Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:26, реферат
До середины 19 в. все перевозки в России осуществлялись водным и гужевым транспортом. Реки были основными транспортными артериями страны. Многие речные бассейны были соединены каналами (Мариинская, Тихвинская, Березинский, Августовский, Днепробугский каналы). Особенно большое значение имела Волга, связывавшая наиболее развитые и заселенные районы России. Внешние торговые связи осуществлялись морским транспортом.
1. Начало большого пути. Царская железная дорога
2. Строительство первой сети железных дорог
3. Первый профессиональный праздник в России.
Новые трудности и достижения. Мост через Енисей
Железнодорожное строительство в России
Содержание
Введение
Заключение
Введение
До середины 19 в. все перевозки в России осуществлялись водным и гужевым транспортом. Реки были основными транспортными артериями страны. Многие речные бассейны были соединены каналами (Мариинская, Тихвинская, Березинский, Августовский, Днепробугский каналы). Особенно большое значение имела Волга, связывавшая наиболее развитые и заселенные районы России. Внешние торговые связи осуществлялись морским транспортом.
В августе 1834 г. по приглашению горного ведомства в Петербург приехал известный австрийский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. За четыре месяца он объездил множество городов от Москвы до Урала и по возвращении в Петербург подал императору Николаю I обстоятельную записку, в которой изложил свои соображения о строительстве железных дорог. В ней отмечалось, что "…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения". Для начала, чтобы рассеять сомнения относительно возможности эксплуатировать железные дороги в зимних условиях, предлагалось построить небольшую линию.
15 апреля 1836 г. был обнародован Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги. Согласно проекту, она начиналась в Петербурге на левом берегу Фонтанки, в 370 м от Обуховского моста. Там предполагалось построить большое станционное здание, увенчанное башней с часами. Путь в одну колею от первой станции должен был пройти вдоль набережной Введенского канала до Обводного, за которым находился единственный на дороге поворот, и далее устремлялся совершенно прямо в юго-восточном направлении - к Царскому Селу и Павловску. Герстнеру было дозволено учредить акционерную компанию с капиталом в 3 млн. руб.
Для Царскосельской дороги была выбрана колея шириной 6 футов (1829 мм). Такое решение Герстнер обосновал необходимостью сделать шире подвижной состав, чтобы увеличить вместимость вагонов и тем самым получить возможность перевозить громоздкие грузы, в том числе и кареты. Кроме того, такая колея позволяла в будущем увеличивать мощность паровозов, паровые цилиндры, движущие механизмы которых располагались внутри рамы.
Начавшееся 1 мая 1836 г. строительство планировалось завершить к 1 октября того же года. Всего за один месяц 2500 рабочих и 1400 солдат уложили 5-километровый участок железнодорожного полотна. Но к сроку закончить работы не удавалось, поэтому Франц фон Герстнер принял решение начать движение на готовом участке между Кузьмином и Павловском, где 3 ноября 1836 г. совершил первый рейс поезд на паровой тяге.
Франц фон Герстнер сам неоднократно выступал в роли машиниста и перевез тысячи людей. Позднее он писал, что проехал "в первые пять дней по пятиверстному расстоянию 116 раз".
30 октября 1837 года состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги.
Отношение к Царскосельской дороге в разные периоды было неодинаково. Многие дали ей пренебрежительное название "увеселительной", считая ее чем-то вроде аттракциона. Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в стране. На торжественном собрании Императорского русского технического общества, посвященном 50-летию начала строительства рельсовых путей в России, отмечалось: "Царскосельская железная дорога в отношении ее общего значения для сети русских железных дорог и по той цели, которая имелась в виду при разрешении ее сооружения, справедливо будет рассматриваться подобно достопамятным потешным полкам и ботику императора Петра I, давшим России славные и победоносные гвардию, армию и флот".
Успех Царскосельской железной дороги в значительной степени предопределил и ускорил решение вопроса о строительстве железнодорожной магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой, которой суждено было сыграть особую роль в развитии железнодорожного транспорта России. Ее проектирование, строительство, эксплуатация стали поистине триумфом отечественной инженерной мысли, определили пути создания сети железных дорог в стране, развития технических средств, параметров и норм, методов организации перевозок.
К сожалению, ввод линии в строй в 1851 г. не стал началом массового строительства железных дорог; за 10 лет было возведено лишь несколько отдельных линий, самой крупной из которых стала линия Петербург - Луга - Псков длиной 274 км. В 1852-1862 гг. была построена Петербурго-Варшавская дорога. Однако, именно в этот период было создано Главное общество российских железных дорог, и в январе 1857 г. Александр II утвердил «Положение об основных условиях для устройства первой сети железных дорог в России».
Значительное оживление железнодорожного строительства началось в конце 1860-х - начале 1870-х годов, когда полигон железных дорог прирастал в среднем на 1500 км в год. В 1866-1868 гг. правительство заключило договоры на строительство 26 железнодорожных линий. Особенно высокие темпы характерны для 1890-1900 гг., когда было построено около 24 тыс. км железных дорог. В 1895 г. Россия по протяженности сети вышла на второе место в мире после США. Рельсовые магистрали надежно связали центральные районы страны с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, Средней Азией, продвинулись на север.
Среди новостроек того времени, безусловно, выделяется Транссибирская магистраль, не имеющая себе равных по замыслу, протяженности, масштабам и объемам работ, сложности и срокам строительства. Транссиб был построен практически за 10 лет, хотя окончательное завершение его строительства по территории России относится к 1916 г. Общая протяженность супермагистрали с учетом подходов к Уралу и в Сибири к тому времени превысила 13 тыс. км.
В 1910-1916 гг. Россия увеличила свою сеть на 22,6%, построив почти 16 тыс. км линий. Формирование железнодорожной сети сопровождалось быстрым развитием технических средств, обеспечивающих ее бесперебойное функционирование, совершенствованием эксплуатационной работы. Огромный прогресс был достигнут в путевом хозяйстве, в области искусственных сооружений, прежде всего мостов, устройств сигнализации и связи. Появились и окрепли отечественное паровозо- и вагоностроение. Уже в 1913 г. была сделана попытка электрификации железных дорог на линии Петербург - Ориенбаум. В 1889 г. начала работать первая сортировочная станция Ртищево. Прогрессу набирающей силу железнодорожной отрасли способствовало появление наряду с институтом Корпуса инженеров путей сообщения других вузов, и прежде всего Императорского Московского инженерного училища ведомства путей сообщения, формирование и большая творческая отдача отечественной научной транспортной школы, нестоящий расцвет инженерного железнодорожного дела.
Активное формирование сети железных дорог Российской империи происходило во 2-й половине XIX века, что было обусловлено как потребностями экономики, так и военными интересами государства (так, в качестве одной из главных причин поражения России в крымской войне 1850-х годов принято указывать отсутствие сети железных дорог и, соответственно, возможности оперативно перебрасывать вооружённые силы по территории страны). Построенные в это время дороги были как казёнными (Николаевская, Московско-Нижегородская, Петербурго-Варшавская), так и частными (Рязано-Уральская). В это же время были созданы все существующие ныне вокзалы крупных городов. В начале XX века была построена наиболее грандиозная дорога — Транссиб, соединившая европейскую часть страны и Урал с Дальним Востоком. Ещё одна стратегическая дорога — КВЖД — была построена на территории соседнего Китая.
1845 - на Александровском заводе (г. Санкт-Петербург) начали выпускать пассажирские и грузовые паровозы.
1880 - построен Сызранский (Александровский) железнодорожный мост через Волгу, который соединил центральные районы России с Заволжьем, Уралом и Сибирью.
Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью - важнейшему хлебному региону страны. В октябре 1874 г. вводится в эксплуатацию Моршано - Сызранская железная дорога. 12 октября первый поезд прибыл на ее конечный пункт - станцию Батраки. В январе 1877 г. вводится в эксплуатацию Оренбургская железная дорога, которая проходит через город Самару. Начало она берет на станции Батраки. В это же время строится участок железной дороги Сызрань - Батраки. Открытие Оренбургской железной дороги было величайшим событием в истории России, поскольку появился удобный путь для перевозки российских товаров на азиатские рынки, а также для вывоза сырья из Азии.
1885 - издан и введен в действие на всех российских железных дорогах Общий Устав железных дорог.
1896 - учрежден профессиональный праздник - День железнодорожника.
День железнодорожника – первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня), начавшего строительство железных дорог в России. Приказ по Министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года за №58 гласил: "Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения. Министр путей сообщения князь М.Хилков".
Праздновался День железнодорожника ежегодно 25 июня вплоть до 1917 года. В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом.
После 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет.
Традиция чествовать железнодорожников возродилась в России лишь в 1936 году. А связано это было с тем, что в 1935 году впервые за много лет был перевыполнен план перевозок. В конце июля в Москве собрались передовики и руководители производств, 56 из них получили ордена. Тогда ряд дорог обратился к Правительству с просьбой отмечать ежегодно трудовые успехи. постановлением Правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на ближайший выходной день.
1899 - завершилось строительство железнодорожного моста через Енисей по проекту выдающегося ученого -Лавра Проскурякова. В 1900 году это сооружение наряду с Эйфелевой башней было удостоено Гран-при и золотой медали Всемирной выставки в Париже - "За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение".
Мост через Енисей был первым в России и вторым на Евроазиатском материке по величине пролетов - 145 м. Строительство этого моста помогло строителям –железнодорожникам приобрести огромный опыт в строительстве искусственных сооружений, было опробовано иного методов которые помогли продвигаться дальше на Восток. Комиссия принимавшая четырехлетний труд, убедилась в «безусловной рациональности проекта металлического строения енисейского моста», была отмечена выдающаяся тщательность работы по сборке и склепке железных частей, исполненная контрагентом казны инженером-механиком Евгением Коноре.
Потом еще было, много открыто новых направлений в развитии железнодорожного полотна, тяжелых изнурительных работ, проложено тысячи километров пути, потеряно много жизней при строительстве железных дорог. Последним завершающим звеном Южсиба явилась железнодорожная линия Абакан –Тайшет, проложенная через Саяны. Изыскание этой трассы проводилось в 1942-1943 годах изыскательскими партиями институтов. Начальником одной из экспедиций был назначен А.И.Кошурников. Экспедиция в составе Кошурникова и инженеров Журавлева и Стофато не вернулась из тайги в назначенный срок, все поиски закончились без результатно и только через год осенью 1943 года старый рыбак наткнулся на останки человека в пребрежных кустах-это был Кошурников. Трагичной по строительству явилась железнодорожная линия Абакан-Тайшет. Память о мужественных изыскателях этой трассы увековечена, в честь их названы три железнодорожных станции - Кошурниково, Журавлево и Стофато. Разработка и строительство трассы началось в 1948 и закончилось в 1965 году. Главным препятствием, с которым пришлось столкнуться строителям стали Восточные Саяны. 350 километров гор и впадин и новые трудности, 115 тысяч скальных пород было поднято при строительстве тоннелей, вырублено несколько миллионов кубометров древесины, построено четыре моста. 1965 год стал годом трудовых побед строителей всех участков трассы. За самоотверженный труд сотни строителей «Дороги мужества» были награждены правительственными и ведомственными наградами.
Дороге присвоено звание-«Дорога мужества».
Заключение
В настоящее время железнодорожный транспорт является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации и во взаимодействии с организациями других видов железнодорожного транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства.
В условиях постоянно растущего спроса на качественные услуги железнодорожного транспорта необходимо не только преодолеть нарастающий износ основных фондов, но и обеспечить условия для создания новой для России инфраструктуры высокоскоростного сообщения.
Кроме того, предстоит обеспечить транспортную доступность новых месторождений и перспективных производственных районов, фактически обустроить малообжитые территории страны.
Для развития и модернизации отрасли необходимо привлечение значительных инвестиционных ресурсов, с использованием механизмов частно-государственного партнерства. Это потребует дополнительных шагов по укреплению Инвестиционного фонда, по его наполнению.
Необходимо также повышение капитализации самой компании ОАО «РЖД», расширяя ее рыночные возможности, в том числе путем создания дочерних компаний и вывода акций этих компаний на фондовый рынок.