Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:37, реферат
Земские соборы имели очень большое значение в истории России, этим и объясняется тот факт, что их изучению посвящено огромное количество работ различных ученых - историков. Создание земских соборов было большим шагом в совершенствовании государственной системы управления и стало ключевым моментом в развитии нашей страны как демократического государства.
Введение …………………………………………………………………….....3
Вопросы терминологии……………………………………………………. …3
Что такое земские соборы…………………………………………………. …3
Возникновение земских соборов…………………………………………… ..5
Типа земских соборов …………………………………………………………5
Периодизация земских соборов…………………………………………….. ..6
Какие вопросы рассматривались на соборах ………………………………...7
Земский собор 1549 года…………………………………………………….. ..7
Избранная рада. Реформы…………………………………………………… ..7
Как проходила земская реформа ……………………………………….…….10
Судебник…………………………………………………………………….… 10
Стоглав………………………………………………………………………... .12
Заключение…………………………………………………………………… .14
Список литературы ……………………………………………………………15
Министерство образования и науки РФ
Московский Государственный
Реферат
по дисциплине «Отечественная история»
на тему:
«Земские соборы в XVI-XVII вв»
Выполнил:
Смирнов Н. В.
Проверил:
Гацунаев К. Н.
г. Москва, 2012
План.
Введение ………………………………………………………
Вопросы терминологии………………………………………………
Что такое земские соборы…………………………
Возникновение земских соборов………………………………………
Типа земских соборов …………………………………………………………5
Периодизация земских соборов…………………………………………….. ..6
Какие вопросы рассматривались на соборах ………………………………...7
Земский собор 1549 года…………………………………………………….. ..7
Избранная рада. Реформы…………………………………………………… ..7
Как проходила земская реформа ……………………………………….…….10
Судебник…………………………………………………………
Стоглав……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………15
Введение.
Начальной формой политической централизации в России явилась сословно- представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства - земский собор. Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата.
Вопрос терминологии.
В памятниках XVI века термин «земский собор» не встречен. Он редко употребляется и в XVII столетии. Документы XVII века, трактующие о созыве земских соборов, чаще говорят просто «собор», «совет», «земский совет».
Слово же «земский» в XVI веке значит «государственный».
Что такое земский собор?
Собор, являвшийся в XVI веке «вполне законченным, выработанным типом политического учреждения», оставался таковым и в XVII столетии. Только он «осложнился новым, выборным элементом», который «присоединился к нему со стороны, и представляет собой продукт, выросший совсем на другой почве».
Различные историки по - разному дают определение земских соборов. Обратим внимания на самые интересные из них.
В. О. Ключевский: земские соборы - это «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний».
С. Ф. Платонов: земский собор - это «совет всей земли», состоящий «из трех необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе», 2) боярской думы, 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».
С. О. Шмидт: « .Соборы XVI века - это не представительные учреждения в обычном понимании, а скорее бюрократические». Соборы времени Ивана Грозного - «органы территориальной централизации, признак объединения земель под властью одного государя». Соборы были нужны «укрепляющемуся самодержавию как орудие сопротивления сохраняющийся еще феодальной раздробленности».
Р. Г. Скрынников считает, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а с этого времени пошло по пути превращения в сословно - представительную монархию. До 1566 года соборные совещания «представляли сравнительно немногочисленную верхушку господствующего класса в лице членов боярской думы и руководства церкви». Участниками собора 1566 года были, «помимо бояр и церковников, многочисленные представители дворян, приказной бюрократии и купцов». Причину «расцвета соборной практики в мрачную эпоху опричнины» автор объясняет «первым серьезным кризисом опричной политики» и попытками монархии найти «непосредственную опору в более широких слоях господствующих классов, в среде дворянства и богатейшего купечества». Но «полоса компромисса» была кратковременной, на смену «пришел террор, надолго покончивший с соборной практикой».
Возникновение соборов.
1549 год можно считать
годом рождения земских
Земский собор возник в XVI веке как орган, долженствующий заменить кормленщиков. Это был «парламент чиновников». Форма земского собора, возможно, была навеяна городовыми советами, о существовании которых можно догадываться на основе докладов начала XVII века.
Земские соборы общегосударственного характера, требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой - то мере заменили княжеские съезды и вместе с думой унаследовали их политическую роль. В то же время земский собор - это орган, пришедший на смену вечу, восприняв традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства.
Типы соборов.
1. Соборы, занимающиеся вопросами
общегосударственными. Так сказать
«большой политики». Это
2. Совещания царя с
войнами накануне походов. Их
лучше именовать «войсковыми
собраниями» (это название
3. Третью группу соборов
составляют такие, на которых
разбирались дела как
4. Была, очевидно, еще одна категория собраний, на которых Иван IV обращался с воззваниями или политическими декларациями к людям разных чинов.
Периодизация земских соборов.
Историю земских соборов можно разделить на 6 периодов.
1) Время Ивана Грозного
(с 1549 года). Соборы, созываемые царской
властью, уже сложились.
2) Со смерти Ивана Грозного
до падения Шуйского (с 1584 до 1610
года). Это время, когда складывались
предпосылки гражданской войны
и иностранной интервенции,
3) 1610 - 1613. Земский собор
при ополчениях превращается
в верховный орган власти (и
законодательной, и
4) 1613 - 1622. Собор действует
почти непрерывно, но уже в
качестве совещательного
С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.
5) 1632 - 1653. Соборы собираются
сравнительно редко, но по
6) После 1653 до 1684. Время затухания соборов (небольшой взлет был в 80-х годах).
Какие вопросы рассматривались на земских собраниях?
Если присмотреться к
вопросам, которыми занимались соборы,
созывавшиеся церковной властью, то
прежде всего надо выделить из них
четыре, которые утвердили проведение
крупных государственных
Наиболее часто на соборах
рассматривались вопросы
Земский собор 1549 года.
Совещание продолжалось два дня. Было три выступления царя, выступление бояр, наконец, состоялось заседание боярской думы, принявшей о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. Б. А. Романов пишет, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Летописец, описывающий собрание, не говорит, из кого состояла вторая «палата» (курия): из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван правительством в Москву специально.
Соборов с 1549 по 1683 года состоялось около 60.
Избранная рада. Реформы.
Перед новым правительством
встал вопрос о путях преобразования
государственного аппарата. Первые шаги
к реформам выразились в созыве 27
февраля 1549г. расширенного совещания
на котором присутствовала Боярская
дума, освященный собор, воеводы, а также
боярские дети и “большие” дворяне
(очевидно, московские). Февральское
совещание 1549г. (“Собор примирения”) было
фактически первым Земским собором.
Его созыв ознаменовал
Решение Собора 1549г. показало, что правительство собиралось в дальнейшем использовать поддержку как боярства, так и дворян. Оно было явно не в пользу феодальной аристократии, так как она должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенное оформление сословных привилегий дворянства.
В связи с тем, что в феврале 1549г. было решено “давать суд” если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба, которой ведал А. Адашев и, возможно, Сильвестр.1 Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле. Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем, Адашев в 50х годах XVI в. фактически возглавлял деятельность государственной казны.2 Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с реформами середины века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя, здесь же по ним принимались решения- Челобитная изба была бала своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением.
Одновременно с “Собором
примирения” происходили
После февральских
соборов правительственная