Золотая орда. Мифы и реальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:57, реферат

Краткое описание

Монгольский период — одна из наиболее значимых эпох во всей русской истории. Монголы владычествовали по всей Руси около столетия, и даже после ограничения их власти в Западной Руси в середине четырнадцатого столетия они продолжали осуществлять контроль над Восточной Русью, хотя и в более мягкой форме, еще столетие. Это был период глубоких перемен во всем политическом и социальном устройстве страны, в особенности Восточной Руси. Прямо или косвенно монгольское нашествие способствовало падению политических институтов Киевского периода и росту абсолютизма и крепостничества.

Оглавление

1. Введение
2. Золотая Орда: мифы и реальность
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Золотая орда.docx

— 41.09 Кб (Скачать)

  Федеральное агентство по образованию

  ГОУ ВПО  «Российский государственный профессионально-

  педагогический  университет»

  Филиал в  г.Советском

  Кафедра ППО

  Контрольная работа по дисциплине

  «Отечественная  история»

  Тема: Золотая орда. Мифы и реальность.  

  Выполнил: студент  Гр. Св-211сОП

  Ренев С.М.

  Проверил:_____________________

  г.Советский 2008 

  СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

  2. Золотая  Орда: мифы и реальность

  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Список используемой литературы 

  1. ВВЕДЕНИЕ

  Монгольский период — одна из наиболее значимых эпох во всей русской истории. Монголы  владычествовали по всей Руси около  столетия, и даже после ограничения  их власти в Западной Руси в середине четырнадцатого столетия они продолжали осуществлять контроль над Восточной  Русью, хотя и в более мягкой форме, еще столетие. Это был период глубоких перемен во всем политическом и социальном устройстве страны, в особенности  Восточной Руси. Прямо или косвенно монгольское нашествие способствовало падению политических институтов Киевского  периода и росту абсолютизма  и крепостничества.

  Положение Руси еще более усугублялось тем  фактом, что одновременно с монгольским  нападением с востока она подверглась  тевтонскому натиску с запада. Находясь между двух огней, русские  должны были временно признать сюзеренитет  хана, с тем, чтобы освободить себе руки для отражения тевтонского  крестового похода. Монголы, по крайней  мере, не вмешивались в религиозные  дела своих подданных, в то время  как немцы старались навязать свою собственную веру побежденным  «раскольникам». После предотвращения германского нашествия оказалось, что от «монгольского ярма», навязанного  ханами с безжалостной твердостью, не столь уж легко избавиться. Процесс  освобождения русского народа от монгольского владычества был длительным и  извилистым. Первоначально, не имея достаточных  сил для отражения захватчиков, русские князья вынуждены были демонстрировать  показное раболепие и использовать хитрость, как единственное оставленное  им оружие. Но дух народа никогда  не был сломлен, что явствует из ряда дерзких (даже в случае неудачи) восстаний  горожан против монгольских представителей власти.

  В целом  историки, изучающие события этого  далекого времени, не могут не находиться под впечатлением несгибаемого упорства, проявленного русскими людьми в их борьбе за выживание. Несмотря на бедствия и нарушение нормального течения  жизни, они продолжали свою каждодневную работу, восстанавливая то, что могло  быть восстановлено, и созидая вновь  по мере сил. К 1350 г. многие из русских  ран были залечены, и нация вновь  обрела возможность расширять свои экономические ресурсы и утверждать свою культуру. К концу столетия русский промышленный и военный  потенциал оказался более передовым, нежели у завоевателей, и освобождение Руси стало лишь делом времени. И  к середине ХУ века великий князь  московский получил независимость  от хана фактически, а в 1480 г. — юридически.

  Таким образом, монгольское владычество подошло  к концу, хотя оно и оставило на Руси шрамы, которые были заметны  еще длительное время после падения  Золотой Орды. Неизбежно в своей  борьбе против монголов русские должны были принять многие черты монгольской  политики и монгольской системы  правления и администрации. В  то же время тяжелый опыт Руси закалил  ее народ и сделал его способным  к выживанию в дальнейших испытаниях, которые несло ему будущее.

  Поскольку Русь была частью Монгольской империи  и региональным ханством Золотой  Орды в течение столетий, ход русской  истории в этот период не может  быть достаточным образом понят  без соответствующего исследования всего монгольского фона. Многие важные политические решения или административные распоряжения, которые глубоко затрагивали  Русь, принимались великим ханом, живущим в Монголии или Китае. На протяжении всего существования  Монгольской империи великий  князь московский, вассал хана Золотой  Орды, являлся также подданным  правителя Пекина. Основные принципы правления и администрации, которыми руководствовалась Золотая Орда и которым также подчинялась  Русь, были установлены основателем  Монгольской империи Чингисханом  — духовным отцом монгольской  нации, чьи последователи верили, что он получил благословение  Неба на земное правление. Очевидно, что  изучение институтов правления Чингисхана является предпосылкой анализа административной системы, установленной монголами на Руси. Русь, в свою очередь, хотя и не в качестве свободной силы, многое сделала для усиления и процветания как Золотой Орды, так и в целом Монгольской империи. Русские рекруты в монгольских армиях играли важную роль в кампаниях хана Золотой Орды, а также великих ханов. В 1330 г. было организовано подразделение русской гвардии в Пекине, ставшее, очевидно, важной опорой императорского режима Китая в это время. Лучшие русские ремесленники были призваны на службу хана, множество их работало в Золотой Орде и в Монголии. Характерно, что трон и императорская печать хана Гуюка были изготовлены русским ремесленником. Более того, золото и серебро, собранные на Руси в качестве дани, составили важный источник дохода хана Золотой Орды, помогая ему выплачивать свою долю «подарков», посылаемых местными ханами великому хану в Китае. И важность этой части для благосостояния империи не следует недооценивать. Следовательно, можно сказать, что знание этого периода русской истории, в свою очередь, имеет большое значение для изучающего Монгольскую империю в целом и Золотую Орду в частности. 

  2. Золотая Орда: мифы  и реальность

  В начале 13 века монгольские племена, объединенные властью Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы. Уже во второй половине 13 века пространство от Тихого океана до Дуная оказались под  контролем потомков Чингисхана - Чингизидов. Сразу после своего появления  исполинская империя разделилась  на отдельные части (улусы), крупнейшим на которых был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана), куда вошли  Западная Сибирь, часть Средней Азии, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, земли половцев и других тюркских народов. Западная часть улуса Джучиева стала юртом  сына Джучи Батыя и получила название в русских летописях "Алтын  Орда","Золотая Орда" или  просто "Орда".

  Начало политической истории Золотой Орды относится  к 1243 году, когда Батый возвратился  из похода в Европу. В этом же году великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение. Золотая орда была одним из крупнейших государств средневековья. Ее военная  мощь в течении долгого времени  не имели равных Дружбы с ордынцами  искали правители даже отдаленных стран. По территории орды проходили важнейшие  торговые маршруты, связывающие Восток и Запад. В научной и учебной  литературе - как и на уровне обыденного сознания - утвердились некоторые  стереотипы и заблуждения связанные  с Золотой Ордой. Это относится  к развитию культуры, наличию городов, соотношению понятий "монголы" и "татары", некоторым моментам русско-ордынских отношений. Долгое время Золотая Орда была нежелательной  темой в науке, любой положительный  факт по отношению к ней казался  сомнительным. Термин "татарщина" в трудах классиков марксизма  был синонимом варварства и нес  исключительно пренебрежительный  смысл. Растянувшись от Иртыша до Дуная, Золотая Орда с этнической точки  зрения представляла собой весьма пеструю  смесь самых разных народов -монголы, волжское булгары, русские, буртасы, башкиры, мордва, ясы, черкесы, грузины и пр. Но основную массу населения составляли половцы, в среде которых уже  в 14 веке стали растворяться завоеватели, забывая свою культуру, язык, письменность (подобные процессы характерны были и  для других государств, созданных  монгольскими завоевателями). Многонациональный  характер Орды наследовался ею вместе с завоеванными территориями, принадлежавшими  ранее государствам сарматов, готов, Хазарии, Поволжской Булгарии. В литературе самое широкое хождение получило наименование населения золотой  Орды "монголо-татарами". После  знакомства с историческими фактами  условность этого термина становится очевидной. Этноним "монголы" является самоназванием объединенных Чингисханом  племен, однако повсюду, где появлялись монгольские войска, их называли татарами. Это было связано исключительно  с китайской летописной традицией, с 12 века упорно именовавшей всех монголов "татарами", что соответствовало  европейскому понятию "варвары". Это название китайцы распространяли не только на монголов. За одним из племен, несшим пограничную службу на северной границе Китая и охранявшим ее от монголов, этноним "татары" закрепился как самоназвание. Татары постоянно  враждовали с монголами, в 12 веке отравили отца Чингисхана. Придя к власти в Монголии, Чингисхан поголовно  истребил их. Однако китайцы продолжали применять термин татары по отношению  к монголам. Оно и было принесено  в Европу из Китая задолго до похода Батыя. Русские летописи по отношению  к населению Золотой Орды употребляли  слово "татары", хотя на Руси хорошо знали, что основатели улуса Джучи  называли себя монголами. Словесный  гибрид "монголо-татары" возник в 19 веке и укрепился в российской историографии, хотя в войсках Чингисхана и Батыя никаких татар не было. Современные татары не имеют отношения  к народу, обитавшему до 13века на границе  Монголии с Китаем. Они возникли в результате сложных межэтнических  контактов и взаимодействий.

  Одно из стереотипных представлений о Золотой  Орде состоит в том, что это  государство было чисто кочевническим  и почти не имело городов. Этот стереотип переносит ситуацию времен Чингисхана на всю историю Золотой  Орды. Уже приемники Чингисхана отчетливо  поняли, что "нельзя управлять Поднебесной, сидя на коне". В Золотой Орде было создано более сотни городов, выполнявших функции административно-налоговых  и торгово-ремесленных центров. Столица  государства - город Сарай - насчитывала 75 тыс. жителей. По средневековым масштабам  это был огромный город. Нельзя, однако, забывать и того, что эти города были построены сотнями тысяч  пленных, которых монголы сгоняли из завоеванных территорий. Подавляющее большинство монгольских городов было разрушено Тимуром в конце 14 века, но некоторые сохранились до наших дней - Азов, Казань, Старый Крым, Тюмень и др. На золотоордынской территории строились го-рода с преобладанием русского населения - Елец, Тула, Калуга. Это были резиденции и опорные гарнизоны баскачества ("Калуга" переводится на русский язык как "застава"). Благодаря союзу городов со степью развивались ремесла и караванная торговля, создавался экономический потенциал, длительное время способствовавший сохранению могущества Орды. Культурная жизнь Орды характеризовалась многоэтничностью, а также взаимодействием кочевого и оседлого укладов. В начальном периоде Золотой Орды культура развивалась во многом за счет потреблений достижений завоеванных народов. Это не значит, тем не менее, что монгольский субстрат золотоордынской культуры не имел самостоятельного значения и влияния на покоренные племена. У монголов была сложная и очень своеобразная обрядовая система. В отличие от ситуации в соседних мусульманских странах в общественной жизни Орды довольно высокой была роль женщин. Очень характерным для монголов являлось чрезвычайно спокойное отношение к любым религиям. Веротерпимость вела к тому, что сплошь и рядом даже в одном семействе уживались приверженцы различных исповеданий, к примеру, в роду самих Джучидов хан Батый был язычником, его брат - Берке мусульманином, сын Сартак - христианином. Развивалась традиционная народная культура - особенно богатый и яркий фольклор героико-былинного и песенного характера, а также орнаментально-прикладное искусство. Важнейшей культурной чертой монголов-кочевников было наличие собственной письменности. Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и домостроительной техники. После принятия ислама в качестве государственной религии в 14 веке стали интенсивно строиться мечети, минареты, медресе, мавзолеи, монументальные дворцы. В разных районах Золотой Орды достаточно четко выделялись зоны конкретного влияния различных градостроительных традиций - булгарских, хорезмских, крымских и т.п. Постепенно различные элементы многоэтничной культуры объединялись водно целое, перерастали в синтез, в органическое сочетание разнообразных черт духовной и материальной культуры разных народов, населяющих Золотую Орду. А отличие от Иране и Китая, где монгольская культура быстро и легко растворилась без заметных следов, в Золотой орде в один поток слились культурные достижения разных народов. Одним из самых полемичных в отечественной историографии является вопрос об отношениях между Русью и Ордой, о степени тяжести так назы-ваемого "монголо-татарского ига" и его последствиях для хода русской истории. В 1237-1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русские земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили в сознании русских людей впечатление шока. После Батыева нашествия во Владимиро-Суздальской, Рязанской, Черниговской, Киевской землях более двух третей всех поселений было уничтожено. Массово вырезались и городские и сельские жители. Такую или похожую картину рисовали русские летописцы в подавляющем большинстве российские историки. Трудно сомневаться, что агрессия монголов принесла жестокие несчастья русскому народу. Но в историографии имелись и другие оценки. Так, в 1930 г. М.Нечкина писала: "Жестокости и "зверства" татар, на описание которых русские историки - националисты, не жалели самых мрачных красок, были в феодальную эпоху обычным спутником любых феодальных столкновений...

  Трудовое  население покоряемых татарами земель зачастую рассматривало их в начале покорения как союзников в  борьбе против угнетателей - русских  князей и половецкой аристократии". Смягченную оценку Батыева погрома  пытался дать Л.Н.Гумилев, но и он не мог затушевать жестоких расправ  монголов над русскими в конце 30-начале 40-хгодов 13 века. Монгольское нашествие  нанесло жестокую рану русскому народу. Завоеватели в течении первого  десятка лет после нашествия  не брали дани, занимаясь только грабежами и разрушениями. Но такая  практика означала добровольный отказ  от долговременных выгод. Когда монголы  осознали это, начался сбор систематизированной  дани, ставшей постоянным источником пополнения монгольской казны. Отношения  Руси с Ордой приняли предсказуемые  и устойчивые формы - рождается явление, получившее название "монгольского ига". При этом, однако, практика периодических  карательных походов не прекращалась до 14 века. По подсчетам В.В. Каргалова, в последнюю треть 13 века Орда провела  не менее 15 крупных походов. Многие русские князья подверглись террору  и запугиванию с цельюне допустить  с их стороны антиордынских выступлений. Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только тотальному давлению на Русь было бы заблуждением. Еще С.М. Соловьев четко и однозначно "развел" период опустошений русских  земель монгола-ми и последующий  за ним период, когда они, живя вдалеке, заботились только о сборе дани, При общей негативной оценке "ига" советский историк А.К. Леонтьев подчеркивал, что Русь сохранила  свою государственность, и не была прямо  включена в состав Золотой Орды. Негативно влияние монголов на русскую  историю А.Л. Юрганов, но и он признает, что хотя "непокорных унизительно  наказывали... те князья, которые охотно подчинялись монголам, как правило, находили с ними общий язык и даже более того - роднились, подолгу гостили  в Орде". Многие русские князья становились - по выражению Юрганова - "служебниками" монгольских ха-нов. Н.М.Карамзин считал, что независимость  от монголов способствовала преодолению  раздробленности русской земли, созданию единой государственности, подводя  русских к мысли о необходимости  объединения. Разделяя эту мысль, В.О.Ключевский выделял еще одну сторону власти монгольского хана над русскими князьями - он полагал, что она выступала для Руси в качестве объединительного фактора, и что без арбитража Орды"князья разнесли бы Русь в клочья" своими усобицами. Возникновению термина "иго" мы обязаны Н.М.Карамзину, который писал: "Государи наши торжественно отреклись от прав народа независимо гои склонили выю под иго варваров". Л.Н.Гумилев категорически отвергал понятие "монголо-татарское иго", называя его мифом. При этом он утверждал, что "...говорить о завоевании России монголами нелепо, потому что монголы в 1249 году ушли из России, и вопрос о взаимоотношении между Великим монгольским Улусом и Великим княжеством Владимирским ставился уже позже и решен был в княжение Александра Невского, когда он добился выгодного союза с Золотой Ордой". Писатель Б.Васильев одну из своих статей прямо озаглавил "А было ли иго ?", приводя доводы в пользу добровольности русско-ордынского союза, говоря о дани как законной плате монголам за охрану русских границ, о фактах участия русских войск в организованных монголами военных походах. (Действительно, русские отряды участвовали в завоевании Северного Кавказа, Южного Китая и др.).

Информация о работе Золотая орда. Мифы и реальность