Государственный аппарат

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:50, контрольная работа

Краткое описание

Изменения, произошедшие в 90-х годах XX века в России, привели к реформам во всех сферах жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, формы государственного устройства и правления. Появились новые идеологические основы развития государства, сформировался новый тип государственного аппарата. Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ

Файлы: 1 файл

госуд аппарат.docx

— 38.21 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 Изменения, произошедшие в  90-х годах XX века в России, привели к реформам во всех сферах жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, формы государственного устройства и правления. Появились новые идеологические основы развития государства, сформировался новый тип государственного аппарата. Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Со всеми этими изменения в обществе назрела необходимость принятия новой Конституции. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации, принятой на всеобщем референдуме 12 декабря 1993 года. Современный государственный аппарат России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, и разделения их полномочий. Многообразие государственных дел, значительный размер территории и различия между субъектами Российской Федерации вызывают необходимость большого числа государственных органов, специализирующихся на выполнении функций государственного управления. Все государственные органы имеют общий правовой режим деятельности, формируемый Конституцией Российской Федерацией и соответствующими ей федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и органов власти субъектов РФ, а также положениями об органах и другими нормативными правовыми актами. Таким образом, государственный орган - это учрежденное в структуре государственного аппарата, имеющее собственную компетенцию, наделенное властными полномочиями, практически реализующимися в принимаемых ими властно-управленческих решениях, закрепляющихся в издаваемых  ими, от имени государства, юридически обязательных нормативно-правовых актах. Государственные органы осуществляют наблюдение за неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, обеспечивают защиту этих требований от нарушений путем применения разнообразных мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях и государственного принуждения.

 Сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная система. Она разделяется на ряд частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы. Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата, являются следующие: - система представительных органов государственной власти, - система исполнительно-распорядительных органом гос-ной власти, - система судебных и правоохранительных органов гос-ной власти, и том числе органон конституционного надзора. Каждая из систем является носителем соответствующей гос-ной власти -законодательной, исполнительной и судебной.

.

 

 

 Будучи составными  частями государственного аппарата, органы государства различаются  порядком образования, видами  выполняемой ими государственной  деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими функций государственного управления и т.д. Государственные органы распределены по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные. Особенность системы государственных органов России заключается в том, что отдельные ее составные части (совокупность органов) сами образуют системы органов, являясь тем самым подсистемами единой системы. Однако элементы (объекты) этой системы неоднородны: Федеральное Собрание является, условно говоря, конечным объектом, не образующим своей собственной системы и структурно состоящим из двух элементов — палат; Правительство России как совокупный орган исполнительной власти образует систему федеральных органов исполнительной власти; федеральные суды, имеют свою систему - Конституционный Суд как конечный субъект этой системы и две подсистемы: систему федеральных судов общей юрисдикции с подсистемами общих и военных судов (могут создаваться и иные специализированные суды), замыкающуюся на Верховном Суде РФ, и систему федеральных арбитражных судов с Высшим Арбитражным Судом РФ.

 

 

Государственный аппарат это - система государственных органов, через которые, государство выполняет свои многообразные функции управления общественными процессами, на разных этапах развития. Государственные органы служат проводниками решений, теми структурами, которые практически реализуют властные полномочия в соответствии с поставленной задачей и определенной им компетенцией. Государственные органы, входящие в государственный аппарат, осуществляют свои функции от имени государства и по его воле,  выполняют строго определенные, установленные в законодательном порядке виды и формы деятельности.  У каждого государственного органа имеется юридически закрепленное специальное положение, определяющее его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями.                                                                                              Государственный аппарат современной России основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.                      Согласно п. «г» ст. 71 Конституции РФ «установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти». В данной статье речь идет о системе федеральных органов, относящихся ко всем названным ветвям государственной власти в их единстве и взаимодействии. Конституция РФ (ч. 1 ст. И) прямо называет федеральные органы, которые входят в эту единую систему. Согласно указанной норме государственную власть на федеральном уровне осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. Статья 71 (п. «г») Конституции РФ исходит из внутреннего органического единства системы федеральных органов государственной власти, закрепленного положением ч. 1 ст. 3, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Государственные органы (законодательной, исполнительной и судебной властей) в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство, определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 3). Граждане России, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей..     .          Все государственные органы России подразделяются на: законодательные, исполнительные и судебные. С учетом федеративного устройства России классифицируются на: органы государственной власти РФ (федеральные государственные органы); - органы государственной власти субъектов РФ. К органам законодательной власти РФ относится Федеральное Собрание - парламент РФ (Государственная Дума и Совет Федерации); к органам исполнительной власти - Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, администрации краев и областей; судебной власти - суды РФ. Центральной фигурой в системе государственного аппарата РФ является Президент РФ; функции: - возглавляет систему исполнительной власти страны;  - одновременно возвышается над всеми ветвями государственной власти, служит арбитром при разрешении споров. Президент РФ избирается гражданами РФ всенародным голосованием на 6-летний срок, одно и то же лицо может быть избрано на должность не более двух раз. Он должен быть гражданином России, от 35 лет, проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Полномочия: представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, назначение зам. Председателя Правительства РФ, и федеральных министров на должность и освобождение их. Имеет право представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения судьями Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, судей федеральных судов; формирование Администрации Президента и Совета безопасности; назначение высшего командования Вооруженных Сил РФ; назначать дипломатических представителей РФ за рубежом; издает нормативные и ненормативные указы, распоряжения, обязательные для исполнения на территории всей страны; подписывает и обнародует Федеральные Законы; решает вопросы гражданства; осуществляет помилование; является Главнокомандующим, руководит высшей политикой, подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты, награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, имеет право, в определенных случаях, распустить Государственную Думу.

Представительные  органы государственной власти. К их числу относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Их основным назначением является законодательная деятельность. Они занимают центральное место в структуре государственного аппарата. К высшим органам законодательной власти относятся парламенты. Одной из важнейших функцией является принятие законов, поскольку только парламент представляет суверенитет народа в современном обществе. Сосредоточивая в себе законодательные функции, парламент нередко передаст часть из них другим, подконтрольным ему органам, делегирует их. Возникающая в результате этого система актов носит название делегированного законодательства. Наряду с высшими органами законодательной власти имеются местные органы. Они имеют также представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. Их цель: осуществление государственной власти путем издания нормативно-правовых актов местного значения. Система исполнительно-распорядительных органов государственной власти представлена правительством, министерствами, ведомствами и другими учреждениями. Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми центральной властью должностными лицами, либо совместно теми и другими органами при строгом разграничении их компетенции. Исполнительная деятельность проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти. Распорядительная деятельность выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжении) выполнение подчиненными им органами данных требований. Свою деятельность исполнительные органы государственной власти осуществляют на основе законов и во исполнение законов. В зависимости от характера, объема и содержания полномочий они подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной компетенции. Органы общей компетенции объединяют и направляют работу, по руководству всеми или большинством отраслей государственной деятельности. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, отделы областной или краевой администрации, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями.                                                                          

Важное место  в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых  является осуществление правосудия. Суды осуществляют правосудие в форме  разрешения уголовных, гражданских  и административных дел в установленном законами процессуальном порядке. В России деятельность судов, как в любом правовом государстве, направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций. Вся система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Будучи независимым, от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, права обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства. Вся система судов возглавляется верховными судебными органами. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

Высшим органом  власти в РФ является Правительство РФ. Оно обеспечивает единую денежную, финансовую, кредитную политику; разрабатывает государственный бюджет и отчитывается за его исполнение; проводит единую государственную политику в областях - науки, культуры, образования, медицины, социального обеспечения, экологии; управляет федеральной собственностью; охраняет и защищает права и свободы человека; обеспечивает оборону и безопасность и т.д. Председатель Правительства РФ утверждается Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ.

 Высшим законодательным  и представительным органом РФ  является Федеральное Собрание – парламент РФ, который состоит из двух палат: Государственной Думы – состоит из 450 депутатов, кот. избир. 4 года и Совета Федерации 178 чел., которых делегируют субъекты федерации по 2 от каждого, по должностному принципу из глав субъектов РФ, председателей представительных органов субъектов РФ. В компетенции Государственной Думы и Совета Федерации две функции: - принятие федеральных законов; формирование других государственных органов (назначение должностных лиц). Должностных лиц палаты Федерального Собрания назначает Государственная Дума: Председателя Правительства РФ; Председателя Центрального банка РФ; Председателя Счетной палаты РФ и половину ее аудиторов; Уполномоченного по правам человека; Совет Федерации: Генерального прокурора РФ; судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда; заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половину ее аудиторов. Государственная Дума и Совет Федерации РФ имеют и иные полномочия. Государственная Дума и Совет Федерации имеют право: вынести вотум недоверия Правительству РФ; в особых случаях отрешить Президента от должности в порядке импичмента.

 Правосудие  в РФ осуществляется путем  конституционного, гражданского, административного,  уголовного судопроизводства только  судом. Судьи (суды) в РФ относятся  исключительно к федеральным органам государственной власти. Осуществление правосудия иными органами, кроме судов (судей), не допускается, как и судами, не входящими в единую судебную систему РФ и не предусмотренными Конституцией РФ и законами. Высшими органами судебной власти в РФ являются: Конституционный Суд РФ - высший судебный орган конституционного контроля; Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; Высший арбитражный суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров. Прокуратура РФ представляет собой особый централизованный государственный орган, возглавляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами и служащий для контроля и надзора за состоянием законности в стране, поддержания правопорядка.

Помимо федеральных  органов государственной власти в субъектах РФ имеются органы государственной власти субъектов РФ. Их наименование, компетенцию, структуру субъекты РФ устанавливают самостоятельно, но с соблюдением тех же принципов, на которых построены федеральные органы государственной власти (например, с соблюдением принципа разделения властей). Обычно данными органами являются: глава субъекта РФ; законодательный орган субъекта РФ; органы исполнительной власти (администрация) субъекта РФ. В субъектах РФ действуют федеральные судебные и прокурорские органы. В государственный аппарат РФ помимо органов государственной власти РФ, субъектов РФ, их должностных лиц входят иные органы и должностные лица, обслуживающие их деятельность. Государственный аппарат РФ работает как единая система и имеет целью реализацию функций государства. Структура всегда указывает на то, из чего складывается гос-ный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

.

Для реализации государственных  функций государственные органы наделяются государственно-властными  полномочиями как внешнего, так и  внутреннего характера. Их деятельность облекается в правовые формы, а принимаемые ими акты имеют юридическую силу. Они осуществляют правотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность, в процессе которой опираются на интеллектуальную, организационную, материальную и принудительную силу государства. Каждый из них представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата. Вместе с тем государственные органы образуют в своей совокупности определенную систему, которая основывается на конституционно

.

В Российской Федерации  единство системы государственных  органов обеспечивается наряду с  разграничением предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  федерации. Оно проявляется также  и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся  в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Целостность государственного управления обеспечивается и поддерживается за счет скоординированной и сложенной  работы организационных структур государственного аппарата разного уровня. Существующая между органами государственной  власти тесная организационно-правовая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органы избираются, назначаются  или формируются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны  и подчинены другим.

. Те же положения  нашли свое отражение в ч. 3 ст. 5, провозглашающей единство системы  государственной власти в качестве  одной из основ государственного  устройства Российской Федерации.  Особенности же правового регулирования  организации и деятельности федеральных  органов, относящихся к той  или иной ветви государственной  власти, закрепляются другими положениями  Конституции РФ (гл. 4 «Президент  Российской Федерации», гл. 5 «Федеральное  Собрание», гл. 6 «Правительство Российской  Федерации», гл. 7 «Судебная власть»)  и конкретизируются в ряде  федеральных конституционных законов.

Информация о работе Государственный аппарат