по своему типу – традиционно-либеральная, со всеми присущими ей принципами и современными чертами, включая полиархию (многих элит, влияющих на принятие политических решений). Правящие элиты формируются из родных кланов, чиновничьей и финансовой олигархии, большого бизнеса, наконец, профессиональных политиков.  Англо-европейская модель демократии, как и американская, носит плюралистическо-элитистский характер. Тем не менее ей присуща некоторая специфика. Она воплощена прежде всего в британской демократии, являющейся классической формой европейской.

   Характерные черты  британской демократии. Ее теоретические  основы заложены классиком политической науки Дж. Локком. Английская демократия представительная. Великобритания – родина парламентаризма. Здесь неукоснительно реализуется принцип верховенства парламента над правительством. Парламентарии – представители нации. Парламент выполняет функции: легитимация существующей политической системы и политики правительства; контроль за деятельностью правительства; политическая интеграция граждан. В британской политической культуре как на уровне элиты, так и массы принято считать, что меры государственной политики не являются легитимными до тех пор, пока не одобрены парламентом. Отсюда другая черта английской системы демократии. Высокая легитимность политических институтов, политической власти, признания большинством населения обязанности подчиняться правительству, закону. Специфика разделения властей в английской политической системе: верховенство законодательной власти над исполнительной и вместе с тем наделение правительства правом на законодательную инициативу.  Двухпартийность – традиционная особенность английской политической демократии. Хотя в последнее время она вышла на арену политической конкуренции с традиционными партиями, попеременно сменяющимися у власти, третья – либерально-демократическая партия. Одна из особенностей английской демократии – ее сожительство с традиционной монархической формой государства.

Информация о работе Общество: сущность и типы