Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:35, реферат
Одной из вспомогательных специальных исторических дисциплин является геральдика – наука о гербах.
Геральдика занимается изучением гербов, а также традициями и практикой их использования. Она является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы.
«Зарождение геральдики».
Одной из вспомогательных специальных исторических дисциплин является геральдика – наука о гербах.
Геральдика занимается изучением гербов, а также традициями и практикой их использования. Она является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы.
Герб — символическое изображение, присвоенное какому-либо государству, городу или роду. Слово герб происходит от польского herb — наследство. Это эмблема или отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.
Уже в раннем средневековье в западноевропейской культуре складывается чёткая система, по которой составляли различные гербы. Этим занимались специальные люди – герольды. Они разработали свод правил, которые составили основу науки геральдики. Для человека, жившего в то время и знавшего правила сложной геральдической символики, каждый герб являлся рассказом о заслугах и достоинствах его носителя, когда требовалось получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом. По этой причине геральдическая символика была легко читаемой, без сложных рисунков и надписей, зато с крупным цветным полем.
Хотя слова «герб», «герольд» и законы исторической символики появились только в Средние века, корнями они уходят в первобытные времена. Предшественниками гербов и эмблем можно считать изображения тотемов – животного, растения или предмета, которым поклонялось то или иное племя. Например, в могильниках племён, живших на берегах морей, находят фигурки черепахи, нырка или дельфина; у племён степей – фигурки змеи; лесных племён – медведя, оленя или волка, считавшихся «предками» или божествами. Такой же характер носят изображения растений – ели на Европейском Севере, оливы в Средиземноморье, лотоса в Северной Африке и Южной Азии. В редких случаях символами служили предметы неживой природы, которым поклонялись: метеоритный камень, упавший с неба, раковина. Особую роль играли знаки Солнца, Луны, воды.
Подобные символы существовали и в древнейших государствах, образовавшихся в районе расселения того или иного племени. Их можно увидеть на табличках с печатями и первых монетах (с VII в. до н.э.). Так, на печатях Древнего Египта появились изображения богов и священных животных; корова – на известной печати из индийского города Мохенджо - Даро. На монетах Афин изображали сову – птицу богини Афины; Эгины – черепаху; Пантикапея – мифического грифона, ставшего гербом и современной Керчи. Наряду с этим у греков появляются изображения богов: на афинских монетах – Афина, дельфийских – Аполлон. Знаки царской власти становятся символами больших монархий. Например, двойная секира была изображена на стенах дворцов критских царей - лабиринт. Восьмиконечная звезда встречается на личных вещах царей Македонии.
В более поздние времена в символах городов и государств появляются изображения знаменитых достопримечательностей: у Родоса – Колосса, Александрии – Фаросского маяка и плывущего корабля. Были в древности прообразы личных гербов знатных людей, о чём оставил свидетельство Эсхил в трагедии «Семеро против Фив»: вожди, осаждающие город Фивы, стоят против городских ворот, подняв щиты с изображениями звёзд и месяца, героя с факелом, огнедышащего чудовища Тифона.
Символом Римской империи со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла (священной птицы Юпитера). После перенесения столицы в Константинополь в 330 г. император Константин ввёл новую эмблему: чёрного двуглавого орла на золотом фоне – символ власти императора над Западом и Востоком империи.Двуглавый орёл сохранился и как герб Византийской империи.В начале её существования императоры пытались восстановить Римскую империю, а затем две головы орла, обращённые в разные стороны, стали восприниматься как символ географического расположения Византии на стыке Европы и Азии. Впоследствии от римского и византийского орлов произошли гербы многих империй: Священной Римской (одноглавый чёрный), Арабского халифата, России (двуглавый чёрный).
Геральдика возникла практически одновременно в сразу нескольких регионах Западной Европы: в области между Луарой и Рейном, в Южной Англии, в Швейцарии и в Северной Италии — и очень скоро распространилась практически по всему континенту. Вплоть до середины XVII века интерес к геральдике всё возрастал, а практика использования гербов продолжала расширяться. С середины XVIII века интерес к геральдике снижается, особенно во Франции и Англии. Мишель Пастуро объясняет это тем, что конкуренцию гербам в качестве опознавательного знака составили новые эмблематические формы — монограммы, криптонимы, значки и девизы. Во время первой французской революции новое правительство в 1790 году вообще запретило гербы как «знаки феодальности», хотя большинство гербов принадлежало вовсе незнатным лицам. Во Франции обычай ношения гербов был восстановлен в 1808 году Наполеоном I вместе со введением новой геральдической системы, которая была ликвидирована сразу же после реставрации Бурбонов.
Но в это время, начиная с XVIII века европейская традиция эмблематики начинает проникать за пределы Европы — вместе с европейскими переселенцами она попадает в Новый Свет, а затем Азию, Африку и Австралию. В XIX веке наметился ещё более глубокий спад, продолжившийся и в следующем столетии.
«Геральдика как система гербов».
1. Версии о происхождении геральдики.
Появление геральдики относят к периоду времени между первым, когда гербов ещё не существовало, и вторым, когда после крестовых походов она стали делом привычным. Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами. Появление гербов связывают с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков, когда получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, обычно имевшие миндалевидную форму, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями. По этой причине ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой и не содержала сложных рисунков и надписей. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов. Кроме того, появление геральдики было вызвано изменениями в самом европейской обществе, произошедшими после 1000 года. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века.
Между тем, некогда существовало множество
других версий о происхождении геральдики.
Первые попытки объяснить
На знаменитом ковре из Байё, изображающем завоевание Англии Вильгельмом I и созданном вскоре после этого события, на щитах нормандский воинов вышито множество изображений, похожих на геральдические. Между тем, в различных эпизодах одни и те же рыцари изображены с разными щитами, что не позволяет говорить об их геральдическом характере.
К наиболее ранним свидетельствам существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице графа анжуйского Жоффрея V, умершего в 1151 году. Этот же герб изображён на скульптурной гробнице внука Жоффрея — Уильяма Длинного Меча, умершего в 1226 году. Согласно Жану де Мармутье, в 1127 году по случаю женитьбы Жоффрея на Матильде её отец, король Англии Генрих I, возвёл Жоффрея в рыцари и подарил ему щит, украшенный львами. Очевидно, что речь идёт о том же щите, что и изображённый на гробницах Жоффрея и его внука. Между тем, хроника Мармутьера написана уже после смерти Жоффрея, в 1170 годы, а гробница была изготовлена между 1155 и 1160 годами.
2. Влияние общества на распространение геральдики.
В скором времени после зарождения
геральдики она распространилась на
всё средневековое общество. Хотя
первоначально гербы
К XIV веку церковь, ранее относившаяся к гербам с подозрением, становится одним из центров геральдического творчества. Гербы можно увидеть на церковных стенах, плитах, витражах, потолках, церковной утвари и одежде священнослужителей.
Существенную роль в распространении геральдики вне среды рыцарства сыграли печати, которые ставились или привешивались почти ко всем документам. На большинстве печатей использовались те же изображения, что и в гербах, с той лишь разницей, что они вписывались в поле самой печати. Сеньоры и рыцари, кроме украшения гербами своих щитов, стали наносить гербовые изображения на другие детали амуниции, знамёна, попоны и вальтрапы лошадей.
Огромное влияние на распространение геральдики сыграла практика проведения рыцарских турниров, бывших основой геральдического действа среди аристократов вплоть доXVI века. Обычно непосредственно турниру предшествовала продолжительная демонстрация гербов и гербовой атрибутики. Участвующих в турнире рыцарей представляли глашатаи — герольды, от названия которых в XIX веке и произошло название науки о гербах. Оглашение герба выступающего на турнир рыцаря привело к становлению специального геральдического языка, характеризующегося чёткостью и однозначностью формулировок, а также определённой поэтичностью. Гербы участников турнира демонстрировались присутствующим двумя мужчинами или мальчиками, наряжёнными в костюмы ангелов, чудищ или дикарей. От подобной практики впоследствии произошёл такой почётный элемент герба как щитодержатели.
Вплоть до середины XVII веке интерес к геральдике всё возрастал, а практика использования гербов продолжала расширяться. Но с середины XVIII века интерес к геральдике снижается, особенно во Франции и Англии. Мишель Пастуро объясняет это тем, что конкуренцию гербам в качестве опознавательного знака составили новые эмблематические формы — монограммы, криптонимы, значки и девизы. Во время первой французской революции новое правительство в 1790 году вообще запретило гербы как «знаки феодальности», хотя большинство гербов принадлежало вовсе незнатным лицам. Во Франции обычай ношения гербов был восстановлен в 1808 году Наполеоном I вместе со введением новой геральдической системы, которая была ликвидирована сразу же после реставрации Бурбонов. В XIX веке наметился ещё более глубокий спад, продолжившийся и в следующем столетии.
3. Начало геральдики в России.
В России геральдика была заимствована из Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год).
Развитие геральдики в России связывают с именем Петра I, который раздавал гербы дворянам за особые заслуги. По его указу, в 1722 году была создана Герольдия и введена должность герольдмейстера в России.В 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики, а с 1797 года стал составляться «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5 тысяч гербов.
Вместе с гербом знатный
род мог иметь и свой неповторимый
девиз. Девизы на иностранных языках
также связывают с
В качестве примера рассмотрим гербы городов, которые в разные времена были столицами России.
Первой столицей Руси, согласно Ипатьевской летописи, с 862 по 882 годы был Великий Новгород. Его герб был утвержден 16 августа 1781 г. На нём «В серебряном щите два черные медведя поддерживают с двух сторон золотой трон с червленой подушкой, на которую поставлены накрест золотые же скипетр и крест. На спинке трона золотой подсвечник с тремя золотыми же горящими свечами. В лазуревой оконечности щита две пары серебряных рыб, плывущих навстречу друг другу.»